Классный час "Москва! Как много в этом звуке..."
классный час по теме

Колбасова Юлия Александровна

Классный час посвящён Москве: какой она была, какая она есть и что её ожидает

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01.09.2013.docx178.52 КБ

Предварительный просмотр:

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
   ДЕПАРТАМЕНТА  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 909 (корп. 844)

Методическая разработка классного часа

по теме: «Москва! Как много в этом звуке…»

Учитель  начальных классов

классный руководитель 4 «В» класса

второй квалификационной категории

Колбасова Юлия Александровна

ГБОУ СОШ № 909 (корп.844)

г. Зеленоград

2013 -2014 уч. год

I. Вступительное слово классного руководителя

День знаний - это праздник всей страны!
Когда все школы двери открывают,
И всюду смех счастливый детворы,
И клёны в красном в школах всех встречают,
Я поздравляю каждого из нас 
С прекрасным праздником осенним и желаю,
Чтоб стал прекрасным стартом в жизни класс,
В котором осенью учиться начинаем.

Звенит звонок, рассыпав смех веселый,
Истосковался в летний час по нас.
День добрый, школа, дорогая школа!
День добрый, наш уютный, светлый класс!

Опять ребят зовешь ты на рассвете -
Счастливых, загорелых, озорных
И говоришь: "Мы снова вместе, дети!"
И нас встречаешь, как друзей своих!

- С праздником, ребята. Рада вновь встретиться с вами в стенах родной школы. Рада видеть вас красивыми, здоровыми, бодрыми и весёлыми. Ещё раз, а точнее, 4-й раз 1-го сентября мы испытываем знакомые нам чувства: приятное праздничное волнение, радостное возбуждение после долгой разлуки, некоторое беспокойство по поводу неизвестного будущего, смутные ожидания чего-то нового, но непременно хорошего и доброго. Да, всё это уже было, это мы ощущаем и сегодня. Оттого так трогательно сегодня звучат привычные вашему слуху стихи и песни о школе, оттого так взволнованно вы чувствуете себя в стенах родного кабинета среди своих одноклассников. Именно так и должно быть сегодня. И эти строки я посвящаю вам.

Ученикам.

Я люблю вас, трудяжек, зануд и лентяев,
Хоть немало, признаюсь, терпеть довелось!
Я люблю вас, настырных, порою отчаянных,
Доводящих меня до мучений, до слёз.

Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. День Знаний – праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Первое сентябрьское утро несет с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний.

Осень нежно нам всем сообщает,

Что пора школьных дней наступает.

С летом солнечным надо проститься,

Хочешь, нет ли, а надо учиться!

Целых 9 месяцев нам предстоит учиться, общаться друг с другом на уроках и внеклассных мероприятиях, а это 1085 учебных часов, 210 учебных дней, 34 классных часа, много различных мероприятий.

Тема нашего первого классного часа «Наша Москва». Столица нашей великой Родины отмечает сегодня очередной свой юбилей, ей исполняется 860 лет.

   

 Поэтому я приглашаю вас в путешествие по истории г. Москвы. А история эта включает в себя различные летописи, воспоминания великих людей, стихотворения и ,конечно же, песни.

Москва…Как много в этом звуке!

Для сердца русского слилось!

Как много в неё отозвалось!

 Писал А.С.Пушкин.

Много повидала Москва на своём веку. Набеги татар, побывал в Москве Наполеон, прошумела Гражданская война. В 1941 году весь народ поднялся на защиту Москвы. Враги так и не вошли в Москву, а с позором бежали. А Москва с каждым веком становилась всё прекрасней.

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, во веке славных,

Будешь ты всегда жива.

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли с любовью внуки

Выше прочих городов!

(В.Брюсов)

Ученица: Москва – древний город. Впервые Москва упоминалась в летописи в первой половине XIII веке, но поселение возникло ранее, о чём свидетельствуют археологические находки.

Вы все москвичи. Многие из вас знают стихи о нашем городе, различные исторические сведения.

   И на сегодняшнем уроке мне хотелось бы, чтобы в основном говорили вы.

М. Дмитриев «Нашим порицателям»

Вы дивитесь, что мы славим

Нашу древнюю Москву,

Что высоко в песнях ставим

Царства русского главу!

Прежде нас поэты жили,

Выше был их песен дар:

Не Москве ли посвятили

И они восторга жар?

Дайте город нам преданий,

Дайте город нам другой,

Где завет воспоминаний

Был бы голос вековой!

Духа русского твердыня,

В смутах, в пламени жива,

Веры, древности святыня,

Где другая есть Москва?

Древняя Москва была обнесена деревянными стенами и представляла собой крепость. Город строился и расширялся постепенно. Там, где сейчас Большой Кремлёвский дворец, рос дремучий бор, а на берегах реки Неглинки, которая текла на месте Александровского сада, примыкающую к Кремлю, тянулись моховые болота. Об этом напоминают название Боровицкая башня Кремля, церковь Спаса на Бору, Моховая улица. А в Старосадском переулке ,неподалёку от Кремля ,находился загородный дворец московского князя. Дворец был окружён садами. Сейчас трудно представить себе: дачная местность в районе нынешней Солянки, расположенной в центре Москвы!

Ау!

Николай Языков

Я здесь! – Да здравствует Москва!
Вот небеса мои родные!
Здесь наша матушка-Россия
Семисотлетняя жива!
Здесь все бывало: плен, свобода,
Орда, и Польша, и Литва,
Французы, лавр и хмель народа,
Все, все!.. Да здравствует Москва!

Какими думами украшен
Сей холм давнишних стен и башен,
Бойниц, соборов и палат!
Здесь наших бед и нашей славы
Хранится повесть! Эти главы
Святым сиянием горят!
О! проклят будь, кто потревожит
Великолепье старины;
Кто на нее печать наложит
Мимоходящей новизны!
Сюда! на дело песнопений,
Поэты наши! Для стихов
В Москве ищите русских слов,
Своенародных вдохновений!

На берегах Москвы-реки поселились люди. Они из толстенных бревен построили первую крепость. И стал здесь расти город. В этом городе под рукой гончара завертелся гончарный круг. В мастерской кожевника шкуры стали превращаться в кожи, а кожи в обувь и другие необходимые вещи. Когда-то к первой пристани построенного города причалила первая ладья, и спустя некоторое время зашумел московский торг. Потом сложили в Москве первую каменную церковь и потом гораздо позже первый каменный дом. Легло первое бревно в первую мостовую, зажёгся первый уличный фонарь.

Владимир Борисов

Родня

Я— москвич,

В Москве родился,

Я с Москвою породнился,

И теперь моя родня

Здесь, под боком у меня.

 

Боровицкий холм — мой дед,

Вдаль глядит он столько лет!

От него берёт размах

Город на семи холмах.

 

Бабка мне — Москва-река,

В сером камне берега.

 

Кремль московский — мой отец,

Он и крепость, и дворец.

 

Площадь Красная —

Мне мать.

О судьбе её великой

Можно в песне,

Можно в книге

Быль и небыль рассказать.

 

Нет! Не только для меня —

Всей стране Москва — родня,

Потому что бьётся в ней

Сердце Родины моей!

Москва- город, история которого отразилась в его планировке, в архитектуре многих зданий и сооружений, в памятниках, воздвигнутых в честь знаменитых событий, в названии улиц и площадей. Планировка Москвы, как большинства старинных городов радиально-кольцевая, от центра - Кремля- лучеобразно идут улицы, пересекаясь кольцевыми улицами.

Владимир Борисов

Москва

Городов не перечесть:

И Париж, и Лондон есть,

Рим, Венеция, Берлин,

Вена, Токио, Пекин —

Городов великих, славных,

Людных, шумных, ярких самых.

Удивительных... и всё же

Есть один — всего дороже,

Город, близкий и родной,

Тот, что нарекли Москвой.

Московские улицы – это летопись города, в них отражена история и Москвы и России. В Москве есть очень старинные улицы. По улице Солянка, например в 1780 году шло войско Дмитрия Донского на Кремлёвскую битву с татарами. Московские улицы возникли на месте бывших поселений ремесленников – слобод. В каждой слободе жители занимались определёнными ремёслами, одни кузнечным делом, другие – гончарным, третьи – скорняжными и т.д. поэтому в Москве есть Кузнецкий мост (в слободе, где жили кузнецы, был мост через реку Неглинка), Гончарная набережная, улица Мясницкая, улица Кочевническая и т.д. А названия переулков говорят сами за себя: Рыбный, Ружейный, Хрустальный, Старомонетный, Колпачный. А вот ещё о некоторых, да так и хочется сказать прибауткой: «В Скорняжном шубу надели, в Колпачном шапку смастерили, в Зонтичном зонтик просили, в Конном коня выводили, в Стремянном стремя к коню, в Каретном ряду на телегу и ну! – по переулкам Косому, Прямому да по Кружальному, в Скатертном скатерть стелили, в Хрустальном посуду били, в Калашном калачей купили, в Кисельном киселя пролили, на Разгуляе песни запели – эх, в самом деле! На Горбатом мосту споткнулись, на Плёвом колесом уткнулись, на Ленивке притомились, в Лихом навзничь повалились – всё!».

Фёдор Глинка

Москва

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

 

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

 

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных —

Это матушка Москва!

 

Кто, силач, возьмёт в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьёт златую шапку

У Ивана-звонаря?

 

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернёт?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?!

 

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

Центральная улица Москвы – Тверская. Раньше она называлась Тверская - Ямская. Вторая часть этого названия происходит от слова «ям» - селение, слобода. Таких слобод при выезде из Москвы было несколько. Жители этих селений перевозили на своих лошадях почту, казённые грузы, людей. Их называли ямщиками. Разудалые ямщики воспеты в народных песнях: «Вот мчится тройка почтовая», «Когда я на почте служил ямщиком», «Ямщик не гони лошадей», «Степь да степь кругом» и др.

(Звучит одна из песен о ямщиках)

Ученик:

 Вот как, выглядела Тверская во времена А.С. Пушкина

Вот уже по Тверской,
Возок несётся через ухабы
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворы, сады, монастыри,
Купцы, лачуги, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины, люди,
Балконы, львы на воротах,
И стаи галок на крестах

^ Звучит песня «Вдоль по Питерской».

Ученица: В Москве 10 заповедных зон. Одна из них – старинная улица Арбат с прилегающими к ней переулками. На этой улице в XV веке жили ремесленники, которые изготавливали повозки – арбы. Поэт Булат Окуджава – уроженец Арбата. Ему принадлежат слова: «Арбатство, растворённое в крови, неистребимо, как сама природа».

Ты течёшь, как река Старинное названье!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты – моё призвание.
Ты и радость моя и моя беда.
Пешеходы твои – люди невидимки,
Каблуками стучат, по делам своим
Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия,
Мостовые твои подо мной лежат.
От любви твоей вовсе не излечится,
Сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты – моё отечество
До конца никогда не пройти тебя!

Москва неоднократно страдала от набегов татар. В 1386 году она была разорена ханом Тахтамышем, в 1571 году – сожжена крымскими татарами. В 1812 года Москву захватил Наполеон. Для борьбы с ним Москва была подожжена её жителями, и большая часть города выгорела дотла. Наполеон был поражен тем, как поступили москвичи, их стойкостью, мужеством, непреклонной волей к победе. Он сказал: и «Они сжигают себя! Это не люди, это скифы!». После разгрома Наполеона Москву восстановили.

Ученик: 

Вот окружен своей дубравой
Петровский замок. Мрачно он,
Недавнею гордится славой,
Напрасно ждал Наполеон.
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклонной.
С ключами старого Кремля
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар,
Нетерпеливому герою,
Отселе в душу погружён,
Глядел на грозный пламень он.

(А.С. Пушкин.)

Ученица: 

На поле боя вызревали росы
На пепелищах
Пели топоры
Мы все прощали,
Мы – великороссы.
Всегда великодушны и добры.

Настал грозный 1941 год. И снова из столицы нашей Родины звучат слова «Вставай страна огромная». Такой ты не видел Москву. Зима. Пустыни умницы. Не горят фонари. Окна заклеены крест – накрест. В небе шарят прожекторы. Стволы зениток смотрят вверх. Красноармейцы идут через Красную площадь парадом – прямо на фронт! Враг рвётся к Москве. Восемьдесят отборных дивизий штурмуют линию обороны. Но врагу не пройти. Столица отбросит его на сотни километров. Здесь под Москвой начнётся полный разгром фашистских армий.

В Александровском саду есть место, где горит вечный огонь. И всегда живые цветы. Это могила неизвестного солдата.

Никуда, от Прошлого не деться
Вновь война стучится в души к нам
Обжигает, обжигает сердце
Благодарность с болью пополам.
Головы склоняли генералы,
Каждый посуровел и затих
Неизвестный воин, не мечтал он
Никогда о почестях таких –
Неизвестный парень,
Что когда – то
Рухнул на бегу у высоты…
Вновь снега белы, как маскхалаты
Вновь снега багровы, как бинты.

(Юлия Друнина)

Всем известно выражение «Велика Россия, а отступать некуда: позади МОСКВА»

-Что вы можете сказать об этой фразе?

-Учащийся читает

 стихотворение Анатолия Сафронова «Песня о двадцати восьми»:

Кружилась в поле злая осень,

Летела поздняя листва…

А их в окопе- двадцать восемь,

Но за спиной у них Москва.

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая полукруг…

-Так защитим Москву, родные,-

Сказал гвардейцам политрук.

 И все решили за Клочковым:

-Пусть мы умрем - им не пройти!..                         -

И вот уже в огне багровом

Пылают танки на пути.

Летят бутылки и гранаты,

Последний раз кричит Клочков.

Не пропустили вражьи танки

Герои Родины своей…

В сырой земле лежат останки,

Лежат тела богатырей.

И славу им ветра разносят, и слышит Родина слова:

Их было только двадцать восемь,

Но за спиной была Москва!

     

Двадцать восемь бойцов дивизии под командованием генерала И.В.Памфилова в 1941 году вела оборонительные бои под Москвой, близь Волоколамска. 16 ноября 28 панфиловцев в течение четырех часов вели неравный бой с немецкими танками и автоматчиками у железнодорожного разъезда Дубосеково.

   Перед боем политрук Василий клочков сказал: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва». И не отступили, не пропустили немцев к Москве. Почти все погибли. Все они Герои Советского Союза. Вот такова история этого выражения.

Я прочту вам поговорки и пословицы о Москве, образ столицы, нарисованный в них настолько ясен, что не передаётся ни в каких пояснениях.

Москва – сердце России


Москва – матушка.

Москва не город, а целый мир.

Москва не сразу строилась

Москва у всей России над горой –

В неё всё катится.

Кто в Москве не бывал, красоты не видел.

Москва белокаменная.

Москва златоглавая.

Москва слезам не верит

Славна Москва калачами, а

Петербург - усачами.

Москва любит поговорить.

Ученик: Знаете ли вы, что – территория Москвы была заселена 4-6 тысяч лет назад.

Москва – река (её длина 473 км) существует 300 тысяч лет, в Москву – реку впадают 912 рек и ручьев. Самые длинные Руча (154 км), Пахра (129 км), Истра (129 км). В ледниковый период на территории будущей Москвы жили мамонты и носороги, их останки находят при земляных работах.

Ученица: Самые большие часы Москвы и барометр находятся на здании МГУ им. М. Ломоносова. Самая длинная улица в Москве – Ленинский проспект, а самая короткая – улица Венецианова (48м). В Москве более 100тыс. Ивановых, 80тыс. Кузнецовых, 70тыс. Смирновых, около 3тыс. Пушкиных (19 Александров Сергеевичей). А вот Пётр Ильич Чайковский – один.

Ученик: В Москве много крупных промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, известных за рубежом, в ней более 100 высших учебных заведений, несколько сотен библиотек, свыше 30 театров, 100 памятников и скульптурных композиций, около 100 музеев.

О Москве можно говорить очень много. Мы узнали только сотую часть из её истории. - Можем мы сказать, что все песни и стихи, услышанные на уроке, написаны с большой любовью к нашей столице.

 - И в заключении нашего урока мне хотелось бы вместе с вами послушать еще одну песню, посвященную не Москве, а москвичам в исполнении великого певца Леонида Утесова «Дорогие мои москвичи». Вот и всё, наступила пора,

Ждёт вас в школу дорога с утра.

Вас теперь будет звать на урок

Вечно юный и звонкий школьный звонок!  (мелодия звонка)

Получайте расписанье.

Всем удачи. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час "Семья, как много в этом слове"  преднозначен для учащихся 3 класса, проводиться совместно с родителями. Данное воспитательное мероприятие наполнено различными играми, педагогическим...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Проект "Театр, как много в этом звуке "

Цель: изучение пользы посещения театра.Были поставлены задачи: найти информацию об истории театра, используя различные источники, познакомиться с профессиями театра, научиться делать постановку спекта...

Сценарий литературного праздника «Театр, как много в этом звуке»

Сценарий литературного праздника «По страницам сказок Г.Х.Андерсена»....

Классный час : "Москва - как много в этом звуке!"

Конспект тематического классного часа на тему: "Москва - как много в этом звуке!"...

Урок музыки "Москва, как много в этом звуке!..."

Конспект урока музыки в 4 классе...