Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс школа 2100 ФГОС НОО
рабочая программа (2 класс) по теме

Пашина Анастасия Сергеевна

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс школа 2100 ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по окружающему миру

на 2011-2015 учебный год.

Учитель начальных классов

Пашина А.С.

І Пояснительная записка

 1.Основа содержания обучения данному предмету

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом МО и Н РФ от 06.10.2009г. № 373, изменениями, внесёнными в ФГОС НОО, утверждёнными приказом МО и Н РФ от 26.11.2010г. № 1241, Примерной основной образовательной программой НОО, рекомендованной письмом МО и НРФ от16.08.2010г. № 03-48, примерной программой «Окружающий мир» авторов (А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин).

 Рабочая программа по окружающему миру составлена с учетом учебного плана МОУ СШ № 5, который рассмотрен на педагогическом совете (протокол № 2 от 05.09.2011 г.) и тематического планирования, предложенного в Части III Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы авторов  образовательной системы «Школа 2100».

2. Цели  и задачи обучения

 Цели:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье

 Задачи:

  • Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

3. Общая характеристика учебного предмета

        Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.         Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей:

  • между неживой природой и живой,
  • внутри живой природы,
  • между природой и человеком.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. и т. д. Деятельностный подход – один из основных методов достижения  результатов.

4. Место предмета в  учебном плане ОУ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели). Уровень обучения -базовый.

5. Особенности преподавания учебного предмета.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

В материал рабочей программы введен национально-региональный компонент и уроки с использованием ИТК.

6. Используемая система или линия учебников, в соответствии с федеральным перечнем учебников

 В образовательной системе «Школа 2100» по курсу окружающего мира используются следующие  учебно-методические комплекты:

 1 класс –учебник в 2-х частях  «Я и мир вокруг», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»). Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»)для 1-го класса. Авторы  Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. ,методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир.» 1-й класс под редакцией Вахрушева А.А.

2 класс -  учебник в 2-х частях «Наша планета Земля», Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса.  Авторы  Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.» 2-й класс.

 3 класс –  учебники «Обитатели Земли» и «Моё Отечество»,  рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»  для 3-го класса. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир»  для 3-го класса.   Авторы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С., методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.» 3-й класс.

4 класс – учебники «Человек и природа» и «Человек и человечество», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4-го класса. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир»  для 4-го класса. Авторы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С., методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.» 4-й класс.

УМК имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Приказ Минобрнауки России РФ от 24.12.2010г. №2080 «ОБ утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012уч.год»

        Список учебников рассмотрен на заседании экспертно- методического совета (Протокол №6 от 28.04.2011г.)  и  утвержден приказом директора по школе (Приказ № 124 от 11.05.2011г.)

ІІ  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

        Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

        Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

        Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

        Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

        Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

        Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

        Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

        Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

        Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

        Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

        Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ІІІ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  предмета

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

 

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • объяснять влияние притяжения Земли;
  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
  • называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

3−4-й классы

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

ІV Учебно-тематический план

1-й класс. «Я и мир вокруг» (66 ч)

Как мы понимаем друг друга (9 ч)

        Школьник, его обязанности. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь – основной способ общения людей.

        Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги.

        Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ». «Раньше» и «позже»

Как мы узнаём, что перед нами (5 ч)

        Предметы и их признаки. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.

Как ты узнаёшь мир (5 ч)

        Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.

Твоя семья и твои друзья (7 ч)

        Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.

        Правила безопасного поведения в доме. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.

        Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника.

Что нас окружает (11 ч)

        Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города.. Село, его особенности.         Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных.

        Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.

        Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт.

        Зависимость человека от природы.

        Твёрдые, жидкие и газообразные тела. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).

Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

Живые обитатели планеты (10 ч)

                Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.

Растения – «кормильцы». Животные  – «едоки». Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом.

        Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Уход за  комнатными растениями . Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.

        Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей.  Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.

        Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе.

Отчего и почему (2 ч)

        Последовательность событий и её причины. Причина и следствие.

Времена года (12 ч)

        Осень. Признаки осени  Подготовка животных к зиме.

Экскурсия  «Осенняя природа».

        Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Животные и растения зимой. Экскурсия  «Зимняя природа».

        Весна. Признаки весны. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнёзда.

Экскурсия «Весенняя природа».

        Лето. Признаки лета. Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных.

Повторение пройденного материала – 5 ч.

2-й класс. «Наша планета Земля» (68 ч)

Введение (4 ч)

        Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Земля и солнце (16 ч)

         Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта. Компас и пользование им.

Глобус – модель Земли. Вселенная или космос. Земное притяжение. Смена дня и ночи. Смена времён года.

        Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей

        Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки.. Термометр. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (9 ч) 

        План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки. Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу.  Практическая работа с картой.

Материки и океаны.

Формы земной поверхности (8 ч)

        Реки. Круговорот воды в природе. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте.  Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Крупные озёра.

        Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.

        Полуострова и острова. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря. Свойства морей         Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

        Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

Земля – наш общий дом (12 ч)

        Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

        Природные зоны, их местоположение, особенности климата, рельеф, растительный и животный мир.

        Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

        Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света (12 ч)

         Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

        Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Окружающие нас предметы и их родина.

        Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные.

        Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

        Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой.

         Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники.. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды.

        Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны.. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля (3 ч) 

        Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Повторение пройденного материала – 4 ч.

3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

Вещество и энергия (4 ч)

        Тела естественные и искусственные. Вещество  и частицы. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ.

        Энергия – источник движения. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч)

         Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов.

        Участники круговорота веществ: «производители», «потребители» и «разрушители»

        Обмен веществ.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (10 ч)

        Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

        Экосистема озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Постепенное самоосушение болота.

        Экосистема луга. Зарастание луга лесом.

        Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

        Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ.

        Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека.

        Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (11 ч)

        Растения и их роль на Земле.  Части растений и их роль. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Хлорофилл и его роль.

        Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Черви. Моллюски.

Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

        Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

        Правила поведения с домашними животными.

Грибы  и лишайники.

        Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

        Использование людьми круговорота для своих нужд. Заповедники и национальные парки.

        Экскурсия в краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Повторение пройденного материала – 4 ч.

3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5ч)

        Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

        Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

        Наша Родина. Общество, в котором мы живём. Образ государства. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством.

        История – наука о прошлом человечества. Исторические источники.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (6 ч)

        Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства.

«Древняя Русь – страна городов».. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

        Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

        Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии

Времена Московского государства. XIV – XVII века (5 ч)

         Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва.

        Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.

        Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч)

 Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II.         Великий русский полководец А.В. Суворов. Представление о крепостном праве.

        Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

        Достижения российской культуры во времена империи. Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (5 ч)

        Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

        Правление И.В. Сталина.

        Вторая мировая и Великая Отечественная война

        Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса.

Современная Россия (8 ч)

        Преобразование СССР в СНГ. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

        Государственная власть в России. Президент и правительство. Государственная дума.

Единство и равноправие всех народов России. Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

4-й класс. Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)

Человек и его строение (15 ч)

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

        Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

        Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав

        Пищеварение. Органы пищеварения. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

        Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток.

        Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

        Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма.

        Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму.

        Органы чувств. Глаза – органы зрения.. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

        Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

        Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Происхождение человека (3 ч)

         Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Человек и его разум. Речь. Появление человека разумного.

Рукотворная природа (11ч)

        Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека..

        Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов.

Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

        Воздух, его состав и свойства Воздушный шар.

        Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость

        Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

        Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

        Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства . Средства связи и музыкальные инструменты.

 Свет, его свойства.

        Современные технологии на службе у человека.

Повторение пройденного материала – 5 ч.

4-й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)

Человек и его внутренний мир (9 ч)

        Человек – дитя природы и общества.  Обучение и воспитание в развитии человека.

        Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

        Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

        Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Правила приличия.

Человек и общество (5 ч)

         Общество как взаимосвязь людей. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

        Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Картина всемирной истории человечества (7 ч)

        Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

Человек и многоликое человечество (6 ч)

        Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

        Единое человечество состоит из граждан разных государств. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Вера (представление о богах) и атеизм. Право человека на свободу совести. (Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (5 ч)

        Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Задачи ООН, принципы построения. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Обобщающее повторение – 2 ч.

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!

Требования к уровню подготовки учащихся,   оканчивающих 1 класс

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  • Правила поведения в школе;
  • Компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное или придуманное человеком);
  • Правила поведения в  природе, общественных местах и на улице;
  • Название страны, города, в котором живут
  • Органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их основную роль;
  • Свойства живых организмов
  • Родственные связи в семье;
  • Правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству);
  • Основные признаки времен года;
  • Три состояния воды.

уметь:

  • Уметь определять местонахождения объекта ( слева, справа, выше, ниже ит.п.)
  • Различать объекты природы и объекты, созданные человеком;
  • Различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
  • Приводить примеры животных;
  • Использовать в общении правила вежливости
  • Уметь слушать и отвечать на заданный вопрос;
  • Уметь ориентироваться в учебнике;
  • Различать заданные объекты по названным признакам

Требования к уровню подготовки учащихся,   оканчивающих 2 класс

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  • Что такое вещество и тело .Что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;
  • Названия материков и частей света, океанов;
  • Что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
  • Устройство компаса и правила пользования им;
  • Три состояния воды. Основные свойства воды и воздуха. Причины круговорота воды в природе;
  • Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии;
  • Условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • Особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;
  • Правила поведения в природе и меры ее охраны.

уметь:

  • Ориентироваться на местности относительно своего тела;
  • Определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
  • Показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
  • Измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
  • Различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных;
  • Ухаживать за комнатными растениями, помогать животным в зимний период времени;
  • Выполнять правила личной гигиены.

Требования к уровню подготовки учащихся,   оканчивающих 3 класс

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/ понимать:

  • Состав и свойства почвы;
  • Названия участников круговорота веществ;
  • Части растений и их роль;
  • Названия основных природных сообществ;
  • Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
  • Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
  • Особенности природы своего края;
  • Правила поведения в природе;
  • Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.

Уметь:

  • Различать тела, вещества, частицы;
  • Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
  • Находить на физической карте России природные зоны;
  • Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
  • Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
  • Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);
  • Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.

Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  • название нашей планеты, страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  •  основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  •  ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

        Натуральные живые пособия – комнатные растения.

        Гербарии; коллекции насекомых; чучела и скелеты представителей различных систематических групп.

        Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

        Географические и исторические карты;

        Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

        Оборудование для мультимедийных  демонстраций (компьютер, медиапроектор, и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

        Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки.

        Набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.

        Складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. Школа 2100

Данная программа  рекомендуется для учащихся 2 класс по программе "Школа 2100"...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Школа 2100.

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса содержит пояснительную записку и тематическое планирование. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса, Школа-2100.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего  образования на основе учебной программы В...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру (ФГОС)...

Рабочая программа по окружающему миру 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса. Школа 2100.

Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса по системе "Школа 2100". Пояснительная записка. Основное содержание учебного предмета. Требования к уровню обученности учащихся. Календарно-тем...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса "Школа России" ФГОС 2015

  Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:-       Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;-...