Духовно-нравственные основы воспитания
статья на тему

Есакова Юлия Александровна

«Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес» Ш.А.Амонашвили.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_esakova.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.А. Есакова,

МОУ СОШ 6, г. Алексеевка,

 Белгородской области

учитель начальных классов

Духовно - нравственные основы воспитания

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

Очень важно воспитать новое поколение людей, уважающих себя и других, стремящихся к добру и справедливости, работающих над своим совершенствованием, любящих жизнь и всё живое вокруг. И эта непростая задача ложится на наши учительские плечи. Именно мы должны указать новому поколению путь к свету, справедливости и счастью. Я уверена в том, что если правильно воспитать ребёнка, неважно какой национальности, развить в нём чувство толерантности, самоуважения и уважения к другим людям, то межнациональных проблем просто не возникнет, и отпадёт необходимость в их решении.

Потребность и понимание того, что духовное – это первооснова любого общества и любой личности, всё больше приходит в нашу жизнь. Мы начинаем понимать, ценить и выстраивать приоритеты, не иначе как для развития духовно-нравственной сферы личности, основы современного воспитания.

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

«Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес» Ш.А.Амонашвили.

Во все века, при всех общественных формациях ценились такие человеческие качества,  как  доброта,  милосердие,  бескорыстие,  способность  жертвовать  собой ради  других  людей,  умение  сочувствовать,  содействовать.  Однако  в  период кардинальных перемен  нашему обществу  стали нужны люди деловые, уверенные в  себе,  с  яркой  индивидуальностью,  независимые.  И  получилось  так,  что воспитание  в  людях  всех    перечисленных  ранее  качеств  стало  непопулярным, лишним  для  развития  и  прогресса  общества,  для  благополучия  людей.  И действительно,  появилось  много  таких  людей,  возникли  учебные  заведения, формирующие  подобную  модель  современного  человека.  Но  жизнь  мудра  и вносит свои коррективы. В обществе назрел своего рода социальный взрыв из-за  «дефицита  нравственности»  у  отдельных  личностей  и  взаимоотношениях  между людьми.    Наблюдается  доминанта  материальных  ценностей  над  духовными:  у детей  искажены  представления  о  доброте,  милосердии,  великодушии, справедливости,  патриотизме;  высокий  уровень  детской  преступности  вызван общим  ростом  агрессивности  и  жестокости  в  обществе;  детей  отличает эмоциональная, волевая  и духовная незрелость; семья несостоятельна в вопросах воспитания,  так  как  родители  озабочены  не  духовным  здоровьем  детей,  а проблемой финансового достатка. Необходимость изменений в формировании идеалов и целей воспитания сейчас особенно важна. Стали говорить о духовном возрождении России, об исправлении ошибок недавнего прошлого.

Моя воспитательная стратегия: побуждение личности ребёнка к самовоспитанию и к самоанализу. Воспитать в детях умение строить себя для себя самого и для других.

Познавая и оценивая себя с точки зрения нравственных и культурных ценностей, ребёнок развивает способность понять, увидеть и почувствовать мир людей.

Через литературные произведения учу детей умению размышлять о людях, действиях, поступках, о влиянии своих поступков на других; учу принимать решение с точки зрения нравственных ориентиров, культурных ценностей. Тем самым перед ребёнком открывается дорога к социализации: ребёнок учится сопереживать, взаимодействовать, сотрудничать.

В центре внимания на уроке герой произведения, качества его характера. Своей задачей на уроке ставлю умение проследить духовные качества главного героя, его переживания и чувства, извлечь уроки доброты, красоты и истины из судеб художественных образов. В ходе обсуждения рождается проблемная ситуация. В результате её решения дети аргументировано ищут ответы на все поставленные вопросы данной проблемы.

Именно в младшем школьном возрасте, когда так сильна эмоциональная память, восприятие того или иного образа может оказаться решающим в жизни человека, потому что именно в это время формируется в детях духовное начало.

Все знания об окружающей действительности для ребёнка существуют только в наглядной чувственно – воспринимаемой форме. Чем богаче воспринимаемый им мир, тем лучшие основы для его духовного развития закладываются в детстве. В возрасте 7-10 лет личность ребёнка, его способности приобретают деятельностный характер, он жаждет проявить свои творческие задатки в конкретной деятельности, и в учебной в частности. Учителю необходимо использовать в учёбе эти качества, что превращает его в искателя истины. Необходимо поощрять творчество и самодеятельность ребёнка, помочь ему в овладении навыками труда, даже если этот труд называется «учёба». Надо учиться не потому, что надо, а потому, что интересно.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Как важно нам, педагогам, сотрудничать с родителями, расширять их мировоззрение, помогать им в общении с их детьми.

"Для нравственной оседлости человека совершенно необходимо любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык". Д.Лихачев

Учителю необходимо двигаться постоянно вперёд вместе с тем вечным движением, в котором движется вся Жизнь. Самое важное, чтобы учитель вошёл в это движение с любовью.

Если сегодня ты никому из своих учеников не украсил дня своей Любовью, Добротой - твой день пропал.  

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

"Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

В статье рассказывается о направлениях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования  и о мероприятиях, которые проводятся с учащимися по этим напр...