Программа работы городского оздоровительного центра "Здоровое поколение"
рабочая программа по теме
1. Пояснительная записка
2. Обоснование актуальности программы.
3. Календарно-тематический план.
4. Ожидаемые результаты реализации программы.
5. Список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2"
Программа: «Здоровое поколение».
Назначение программы: приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, профилактика социально значимых заболеваний; вовлечение детей в общественно значимый досуг.
Возрастной состав учащихся: 7-15 лет.
Срок реализации: с 1 по 27 июня 2010г.
Автор программы: Купцова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2" ,
г. Березники, ул. Пятилетки, 21.
Год разработки программы: 2010г.
Пояснительная записка
Основная цель программы «Здоровое поколение» – формирование у учащихся культуры отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей, формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
Для достижения поставленной цели программа предполагает решение следующих задач:
- Научить ребенка, подростка познанию самого себя, т.е. пониманию глубинных мотивов своего поведения, осознанию своей ценности и индивидуальности.
- Помочь ребенку, подростку по возможности в более полном выявлении и развитии своих личностных качеств, личных возможностей.
- Сформировать правильные представления о здоровье и ЗОЖ, знания, умения, навыки здоровьесберегающего поведения, здорового образа жизни.
- Информировать учащихся об основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, социально значимых заболеваниях, представляющих опасность для жизни и здоровья, и методах их профилактики.
Обоснование актуальности программы
По данным социально-демографических, психологических, медицинских исследований состояние здоровья населения России неуклонно ухудшается. Нетрудно предположить, что одной из основных причин сложившегося положения является то, что у людей не сформирована устойчивая установка на здоровый образ жизни, и нет ясного понимания, как следует заботиться о своем здоровье. В результате большинство из них не соблюдает в полной мере элементарных правил гигиены, не занимается систематическим закаливанием и физическими упражнениями, не бережет и не укрепляет должным образом свою психику.
Проблема усугубляется тем, что негативные тенденции в здоровье начинают обнаруживаться у подрастающего поколения. Данные обследования здоровья первоклассников показывают, что здоровыми можно считать лишь 25-30% детей. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Среди выпускников школ уже 80% детей нельзя назвать абсолютно здоровыми. Все это не может не вызывать тревогу.
Программа состоит из двух крупных блоков: первый блок – 1-4 кл., второй блок – 5-9 кл.
На каждой возрастной ступени решаются свои конкретные цели и задачи, которые определяются основными возрастными доминантами и потенциалом развития личности. Младший школьный возраст – это период эталонно-образного восприятия мира, возраст запечатления ребенком своего места в мире знаний. Поэтому целью 1 блока является: становление наблюдателя внутри ребенка. Эта цель реализуется через конкретные задачи: научиться видеть себя и другого; научиться слушать и слышать себя и другого; научиться осознавать и выражать разными способами то, что ребенок видит и слышит в себе и в другом.
Следующий блок – 5-9 кл.
Это возраст самопознания, возраст телесного становления, активизации способностей, возраст формирования отношений между мальчиками и девочками. Поэтому идет активная работа по формированию нравственности ребенка и дальнейшему формированию готовности к выполнению своих разнообразных социальных ролей. Эта работа включает в себя следующие этапы:
- Расширение зоны осознаваемых ребенком отношений к себе, другим и миру.
- Наполнение смыслом всех нравственных категорий, отражающих отношение ребенка к себе, другим и миру.
- Анализ жизненных проблем на основе знания законов природы, законов нравственности.
- Проектирование программ здоровья, программ решения жизненных задач на основе осознания отношения к жизни.
- Реализация этих собственных проектов.
Формы работы, использующиеся в программе: экскурсии, соревнования, тематические вечера, викторины, театрализованные представления, КВН, беседы, уроки здоровья, праздники здоровья.
Методы работы:
- Метод игры и игрового тренинга.
- Метод театрализации.
- Метод состязательности.
- Метод воспитывающих ситуаций.
- Метод импровизации.
- Метод равноправного духовного контакта.
Технологии: игровые, поисковые, здоровьесберегающие.
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы учащиеся должны иметь понятия о здоровье и факторах, на его влияющих. иметь представления о строении и работе органов и систем организма человека. Знания о значении пищи для развития человека, о рациональном питании, о роли и значении личной гигиены, о роли физической культуры и спорта. Знать о том, что такое профилактика, в том числе инфекционных заболеваний. Знать, что такое вредные привычки и как они влияют на здоровье. Знать, как курение, алкоголь, наркотики влияют на организм человека.
Учащиеся должны научиться организовывать свою деятельность в соответствии с принципами ЗОЖ; правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях, противостоять негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье; оказать первую медицинскую помощь себе и окружающих при несчастных случаях.
Календарно-тематический план
Дата | I блок (1-4 кл.) | II блок (5-9 кл.) | Ответственные |
Раздел I. Основы здорового образа жизни. | |||
01.06. |
|
| |
02.06. |
|
| |
03.06. |
|
| |
06.06 |
|
| |
07.06. |
|
а) опыт работы с природой; б) беседа; в) замеры параметров дыхания. 2. Посещение бассейна. | |
08.06. |
а) беседа; б) разучивание комплекса упражнений.
| 1. Инфекционные заболевания и их профилактика (лекция). 2. Военизированная полоса препятствий. | |
09.06. | 1. Как следует питаться (урок здоровья). 2. Игровой час (разучивание народных игр). |
| |
10.06. |
|
2. Конкурс туристической песни. | |
14.06. |
|
а) лекция; б) тренинг. 2. Шахматно-шашечный турнир. | |
Раздел II. Профилактика социально значимых заболеваний. | |||
15.06. |
|
| |
16.06. |
|
| |
17.06. |
|
| |
20.06. |
|
| |
Раздел III. Навыки жизни. | |||
21.06. | 1. Я и мои чувства (урок-тренинг). 2. Игры на воде. |
| |
22.06. |
|
| |
23.06. |
|
| |
24.06. |
|
| |
27.06. |
| 1. Тренинг коммуникативных навыков. |
Содержание программы «Здоровое поколение».
I раздел: «Основы здорового образа жизни».
I блок (1-4) классы.
- Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Причины болезней. Признаки болезни. Как организм защищает сам себя. ЗОЖ. Как ему следовать.
- Дружи с водой. Советы доктора Воды. Умывание и купание. Зачем моется человек. Что случается с грязнулей. Вода и мыло в борьбе с микробами. Как правильно мыть руки и лицо.
- Зубы и уход за ними. Как устроен зуб человека. Для чего и как нужно ухаживать за зубами.
- Забота о глазах. Как устроен глаз человека. Почему надо беречь глаза. Как снять усталость с глаз.
- Забота о коже. Кожа – орган осязания. Как устроена кожа. Правила ухода за кожей.
- Красивая осанка – крепкое здоровье. Понятие о правильной осанке. Возможные причины нарушения осанки. Что надо делать, чтобы осанка была хорошей.
- Как следует питаться. Пищеварение: как это происходит. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Какие продукты полезны растущему организму.
- Как закаляться. Обтирание. Обливание. Почему мы простужаемся. Простейшие способы закаливания.
- Ты и твое тело. Обобщающее занятие по разелу.
II блок (5-9) кл.
- Что такое ЗОЖ. Сущность ЗОЖ. Компоненты ЗОЖ и их связь между собой.
- Основы личной гигиены. Понятие о личной гигиене. Зависимость здоровья человека от чистоты тела, кожи, волос, состояния зубов. Кожа – зеркало здоровья. Борьба с угревой сыпью. Гигиена девушки и юноши.
- Иммунитет. Механизмы защиты организма. Что такое иммунитет. Органы иммунной системы. Что ослабляет иммунитет. Что укрепляет иммунитет (ЗОЖ). Анализ собственного образа жизни.
- Питание – основа жизни. Национальные кухни народов мира. Традиции и приготовление и приема пищи в разных странах. Влияние на организм избыточного и недостаточного питания. Рацион и режим питания.
- Дыхание – путь нравственного, телесного, экологического здоровья.
- Инфекционные заболевания и их профилактика. Признаки инфекционных заболеваний. Основные пути передачи инфекционных заболеваний. Как уберечься от инфекционных заболеваний.
- Компьютеры и здоровье. Компьютеры – благо или вред? Компьютер – источник вреда для здоровья человека при несоблюдении гигиенических условий пользования им. Гигиенические нормативы.
- Риск – благородное дело? Ситуации риска в жизни человека. Риск, оправданный и неоправданный. Избежание рискованных ситуаций – путь сохранения жизни и здоровья. Определение склонности к риску.
- Психогигиена. Эмоциональная сфера человека. Эмоции. Характеристика видов эмоций и чувств. Положительные и отрицательные эмоции, их влияние на здоровье. Приемы и методы регуляции эмоционального состояния.
Раздел II. Профилактика социально значимых заболеваний.
II блок (1-4) классы.
- Я – грамотный потребитель. Что такое реклама. Какова основная цель рекламы и средства ее достижения. Кто такой грамотный потребитель.
- Я не буду употреблять алкоголь и сигареты. Урок – обещание. Каждый ребенок дает обещание самому себе не курить и не употреблять спиртного в будущем, которое фиксируется на видео- аудиопленку.
- Лекарство – друг или враг? Способы приема лекарств. Бесконтрольное использование лекарств детьми опасно для здоровья и жизни. Условия пригодности к использованию лекарств.
- Правда и ложь о наркотиках. Что такое наркотики и как они влияют на здоровье. Почему иногда наркотики предлагают попробовать бесплатно. Опасность первой пробы наркотического вещества.
II блок (5-9) классы.
- О курении. Влияние курения на здоровье. О знаках запрещающих и разрешающих курить в определенных местах. Мозговой штурм с целью поиска оптимальных вариантов отказа от предложений сигареты.
- Что такое алкоголь и чем он опасен. Влияние алкоголя на внешность , здоровье и душевные качества человека. Алгоритм действий ребенка в случае контакта с пьяным человеком.
- О наркотиках и наркомании. Употребление наркотиков – болезнь. Что такое химическая зависимость. О социальном значении наркомании и токсикомании.
- ВИЧ – инфекция, СПИД. Введение в проблему ВИЧ – инфекции, СПИДа. Эпедситуация в России, Пермской области. Причины, пути передачи и заражения ВИЧ – инфекцией. Течение болезни. Как защитить себя от ВИЧ, СПИДа.
III Раздел. «Навыки жизни».
I блок (1-4) классы
- Я и мои чувства. Словарь чувств. Позитивные и негативные чувства. Конструктивные и неконструктивные способы выражения чувств.
- Как завести друзей. Умение устанавливать дружеские отношения. Способы преодоления смущения. Проявление сочувствия, симпатии. Умение принимать и давать комплименты.
- Сквернословие как способ выражения негативных чувств. история сквернословия. Причины сквернословия. Навыки выражения своих чувств без слов-паразитов.
- Как правильно общаться. Навыки правильного повседневного общения. Барьеры в общении.
- Я особенный и себя уважаю. Неповторимость и уникальность каждого человека. Развитие чувства собственного достоинства.
II блок (5-9) кл.
- Навыки эффективного общения. Понятие активного слушания. Способы поведения в конфликтной ситуации. Техники слушания. Техники разрешения конфликтных ситуаций.
- Взаимоотношения с родителями и взрослыми. Что ожидают взрослые и подростки друг от друга. Навыки отстаивания своих потребностей. Составление списка претензий и ожиданий родителей и детей друг от друга.
- Как пережить потерю друга и прервать нежелательную дружбу. Понятие желательных и нежелательных отношений. Причины разрыва дружеских отношений. Навыки совладения со стрессом в ситуации потери друга.
- Как сказать «нет» и не потерять друзей. Сопротивление давлению со стороны. Способы давления и манипулирования. Виды поведения в ситуации давления. Навыки противостояния давлению.
- Тренинг коммуникативных навыков. Формирование навыков идентификации и разделения эмоционального состояния другого человека, развитие способности вставать на позицию другого, принимать его роль. Отработка навыков эффективного общения.
Список литературы.
- Амосов Н. Раздумья о здоровье. – М.: Молодая гвардия, 1979.
- Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. Спб., 1996.
- Зайцев Г. Уроки Айболита. Расти здоровым – Спб.: Акцидент, 1995.
- Зайцев Г.К. Школьная валеология. – Спб.: Детство – пресс, 2001.
- Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.: Медицина, 1982.
- Обухова А.А. Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М: ТЦ «Сфера», 2001.
- Татарникова Л.Г., Поздеев М.В. Валеология подростка. – Спб. Петроградский и К, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/16/picture-91258-1474056253.jpg)
Программа работы детского оздоровительного лагеря.
Программа работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, имеет профориентационную направленность....
Программа летнего городского оздоровительного лагеря "Ягодка" с дневным пребыванием детей
Программа летнего городского оздоровительного лагеря "Ягодка" с дневным пребыванием детенй на базе ГБОУ цо № 951...
Программа работы детского оздоровительного лагеря на базе школы
Программа работы детского оздоровительного лагеря на базе школы для детей младшего школьного возраста.Содержит планирование дней смены....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/17/picture-816957-1474102654.jpg)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2015
Июль 2015 - ссылка на страницу сайтаНачальник лагеря: Боровкова Елена Анатольевна. Организатор мероприятий: Дворецкая Свелана Валерьевна В последнее время общество осознало необходимост...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/17/picture-816957-1474102654.jpg)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2016
Июнь 2016 - ссылка на страницу сайтаНачальник лагеря: Боровкова Елена Анатольевна. Организатор мероприятий: Дворецкая Свелана Валерьевна Родной край – частица нашей огромной страны. Обр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846628-1478614901.jpg)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2015
В последнее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних л...