Программа работы летнего оздоровительного лагеря
статья по зож на тему

Варакина Лариса Владимировна

Программа работы летнего оздоровительного лагеря

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_lagerya.docx594.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сосновская средняя общеобразовательная  школа»

Программа

летнего оздоровительного лагеря «Солнышко»

 с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Сосновская СОШ».

Программа рассчитана на детей 7-10 лет

Срок реализации программы – 21 дней

                                                         

2014

Пояснительная записка  программы

Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии, привитии трудолюбия. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.

Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, опекаемых, ребят из многодетных  и малообеспеченных семей.

Данная программа  носит  кратковременный  характер,  рассчитана  на  21 день.

Этапы реализации программы.

Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является: 

  • проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

                 Организационный этап смены.

  Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Солнышко»;
  • формирование органов самоуправления,
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

                   Основной этап смены

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
  • трудовые дела.

                      Заключительный этап смены.

 Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем,
  • сдача документации в Управление Образования,

Коллектив оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием «Солнышко» ставит перед собой цель: создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, создание педагогической воспитательной сред, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей, организация  такого  воспитательного  пространства, в  котором  возможно  выявить  самоценность  каждого  ребёнка.

         Базовое содержание воспитания – классическое, ориентированное на ознакомление с отечественной культурой и историей, формирование  творческой индивидуальности, развитие эстетической культуры личности.

Приоритеты отдаются трудовому, патриотическому, спортивно-оздоровительному, нравственно-эстетическому направлению, творческому. 

Трудовое

Одно  из  главнейших  качеств, которое  мы  должны  воспитать  в  детях, - это  любовь  к  труду, уважение  к  людям  труда, готовность  трудиться  в  одной  из  сфер  общественного  производства. Труд  должен  стать  жизненной  потребностью  подрастающего  гражданина  России.

  1. Формировать  сельскохозяйственные умения и навыки у учащихся.
  2. Помочь приобрести навыки культуры труда.
  3. Научить пользоваться справочной литературой, составлять план и работать по нему.
  4. Научить правильно аккуратно вести записи в дневниках наблюдения и журналов опытов, оформлять отчет, делать сообщения о выполняемых наблюдениях и опытах.
  5. Научить учащихся  бережному отношению к земле, прививать любовь и заботу к родной природе.
  6. Привить учащимся понимание о необходимости постоянно охранять природу, разумно использовать ее дары и приумножать ее богатства.
  7. Обеспечить школьную столовую необходимыми овощами.

Патриотическое

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою

Спортивно-оздоровительное

В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной  самую обыкновенную утреннюю гимнастику.

        Нравственно-эстетическое

Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.

Творческое

Это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их  инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления  благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.

Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.)

Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.

В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.

В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности  детского коллектива.

Принципы организации летнего отдыха и занятости школьников:

  1. принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха;
  2. принцип успеха и поддержки – создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности  выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.
  3. принцип максимизации  ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач).
  4. Принципы самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
  5. Принцип включенности подростков в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.
  6. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
  7. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
  8.  Принцип расширения индивидуального экологического пространства. В соответствии с этим принципом основные экологические понятия, экологические проблемы рассматриваются на уровне конкретного человека, группы людей, их ближайшего окружения, на уровне села, района, страны и всей планеты.

Методы реализации программы:

Методы оздоровления:

- витаминизация;

- физиотерапия;

- закаливание;

- утренняя гимнастика;

- спортивные занятия и соревнования;

- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.

Методы воспитания:

            - убеждение;

             - поощрение;

            - личный пример;

            - вовлечение каждого в деятельность;

            - самоуправление.

Методами образования:

   - словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).

   -  экскурсий.

   - игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).

   - Проектно-конструкторские методы ( разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ).

      - практическая работа( упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность, камеральная обработка собранных материалов).

   - наблюдения (запись наблюдений).

Методы трудового воспитания:

- упражнение,

- убеждение,

- воспитывающие ситуации,

- стимулирование деятельности и поведения,

- личный пример и пример родителей,

- наблюдение,

- исследования и опыты.

Методы опытнической работы:

1.Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа,  устный и письменные инструктажи.

2.Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем и др.), трудового процесса и его компонентов.

3.Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и др.

4.Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий и квалификационных пробных работ.

Формы организации деятельности по реализации программы:

Формы организации деятельности

Массовые

Групповые

Индивидуальные

Праздники

Конкурсы

Экскурсии, походы

Спортивные соревнования

Мастерская будущего

КТД

Отрядные огоньки

Беседы, КТД

Спортивно-оздоровительные процедуры

Создание и реализация проектов

Проведение опытов, исследовательские работы по растениеводству.

Индивидуальные беседы

Выполнение учебно-исследовательских работ

Создание и реализация проектов

Приоритетные ценностные ориентиры могут быть достигнуты при соблюдении следующих условий:

  1. обеспечение разнообразия различных видов деятельности в ходе функционирования деятельности оздоровительного лагеря;
  2. организация социально-значимой деятельности, благоприятствующей обогащению личного ценностного опыта ребенка и его социализации;
  3. обеспечение безопасности жизнедеятельности участников городского оздоровительного лагеря;
  4. поддержка творчества и инициативы детей и подростков;
  5. развитие самостоятельности, самоуправленческих умений  воспитанников.

Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков  в летний период являются:

  1. физическое оздоровление школьников
  2. сохранение и укрепление эмоционально-психологического  здоровья воспитанников
  3. развитие интеллектуальной сферы, творческого потенциала детей и подростков
  4. содействие социализации учеников через организацию и проведение социальных проб.

Задачи программы:

  1. вовлечь  ребят  в  весёлую, творческую  коллективную  деятельность по  организации  жизнедеятельности  всего  лагеря.
  2. обеспечить  детские  свободы  и  детские  права.
  3. создать  условия  для  самоорганизации  детских  коллективов.  
  4. содействовать максимальной включенности участников детского оздоровительного лагеря дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды; решению коммуникативных проблем воспитанников.
  5. сохранение и укрепление здоровья детей
  6. воспитание трудолюбия и самостоятельности, формирование и закрепление необходимых навыков самообслуживания, бережного отношения к общественной собственности, участие в общественно полезном труде.
  7. привитие навыков бережного отношения к зелёным насаждениям.
  8. формировать сельскохозяйственные умения и навыки у обучающихся
  9. обеспечить предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летний период через систему мероприятий в рамках организуемых летним оздоровительным лагерем.

Прогнозируемый результат:

1)обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;

  1. оздоровление  и  физическое  развитие  участников  смены;
  2. участие школьников, посещающих детский оздоровительный лагерь дневного пребывания при школе, в построении своей пространственно-предметной среды; уменьшение процента детей, участников детской площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
  3. обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы; отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
  4. формирование  культуры  общения  среди  детей, навыков  взаимодействия  друг  с  другом, активное  обогащение  личности.
  5. поиск  наиболее  эффективных  путей  совершенствования  разнообразной  и  интересной  жизнедеятельности  временных  детских  коллективов.

Программа рассчитана на  детей 7-10лет

Срок реализации  - 21 дней.

Смена  делится  на  три  периода: организационный, основной, заключительный.

Период

Цель

Задачи

Организационный

Помочь  адаптироваться  к  новым  условиям

- создать  благоприятный  эмоциональный  настрой  на  совместную  деятельность  и  общение;

- предъявить  единые  требования  к  распорядку  дня  и  дисциплине;

- познакомить  детей  с  содержанием  смены, откорректировать  план  работы  с  учётом  предложений   и  пожеланий  детей;

- сформировать  органы  детского  самоуправления.

Основной

Организовать :

- совместную  коллективную  творческую  деятельность;

- коллективную трудовую деятельность;

- закладку опытов.

- реализовывать  программу  смены  через  организацию  общих  и  отрядных  дел;

- корректировать  планы  в  зависимости  от  меняющихся  условий;

- обеспечить  благоприятный  психологический  климат.

- овладение практическими знаниями и навыками при выращивании овощных культур;

- научить пользоваться справочной литературой, составлять план и работать по нему;

- научить правильно оформлять записи в дневниках наблюдения.

Заключительный

Подготовить  детей  к  возвращению  домой

- обеспечить  рефлексивные  приёмы  подведения  итогов  смены;

- создать  положительное  эмоциональное  настроение;

- подвести  итоги  деятельности  каждого  участника  смены.

 

Деятельность по реализации программы летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей.

Особенности организации деятельности.

1.  Интерес.

Как бы замечательно ни была организована жизнь лагеря с точки зрения взрослых, она может не дать желаемого результата лишь по одной причине: если не будут учтены желания и любимые развлечения детей.

2. Взаимоотношения.

Непростые задачи, стоящие перед лагерем, можно успешно решить только в том случае, если организаторам удается создать в нем благоприятный микро- и макроклимат, в основе которого лежат доброжелательные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Ребенок-центр внимания и главный объект лагеря – должен  быть уверен, что его защищает в случае обиды, оградят от произвола, от непредвиденных обстоятельств. Живя в коллективе, ребенок  должен иметь право и принадлежать себе самому, и вместе с тем ощущать радость от своей причастности к коллективу.

Каждому отряду предоставить право выбрать свою символику, ритуалы, форму управления и распределения обязанностей с учетом пожелания и интересов детей.

Данная программа определяет перечень основных направлений в воспитательном и образовательном процессе и форм организации отдыха детей. Особенностью настоящей программы выражается в следующем:

- практической направленности;

- кратковременной деятельности;

- возможность увидеть результаты.

Деятельность самоуправления лагеря.

Самоуправление – специфическая  организация  коллективной  деятельности, целью  которой  является  саморазвитие  личности.

Ученическое самоуправление в лагере – это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая

  • развитие самостоятельности обучающихся;
  • оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;
  • подготовку к будущему выполнению обязанности по участию в руководстве государственными и общественными делами, т. е, приобретение каждым ребёнком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.

Функции  самоуправления  в  лагере:

  • адаптационная  (обеспечение  личности  некоторой  гармонией  взаимоотношений  в  коллективе);
  • интегративная  (сочетание  коллективных  и  индивидуальных  видов  деятельности; объединение  детей  и  педагогов; объединение  культурных  норм  различных  наук);
  • рефлексия  и  прогнозирование  (определение  перспектив  на  основе  диагностики);
  • ввод  в  управленческую  культуру.

Общий сбор – высший законодательный орган смены. Принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников лагеря. Собирается 1 раз в неделю.

Совет лагеря – детский, исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей детского коллектива. Собирается 1 раз в день, подводит итоги дня, осуществляется обмен информацией, занимается подготовкой общих КТД, контролирует работу отрядов в течение дня.

  Информбюро – собирает информацию о жизнедеятельности отрядов, выпускает газеты, разрабатывает оформление мероприятий.

Совет «Здоровье» - организует утреннюю зарядку, спортивные соревнования и мероприятия. 

Творческие микрогруппы – временные детские объединения, которые разрабатывают и организуют различные конкурсные программы, праздники и т.д.

В конце каждого дня в отрядах выбирается лидер дня, который был самым активным, самым творческим, самым внимательным и т.д. Этому ребенку коллективным решением присуждается именная звезда.

Все итоги «звездного роста» подводятся в конце смены с последующим присвоением званий и награждением.

Какие поручения могут быть в отряде 

  • командир отряда;
  • дежурный командир;
  • медицинская служба отряда;
  • корреспондентская служба отряда;
  • сценарная группа;
  • массовики-затейники;
  • физорг отряда.

Права и законы в лагере.

Права.

  1. Право безопасности жизни.
  2. Право уважения личности.
  3. Право творческого созидания.
  4. Право познания.
  5. Право свободы выбора деятельности.
  6. Право свободного общения.
  7. Право на информацию.
  8. Право на инициативу.
  9. Право быть счастливым.
  10. Право на ошибку.

Законы.

  1. Закон территории.
  2. Закон точного времени.
  3. Закон доброго отношения.
  4. Закон охраны природы.
  5. Закон здорового образа жизни.
  6. Закон самоуправления.
  7. Закон  трудолюбия.
  8.  Закон поднятой руки.

Режим дня.

8.30 – 8.45   -  утренняя линейка

8.45 -   9.00  -  зарядка

9.00 – 9.30  -   завтрак

9.30 – 10.30  –  трудовой десант ( ежедневно)

10.30 – 12.00 – основные отрядные дела

12.00 – 13.00 – оздоровительные процедуры (умывание прохладной водой, аэрация,                               пешеходные прогулки, экскурсии, подвижные игры, спортивные упражнения с элементами соревнований, обливание из лейки рук и ног)

13.00 – 13.30 – обед

13.30 – 14.00 – прогулки на свежем воздухе, коллективно-творческие дела

14.00 – 14.30 – подведение итогов дня, линейка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт работы летнего оздоровительного лагеря «Дружба»

Целью летней оздоровительной кампании «ЛЕТО-2010» было:обеспечение занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков в  условиях образовательного учреждения, развитие личности ребёнка, ег...

Календарное планирование работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

Календарное планирование работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, отчет о работе ЛОЛ и отзывы ребят о смене....

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ "ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРОДОК"

1 июня - Добро пожаловать в детство3 июня -  «Ярмарка идей» 4 июня- День дружбы5 июня – День экологии6 июня- День волшебных сказок7 июня – День Безопасности8 июня- День здоровья и спор...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

1 июня - Добро пожаловать в детство3 июня -  «Ярмарка идей» 4 июня- День дружбы5 июня – День экологии6 июня- День волшебных сказок7 июня – День Безопасности8 июня- День здоровья и спорта10 и...

Отчет о работе летнего оздоровительного лагеря

Цель летней оздоровительной  работы  :·        оздоровление детей и сплочение в единый дружный коллектив.·        создан...