Духовно-нравственное воспитание через уроки ОРКСЭ
статья (4 класс) по теме

Бельская Лариса Владимировна

 

Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большое количество времени, так как это новый предмет, незнакомый,  да и мы сами испытываем дефицит знаний. Тем не менее, вдохновляет успех каждого урока. Я преподаю этот курс второй год. Дети целую неделю,  с нетерпением ждут  очередной встречи. Это успех. Урок безоценочный, но им достаточно похвалы, доброго слова за работу на уроке и дома. Я хочу рассказать немного об одном из таких уроков, который проходил у меня в классе прошлый год.  Дети сами вывели тему урока.

. Весь  урок был наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. Всего лишь одно слово, а сколько от него тепла и света!

  Неземное слово.

Какое слово неземное!

Такое слово всем родное.

Объединяет всё живое

И наполняет мир собою.

Оно горит в глазах ребёнка,

Им сердце матери полно,

В сраженьях дедам помогло,

От нечестии страну спасло.

Оно волшебное, святое.

Какое слово неземное!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравтсвенное воспитание через уроки ОРКСЭ

Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большое количество времени, так как это новый предмет, незнакомый,  да и мы сами испытываем дефицит знаний. Тем не менее вдохновляет успех каждого урока. Я преподаю этот курс второй год. Дети целую неделю,  с нетерпением ждут  очередной встречи. Это успех. Урок безоценочный, но им достаточно похвалы, доброго слова за работу на уроке и дома. Я хочу рассказать немного об одном из таких уроков, который проходил у меня в классе прошлый год. Тема произвольная. Дети сами вывели тему урока.

. Весь  урок был наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. Всего лишь одно слово, а сколько от него тепла и света!

  Неземное слово.

Какое слово неземное!

Такое слово всем родное.

Объединяет всё живое

И наполняет мир собою.

Оно горит в глазах ребёнка,

Им сердце матери полно,

В сраженьях дедам помогло,

От нечестии страну спасло.

Оно волшебное, святое.

Какое слово неземное!

В процессе урока дети поняли, что это слово объединяет все  человеческие качества:  доброту, милосердие, благополучие, дружбу,  любовь, взаимовыручку, удачу, честь, свободу, счастье, щедрость.

Тема урока была: Что такое любовь. Ребята поняли, что  настоящая любовь начинается с бескорыстной любви к ближнему.

Ценность любви не в том, что вас любят, а в том, что вы способны любить

других. Великий русский писатель Н.В.Гоголь в письме сестре писал: «Ты

жалуешься, что тебя никто не любит, но какое нам дело, любит ли нас кто

или не любит. Наше дело: любим ли мы? Любовь- это когда можешь жизнь

положить за «други своя»».

- Вас любят родители и другие близкие люди, ничего не требуя в замен. Вы

любите семью, своих друзей, не требуя за это награды. Мы любим свою

Родину уже за то, что она у нас есть. Понятие люби у каждого своё, но оно сильнее любого другого.

Притча.

Притча "Добрая бабушка"

У одной доброй, мудрой старушки спросили:

 - Бабушка! Ты прожила такую тяжёлую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

 - Есть милые. Всё хорошее, что мне сделали, я записываю в своём сердце, а всё плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце моё сейчас было бы всё в страшных рубцах, а так оно - рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

Это ли не мудрость? Я очень часто использую на уроках притчи. Во-первых, они нравятся детям. Они просты, коротки и поучительны.

Иносказательные рассказы, взятые  из природы или современной общественной жизни,  получили наименование притч. Хотя притчи были известны еще в ветхозаветные времена, особое совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека.

 Спаситель излагал Свое учение в форме иносказательных рассказов по нескольким причинам.  Он говорил о глубоких духовных истинах, постичь которые было нелегко Его слушателям. А конкретный и яркий рассказ, почерпнутый из жизни, мог запомниться на многие годы, и человек, старающийся понять смысл этого рассказа, мог размышлять о нем, углубляться в его содержание и, таким образом, постепенно понять скрытую в нем мудрость.

Притчи сохраняли чистоту учения Христова тем, что облекали его содержание в форму конкретного повествования.  

Христовы притчи замечательны еще тем, что, несмотря на прошедшие века, они нисколько не утратили своей наглядности и очаровательной красоты. Притчи являются живыми свидетелями того тесного единства, которое существует между духовным и физическим миром, между внутренней причиной и ее проявлением в жизни.

 В Евангелиях мы находим более тридцати притч.

Кто не слышал притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о мытаре и фарисее.

. В этих притчах Господь рассказал о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и изложил различные нравственные правила.

Через них мы воспитываем нравственные качества в наших воспитанниках.  Мы рассматривали значение чувства любовь с точки зрения светской культуры и с точки зрения религиозной культуры. И так каждое человеческое состояние души или качество. Пришли к выводу, смысл один и тот же.

Например.

 « Не лги, чтобы тебе не лгали в ответ»- с точки зрения светской культуры.

   « Не лги, потому что всякую ложь видит Бог»- с точки зрения религиозной культуры. Можно сделать вывод, что каждый поступок к нам возвращается. А слово спасибо. Дети сами его расшифровали. Так что, то что мы с вами преподаём приносит огромную пользу маленькому человечку.

Среди родителей было много противоречий. Однажды мне позвонила родительница и сказала, что за ерундой я забиваю голову детям. Я пригласила её на урок. Она ушла со слезами на глазах от урока  и с извинениями. Поэтому, чтобы детей учить терпению, мы сами должны быть терпеливыми. Один из уроков посвящён молитве. Я детям рассказала притчу «Немая церковь». Понятие о Церкви

 Хотя дети этого возраста несколько глубже понимают смысл богослужения, отношение к Церкви остается довольно поверхностным, Посещение храма кажется скучной обязанностью, которая исполняется охотно, только если они принимают какое-нибудь участие в службе — прислуживают, поют и т.д. Теперь в их внутреннем мире воцаряется разделенность, двойственность: то, что мы говорим, думаем и верим в храме, — одно, а то, что мы думаем и делаем в «настоящей жизни», — другое. В этом возрасте следует помочь детям продумать смысл христианской жизни. Для более глубокого понимания следует поразмышлять над смыслом Таинств.

Давным-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут всё так же плохо, греха не убывает. «Господи, — думал он, — неужели не внемлешь Ты нашим молитвам? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?»

Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И чудилось ему, будто светозарный ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землёй. По мере того как поднимались они выше и выше, всё слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные нежные звуки, как звуки далёкой лютни.

— Что это? — спросил старец.

— Это святые молитвы, — ответил ангел, — только они слышатся здесь.

— Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме?..

Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.

— Ты хочешь знать? Смотри.

Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть всё, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба — сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. Видно было, как стоявший на левом клиросе дьячок что-то читал быстро-быстро, шлёпая и перебирая губами, но слова туда, вверх, не долетали.

На амвон медленно вышел громадного роста диакон, плавным жестом поправил свои пышные волосы, потом поднял орарь, широко раскрыл рот, и… ни звука! На клиросе регент раздавал ноты: хор готовился петь. «Уж хор-то, наверно, услышу», — подумал старец. Регент стукнул камертоном по колену, поднёс его к уху, вытянул руки и дал знак начинать, но по-прежнему царила полная тишина. Смотреть было удивительно странно: регент махал руками, притопывал ногой, басы краснели от натуги, тенора вытягивались на носках, высоко поднимая голову, рты у всех были открыты, но пения не было.

«Что же это такое?» — подумал старец. Он перевёл глаза на молящихся. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.

— Отчего это? — спросил старец.

— Спустимся, и ты увидишь и поймёшь — сказал ангел.

Они медленно, никем не видимые спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой. И вдруг старец увидал её сердце и понял её мысли.

«Ах, эта противная почтмейстёрша! — думала она. — Опять в новой шляпе! Муж — пьяница, дети — оборванцы, а она форсит!.. Ишь выпялилась!..»

Рядом стоял купец в хорошей суконной поддёвке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаённые мысли: «…Экая досада! Продешевил… Товару такого теперь нипочём не купишь! Не иначе как тысячу потерял, а может, и полторы…»

Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а всё время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: «Эх, и хороша Дуняша!.. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой… Вот бы жену такую! Пойдёт или нет?»

И многих касался Ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.

— Теперь ты понимаешь? — спросил Ангел. — Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые.

В эту минуту вдруг робкий детский голосок отчётливо проговорил:

— Господи! Ты благ и милостив… Спаси, помилуй, исцели бедную маму!..

В уголке на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слёзы. Он молился за свою больную маму. Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.

— Вот молитвы, которые слышны у нас! — сказал ангел.

Учит эта притча честности, искренности, любви истиной.

 По словам верующих, Бог это тот, кто даёт такие великие дары, как

совесть, доброта, любовь- ибо он и сам ими обладает. Вера в бога нередко

вдохновляла людей на создание прекрасного: картин, стихов, музыки,

храмов.

Значит у верующих Бог-любовь.

Вспомните притчу о двух волках: добро и зло. Кто в человеке победит? Тот волк, которого мы кормим. Детям в это время надо дать задуматься. Кого ты кормишь. Спрашивать не следует. Но ребёнок сам анализирует свои поступки, пусть не все. Вот вам и совесть. А притча про ученика и мудреца. Знаете? Вот и я всегда детям говорю, что всё в ваших руках, любой ваш поступок, мысли надо анализировать. Опираясь на жизненный опыт. Дети сами решают задачи, в которых взрослый заблудится. Почему? Грешить привыкли.

  1. Через пословицы и поговорки мы воспитываем учеников на уроке ОРКСЭ. Например, сравните пословицы: Вера гору с места сдвинет.

Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе, сей: «перейди

отсюда туда», и она перейдёт, и ничего не будет невозможного для нас.

  1. Бедного обижать себе гибели искать.

Не будь грабителем бедного, потому, что он беден, и не притесняй

несчастного у ворот, потому, что Господь вступится в дело их и схитит душу

у грабителей.

Когда мы на первом уроке говорили о любви к Родине, я дала задание нарисовать свою малую родину или милый сердцу уголок. У многих ассоциация с родиной была речка, лес и вдали церковь. Открыли тетрадь, там то же. Какое спокойствие вызывает одинаково и у детей и у взрослых, когда путешествуешь по храмам России.

Когда изучаем традиции с точки зрения светской культуры и религиозной.

Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь,

справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в

сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого.

Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно - нравственных качеств учащихся через уроки гуманитарного цикла.

Формирование духовно - нравственных качеств учащихся начальной школы происходит неразрывно с учебным процессом. Оно успешно, если оно системно....

Роль технологии рефлексивного портфолио личностного роста в развитии духовно-нравственных качеств личности на уроках ОРКСЭ

Технология рефлексивного портфолио личностного роста является эффективным средством плодотворной совместной воспитательной деятельности учеников, учителя и родителейв развитии духновно-нравственных ка...

Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)

Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в  работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся через уроки ОПК, ОРКиСЭ и внеурочную деятельность

             Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого явл...

Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения по системе А.В. Занкова 2 класс

Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения  писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть...

«Формирование духовно – нравственных качеств учащихся через уроки гуманитарного цикла»

Проблемы нашей сегодняшней школы настолько сложны и многообразны, что порой кажутся неразрешимыми. И одна из них, на мой взгляд, формирование духовно – нравственных качеств учащихся. На первый в...