классный час - размышление о доброте 2-4 классы
классный час (4 класс) по теме

Сердюкова Екатерина Владимировна

Классный час-размышление

 «Учимся быть добрыми»

Цель: Формирование представлений ребенка об общечеловече­ских качествах - доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.

Задачи:

1. Создание условий для эмоционального восприятия значимо­сти доброты, милосердия в числе качеств характера человека.

2. Формирование способности давать собственную оценку фак­там, событиям и ситуациям жизни.

3. Создание условий для ситуаций нравственного выбора как ос­новы дальнейшего формирования нравственности.

Форма проведения: Классный час-размышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_dobrote.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час- размышление

 «Учимся быть добрыми»

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «Тубольская ООШ»

Сердюкова Екатерина Владимировна

2011 год

Классный час-размышление

 «Учимся быть добрыми»

Цель: Формирование представлений ребенка об общечеловеческих качествах - доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.

Задачи:

  1. Создание условий для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера человека.
  2. Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.

3. Создание условий для ситуаций нравственного выбора как основы дальнейшего формирования нравственности.

Форма проведения: Классный час-размышление.

Этап подготовки:

  1. Подбор стихотворного и фактического материала для создания «эмоционального фона» общения с детьми.
  2. Написание короткого домашнего сочинения на тему «Что значит быть добрым».
  3. Формирование банка практических ситуаций для использования их в ходе реализации сценария.

4.        Оформление встречи: в центре доски, на фоне большого круга слово «Доброта». Вокруг центрального круга размещены «лепестки» (в начале встречи они просто белые, потом на них появятся слова), их число - от 5 и более в зависимости от того, как складывается
сценарий. На боковой стороне доски крупно изображены две руки,
пожимающие друг друга. На доске написаны слова
Уильяма Шекспира «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе».

Этап проведения

У ч и т е ль: Ребята! Оглянитесь вокруг: светит ласковое весеннее солнышко, вы все вместе, вы здоровы и все у вас хорошо. Мелкие неприятности, которые произошли с вами сегодня и вчера - это лишь облачка на прекрасном голубом фоне вашей жизни. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш разговор. Сегодня он (обращает внимание детей на доску)... да, конечно, о доброте!

Эпиграфом к нашему классному часу станет стихотворение  А. Чепурова.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте –

Вся в голубой и звездной красоте

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Скажите, вам приходилось встречать добрых людей? (Ответы детей).

А что, в вашем представлении, есть доброта? (Суждения ребят)

У ч и т е л ь: В «Толковом словаре» В.И. Даля дается такое определение милосердия (доброты) - «сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость».

Недавно мне в руки попался свежий номер газеты «Моя семья». В ней есть две замечательных рубрики. «Поможем» и «В хорошие руки».

В первую рубрику за помощью обращаются неимущие люди, которые попали в очень трудную ситуацию, например, у них сгорел дом, или они стали инвалидами, или остались одинокими, брошенными всеми родными. И вот совершенно незнакомые люди со всех концов страны шлют им деньги, посылки, письма с добрыми словами поддержки.

Во второй рубрике одна организация, которая заботится о бездомных животных, помещает фотографии кошечек и симпатичных (и не очень) собак, которые по каким-то причинам остались без хозяев. И всех их разбирают новые хозяева, которые прочли эту газету. Часто эти животные больны, их лечат и откармливают.

Скажите, почему незнакомые люди так поступают? (Ответы детей)

А вы бы смогли поступить так? (Суждения ребят)

Учитель: Спасибо всем за высказывания, и давайте все вместе поработаем над нашей схемой. Мы только что с вами поняли, что доброта - это, прежде всего, отзывчивость к обиженным, больным, бедным. Поэтому я переворачиваю лепесток, на котором написано «Отзывчивость».

А сейчас я хочу вам задать, казалось бы, не очень подходящий ситуации вопрос: «Для чего человеку нужны руки?»

Ответы ребят: «Как для чего? Работать», «Есть», «Делать что-нибудь», «Писать».

У ч и т е л ь: А еще? (Ребята в растерянности молчат). Ну, а можно с помощью рук общаться? Какими бывают наши руки?

Ответы детей: Добрыми!

Учитель: А злыми?

Ответ детей: Тоже.

Учитель: Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

Ответы детей: Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.

Учитель: Можно ли обидеть человека, если у него такие теплые, добрые руки?

Ответ детей: Нет! Нет!

Учитель:А какие руки бывают, когда они злые?

Ответы детей: Холодный вредные, колючие, плохие.

Учитель: Могут ли руки помочь подружиться? А если хочется обидеть кого-нибудь из товарищей: стукнуть, толкнуть, о каких руках нужно вспомнить?

Ответ детей: О добрых.

Учитель: Молодцы. А сейчас я прочту вам короткий отрывок из стихотворения В. Бокова, а вы подумаете, о чем мы с вами будем говорить дальше.

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день».

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом

 Жизнь людей.

Дети предполагают, что дальше речь пойдет о приветливом, вежливом отношении к людям, как составляющей доброты.

Учитель: Недаром говорят: «Слово лечит». Словом можно и убить. Поэтому быть добрым - значит приветливо относиться к людям, стараться согреть их ласковым словом (подходит к схеме и переворачивает еще один лепесток «Приветливость»).

Я прощу вас сейчас сказать друг другу хотя бы по одному приветливому слову, вот увидите, как потеплеет у вас на душе. (Дети с удовольствием выполняют просьбу учителя).

Давайте восклицать,        Ведь это всё любви

Друг другом восхищаться,        Счастливые моменты ...

Высокопарных слов        Давайте понимать

Не надо опасаться.        Друг Друга с полуслова,

Давайте говорить        Чтоб, ошибившись раз,

Друг другу комплименты,        Не ошибиться снова...

Б. Окуджава

А сейчас мой помощник (из числа учеников) проверит ваше знание волшебных вежливых слов. Он говорит начало фразы, а вы помогаете ему продолжить. Ученик:

  1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

  1. Зазеленеет старый пень,

 Когда услышит (добрый день).

  1. Если больше есть не в силах,

 Скажем маме мы (спасибо).

  1. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

  1. Когда нас бранят за шалости,

 Говорим (прости, пожалуйста).

  1. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

Говорят, что я горда.

Что же - я отвечу: «Да».

Перед низостью горда,

Перед пошлостью горда

Я всегда.

Если подленькая месть

 Мне захочет в душу влезть,

Если золотом увесят -Совесть заглушить хотят, Перед этим я горда.

Отвечаю: «Никогда».

 Но с тобою, доброта,

Я доверчиво проста,

 Тает гордость, словно снег в день погожий по весне... Как ищу я, как я жду

 Красоту и доброту!

Учитель: Главное в добрых поступках - это желание их утаить, так считал известный физик Б. Паскаль. Если поступок по-настоящему добрый, то он не нуждается в рекламе, он совершается бескорыстно. Приведите, пожалуйста, примеры таких поступков, которые когда-либо совершали вы или кто-то по отношению к вам.

(Дети рассказывают о бескорыстных добрых поступках).

Учитель: Завершить этот этап я хочу замечательными стихотворными строками. Подумайте над ними на досуге

Свершая доброе деянье

Не жди добра в ответ.

Сведет такое ожиданье

Добро твое на нет.

Учитель: Я переворачиваю еще один лепесток - «Бескорыстие» и перехожу к следующей части нашего общения - зачитываю стихотворение. А вы попробуете мне ответить, какое отношение к теме нашей встречи оно имеет.

Я предал пса, что был ко мне привязан,

Как добрый человек и друг большой.

Я подарил его, как дарят вазу,

Забыв, что он с понятьем и душой.

Своей судьбе он покорился молча,

Но глянул мне в глаза с такой тоской!

А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,

Бросая вызов совести людской.

Он звал меня. И я его услышал,

Я тоже был с разлукою знаком.

И вот он у меня под боком дышит,

И руку лижет липким языком.

Содержание стихотворения обсуждается. Дети обычно отвечают, что добрый человек - это человек, заботливо относящийся к животным, близким людям, друзьям, престарелым родственникам. Ребята приводят примеры.

Учитель: Да, по-настоящему добрый человек не оставит без помощи свою бабушку и всегда в меру сил поможет ей в чем-нибудь, не пройдет мимо раненого птенчика, покормит бездомную собаку. Иногда ему за это не скажут «спасибо», но это неважно, важно то, что человек сам себя одобряет за этот поступок и по-другому поступить просто не может.

(Далее дети разыгрывают сценку «Зависть» по рассказу Ц. Ветекам). Действующие лица: Аня (старшая сестра), Марийка (младшая сестра), папа.

Действие 1

На сцене комната Ани.

Аня: Если честно признаться, то я очень завидую своей младшей сестре Марийке. Ей все дается легче, чем мне: учеба, хорошее поведение, любовь к другим. Даже радоваться ей легче, чем мне. Марийка выглядит всегда очень хорошо, она всегда что-нибудь такое придумывает, над чем даже взрослые весело смеются. А я совсем другая. Мне с трудом удается завоевать симпатию окружающих, да и знания мне не даются без усилий. А как я хотела бы быть в центре внимания, хоть иногда! Но ничего, скоро мой день рождения. Меня все будут поздравлять и дарить подарки только мне одной. Входит папа.

Папа: Аня, скоро твой день рождения, однако и Марийка не должна остаться без подарка. У меня есть идея ...

Аня (в сторону): Ах, я рано радовалась. Опять то же самое, папин любимый принцип - делиться с другими. А я так надеялась, что один раз обойдется без этого принципа.

Папа: Может быть, подарим Марийке красивую ткань? Завтра пойдем в магазин, и ты ее выберешь для Марийки, хорошо?

Аня: Как скажешь, папа. (Папа уходит).

Аня (плачет): Так нечестно! Папе лишь бы причину найти, чтобы Марийку баловать.

Действие 2

На сцене магазин «Ткани». На столах лежат разные ткани. Входят Аня с папой

Аня (смотрит на красивую голубую ткань с белыми ромашками): Какая красота!

Папа (подходит к Ане, рассматривает голубую ткань):Ну, как? Аня (быстро отворачивается): Нет (показывает на серую ткань с желтыми пятнами). Эту!

Папа: Ну, хорошо, эту так эту.

Папа берет ткань, и они уходят.

Действие 3

Аня, задумавшись, сидит за столом, вбегает Марийка

 Аня: Это зависть - серая-серая, с желтыми пятнами. Завтра мой день рождения. (Вздыхает). И Марийка получит серое платье.

Действие 4

Входят папа, Аня и Марийка.

Папа: Доченька, поздравляю тебя с днем рождения! А теперь посмотри на подарки.

(На столе с подарками лежит серая ткань). 

Аня (с ужасом): Папа, эту ткань мы же Марийке купили.

Папа (смеется): Папа очень плохо разбирается во вкусах своих дочерей. На примере этой ткани я еще раз убедился в этом. Никогда бы не подумал, что она тебе понравится... Аня, почему ты плачешь?

 Аня: Но это же был подарок Марийке, чтобы и ей было чему радоваться в мой день рождения!

Марийка: Смотри, Аня! Мне папа тоже сказал, чтобы я выбрала ткань как будто бы для себя. И я выбрала эту.

(Показывает голубую ткань с ромашками).

Папа, она кажется еще красивее, чем в магазине. Я даже не думала, что она может быть для меня ... Анечка, перестань плакать. Может, тебе это больше нравится? Если хочешь, давай поменяемся.

Марийка обматывает ткань вокруг Ани.

Ты очень хорошо в ней выглядишь, Анна!

Аня: Но... но другая такая серая, Марийка.

Марийка: На ней такие красивые солнечные зайчики.

Аня: Спасибо, Марийка, я не хочу меняться. Из моей ткани мама сошьет мне платье, и я буду его носить. Оно мне будет кое о чем напоминать. Правда, папа?

Папа улыбается и обнимает сестер.

Учитель: Ребята, а как человек может показать доброе расположение к другому человеку? (Дети отвечают: «Словами, добрыми жестами, улыбкой»).

Проведем эксперимент: я прошу выйти сюда двух ребят. Мы посадим их на стулья спиной друг к другу и попросим в таком положении рассказать друг другу что-то интересное (содержание книги, нового мультфильма, спортивного матча), не меняя положения. (Дети исполняют задание, но разговор обычно не получается. Когда учитель пытается выяснить причину этого, они признаются: «Как-то неудобно, трудно было говорить, а поэтому и неинтересно». - «А почему?» -«Глаза не помогают». - «А если повернуться лицом друг к другу?» Тогда, оказывается, рассказывать гораздо легче).

Итак, мы поворачиваем еще один лепесток «Забота об окружающих».

Улыбка

В. Шаинский, М. Пляцковский.

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе еще не раз вернется.

И, тогда наверняка,

Вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка

Начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик,

Добрый лес простится с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

От улыбки станет всем светлей:

И слону, и даже маленькой улитке,

Так пускай повсюду на земле

Словно лампочки, включаются улыбки!  

Учитель: Итак, если мы хотим быть внимательными и участливыми к людям, надо общаться сосредоточенно, поддерживая зрительный контакт с собеседником, одобряя его жестом, прикосновением.

Если друг пришел поделиться с тобой своей бедой, неприятностями, ждет твоего совета, будь к нему (подходит к схеме и поворачивает лепесток) предупредительным. И еще, чтобы помочь человеку, надо обязательно его выслушать, учитесь этому.

        Это интересно!

«Спешите делать добро!» - эти красивые слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф.П. Гаазу. Он очень много делал для облегчения условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.

Учитель: Завершая наш разговор, хочу вам всем пожелать быть добрыми не на словах, а на деле, быть всегда кому-то нужными, полезными. Тогда наш мир станет еще прекраснее:

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке -

Пусти ее из клетки ввысь!

Если добрый ты.

М.Пляцковский, Б. Савельев.

Дождик босиком

По земле прошел,

Клены по плечам

Хлопал,

Если ясный день –

Это хорошо,

А когда наоборот –

Плохо.

Слышно, как звенят

В небе высоко

Солнечных лучей

Струны.

Если добрый ты –

То всегда легко,

А когда наоборот –

Трудно.

С каждым поделись

Радостью своей,

Рассыпая смех

Звучно.

Если песни петь –

С ними веселей,

А когда наоборот-

Скучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час « Поговорим о доброте» в 1 классе.

Формирование нравственных качеств учащихся. Воспитывать доброжелательность, уважение к старшим....

Открытый классный час Что такое «доброта»? 1-2 класс школа 8 вида

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»    Открытыйклассный часЧто такое «доброта»?1-2 класс   Подготовила и провела: учитель н...

Классный час – размышление «Учимся быть добрыми»

Формирование представлений детей об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений....

«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...

«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...

Классный час – размышление «Учимся быть добрыми»

Классный час – размышление«Учимся быть добрыми»2 классЦель:формирование представлений детей об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в с...

Классный час "Дружба и доброта" для начальных классов

Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе...