Программа работы городского оздоровительного центра "Здоровое поколение"
рабочая программа по теме

1. Пояснительная записка
2. Обоснование актуальности программы.
3. Календарно-тематический план.
4. Ожидаемые результаты реализации программы.
5. Список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kuptsovoy.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2"

Программа: «Здоровое поколение».

        Назначение программы: приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, профилактика социально значимых заболеваний; вовлечение детей в общественно значимый досуг.

Возрастной состав учащихся: 7-15 лет.

Срок реализации: с 1 по 27 июня 2010г.

Автор программы: Купцова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2" ,

г. Березники, ул. Пятилетки, 21.

Год разработки программы: 2010г.

Пояснительная записка

        Основная цель программы «Здоровое поколение» – формирование у учащихся культуры отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей, формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

        Для достижения поставленной цели программа предполагает решение следующих задач:

  1. Научить ребенка, подростка познанию самого себя, т.е. пониманию глубинных мотивов своего поведения, осознанию своей ценности и индивидуальности.
  2. Помочь ребенку, подростку по возможности в более полном выявлении и развитии своих личностных качеств, личных возможностей.
  3. Сформировать правильные представления о здоровье и ЗОЖ, знания, умения, навыки здоровьесберегающего поведения, здорового образа жизни.
  4. Информировать учащихся об основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, социально значимых заболеваниях, представляющих опасность для жизни и здоровья, и методах их профилактики.

Обоснование актуальности программы

        По данным социально-демографических, психологических, медицинских исследований состояние здоровья населения России неуклонно ухудшается. Нетрудно предположить, что одной из основных причин сложившегося положения является то, что у людей не сформирована устойчивая установка на здоровый образ жизни, и нет ясного понимания, как следует заботиться о своем здоровье. В результате большинство из них не соблюдает в полной мере элементарных правил гигиены, не занимается систематическим закаливанием и физическими упражнениями, не бережет и не укрепляет должным образом свою психику.

        Проблема усугубляется тем, что негативные тенденции в здоровье начинают обнаруживаться у подрастающего поколения. Данные обследования здоровья первоклассников показывают, что здоровыми можно считать лишь 25-30% детей. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Среди выпускников школ уже 80% детей нельзя назвать абсолютно здоровыми. Все это не может не вызывать тревогу.

        Программа состоит из двух крупных блоков: первый блок – 1-4 кл.,  второй блок – 5-9 кл.

        На каждой возрастной ступени решаются свои конкретные цели и задачи, которые определяются основными возрастными доминантами и потенциалом развития личности. Младший школьный возраст – это период эталонно-образного восприятия мира, возраст запечатления ребенком своего места в мире знаний. Поэтому целью 1 блока является: становление наблюдателя внутри ребенка. Эта цель реализуется через конкретные задачи: научиться видеть себя и другого; научиться слушать и слышать себя и другого; научиться осознавать и выражать разными способами то, что ребенок видит и слышит в себе и в другом.

        Следующий блок – 5-9 кл.

        Это возраст самопознания, возраст телесного становления, активизации способностей, возраст формирования отношений между мальчиками и девочками. Поэтому идет активная работа по формированию нравственности ребенка и дальнейшему формированию готовности к выполнению своих разнообразных социальных ролей. Эта работа включает в себя следующие этапы:

  1. Расширение зоны осознаваемых ребенком отношений к себе, другим и миру.
  2. Наполнение смыслом всех нравственных категорий, отражающих отношение ребенка к себе, другим и миру.
  3. Анализ жизненных проблем на основе знания законов природы, законов нравственности.
  4. Проектирование программ здоровья, программ решения жизненных задач на основе осознания отношения к жизни.
  5. Реализация этих собственных проектов.

Формы работы, использующиеся в программе: экскурсии, соревнования, тематические вечера, викторины, театрализованные представления, КВН, беседы, уроки здоровья, праздники здоровья.

Методы работы:

  1. Метод игры и игрового тренинга.
  2. Метод театрализации.
  3. Метод состязательности.
  4. Метод  воспитывающих ситуаций.
  5. Метод импровизации.
  6. Метод равноправного духовного контакта.

Технологии: игровые, поисковые, здоровьесберегающие.

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате реализации программы учащиеся должны иметь понятия о здоровье и факторах, на его влияющих. иметь представления о строении и работе органов и систем организма человека. Знания о значении пищи для развития человека, о рациональном питании, о роли и значении личной гигиены, о роли физической культуры и спорта. Знать о том, что такое профилактика, в том числе инфекционных заболеваний. Знать, что такое вредные привычки и как они влияют на здоровье. Знать, как курение, алкоголь, наркотики влияют на организм человека.

        Учащиеся должны научиться организовывать свою деятельность  в соответствии  с принципами ЗОЖ; правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях, противостоять негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье; оказать первую медицинскую помощь себе и окружающих при несчастных случаях.

Календарно-тематический план

Дата

I блок (1-4 кл.)

II блок (5-9 кл.)

Ответственные

Раздел I. Основы здорового образа жизни.

01.06.

  1. Почему мы болеем (беседа).
  2. Изотворчество в парах на 1 листе.
  3. «Веселые старты».
  1. Что такое ЗОЖ.
  2. Технологическая игра: «Что такое здоровье».
  3. Спортивный аукцион.

02.06.

  1. Дружи с водой. Друзья Вода и Мыло. Советы доктора Воды. (урок здоровья).
  2. Спортивный КВН.
  1. Основы личной гигиены (беседа).
  2. Экскурсия «Экологическая тропа».

03.06.

  1. Зубы и уход за ними (урок здоровья).
  2. Спортивные игры.
  3. Танцетворчество.
  1. иммунитет. Механизмы защиты организма (лекция).
  2. Кросс.

06.06

  1. Забота о глазах (беседа).
  2. Посещение бассейна.
  1. Питание – основа жизни.
  2. Туристическая эстафета.

07.06.

  1. Забота о коже (беседа).
  2. «Малые олимпийские игры».
  1. Дыхание – путь нравственного, телесного, экологического здоровья.

а) опыт работы с природой;

б) беседа;

в) замеры параметров дыхания.

2. Посещение бассейна.

08.06.

  1. Красивая осанка – крепкое здоровье:

а) беседа;

б) разучивание комплекса упражнений.

  1. «Спортивная тянучка».

1. Инфекционные заболевания и их профилактика (лекция).

2. Военизированная полоса препятствий.

09.06.

1. Как следует питаться (урок здоровья).

2. Игровой час (разучивание народных игр).

  1. Компьютеры и здоровье (беседа).
  2. Турнир Слабоков.

10.06.

  1. Как закаляться. Обтирание. Обливание.
  2. Молодецкие потехи.
  1. Риск – благородное дело? (диспут).

2. Конкурс туристической песни.

14.06.

  1. Ты и твое тело (обобщенное занятие по разделу).
  2. День бегуна.
  1. Психогигиена.

а) лекция;

б) тренинг.

2. Шахматно-шашечный турнир.

Раздел II. Профилактика социально значимых заболеваний.

15.06.

  1. Я грамотный потребитель (беседа).
  2. День метателя.
  1. О курении (беседа, мозговой штурм).
  2. Состязание «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

16.06.

  1. Я не буду употреблять алкоголь и сигареты (запись клятвы детей на видеокамеру). Урок-обещание.
  2. Посещение бассейна.
  1. Что такое алкоголь и чем он опасен (лекция).
  2. Спорт-бой.

17.06.

  1. Лекарство – друг или враг? (урок здоровья)
  2. Русская игра «Городки».

  1. О наркотиках и наркомании (беседа, просмотр видеофильма).
  2. Спектакль о вреде курения.

20.06.

  1. Правда и ложь о наркотиках (лекция).
  2. Шахматно-шашечный турнир.
  1. Вич – инфекция, СПИД (просмотр видеофильма, разговор с медработником).
  2. Конкурс стенгазет о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

Раздел III. Навыки жизни.

21.06.

1. Я и мои чувства (урок-тренинг).

2. Игры на воде.

  1. Навыки эффективного общения (занятия с психологом).
  2. «Молодецкие потехи».

22.06.

  1. Как завести друзей (беседа).
  2. Военизированная игра на местности.
  1. Взаимоотношения с родителями и взрослыми (беседа).
  2. Звездный марш-поход.

23.06.

  1. Сквернословие: что это такое и как его избежать.
  2. «Спортландия».

  1. Как пережить потерю друга и прервать нежелательную дружбу.
  2. Велородео.

24.06.

  1. Как правильно общаться (урок-игра).
  2. Экскурсия в лес. «Кто в лесу живет, что в лесу растет».
  1. Как сказать «нет» и не потерять друзей (занятие с психологом).
  2. «Цифровая разведка» (военно-спортивная игра).

27.06.

  1. Я особенный и я себя уважаю (занятие с психологом).
  2. Праздник «День здоровья».

1. Тренинг коммуникативных навыков.

Содержание программы «Здоровое поколение».

I раздел: «Основы здорового образа жизни».

I блок (1-4) классы.

  1. Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Причины болезней. Признаки болезни. Как организм защищает сам себя. ЗОЖ. Как ему следовать.
  2. Дружи с водой. Советы доктора Воды. Умывание и купание. Зачем моется человек. Что случается с грязнулей. Вода и мыло в борьбе с микробами. Как правильно мыть руки и лицо.
  3. Зубы и уход за ними. Как устроен зуб человека. Для чего и как нужно ухаживать за зубами.
  4. Забота о глазах. Как устроен глаз человека. Почему надо беречь глаза. Как снять усталость с глаз.
  5. Забота о коже. Кожа – орган осязания. Как устроена кожа. Правила ухода за кожей.
  6. Красивая осанка – крепкое здоровье. Понятие о правильной осанке. Возможные причины нарушения осанки. Что надо делать, чтобы осанка была хорошей.
  7. Как следует питаться. Пищеварение: как это происходит. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Какие продукты полезны растущему организму.
  8. Как закаляться. Обтирание. Обливание. Почему мы простужаемся. Простейшие способы закаливания.
  9. Ты и твое тело. Обобщающее занятие по разелу.

II блок (5-9) кл.

  1. Что такое ЗОЖ. Сущность ЗОЖ. Компоненты ЗОЖ и их связь между собой.
  2. Основы личной гигиены. Понятие о личной гигиене. Зависимость здоровья человека от чистоты тела, кожи, волос, состояния зубов. Кожа – зеркало здоровья. Борьба с угревой сыпью. Гигиена девушки и юноши.
  3. Иммунитет. Механизмы защиты организма. Что такое иммунитет. Органы иммунной системы. Что ослабляет иммунитет. Что укрепляет иммунитет (ЗОЖ). Анализ собственного образа жизни.
  4. Питание – основа жизни. Национальные кухни народов мира. Традиции и приготовление и приема пищи в разных странах. Влияние на организм избыточного и недостаточного питания. Рацион и режим питания.
  5. Дыхание – путь нравственного, телесного, экологического здоровья.
  6. Инфекционные заболевания и их профилактика. Признаки инфекционных заболеваний. Основные пути передачи инфекционных заболеваний. Как уберечься от инфекционных заболеваний.
  7. Компьютеры и здоровье. Компьютеры – благо или вред? Компьютер – источник вреда для здоровья человека при несоблюдении гигиенических условий пользования им. Гигиенические нормативы.
  8. Риск – благородное дело? Ситуации риска в жизни человека. Риск, оправданный и неоправданный. Избежание рискованных ситуаций – путь сохранения жизни и здоровья. Определение склонности к риску.
  9. Психогигиена. Эмоциональная сфера человека. Эмоции. Характеристика видов эмоций и чувств. Положительные и отрицательные эмоции, их влияние на здоровье. Приемы и методы регуляции эмоционального состояния.

Раздел II. Профилактика социально значимых заболеваний.

II блок (1-4) классы.

  1. Я – грамотный потребитель. Что такое реклама. Какова основная цель рекламы и средства ее достижения. Кто такой грамотный потребитель.
  2. Я не буду употреблять алкоголь и сигареты. Урок – обещание. Каждый ребенок дает обещание самому себе не курить и не употреблять спиртного в будущем, которое фиксируется на видео- аудиопленку.
  3. Лекарство – друг или враг? Способы приема лекарств. Бесконтрольное использование лекарств детьми опасно для здоровья и жизни. Условия пригодности к использованию лекарств.
  4. Правда и ложь о наркотиках. Что такое наркотики и как они влияют на здоровье. Почему иногда наркотики предлагают попробовать бесплатно. Опасность первой пробы наркотического вещества.

II блок (5-9) классы.

  1. О курении. Влияние курения на здоровье. О знаках запрещающих и разрешающих курить в определенных местах. Мозговой штурм с целью поиска оптимальных вариантов отказа от предложений сигареты.
  2. Что такое алкоголь и чем он опасен. Влияние алкоголя на внешность , здоровье и душевные качества человека. Алгоритм действий ребенка в случае контакта с пьяным человеком.
  3. О наркотиках и наркомании. Употребление наркотиков – болезнь. Что такое химическая зависимость. О социальном значении наркомании и токсикомании.
  4. ВИЧ – инфекция, СПИД. Введение в проблему ВИЧ – инфекции, СПИДа. Эпедситуация в России, Пермской области. Причины, пути передачи и заражения ВИЧ – инфекцией. Течение болезни. Как защитить себя от ВИЧ, СПИДа.

III Раздел. «Навыки жизни».

I блок (1-4) классы

  1. Я и мои чувства. Словарь чувств. Позитивные и негативные чувства. Конструктивные и неконструктивные способы выражения чувств.
  2. Как завести друзей. Умение устанавливать дружеские отношения. Способы  преодоления смущения. Проявление сочувствия, симпатии. Умение принимать и давать комплименты.
  3. Сквернословие как способ выражения негативных чувств. история сквернословия. Причины сквернословия. Навыки выражения своих чувств без слов-паразитов.
  4. Как правильно общаться. Навыки правильного повседневного общения. Барьеры в общении.
  5. Я особенный и себя уважаю. Неповторимость и уникальность каждого человека. Развитие чувства собственного достоинства.

II блок (5-9) кл.

  1. Навыки эффективного общения. Понятие активного слушания. Способы поведения в конфликтной ситуации. Техники слушания. Техники разрешения конфликтных ситуаций.
  2. Взаимоотношения с родителями и взрослыми. Что ожидают взрослые и подростки друг от друга. Навыки отстаивания своих потребностей. Составление списка претензий и ожиданий родителей и детей друг от друга.
  3. Как пережить потерю друга и прервать нежелательную дружбу. Понятие желательных и нежелательных отношений. Причины разрыва дружеских отношений. Навыки совладения со стрессом в ситуации потери друга.
  4. Как сказать «нет» и не потерять друзей. Сопротивление давлению со стороны. Способы давления и манипулирования. Виды поведения в ситуации давления. Навыки противостояния давлению.
  5. Тренинг коммуникативных навыков. Формирование навыков идентификации и разделения эмоционального состояния другого человека, развитие способности вставать на позицию другого, принимать его роль. Отработка навыков эффективного общения.

Список литературы.

  1. Амосов Н. Раздумья о здоровье. – М.: Молодая гвардия, 1979.
  2. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. Спб., 1996.
  3. Зайцев Г. Уроки Айболита. Расти здоровым – Спб.: Акцидент, 1995.
  4. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – Спб.: Детство – пресс, 2001.
  5. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.: Медицина, 1982.
  6. Обухова А.А. Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М: ТЦ «Сфера», 2001.
  7. Татарникова Л.Г., Поздеев М.В. Валеология подростка. – Спб. Петроградский и К, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы детского оздоровительного лагеря.

Программа работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, имеет профориентационную направленность....

Программа летнего городского оздоровительного лагеря "Ягодка" с дневным пребыванием детей

Программа летнего городского оздоровительного лагеря "Ягодка" с дневным пребыванием детенй на базе ГБОУ цо № 951...

Программа работы летнего оздоровительного лагеря

Программа работы летнего оздоровительного лагеря...

Программа работы детского оздоровительного лагеря на базе школы

Программа работы детского оздоровительного лагеря на базе школы для детей младшего школьного возраста.Содержит планирование дней смены....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2015

Июль 2015 - ссылка на страницу сайтаНачальник лагеря: Боровкова Елена Анатольевна. Организатор мероприятий: Дворецкая Свелана Валерьевна В последнее время общество осознало необходимост...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2016

Июнь 2016 - ссылка на страницу сайтаНачальник лагеря: Боровкова Елена Анатольевна. Организатор мероприятий: Дворецкая Свелана Валерьевна Родной край – частица нашей огромной страны. Обр...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2015

В последнее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних л...