Конспект по виду деятельности "Беседа" на тему: «Берегите, люди, эту красоту...» (по рассказу донского писателя Романа Кумова «Бессмертники»)
план-конспект занятия по теме

Мутных Ольга Анатольевна

 

 "Беседа" на тему:  «Берегите, люди, эту красоту...»
(по рассказу донского писателя Романа Кумова «Бессмертники»)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mutnykh_olga_anatolevna_.docx10.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО школа-интернат VI вида г.Волгодонска

Конспект по виду деятельности "Беседа" на тему:

          «Берегите, люди, эту красоту...»
(по рассказу донского писателя Романа Кумова «Бессмертники»)
   
Подготовила и провела

воспитатель ГКОУ  РО

 школа-интернат VI вида
г. Волгодонска

                                                                    Мутных Ольга Анатольевна


Цели:  
- познакомить учащихся с произведением донского писателя о природе; пробудить интерес у детей к чтению через красоту русского слова;
- развивать умение логического мышления и речи  учащихся;
- учить самостоятельной работе с текстом произведения; выразительному чтению художественного произведения;
- прививать чувство любви к родному краю,  ко всему живому на земле, пробудить чувство ответственности за будущее на планете.
 
Задачи:

        1. Расширить и уточнить представление учащихся о нравственных         нормах: что такое добро, зло, взаимопомощь, любовь и др.
       2. Воспитывать взаимопонимание между детьми; формировать   умение слушать друг друга; формировать дружный детский коллектив;

        3. Развивать у детей стремление  к совершению добрых дел; развивать память, познавательные способности, речь учащихся.

Эпиграф к занятию:  
Чтобы себя и мир спасти, нам  нужно не теряя годы, забыть все культы и ввести непогрешимый культ природы. »
В. Фёдоров

Оформление:
  1. Портрет донского писателя Р.Кумова;
 2. Рисунки учащихся на тему: «Человек и природа»
 3. Фонограмма с записью сочинений Вивальди "Времена года" или Чайковского.
  4. На доске записаны слова: Родник,природа, Родина, народ, экология, культ, символ, проблема
(значение этих слов открываются во время беседы).
 
5. Презентация " Красота Донского края"

Ход беседы.

 
 (Звучит музыка, которая создает лирическое настроение в классе.)

1.  Вступительное слово учителя- о том  что проблема экологии- насущная ,острая проблема нашего  времени. Выясняется значение слов и записывается на доске.  Обращение к теме урока и эпиграфу, приводятся факты губительной деятельности человека на Дону:
а) загрязнение рек промышленными отходами;
б) уничтожение ценных пород рыб и животных;
в)Уничтожили цимлянские виноградники, простроив  Цимлянское море на их месте. Это были уникальные виноградники, привезенные казаками из Франции во время похода 1812г.
- Ребята, разве это хорошо? Неужели человек  рождается на земле для того, чтобы нести смерть и разрушение?
- Но если нет, то что должен делать человек, чтобы сохранить  то. Что построено нашими предками. Что создано самой природой?
- Так вот почему проблема экологии должна волновать каждого человека. Эта проблема поставлена , поднята в рассказе Р. Кумова «Бессмертники». О котором мы будем говорить сегодня.
Роман кумов представитель писателей Дона, наш земляк. Его произведения проникнуты любовью к родному краю. Тревогой за судьбу, за его будущее.

2. Рассказ   о жизни и творчестве Р. Кумова  (кратко)

3. Чтение рассказа «Бессмертники»  (воспитателем)

4. Беседа по содержанию.
-Понравился ли вам  рассказ?

-  Какое настроение он у вас вызвал?
-Какие мысли у вас возникли при чтении этого произведения?
-Почему рассказ так называется?

5. Выразительное чтение эпизода рассказа, подготовленного учащегося.
Эпизод  «Описание цветов».
Вопросы классу:
- Какие эпитеты, метаморфозы, сравнения использовал  автор для описания цветов?
- Что значат цветы для человека?  Ответьте  словами из текста.  У кого он есть.
- Если бы не было на Земле цветов, какой бы она была? Ответьте своими словами.
- Посмотрите. Как автор рассказа думает об этом?
- Как относится писатель к цветам? Как называет цветы?
- Кто привил любовь автору к природе, к цветам?
- Как мы это узнали?
( из сказки, которую рассказала мать)
-Так что же мы читали : рассказ, сказку?
Вывод учителя: Да, это особенный рассказ, потому что в наго введена сказка. Т.е. получается сказка в рассказе. Этим –то и отличается рассказ Кумова от обычного рассказа, с одним сюжетом.

6. Пересказ близко к тексту сказки о цветах ( инд. дом. задание)
Вопросы классу:
- Кто главные герои сказки?
- Почему цветы захотели умереть?
- Что ответил Бог на их просьбу?
- Как же отнеслись цветы к словам Бога?
- Какие цветы согласились умереть и почему?
- Сравните описание цветов до смерти и после их смерти. Какими они стали?
- Какова главная мысль этой сказки? Подумайте и ответьте словами из текста
 ("Умерший добровольново имя красотыи бессмертия будет бессмертен").
- Как вы понимаете эти слова? (Цветы принесли себя в жертву, чтобы стать символом любви и вечной жизни,чтобы вечно радовать человека своей не увядаемой красотой).
7. Пояснить слово "символ".
- К кому ещё можно отнести слова "умерший", "умер"? (К человеку).
Значит, смысл этой сказки гораздо глубже. Цветы здесь наделены живой душой (олицетворение). И автор, когда рассказывал нам о цветах, имел в виду людей, их умение жертвовать собой во имя добра и красоты, умение творить добро.
- Но в этом рассказе есть и такие слова: "Прекрасное - коротко!"
- Не затрагивают ли они проблему отношения человека к природе, ко всему живому на земле?

8.  Презентация " Красота Донского края"

9. Подведение итога беседы.
- Посмотрите на доску.Какой корень имеют слова : родник,Родина, природа,народ?
Да, эти слова одного корня. Это значит, что в нашем мире все взаимообусловлено, всё находится во многообразных отношениях друг с другом: я и мир , мир во мне, я в мире. И нарушать этот извечный закон бытия. записанный ещё в Библии - преступление!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон для учеников 3-4 классов на тему: «Берегите, люди, лес!»

Цели мероприятия: • дать детям представление о роли леса в жизни человека; • объяснить причины и последствия неосторожного обращения с огнём; • сформировать модель поведения с соблюдением правил ...

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Виды симметрии в изделиях людей»

Урок  по программе "Гармония" на  тему: "Виды симметрии" во 2 классе. Окружающий  мир...

Конспект внеклассного занятия на тему "Берегите родную природу "

Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому....

конспект экологического урока по теме : " Береги природу"

Урок в 4 классе на тему " Береги природу" представлен как экологическая викторина.Целью этого урока воспитывать бережное отношение к природе, способствовать воспитанию любви к окружающей при...

Урок русского языка с привлечением материала произведения донского писателя П.В. Лебеденко.

Урок русского языка " Правописание безударных личных окончаний глаголов" с использованием материала произведения донского писателя П.В. Лебеденко "Петрусь - мальчонка русский"....

2 класс Конспект по литературному чтению на тему" Стихи и рассказы русских писателей детям А.Л.Барто"

Тема: Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: А.Л.БартоКласс: 2Тип урока: общей методологической направленностиЦели: Содержательная: познакомить учащихся с творчеством русской поэтессы А.Л. Барто...

Конспект классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"

Формирует у обучающихся здоровый образ жизни, воспитывает потребность в ЗОЖе ,воспитывает ответственное отношение к своему здоровью....