Внеклассное занятие "О дружбе, доброте и отзывчивости".
план-конспект занятия по теме

Занятие  в технологии "ТРКМЧП".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_druzhbe_dobrote_i_otzyvchivosti.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

« О дружбе, доброте и

отзывчивости»

Внеклассное занятие с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

                               Воспитатель: Сергушкина С.Н.

                                                    ГБОУ СОШ №1148

Цели:  

  • стимулировать мышление у учащихся, побуждать высказывать мысли и идеи, приходящие на ум;
  • учить находить ответы на вопросы, опираясь на свои собственные знания, анализировать вновь полученную информацию;
  • способствовать расширению знаний детей о дружбе, о дружеских взаимоотношениях.

Задачи: 

  • создать условия для обучения детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;
  • содействовать развитию речевых умений, обогащению  словарного запаса;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу;
  •  способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Оборудование: карточки с пословицами, кружки – зеленые и красные (для игры « Светофор »), солнышко и облачко (для рефлексии).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада  видеть вас и   ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения!  Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Сегодня на занятии, мы  с вами  поговорим  об одном очень важном качестве человека, которое помогает наладить  взаимоотношения между людьми. А о каком  именно, вы попробуете угадать сами. Но сначала,  давайте  исполним добрую песню,  которая и будет  эпиграфом нашего занятия.

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»).

Если с другом вышел в путь
Веселей дорога,
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной (2 раза).

Там где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами.
Где чего-то не пойму,
Разберем с друзьями.
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной (2 раза).

   Воспитатель: Вы уже догадались, о теме нашего занятия? Докажите свои предположения.

  1. Приём ТРКМ «Кластер».  

                                                                                                                             

                                                                                                                                                                Воспитатель: А что такое дружба? ( Дети высказывают свои версии и  по ходу рассуждения составляется  «Кластер»). Давайте заглянем в толковый словарь Ожегова и узнаем значение слова «Дружба». (Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов).  

Воспитатель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы.  Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».  Послушайте мысли вслух Лиона  Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе». (Читают подготовленные заранее ученики).

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

Воспитатель: Ребята, согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?  (Нет). Тогда слушаем дальше.

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

Воспитатель: Итак, ребята, что же такое дружба, по мнению автора? Подумайте, с какими мыслями автора следует согласиться, а с какими нет? (Согласиться с тем, что нужно посещать друга, если он болен, говорить всегда правду другу, даже если эта правда неприятна ему.  Не согласиться с тем, что дружба – это подсказка у доски, пас в футболе, не рассказывать о плохом поступке друга).

Воспитатель:  Учиться жить дружно среди людей, в  коллективе очень важно.

В целом мире нет ни одного человека, который  бы хоть раз не задумывался над тем, что такое дружба, для чего она, в чем ее сила и почему ею надо дорожить. Еще издавна                          люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе. Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о дружбе. (Да). А давайте сейчас проверим. Я предлагаю вам карточки с пословицами   о дружбе. Но их надо собрать, т.е. соединить начало и конец пословицы. Работаем парами. Один человек читает начало пословицы, а другой ее конец. ( В ходе ответа можно попросить детей  дать объяснение некоторым пословицам).

  1. Дружба – как  стекло: разобьешь – не сложишь.
  2. Старый друг лучше новых двух.
  3. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  4. Друг познается в беде.
  5. Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
  6. Куда иголка, туда и нитка.
  7. Не в службу, а в дружбу.
  8. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  9. Дружбу помни, а злобу забывай.
  10.  Будь с другом и в горе, и в радости.
  11.  Помогай другу в беде.
  12.  Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь.

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть друг, а что вы можете рассказать о своих друзьях? 

(Учащиеся называют имена своих друзей и объясняют, какими качествами те обладают).

За более точным определением слова «Друг» обратимся к толковому словарю Ожегова.

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Воспитатель: А сейчас, ребята,  послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать  другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

Воспитатель: Может ли дружба распасться? По каким причинам? (Может. Если твой друг будет тебе постоянно напоминать о том, что он сделал для тебя... Человек плохо поступил по отношению к своему другу).Ребята, надо всегда помнить о том, что друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

Физкультминутка

Дети встают в  круг, берутся за руки и выполняют движения.

Встаньте  дети,  встаньте  в  круг,

Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

  Влево, вправо  повернитесь

  И  друг  другу  улыбнитесь.

  Руки  к  солнцу  протянули,

  Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

  С  этим  лучиком  в  груди

  Ты  на  мир  ясней  гляди. (2 раза).

 Воспитатель: А что значит – настоящий друг? Посмотрите на экран и назовите  пять самых   важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.

На слайде:

добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, заботливый, доверчивый, веселый, ленивый.

Воспитатель: Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

  1. Приём ТРКМ  «Взаимоопрос».

Воспитатель:  Прочитайте рассказ (чтение текста в парах по одной части, учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу, записывают  вопросы, лучшие задают классу).

  Трое  приятелей  жили  по  соседству,  учились  в  одной  школе.  Дружба   их началась давно, почти с пеленок. Малышами они  любили возиться во дворе, в  песочнице.  Через  некоторое   время  они  подросли  и  пошли в садик, а потом  в школу. Ваню, Сережу и Сеню  все  называли  неразлучными  друзьями.
   Но однажды произошел случай, который испытал на  прочность  мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой  ледяной  горы.  Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Сережа, один из Ваниных  друзей,  стоял   на  самом  верху  горки   и,  давясь  от  смеха,   прокричал бедолаге:
          – Эх, ты! С такой маленькой горки – и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!
         Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно  лежал,  так  и  уткнувшись лицом  в снег. Сеня, благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив  свои санки, он подбежал к другу.
         – Вань, ты чего? – испуганно  прокричал  он  и  потряс  тихонько мальчика  за плечо. Тот,  глотая  слезы,  тихо  застонал.
         – Больно? – спросил  Сеня товарища,  помогая   подняться  и  отряхнуться  от снега.
         – Не   очень!  –  мужественно  прошептал Ваня,  украдкой   вытирая   слезы. – Только нога болит...
         – Давай я тебе помогу! – Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего. – Держись, Ванек! Я  тебя  домой  отвезу.
         – Спасибо! – прошептал Ваня, морщась  от  боли.
         – Да не за что! – отмахнулся  Сеня.
         – Эй,  Сенька!  Санки  свои  убери, а то я сейчас в них влеплюсь! – прокричал сверху  Сережа.
         Мальчик  ничего  не  ответил. Он  привязал  свои  санки  к  Ваниным  и  повез друга  домой.

Воспитатель: А сейчас я хочу узнать, какие вы друзья. Я предлагаю  вам несколько  ситуаций, вы должны подумать и сказать, как бы вы поступили в данном случае?

1. Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки, что вы сделаете?  

2. Вы выполняете задание, но ваш друг не может с ним справиться, как вы поступите?

        

Воспитатель: Молодцы! Из ваших ответов стало понятно, что вы настоящие друзья.

Игра «Светофор».

Я перечисляю разные качества человека. Когда я называю качество, способствующее дружбе, то вы поднимаете вверх круги зеленого цвета, когда мешающие дружбе – красного цвета.

Качества: добрый, злой, отзывчивый, неискренний, добросовестный, лживый, порядочный, безответственный, общительный.                                                                                                                Воспитатель: Предлагаю вам, работая в группе, создать правила дружбы.

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ

- Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

- Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет.

- Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

- Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям, надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

- Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

 

  Рефлексия.

  1. Приём ТРКМ «Синквейн».

Воспитатель: Подводя итог занятия, предлагаю составить синквейн ( работа в группах).

  • первая строка - одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает предмет или объект;
  • вторая строка - два слова - прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства предмета или объекта;
  • третья строка - три глагола, описывающие характерные действия;
  • четвертая строка - фраза из четырех слов, относящаяся к предмету или объекту;
  • пятая строка - суть предмета или объекта - одно существительное или фраза.

Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше занятие! Мне  хотелось бы узнать, а с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия. Я предлагаю вам самим дать оценку нашему занятию. Перед вами  солнышко и облачко. Кому было интересно на занятии, у кого хорошее настроение  -  выберите солнышко, а кто скучал на занятии –  облачко.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в форме литературного ринга "О дружбе, доброте и отзывчивости"

Внеклассное мероприятие в форме литературного ринга "О дружбе, доброте и отзывчивости". На материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей, развиват...

Родительское собрание «Воспитание доброты, чуткости, отзывчивости»

Цели и задачи:- помочь родителям осознать  как важно  и необходимо для формирования личности ребенка воспитание доброты, чуткости, отзывчивости,- построить тесное взаимодействие и взаимопони...

Классный час о доброте и отзывчивости «Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»

Классный час о доброте и отзывчивости«Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»...

Детский праздник: «О дружбе, доброте и вежливости»

Сценарий детского праздника. Можно проводить в любом классе начальной школы. Данный сценарий позволит формировать у детей понятие «друг», «дружба», «доброта», &laqu...

Конспект внеклассного занятия «Дружба. Законы и правила дружбы»

Цель: Формирование у детей навыков сотрудничества.Задачи:1. Расширить знания детей о друге, о дружбе.2. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе...

Открытое внеклассное занятие "Уроки доброты и дружбы"

Цель: Формирование нравственных качеств у уч-ся, этических норм поведения.Задачи:Сформировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать хорошие поступки ...