мастер класс
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Лунина Светлана Юрьевна

рассказы детей о своих мамах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterklass.doc112.5 КБ
Microsoft Office document icon pravila_povedeniya_v_kabinete.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Сегодня  мы рассмотрим  подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока, способы оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочную  работу и работу с родителями

(слайд 2)

Необходимость данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.

Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Какова цель здоровьесберегающих технологий? (слайд 3, 4)

Главная цель в воспитании и образовании школьников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в школах учат детей культуре здоровья, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению (слайд 5).

Что такое здоровьесберегающие технологии? (слайд 6)

• Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.

     

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью?

Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся и формировало мотивацию к изучаемому предмету? (слайд 7)

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • Положительные эмоции;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Рациональное питание;
  • Закаливание;
  • Личная гигиена;
  • Отказ  от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных   напитков и наркотических веществ);
  • Оформление классных и школьных уголков здоровья.

Мы хотим обратить ваше внимание на то, что большое  значение  имеет микроклимат в классе, ведь  ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в коллективе царит здоровая, доброжелательная обстановка. Очень важен положительный, эмоциональный настрой перед началом  учебных занятий (слайд 8, 9).

 Давайте же и мы  с вами настроимся на нашу работу. Произносим все вместе (слайд  10).

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

 И при этом, не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

« Каким  же должен быть современный здоровьесберегающий урок?»

Для решения данной проблемы мы предлагаем каждой группе  высказать своё мнение по предложенным  вам темам.

1 группа - «Условия здоровьесбережения на уроке».

2 группа- «Структура современного здоровьесберегающего урока».

 

Каждая группа обсуждает, на своем плакате пишет тезисы (5 мин.) Ведущий группы представляет свой проект (слайд 11).

Ответы педагогов 1 группы:

  • Соблюдение этапов урока.
  • Создание положительной психологической атмосферы.
  • Активность каждого участника.
  • Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя      

             гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

  • Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение  

             режима дня.

  • Педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к  

             детям.

  • Упражнения для глаз.
  •  Дозировка объема учебного материала.

«Две-три минуты движения подарят вам сорок пять минут внимания»
                              К.Ушинский
 (слайд 12)

 Для того чтобы дети не уставали на уроке, мы проводим физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, для повышения иммунитета и профилактики заболеваний органов дыхания, для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Мы предлагаем вам упражнения для глаз и внимания. Первое упражнение «Снежинка» выполняется с одним предметом. Дети глазами следят за движением снежинки (слайд 13).

Другое  упражнение  предполагает работу глаз с несколькими предметами, которые выполняют различные движения и сопровождаются изменением   количества и размера (слайд 14).

По нашему мнению  так же как и глаза огромное напряжение испытывают и пальцы рук детей, так как большую часть урока учащиеся пишут. Предлагаем вам комплекс пальчиковой гимнастики. Одно из упражнений давайте с вами выполним «Засолка капусты» (слайд 15), (слайд 16).

Ответы педагогов 2 группы:

  • Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия,  

          выполняющего роль «разогревающего» упражнения.

  • Проверка домашнего задания должна  быть построена не как

          проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было

          трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от

          родителей).

  • В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме

          урока.

  • В основной части формулируются новые представления (это

         наиболее информативная часть урока).

  • Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного

          опыта. Важное условие урока - это создание положительной

          психологической атмосферы, активность каждого участника.

    Для актуализации знаний на уроке и формирования здорового образа жизни используем различные игры. Предлагаем вашему вниманию одну из таких театрализованных игр, которую можно применять при изучении частей речи, ознакомлению с временами года, с новыми произведениями и т.д. Данная игра способствует развитию двигательной активности и творческих способностей детей (слайд 17).

Театрализованная игра «Приключения возле берёзки».

Действующие лица: Ветерок, Берёза, кошка Мурка, синичка Чика, лайка Найда, Капелька Росы, бабушка.

(Участники выбирают роли, ведущий читает текст, а актёры выполняют  действия.)

Весна. Дует лёгкий ветерок. Берёза у крылечка выпрямилась, расправила свои веточки, потянула их к солнышку. Под Берёзкой прогуливается ленивая Кошка Мурка. Она мягко ставит свои лапки, мурлычет и трётся спинкой о Берёзу. На заборе сидит Синичка Чика, она дремлет на солнышке, вздрагивает во сне и открывает то один глаз, то другой. Под крыльцом спит Лайка Найда, ей что-то снится, она дёргает лапками и поскуливает. Ветер подул сильнее, засвистел, зашумел. Берёзка закачалась, заволновалась. На Берёзе висела Капелька росы, она блестела на солнышке и любовалась собой. Берёза закачалась, Капелька вздрогнула и упала прямо на нос Кошке Мурке. Мурка поёжилась, фыркнула, изогнула спинку и побежала к крыльцу. Вдруг она увидела синицу и громко мяукнула. Ветер зашумел громче, Берёзка заскрипела и закачалась. Синичка встрепенулась, захлопала крыльями и открыла оба глаза. Мурка изогнулась, прыгнула и схватила Синицу за хвост, Синица громко закричала, Капелька росы покатилась по земле. Лайка проснулась, зарычала и залилась звонким лаем. Ветер разбушевался, Берёза захлопала ветвями. Из домика выбежала Бабушка. Она заохала, замахала руками на Лайку. Лайка завиляла хвостиком. Мурка выпустила Синицу, она быстро взлетела на забор. Ветер подул тише, Берёза плавно закачалась. Светит солнышко. Весна.

На уроках чтения и русского языка часто используем элементы дыхательной гимнастики. Проводя систему устных упражнений, построенную на особой напевной комбинации звуков, помогаем детям овладевать умениями, способствующими отработке дикции; чувствованию произносимого звука; созданию эмоционального фона, благоприятно воздействующего на технику чтения; укреплению здоровья.      

Человек, рождаясь, заявляет о себе громким звуком: «А-а-а! Почему именно этим звуком? Что такое звук? Звук – это связь со Вселенной, с её  энергией. Гармоничные, одухотворённые звуковые построения ведут к повышению энергетики, дают мощнейший оздоровительный эффект. И в зависимости от того, какими звуками наполняется жизнь ребёнка, складывается его здоровье: и психическое, и физическое.

 Наша задача -   помочь детям с помощью пропевания гласных звуков  приобщиться к воздействию спящей в детях мощной энергии.

 Что это за энергия? Ее  приобретает выдох при дыхании животом — это очень важно. Делаем с ребятами глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь. Чтобы убедиться в правильности своего дыхания, кладем руки на грудь — она не должна двигаться. Автор этой методики – австрийский ученый профессор Б.М. Лессер-Лазарко (слайд 18, 19).

Так, звук А снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные   центры, повышает тонус, воздействует на систему «трех обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.

Звук О — звук глубокой гармонии, состояния равновесия. Стараюсь подбирать  слова с наибольшим количеством этой гласной.

Звук У — чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.

Звук И — звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза (слайд 20).

Не только на  уроках, но и на переменах мы не забываем о своём здоровье. Ведь перемена – это самый активный период в учебной деятельности ребёнка. И время  отдыха можно провести с пользой для здоровья. Одно из любимых увлечений детей – игра с воздушными шарами, которые они сами надувают, что способствует укреплению дыхательной системы и профилактики простудных заболеваний. Для того, чтобы воздушные шары принесли радость окружающим, из них дети выполняют различные узоры, тем самым, развивая свои творческие способности (слайд 21).


Всем известно, что движение – это жизнь. Мы считаем, что об этом нельзя забывать ни на уроках, ни после уроков. Поэтому  используем ритмическую гимнастику, танцевальные игры на уроках и во внеурочной деятельности      (слайд 22). Хотим  познакомить вас с комплексом двигательной гимнастики (выполняется под ритмичную музыку) (слайд 23).

Примером здорового образа жизни для каждого ребёнка являются их родители. Подтверждением этого служат мероприятия, проводимые вместе с родителями  на природе (слайд 24).

 

Нами разработаны сценарии утренников, уроков здоровья, викторин, спортивных мероприятий, классных часов. Вот названия некоторых из них: «Весёлое путешествие в Страну Природы и Здоровья» (спортивно-конкурсная программа), «Папа, мама, я – спортивная семья», «Праздник Здоровья»,  «Здоровье – овощи, ягоды, фрукты», «Секреты здоровья», «Сам себе помогу и здоровье сберегу».

Каждый день ребёнок соприкасается с различными микробами, болезнетворными бактериями. Для профилактики инфекционных заболеваний предлагаем изготовить «Аромат здоровья», который мы делаем вместе с детьми (слайд 25) и, он находится на столах учащихся в течение образовательного процесса. При выполнении данной поделки у детей задействованы мелкие мышцы рук, что плодотворно влияет на развитие речи (слайд 26). (Участники выполняют работу, группам предлагаются апельсины и лимоны).

Если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и  личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Рефлексия.

     

Уважаемые коллеги! Мы надеемся, что эта встреча подарила вам хорошее настроение и дала заряд положительных эмоций. Просим изобразить на воздушных шарах свои ощущения, насколько вам было комфортно, уютно и тепло в нашей сегодняшней работе, и поделитесь с нами своими впечатлениями (слайд 27).


Приложение.

(Комплекс пальчиковой гимнастики.)

Упр. 1-го комплекса

1) «Ладони на столе» (на счёт 1-2 пальцы врозь - вместе)

2) «Ладошка – кулачок - ребро» (счет 1-2-3)

3) «Пальчики здороваются» (1-5 – соединяются пальцы обеих рук, начиная с больших)

4) «Человечек» (указательный и средний пальцы левой и правой руки ходят по столу попеременно)

5) «Дети бегут наперегонки» (те же движения, но двумя руками одновременно и в быстром темпе):

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

6) Потешка «Пальчик – мальчик»

–Пальчик – мальчик, где ты был?

–С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

(Ребёнок «обращается» к большому пальцу правой руки, а затем кончиком большого пальца прикасается к остальным, начиная с указательного).

Упр. 2-го комплекса

1) «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).

2) «Козлята» (одновременно двумя руками).

3) «Очки» (ОО).

4) «Зайцы» (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, остальные соединить).

5) «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы)

6) Потешка «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого).


Упр. 3-го комплекса

1) «Флажок» (большой палец вытянуть вниз, остальные соединить).

2) «Птички» (поочерёдно большой палец соединяется с остальными).

3) «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы сжать).

4) «Цветок» (тоже, но пальцы разъединить).

5) «Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

6) Потешка «Этот пальчик»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья

(Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого).

Упр. 4-го комплекса

1) «Пчела» (вращать указательным пальцем правой, затем левой руки).

2) «Пчёлы» (разговор со звуком «ж»).

3) «Лодочка» (концы пальцев направить вперёд, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4) «Солнечные лучи» (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5) «Пассажиры в автобусе» (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны вверх, большие пальцы вверх).

6) Потешка «Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик – прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики. Ура!

Заниматься нам пора!

(Поднять левую руку ладонью к себе, загибать правой рукой на ней пальцы, начиная с мизинца).


Упр. 5-го комплекса

1) «Замок» (1 – ладони вместе, 2 – пальцы в замок).

2) «Лиса и заяц» (лиса крадётся – все пальцы медленно шагают по столу; заяц убегает – перебирая всеми пальцами двигаться назад).

3) «Паук» (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу).

4) «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной и махать всеми пальцами, как крыльями).

5) Счёт до 4-х» (большой палец соединяется со всеми поочерёдно).

6)

Ну-ка , братцы, за работу,

– пальцы вытянуты вверх

Покажи свою охоту.

Большому – дрова рубить.

– большой палец машет

Печи все – тебе топить.

– указательный

А тебе – воду носить.

– средний

А тебе – обед варить.

– безымянный

А малышка – песни петь,

– мизинец

Песни петь да плясать,

– отжимание и разжимание пальцев в кулак

Родных братьев забавлять.

Домик

1,2,3,4,5

– разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого

Вышли пальчики гулять

– ритмично разжимаем все пальцы вместе

1,2,3,4,5

– сжимаем поочерёдно, начиная с мизинца

В домик спрятались опять

– сжимаем все пальцы вместе

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

– пальцы обеих рук под углом друг к другу изображают крышу

Ну, а к дому путь закрыт.

– ладони соединяются друг с другом

Мы ворота открываем,

– ладони поворачиваются параллельно друг к другу

В этот домик приглашаем.

– пальцы под углом друг к другу широко расставлены

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

– резкие движения прямыми кистями вверх и вниз

Мы морковку трём,

– пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения к себе и от себя

Мы капусту солим,

– посыпание солью из щепотки

Мы капусту жмём.

– интенсивно сжимаем в кулаки


Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик – прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики. Ура!

Заниматься нам пора!

(Поднять левую руку ладонью к себе, загибать правой рукой на ней пальцы, начиная с мизинца левой руки).

Прогулка

Пошли пальчики гулять,

– пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и «прыжками» по столу

А вторые догонять.

– движения по столу указательными пальцами

Третьи пальчики бегом,

– средние пальцы «бегут»

А четвёртые пешком.

– медленное движение безымянными пальцами

Пятый пальчик поскакал

– мизинцы «скачут»

И в конце пути упал.

– хлопок обоими кулаками по столу

Как живёшь?

У:

Д:

– Как живёшь?

– Вот так!

– большой палец

– Как плывёшь?

– Вот так!

– любым стилем

– Как бежишь?

– Вот так!

– согнув руки в локтях, притопнуть поочерёдно ногами

– Как глядишь?

– Вот так!

– руки «козырьком» или «биноклем» к глазам

– Ждёшь обед?

– Вот так!

– поза ожидания: подпереть щеку рукой

– Машешь вслед?

– Вот так!

– помахать

– Утром спишь?

– Вот так!

– руки под щечку

– А шалишь?

– надуть щеки и хлопнуть по ним кулачками

Дружба

Дружат в нашем классе

Пальцы обеих рук соединяются в замок (ритмично)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

1,2,3,4,5

Ритмичное касание пальцев обеих рук, поочерёдное касание пальцев, начиная с мизинца

Начинай считать опять:

1,2,3,4,5

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть руками


Замок

На двери висит замок

– ритмичные, быстрые соединения пальцев в замок

Кто открыть его бы мог?

Потянули,

– пальцы сцеплены в замок, а руки тянутся в разные стороны

Покрутили,

– движения сцепленными пальцами от себя к себе

Постучали

– пальцы сцеплены, основания ладони стучат друг о друга

И открыли!

– пальцы расцепляются, ладони в стороны.

В гости

В гости к пальчику большому

– выставляем вверх большие пальцы

Приходили прямо к дому

– соединяем под < кончики пальцев обеих рук

Указательный и средний,

– соединяем с большим пальцем

Безымянный и последний,

– пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы

Сам мизинчик–малышок

Постучался на порог.

– кулачки стучат друг о друга

Вместе пальчики–друзья

– ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках

Друг без друга им нельзя.

Кошка и собаки

Вышла кошечка вперёд,

– указательный палец и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, большой палец согнут вверху

К нам идёт, хвостом играет.

– левой ладонью машет

Ей навстречу из ворот

– «ворота» из 2-х рук

Две собаки выбегают.

– «собаки» (указательные пальцы поджать, а мизинцами вверх-вниз)

Птички

Птички полетели,

– большие пальцы рук вперёд и соединить, остальные сомкнуть и отвести в стороны

Крыльями махали.

– махи ладонями с широко раскрытыми пальцами

На деревья сели,

– обе руки вверх

Вместе отдыхали

– руки в кулачок

Коза

Идёт коза рогатая,

– из правой руки «коза»

Идёт коза бодатая.

– указательный и средний пальцы

К ней козлёночек спешит,

– пальцы соединены в щепотку, опущены вниз, махи влево – вправо.

Колокольчиком звенит.

Зайцы

Скачет зайка косой

– из правой руки – «зайка»

Под высокой сосной.

– ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены

Под другою сосной

– левой рукой.

Скачет зайка другой.



Предварительный просмотр:

Правила поведения в кабинете –

дисциплина и чистота

  1.  Запрещается приносить в кабинет вещи, не предназначенные для учебы. Запрещается пользоваться сотовым телефоном.

  1.  Нельзя в кабинет приносить с собою хлеб, орешки, конфеты, семечки. Обед в столовой должен быть доеден за столом в столовой.

  1.  Жвачка, какой бы вкусной она ни казалась, категорически запрещена для использования в кабинете, как на уроке, так и на перемене.

  1.  Взгляните на ваши руки. Руками вы сейчас будете трогать учебники и писать в тетрадях. И если ваши руки грязные, то такими же станут …

  1.  Основное и важнейшее требование в кабинете - дисциплина. Пыль, поднятая в кабинете вредна как для оборудования, так и для учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...