Урок русского языка с привлечением материала произведения донского писателя П.В. Лебеденко.
план-конспект урока

Гофф Юлия Евгеньевна

Урок русского языка " Правописание безударных личных окончаний глаголов" с использованием материала произведения донского писателя П.В. Лебеденко "Петрусь - мальчонка русский".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.

Тема: «Как определить спряжение глагола,если окончание безударное».

Тип урока.Урок открытия нового знания.

Цель деятельности учеников:

М/п:развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения;совершенствуется умение устанавливать последовательность действий(составлять алгоритм) и работать по нему.

ЛР:овладение алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола, а также умением выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола.

Урок проводится на материале произведения донского писателя Петра Васильевича Лебеденко «Петрусь-мальчонка русский».

Оборудование:книга Петра Васильевича Лебеденко «Сказки Тихого Дона»,презентация «Тихий Дон».

                          Словарь.

Лихо-зло.

Курень-изба.

Ведомо-известно.

Дебют-начало.

Рокотали-громыхали.

Задание к уроку:

1.Прочитать сказку из сборника П.Лебеденко «Петрусь-мальчонка русский».

2.Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

Ход урока.

 I.Слово об авторе сборника «Сказки Тихого Дона».(слайд 1и 2)

        Пётр Васильевич Лебеденко детские годы провёл на Дону,в городе Азове.Он был участником Великой Отечественной войны.Он всегда мечтал написать книгу для детей.Дебютом стала книга сказок «Сказки Тихого Дона».Эта книга вобрала в себя легенды и предания донского края.

II.Беседа на восприятие произведения.(слайд 3)

          а)Прочитай аннотацию к сказке.

          б.)Понравилась ли тебе сказка? Чем?

          в)Чьи слова из сказки: «А особо поклониться Дону Тихому, реке моей    

           любимой».  (ПЕТРУСЯ)

         

III.Введение в тему урока.

1.Чем начинается сказка? (ОПИСАНИЕМ ПЕЙЗАЖА)

2.Рассмотри  схему и попробуй сформулировать тему урока.(СЛАЙД 4)

         (определение спряжения слайд 4)

IV.Формулирование основного вопроса урока.

1.Найди в тексте третий абзац,прочитай его.

2.Выпиши глаголы в столбик:

были-

шумят-

поют-

3.Образуй неопределённую форму от этих глаголов.

4.Определи спряжение этих глаголов. (к СЛАЙДУ 4)

быть-      I спряжение,т.к. СУФФИКС ПЕРЕД  -ТЬ не И.

шуметь-  I спряжение,т.к. СУФФИКС ПЕРЕД  -ТЬ не И

петь-       I спряжение,т.к. СУФФИКС ПЕРЕД  -ТЬ не И

V.Открытие нового знания.

1.Как ты думаешь,что может помочь при выборе буквы гласного в безударном личном окончании глагола?

ГИПОТЕЗА УЧЕНИКА  (высказана учащимся...)

2.Работа с таблицей.Прочитай все глаголы и вспомни отрывок из сказки,расскажи его.

        «В ту пору жил в ветхом курене у Тихого Дона мальчонка Петрусь со своей матерью.Ласковый был Петрусь,добрый, и любили его за это все люди, как своего сына родного.Идут люди на работу,детей своих с Петрусем оставят, а Петрусь хоть и сам маловат ещё,десять годков ему только, а уж он в обиду никого не даст.Затеет с ребятишками игры разные- тому коня из камышинки смастерит,тому рыбу невиданную из глины слепит,тому птицу диковинную на песке нарисует.Играют ребятишки с Петрусем -домой не заманишь.»

3.Образуй от данных глаголов неопределённую форму и обозначь ударение.

ЛЮБИЛИ-

ШУМЕЛИ-

ОСТАВЯТ-

РОКОТАЛИ-

СМАСТЕРИТ-

СТОЯЛИ-

СЛЕПИТ-

РАСЦВЕТАЮТ-

УНОСИЛ-

ПЛЫВУТ-

1.Какая закономерность у глаголов в неопределённой форме в 1столбике?

2.Есть ли такая закономерность в словах 2-го столбика?

3.Назови буквы перед -ТЬ во 2-ом столбике.

ЛЮБИЛИ-         любить

ШУМЕЛИ-              шуметь

ОСТАВЯТ-         оставить

РОКОТАЛИ-           рокотать

СМАСТЕРИТ-   смастерить

СТОЯЛИ-                 стоять

СЛЕПИТ-          слепить

РАСЦВЕТАЮТ-       расцветать

УНОСИЛ-         уносить

ПЛЫВУТ-                  плыть

4..Какая закономерность у глаголов в неопределённой форме в 1столбике?

(СУФФИКС   -И- перед   -ТЬ) .

Суффикс глагола перед -ть помогает определить спряжение глагола.

Суффикс -И- указывает на II спряжение.

5.Есть ли такая закономерность в словах 2-го столбика? (НЕТ)

6.Назови буквы перед -ТЬ во 2-ом столбике.(е,а,я,а,ы)

7..Как ты думаешь ,о каком спряжении сигнализируют эти буквы?(о I  )

8..Попробуй сделать вывод:как можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

(ПОСТАВИТЬ ГЛАГОЛ В НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ ФОРМУ И ОПРЕДЕЛИТЬ СУФФИКС ПЕРЕД — ТЬ)       (   СЛАЙД 5)

-И-       II                   ,НЕ      -И-         I

V.Развитие орфографических умений.

1.Диктант.(Учащийся печатает)

        Стонут русские люди на Тихом Дону, плачут матери слезами безутешными, а горю помочь некому.

2.Задание.

Найди все орфограммы в предложении,объясни их. Определи спряжение глаголов.

VI.Составление алгоритма.

Выведение алгоритма написания буквы в безударном личном окончании глагола.

1.Ставлю ударение- окончание безударное.

2.Ставлю глагол в неопределённую форму.

3.Проверяю:(что делать?),(что делаешь?)

4.Перед  -ть  не И,значит , I спряжение.

5.Пишу е .

6.Проверяю.Обозначаю орфограмму.

 

VII.Первичное закрепление,развитие учебно-языковых и правописных умений.

1.Игра «Внимательный ли ты?»

Учитель читает глаголы. Если необходимо,то глагол ставится в неопределённую форму и указывается спряжение I или II. Среди глаголов будет одно существительное.

Благодарим-

Мешаем-
Привезут-

Читаем-

Рисуете-

Носят-

Кость-

Злиться-

VIII.Итог урока.

1.Было ли для тебя что-нибудь необычное в уроке?

2.Для чего нужно знать спряжение глагола?

        

-Учитель: «А гордый утёс так и стоит с тех пор, на могучую реку смотрит,будто прислушивается к чему-то.Ласкает его Тихий Дон волнами своими мягкими,шепчет ему что-то,будто мать родная сынка убаюкивает».(слайд 6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, посвященный дню Матери

На урок приглашены мамы учеников класса....

Интегрированный урок русского языка: "Обобщение изученного материала"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения для учащихся 3 класса. Программа "Школа России", 2 четверть....

Технологическая карта урока русского языка тема "Имена, отчества, фамилии известных писателей"

Открытый урок русского языка  2 классе  система Л.В.Занкова. Проведён в МБОУ "ООШ" г. Кирсанова Тамбовской области в рамках недели начальных классов с презентацией....

Презентация к уроку русского языка тема "Имена, фамилии, отчества известных писателей"

Наглядный материал для проведения урока по указанной теме...

Урок русского языка "Обобщение изученного материала по теме "Имя существительное"

Урок закрепления изученного материала по теме "Имя существительное"  в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"...

1 класс. Рабочий лист к уроку русского языка. Повторение изученного материала (апрель)

Рабочий лист для занятия первоклассниками может быть полезен родителям, учителям начальных классов....

1 класс. Рабочий лист для урока русского языка. Повторение изученного материала.

Рабочий лист для занятия первоклассниками может быть полезен родителям, учителям начальных классов....