Технологическая карта урока русского языка тема "Имена, отчества, фамилии известных писателей"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Макеева Ирина Олеговна

Открытый урок русского языка  2 классе  система Л.В.Занкова. Проведён в МБОУ "ООШ" г. Кирсанова Тамбовской области в рамках недели начальных классов с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

русского языка

тема: «Имена, отчества фамилии известных писателей»

 

учитель: Макеева И.О.

МБОУ ООШ г. Кирсанова

2013 год

Педагогическая цель: развитие умения употреблять большую букву в именах, отчествах и фамилиях людей.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Планируемые результаты (предметные): обучающийся научится:

- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах и фамилиях людей;

- различать собственные и нарицательные имена существительные;

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные: формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

Познавательные: уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, работать с информацией (записывать слова в алфавитном порядке) и подбирать сведения из дополнительных источников.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные ресурсы: учебник русского языка  Полякова А.В.,

                                                презентация урока.


Ход урока:

Этапы урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Все ли готовы к уроку? Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.

А теперь не будем терять ни минуты.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, гостей; проверяют готовность к  уроку.

Психологический настрой

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Чтение стихотворения

Сообщение темы и целей урока

Сейчас у нас урок русского языка и мы продолжаем изучать  тайны родного языка.

Тема нашего сегодняшнего урока «Имена, фамилии и отчества известных писателей» (слайд)

Сегодня на уроке нам предстоит:

-    уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных;

закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах, фамилиях и отчествах людей;

узнать об истории возникновения фамилий, отчеств, имён.

Организует диалог с обучающимися, формулирует тему и задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Записывают число, классная работа. Формулируют тему и задачи урока  

Минутка чистописания

Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.

-Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав её, сможете назвать ту букву, над которой будем сегодня работать. Загадка: Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

- С какого звука начинается это слово?

Охарактеризуйте этот звук. (согласный, мягкий, парный, звонкий)

Какой буквой обозначаем на письме?

Вспомните, различаются ли буквы в алфавите по величине? (Да. Бывают большие (прописные) и маленькие (строчные))

Вот сегодня и вспомним написание этих букв.

Чтение пословицы (слайд).

Как вы её понимаете?

Указывает объект наблюдения

Работа с пословицей

Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнение в тетради

Записывают пословицу в тетрадь

Работа по теме урока

Закрепление нового материала

Сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну, которой нет на обычной карте. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.   (слайд)

Наше путешествие начинается и мы отправляемся с вами в замок ИФО. В нём три зала.

В первый зал вы попадёте, если ответите на вопрос: Что принадлежит только вам, а произносится чаще другими людьми?  (слайд)

У каждого человека на Земле есть своё имя. И даётся оно с рождения.

Выполнение задания на карточках «Распредели слова по ячейкам» (слайд, проверка)

А почему одни слова в задании написаны с маленькой буквы, а другие с большой?

А как называют людей с одинаковыми именами? (Тёзки)

Переходим в следующий зал. (Зал фамилий)

Люди очень давно поняли, что одного имени мало, чтобы узнать о ком идёт речь. Поэтому у людей стали появляться фамилии.- Что такое Фамилия? (Это общее имя семьи. Оно переходит к человеку от родителей)

Каждая  фамилия имеет свою историю. Часто фамилии указывают, как жили предки

(Рязановы в городе Рязань)

Некоторые фамилии говорят о профессии человека (плотник — Плотников, гончар — Гончаров)

А иногда фамилией становится имя матери (Марья — Марьин)

А у нас задание такое: Отгадайте загадки (Приложение)

- Что это за слова?

Образуйте от этих слов фамилии и запишите. Проверка: чтение  по цепочке.

Как называют людей с одинаковыми фамилиями?

Вот в нашей литературе есть писатели-однофамильцы   (слайд), жили они в разное время.

Как называются первые две заглавные буквы перед фамилией? Переходим в следующий зал (Зал отчеств)

 - Кроме имени и фамилии у каждого человека есть отчество.

Что означает слово «отчество»? (Наименование по отцу)

Отчество даётся по полному имени отца и пишется с большой буквы.

Игра «ЛОВУШКА»

 - Выпишите в тетрадь номера тех имён, от которых можно образовать отчество.

От каких имён нельзя образовывать отчества?

Назовите женские имена. Назовите краткие формы

- Как же пишутся имена, отчества и фамилии людей?

Жители страны заглавных букв приготовили для вас ещё задание.

Выборочный диктант (слайд)

Задание: выпишите имена собственные.

Какие слова вы выписали?

-Что связывает эти имена между собой? Что у них общего? (это известные писатели, произведения которых любят читать дети)

А каких ещё детских писателей вы знаете?

Работа с учебником (с. 48, упр. 87)

Организует подводящий диалог

Загадывает загадки

Открывает слова на доске, по мере их отгадывания

Организует подводящий диалог, уточняет правило

Организует проверку

Настраивает на индивидуальную работу

Ответы на вопрос

Работа с карточками.

Объясняют написания слов, делают выводы

Отгадывают загадки, загаданные учителем

Работа в тетради

Делают вывод

Выполняют задание,

самопроверка

Индивидуальная работа

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют физкультминутку

Итог урока

- На этом наше сегодняшнее  путешествие подошло к концу.

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Что показалось трудным?

- Кто в классе был самым внимательным?

Подведение итогов

Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Домашнее задание

с. 49, упр. 88; повторить правила на с. 43, 44

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Приложение

1. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)  

2.Окраской сероватая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона. Кто она? (Ворона)

3.Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (Сорока)

4. Летом ходит без дорог

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

5.Рыжая хозяюшка из леса пришла,

Всех кур пересчитала

и с собой унесла. (ЛИСИЦА)

6.У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора. (Заяц)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"

Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал...

Открытый урок "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц, городов"

Знакомство детей с правописанием заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц нашего города....

Урок русского языка "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях", 2 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка во 2 классе. Система развивающего обучения Л.В. занкова....

Презентация к уроку русского языка тема "Имена, фамилии, отчества известных писателей"

Наглядный материал для проведения урока по указанной теме...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина. Задачи урокаДидактичес...