Рабочая программа по внеурочной деятельности "Незабудки"
рабочая программа (1 класс) по теме

Шеховцова Марина Анатольевна

В основу программы кружка заложена работа по развитию творческих способностей учащихся, воспитанию любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника. Программа развивает  в душах детей любовь, уважение и бережное отношение к жизни средствами  эстрадного пения. Пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nezabudki.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №29

 муниципального образования Красноармейский  район

                                    УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол №

                                                          от ___________ года

                                                председатель педсовета

                                                                           _______________С.В. Щербак

Рабочая программа внеурочной деятельности

Тип программы: комплексная

Кружок «Незабудки»

Срок реализации  4 года

Возраст обучающихся  6 – 10 лет

Автор – составитель   Шеховцова Марина Анатольевна

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное бытиё, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.

       Большую роль в этом играют:

- концертная деятельность;

- участие в фестивалях, конкурсах.

Полезны хорошо продуманные и подготовленные концертные выступления, на которых удается установить живую непосредственную связь с аудиторией.

     Одной из главных задач преподавателя является – выявить в каждом ученике самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.

Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему  ( а она тесна связана с сердечно – сосудистой системой ), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.

   Эстрадное пение занимает особое место  в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.

Эстрадное пение, несмотря на существенные различия  с академическим вокалом,  базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата.

Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются:  близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре ( исключение – высокие мужские голоса ), отсутствие выраженного прикрытия «верхов», использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре.

Стоит отметить, что  предмет  «эстрадное пение» предполагает обучение  не только  правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и  умение работать с микрофоном, владение  сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же,  как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.  В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.

 Привитие интереса к предмету « Эстрадное пение » может проходить не только через урок, но и через внеклассные мероприятия, такие как: конкурсы, концерты, постановка водевиля, мюзикла.

Петь хочет  практически каждый ребёнок за очень большим исключением. А для того, чтобы дети захотели петь, нужно педагогу показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.

      Программа представляет учебный курс по эстрадному пению для учащихся образовательных учреждений с 1 по 4 класс . Обучение детей по предлагаемой программе длится 4 года. Основными критериями установления сроков обучения являются возраст и способности учащихся.

Программа даёт возможность:

 Развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и  опёртого звучания голоса; расширить и  выровнять диапазон певческого голоса; овладеть  специфическими эстрадными приёмами в пении и многое другое.

Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться  красиво и  артистично держаться и двигаться  на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию.

Обучиться на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму:  познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила  работы с микрофоном и уметь применять их на практике.

Преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе  обучения.

Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению:  привить  ощущение  собственной значимости в обществе, стремиться   к раскрепощению инициативы  и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.

Расширить общемузыкальный кругозор учащихся: в процессе обучения познакомить учащихся с великими произведениями советских и зарубежных композиторов.

Основная концепционная идея программы:

- привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через сольное эстрадное пение;

- приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;

- развить вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей.

- заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.

Деятельность преподавателя опирается на следующие принципы:

  • Доступность
  • Интерес
  • Активность
  • Трудолюбие
  • Оптимизм

Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

  • Максимальное проявление внимания к каждому ребёнку, выявление и реализация его индивидуальности через вокальное исполнительство.
  • Создание творческой, психологически-комфортной атмосферы занятий.
  • Реализация вокально-исполнительского потенциала учащихся через концертные и конкурсные мероприятия как внутри школы, так и за её пределами.
  • Музыкально-игровые, образно-сценические методы преподавания на всех этапах обучения.

 Цели и задачи программы:

Главная цель программы выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства.

Практическое овладение   вокальным  эстрадным  мастерством  для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.

 Задачи:

образовательные

- развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение     профессиональными певческими навыками

- развитие навыков вокального интонирования и сольфеджирования

- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса)

- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»

- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей  произведения (фразировкой, нюансировкой,    агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности)

- обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном

развивающие

- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых                

возможностей

- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма

- развитие исполнительской сценической выдержки

- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления

-развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре

- духовно- нравственное развитие.

воспитательные

- воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время

- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память

- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей

- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения

- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.

1.1  Форма учебной деятельности.

Данная программа рассчитана на младший школьный возраст.

Занятия проводятся в форме групповой работы.

1год обучения – 33 часа. (1 раз в неделю)

2год обучения – 34 часов(1раз в неделю)

3год обучения – 34 ч (1раз в неделю)

             4 год обучения – 34 ч (1 раз в неделю)

1.2 Формы, принципы и методы работы.

Принципы:

В основе  предмета «эстрадное пение» должны лежать следующие педагогические принципы:

-  единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;

-  постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;

-  использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;

- принцип эмоционального положительного фона обучения;

-  индивидуальный подход к учащемуся.

Формы:

- учебное групповое  занятие;

- контрольный урок;

- музыкальные спектакли;

- отчётный концерт;

- участие в конкурсах, фестивалях;

- посещение концертов, музыкальных спектаклей.

Методы:

  1. Метод демонстрации : прослушивание лучших образцов исполнения,  использование наглядных пособий,  личный пример.

2.Словесный метод:

 - беседа;

 - рассказ;

  - обсуждение;

 - сообщение задач.

  1. Метод разучивания:

- по элементам;

          - по частям;

          - в целом виде.

4. Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.

Основной формой учета успеваемости ученика в течение учебного года является четвертная оценка, определяемая педагогом. В конце года на основе четвертных выставляется итоговая оценка.

В конце каждого полугодия проводится отчётный концерт, по окончании курса – выпускной экзамен, на котором должна быть исполнена полная экзаменационная программа. Проверка технической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой  осуществляется педагогом во время классных занятий и на контрольных уроках в течение каждого учебного года.

1.4 Критерии определения оценки

Основными критериями определения оценки учащихся являются:

  • уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
  • степень выразительности исполнения;
  • проявление творческой активности;
  • учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;

2.Учебно-тематический план.

1 год обучения.

№ п/п

Наименование разделов, тем.

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1.

«Пение как вид искусства»

1. История певческой культуры.

2. Основы вокального искусства.

3.Сведения о строении голосового аппарата.

4.Процесс звукообразования.

5


1

1

1


1


-

-

-


1

Учатся  петь в унисон, стараются правильно интонировать скачки; ритмически точно улавливают несложный ритм.

2.

«Музыкальные термины и понятия»

1. Термины вокального искусства.

2.Понятие о звуках.

2



1



-

1

Работают над правильным дыханием, знакомятся с терминами вокального искусства.

3.

«Развитие ритмического слуха»

1. Длительность.

2.Ритмические рисунки.

4


1

1


1

1

Работают над правильным положением корпуса, выполняют упражнение в терции.

4.

«Развитие певческих способностей»

1.Виды дыхания

2.Постановка голоса.

3.Дикция.

6



1

1

1



1

1

1

Разбирают произведения по образам и настроению, следят за чистотой интонации.

5.

«Средства музыкальной выразительности»

1.Кульминация.

2.Динамика.

3.Темп.

4.Лад.

5.Форма построения песни.

10



1

1

1

1

1



1

1

1

1

1

Знакомятся со средствами музыкальной выразительности.Работают над устойчивым пением в диапазоне 1 октавы.

6.

«Концертная деятельность»

1.Сценические задачи.

2.Репетиционная работа.

3.Концертные выступления.

6


1

-

-


1

1

3

Исполняют одно произведение в микрофон под фонограмму, другое под аккомпонимент фортепиано. Знакомятся с правилами безопасности работы с микрофоном.



ИТОГО:

33

16

17

2 год обучения

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

всего

теория

практика

1.

«Развитие певческих навыков»

1. Диапазон.

2. Вокальная техника.

3. Кантилена.

4. Постановка голоса.

8


1

1

1

1


1

1

1

1

Развивают навыки вокального исполнительства, работают над постановкой голоса.

2.

«Развитие чувства ритма»

1. Музыкальный размер.

2. Ритм.

4


1

1


1

1

Развивают чувство ритма, играют на музыкальных инструментах.

3.

«Вокальная речь»

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Упражнения на дыхание.

4


1

1


1

1

Выполняют упражнения на развитие артикуляции, формируют единую манеру пения гласных.

4.

«Музыкальная форма»

1. Многообразие музыкальных форм.

2. Куплетная форма.

4


1


1


1


1

Работают над вокалом, добиваются плавного звуковедения. Знакомятся с многообразием музыкальных форм.

5.

«Развитие чувства лада»

1. Понятие о тоне и полутоне.

2. Мажор. Минор.

4


1

1


1

1

Поют песни с элементами джаза, песнями с переходами из минора в мажор.

6.

«Концертная деятельность»

1.Сценическое движение.

2.Репетиционная работа.

3.Концертные выступления.

10


2

-

-


2

4

2

Выполняют упражнения, помогающие при работе с микрофоном, выступают на концертах.



ИТОГО:                                                                

34

14

20

3 год обучения

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

всего часов

теория

практика

1.

«Развитие певческих

навыков и культуры исполнительского мастерства».

1. Вокальная техника.

2. Многоголосье.

3. Постановка голоса.

4. Импровизация.

8




1

1

1

1




1

1

1

1

Развивают навыки вокального исполнительства, работают над постановкой голоса, над импровизацией.

2.

«Развитие чувства ритма»

1. Определение ритмических рисунков.

2. Размер.

4


1


1


1


1

Развивают чувства ритма, играют на музыкальных инструментах.

3.

«Вокальная речь»

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнения на дыхание.

2


-

-



1

1

Выполняют упражнения на развитие артикуляции, формируют единую манеру пения гласных.

4.

«Музыкальная форма»

  1. Крупные формы.
  2. Музыкальные формы современных эстрадных жанров.

4


1

1


1

1

Работают над вокалом, добиваются плавного звуковедения. Знакомятся с многообразием музыкальных форм.

5.

«Развитие звукового слуха и чувства лада»

  1. Мажорное и минорное трезвучие.
  2. Пение a capella

4



1

1



1

1

Исполняют произведения зарубежных авторов на языке оригинала мажорном и минорном трезвучии.

6.

«Концертная деятельность»

1. Сценическое движение.

2. Репетиционная работа.

3. Концертные выступления.

12


2

-

-


2

5

3

Отрабатывают сценическое движение, участвуют в концертном выступлении.



ИТОГО:                                                                        

34

12

22

4 год обучения

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

всего часов

теория

практика

1.

«Развитие певческих

навыков и культуры исполнительского мастерства».

1. Вокальная техника.

2. Певческое дыхание.

3. Постановка голоса.

4. Импровизация.

7




1

1

1




1

1

1

1

Работают над расширением параметров сольного эстрадного вокального исполнительства, расширяют навыки певческого дыхания.

2.

«Развитие чувства ритма»

1. Определение ритмических рисунков.

2. Размер.

4


1


1


1


1

Слушают произведения, определяют его ритмический рисунок. Работают над вокалом.

3.

«Вокальная речь»

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнения на дыхание.

3. Работа над словом.

3


-

-

-


1

1

1

При работе над произведением развивают тембровые и динамические возможности голоса. Чувство ритма.

4.

«Музыкальная форма»

  1. Восходящие и нисходящие гаммы.
  2. Музыкальные формы современных эстрадных жанров.

4


1


1


1


1

Работают над вокалом, добиваются плавного звуковедения. Знакомятся с многообразием музыкальных форм современных эстрадных жанров.

5.

«Развитие звукового слуха и чувства лада»

  1. Мажор и минор.
  2. Пение под микрофон

4



1

1



1

1

Исполняют произведения зарубежных авторов на языке оригинала.

6.

«Концертная деятельность»

1. Сценическое движение.

2. Репетиционная работа.

3. Концертные выступления.

12


2

-

-


2

5

3

Отрабатывают сценическое движение, участвуют в концертных выступлениях.



ИТОГО:                                                                        

34

10

22

1.5 Форма проведения урока по предмету «Эстрадное пение»


№п/п


 Задачи


Кол-во времени


        Пояснения


Примечания




     1



Выполнение комплекса упражнений на развитие и поддержание диафрагмального дыхания, а так же  дикционная гимнастика и мимический тренинг и др.




  5-10  мин.

Необходимо систематически выполнять дыхательные упражнения, чтобы довести  до совершенствования технику дыхания и владение ей.

Дикционные упражнения  дают возможность тренировать весь речевой аппарат и, как в тренажёрном зале, постепенно развивать мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок) необходимых для произнесения звуков. Дикционные упражнения необходимы т. к. близость к речевой фонетике – основное свойство, характерное для эстрадной манеры пения.

Важна системность занятий. Определённые упражнения должны даваться детям в качестве домашней работы и проверятся на каждом последующем уроке. Упражнения можно комбинировать по урокам.






      2



Выполнение вокальных упражнений – распевок.




 10-15 мин.

Основная функция вокальных упражнений –  систематическое совершенствование вокальных данных :  постановка правильной опоры и атаки звука, стремление к развитию и выравниванию диапазона, а так же к подвижности, лёгкости  и гибкости голоса и т. д.

Кроме того, выполнение вокальных упражнений помогает   разогреть и подготовить голосовой аппарат для дальнейшей вокальной работы.

Упражнения могут подбираться как индивидуально для каждого ученика, так и для групп учеников с одинаковыми вокальными задачами или проблемами. С каждым последующим годом обучения педагог усложняет данные упражнения, либо предлагает новые на уровень сложнее.  





     3




Работа над репертуаром.





 25- 30 мин.


В работе над репертуаром можно выделить следующие этапы:

- разучивание песни ( точность мелодии, ритма, расстановка дыхания ,стилистические моменты).

- работа по тексту (  дикция,идея произведения, характер, актёрские задачи )

-  исполнение песни под аккомпанемент фор-но или минусовую фонограмму (контроль за процессом впевания , работа с микрофоном)

- сценическое движение (жест, мимика,  раскрытие образа ).

Репертуар  за полгода обучения должен включать в себя от 1 – 4 музыкальных произведений в зависимости от года обучения ученика . Сложность и уровень произведений определяет педагог в зависимости от  поставленных задач в обучении ученика и его возможностей  на момент подбора песни.

3.Содержание программы.

                                             1 класс

 Цель:

  • заложить основы вокально-исполнительской деятельности;
  • сформировать начальные навыки вокального исполнительства;

Задачи:

  • формирование певческой установки;
  • постановка певческого дыхания;
  • формирование начальных навыков певческой артикуляции;
  • формирование навыков интонационно устойчивоо пения в диапазоне

    1-ой октавы;

  • ознокомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним;

Знакомство  с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания

 ( диафрагма как главная дыхательная мышца ), резонаторы ( головной, грудной ). Необходимо  объяснить и показать учащемуся рёберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.

Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строится на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).

Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т. п. При этом следует следить за чистотой интонации.  Необходимо заниматься с  учениками  техникой речи (дикция, артикуляция). Разбирать произведения  по образам и настроению. Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы с ним. На отчётном концерте в конце 1 класса исполняется 2 небольших произведения, одно из которых исполняется в микрофон  - под фонограмму с дублированной мелодией. Другое произведение исполняется под аккомпанемент фортепьяно ( дублирование мелодии на усмотрение педагога).

Рекомендуемый  репертуарный список :

В. Шаинский «Улыбка»

В Шаинский «Антошка»

В. Шаинский «Чунга-чанга»

В.Шаинский «Голубой вагон»

В. Протасов «Ромашковая кошка»

Д. Тухманов «Божья коровка»

 Д.Тухманов «Песенка про ноты»

Д.Тухманов «Дровосек-жук»

Б. Савельев «Настоящий друг»

Г.Фиртич «Четыре таракана и сверчок»

                                                      2 класс

Цель:

  • развитие начальных навыков вокального исполнительства – вокально-технических и музыкально-художественных.

Задачи:

  • развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»);
  • развитие навыков артикуляции(активизация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная чёткость произношения согласных, формирование единой манеры пения гласных);
  • развитие навыка мягкой атаки звука, формирования навыка твёрдой атаки звука(с целью активизации звукообразования);
  • развитие навыка анализа словесного текста и его содержания;
  • выработка ощущения головного резонирования;
  • формирование высокой певческой позиции;
  • расширение диапазона голоса (желательно до 1,5 октав);
  • усовершенствование навыка работы с микрофоном;

Следует продолжать упражнения на закрепление правильного дыхания, чистоты интонирования (как результата правильной координации голосового аппарата), а также упражнения на освобождение горла и снятие мышечного напряжения. Полезно рекомендовать учащемуся простейшие физические упражнения во время пения: повороты головы, корпуса. Хороший результат дает упражнение на «ха» «хэй».

Необходимо следить за свободой и раскрепощённостью голосового аппарата учащегося и уделять внимание правильному формированию и чистоте звучания гласных, а так же развитию и укреплению пения согласных вместе с гласными. Ясное чёткое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит  дыхание и помогает активной подаче звука. Следует уделять достаточное внимание соединению грудного и головного регистров. При работе над вокализом  добиваться плавного звуковедения.

Рекомендуется включать в репертуар песни с элементами джаза или песенки с переходами из мажора в минор или наоборот. Также возможно включать в репертуар маленькие несложные песенки на иностранном языке и  детские русские народные песни. Необходимо уделять достаточно внимания актёрским задачам при работе над репертуаром.

Полезны упражнения, помогающие при работе с микрофоном: в момент исполнения песни поворачивать голову, корпус, делать шаги в разные стороны, фиксируя при этом руку с микрофоном.

педагога). При переходе в 3 класс исполняется два произведения.

Рекомендуемый  репертуарный список :

А.Гладких «Розовый слон»

А.Рыбников «Песенка красной шапочки»

Г. Гладков «Песня о волшебниках»

Д. Тухманов «Папа»

Р. Паулс «Золотая свадьба»

М. Минков «Дорога добра»

А.Зацепин «Остров невезения»

Г.Фиртич «Добрый жук»

В.Моцарт «Колыбельная»

В.Шаинский «Вместе весело шагать»

                                            3  класс

 Цель:

  •  расширение параметров вокального исполнительства(расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всём диапазоне);

Задачи:

  • развитие певческого дыхания(развитие навыка «пение на опоре»);
  • развитие навыков артикуляции(отнесение внутри слова согласных к последующему слогу);
  • закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы;
  • работа над высокой певческой позицией;
  • сглаживание переходных звуков;
  • формирование ощущения головного и грудного резонирования;
  • развитие навыков звуковедения: пение на легато,стаккато,нонлегато;
  • развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке;
  • целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой(сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата),динамической нюансировкой;
  • работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
  • работа с микрофоном под минусовую фонограмму.

В этом классе можно вводить гаммы и арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Значительное внимание уделяется работе над атакой звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твёрдой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твёрдая участвуют в формировании специфических приёмов эстрадно-джазового пения.

В репертуар рекомендуется включать произведения зарубежных авторов и исполнять их на языке оригинала (английском, французском, итальянском и т. д.) Это развивает фонетический слух, знакомит с иной стилистикой. Помогает освоить ту или иную манеру исполнения. Учащийся должен уметь работать с микрофоном: отводить подальше от себя микрофон при высокой, громкой кульминационной ноте и приближать при исполнении речитатива  или низких нотах. Большое внимание должно уделяться сценическому движению – оно должно быть поставлено стильно, органично и красиво.

При переходе в 4 класс исполняются 2 произведения, одно из них – на иностранном языке.

Рекомендуемый  репертуарный список :

П. Маккартни «Yesterday»

Д. Леннон « Ob La Di Ob La Da»

Е. Крылатов «Крылатые качели»

М. Дунаевский «Лев и Брадобрей»

Е. Крылатов «Колокола»

Е.Крылатов «Песенка о шпаге»

Е.Крылатов «Едет-едет»

В.Шаинский «Песня про папу»

В. Шаинский «Уголок России»

В. Шаинский «Крейсер Аврора»

                                                 

                                                       4 класс

 Цель:

  • расширение параметров сольного эстрадного вокального исполнительства (выявление технических и выразительных исполнительских возможностей учащихся);

Задачи:

  • развитие навыков певческого дыхания (увеличение продолжительности фонационного выдоха);
  • развитие навыков артикуляции (формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата);
  • развитие тембровых возможностей голоса;
  • развитие динамических возможностей голоса;
  • работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
  • работа над стилистическими особенностями произведений;
  • работа с микрофоном под минусовую фонограмму;

В этом классе большое место отводится упражнениям, вырабатывающим кантилену: восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио. Необходимо следить за правильной артикуляцией и чёткой дикцией, фразировкой.

Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. Продолжается работа с микрофоном.

При переходе в 5 класс исполняются 3 произведения, желательно разные по жанру. 

Рекомендуемый  репертуарный список :

К.Кельми «Замыкая круг»

М. Дунаевский «Ветер перемен»

 Д. Гершвин « Летом»

С. Никитин «Летающая лошадь»

В. Резников «Домовой»

М. Дунаевский «Гадалка»

Е. Крылатов «Песня о надежде »

Е.Крылатов «Лесной олень»

Е.Крылатов «Прекрасное далёко»

М.Дунаевский «Моя маленькая леди»

Предполагаемые  результаты.

1 год обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
  •  двигаться под музыку,   не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание  фразы,  умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
  • умение исполнять  длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
  • умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.

2 год обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (участие в импровизациях, активность в концертной деятельности);
  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (несложные элементы двухголосия – подголоски);
  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. 

3 год обучения:

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;
  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к «трем китам» (песне, танцу, маршу);
  • повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
  • исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
  • умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;
  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству,  движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

         Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, песни из мультфильмов и детских кинофильмов. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

4 год обучения:

  • закрепляют навыки, полученные в процессе обучения в предыдущие годы: правильное дыхание, сложный метроритм, умение слышать и петь трехголосие, использовать шумовые инструменты;  

5.Формы и виды контроля

Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы  проверки:

-беседа по пройденному материалу;

- самостоятельная работа;

- выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.

- анализ проделанной работы;

- участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год

- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)

- участие в итоговом отчетном концерте.

6.Методические рекомендации для учителя.

Программа предполагает следующие методы:

Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.  

Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости,  звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).

Теоретическую и  практическую часть  можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.

В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий.

После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу.

 В результате систематичности занятий вокалом у детей  улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются  у детей в процессе занятий в хоре.

В конце каждого учебного года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения  за прошедший год.

Для образовательного процесса необходимы наглядные пособия, дидактические материалы, аудио, видеоинформация.

Описание материально-технического обеспечения программы.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1.





2.


3.



4.



5.





6.



7.

Алдошина М. Н. Проведение фольклорных праздников в школе: учебно-методическое пособие. / Педагогическое общество России. – М., 2009. – 128 с.

Бабкина Н. Русские народные певцы. – М., 1996. – 89 с.

Емельянова В. В. Развитие голоса: координация и тренинг. – СПб., 2004. – 192 с.

Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции: народная кукла. – СПб., 2008. – 240 с.

Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: сборник фольклорных материалов / запись, составление и нотация Г. М. Науменко. – М., 2001. – 462 с.

Науменко Г. М. Фольклорная азбука: учеб. пособие для начальной школы. – М., 2009. – 136 с.

Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: от древности до XXI века: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. – М., 2005. – 304 с.


1




1


1



1



1





1



1

3. Технические средства обучения

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор  Диапроектор

Мультимедийный проектор (по возможности).

1


1

1

4. Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

1

5. Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины


8

6. Оборудование кабинета (-ов)

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

10

1

2


1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...