ОРКСЭ "Мораль защитника Отечества"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Соловьёва  Татьяна Вольдемаровна

Основы светской этики

Патриотическое воспитание учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_moral_zashchitnika_otechestva.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Районный конкурс

 «Звездный урок учителя»

Номинация: начальные классы

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: Основы светской этики

Соловьева Татьяна Вольдемаровна

МБОУ «Весенненская сош»

Тема урока: «Мораль защитника Отечества»

Место урока в учебном курсе «Основы светской этики»: тема данного урока является продолжением темы «Образцы нравственности в культуре Отечества»

 Тип урока: комбинированный

Цели:  воспитание патриотизма, готовности к защите Родины

Задачи: -  раскрыть  образа «богатыря, защитника Родины»

               -  познакомить с защитниками земли Русской на примере  произведений        

                 изобразительного искусства;

               - прививать  любовь к Родине на исторических примерах беззаветного

                 служения русских героев на благо своей Родины;

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока: проведению урока предшествует беседа с родителями на классном родительском собрании о патриотическом воспитании детей. (Приложение №1)  Родители приглашаются и на данный урок.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал (карточки).

Ход урока

      1.  Вступительное слово.

- Сегодня на уроке мы поговорим с вами на очень важную и интересную  тему. Попробуйте сами отгадать, о чем пойдет речь на уроке. Прочитайте выражения: (Сл. №1)        

-Скажите, о чём и о ком эти строки? (о защитниках, о родине, о воинах).

  1. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня мы с вами на нашем уроке ещё раз обобщим понятие «образ Родины»

         и поговорим о новом понятии «образ Защитника Отечества».

  • Ребята, кто такой военнослужащий? (Вооруженный защитник Отечества).
  •  Что же такое Родина? Отечество?  ( Это наша страна, место, где мы родились и живем, это место, где живут друзья, близкие).
  • Отечество - символ понятия Родина. Из какой бы республики, края, области ни был юноша, он ответственен за надежную защиту нашей земли, народа, культуры. Следовательно, на него возлагаются определённые обязанности. Какие?

( Вооруженная защита нашей Родины).

  •  Какими духовными качествами должен обладать защитник Отечества? (В первую очередь быть патриотом, любить свою страну).        (Сл. №2)

       - В чём же должен проявляться патриотизм?

       - Подумайте и скажите, что значит для вас слова: Родина, Россия?

- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке совершались подвиги, слагались песни, стихи… (Отрывки из ст. И.Никитина «Русь» - Приложение №2)

  1. Изучение нового материала.

- Красива наша страна – Россия. Не один раз приходилось русскому народу вставать на защиту своей Родины. Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: «И я детям и внукам наказываю – не ходите войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется».

-  Кто же такой Защитник Отечества? (Сл. №3)

1) Работа с карточками

- Людей, которые охраняют покой и порядок на территории нашей Родины, в разные времена называли по-разному. Чтобы узнать об этом по подробнее, выполним задание: " Разделите слова, написанные на доске, на две группы: ратник, разведчик, служивый, заступник, ополченец, пограничник,  спасатель, пожарный.

- Переверните лист, познакомьтесь со значением данных слов: (Приложение №3)

1.  Ратник – воин в царской России.

2.  Служивый - несущий государственную службу (устаревшее).

3.  Заступник - тот, кто выступает в защиту кого-нибудь.

4.  Ополченец - человек, вступивший добровольно в армию.

Проверка: (Сл. №4)

- Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет, и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения скульпторы и художники, поэты и композиторы.

- Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним,  каков он – идеал Защитника Отечества.

2) Работа с репродукцией иконы.

-  Посмотрите на репродукцию старинной русской иконы 15 века, созданной новгородским художником. Кто здесь изображен? (Всадник на коне, сражающийся со змеем. Это Георгий Победоносец) (Сл. № 5)

 В основе этой иконы лежит красивое предание: (Приложение №4) - Змей изображен на темном фоне - символ Дьявола, тьмы, зла. Золотой цвет нимба над головой всадника указывает на его святость. Белый же цвет в изображение коня символизирует силу Истины. Как Вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи? (Красный цвет – цвет справедливости)
- Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника?  (Он изображен на старинном гербе Москвы, а еще на монетах): (Сл. № 6)

3) Работа с репродукцией картины.

 - А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника 20 века Павла Корина. Вам, конечно, уже знакома эта картина. Ребята, кто этот воин? (Александр Невский) (Сл. №7)

- Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Чем же они заслужили такую славу? (Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский)

- Каким вам кажется Александр Невский на  репродукции картины Павла Корина? (Мужественным, спокойным, сильным. Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная. На нем тяжелые доспехи. Он опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю)

- Посмотрим на репродукцию картины русского художника В. Васнецова. (Сл. №8)

- Кто на ней изображен? (Богатыри )

-  Кто такие богатыри? (Богатыри – это сильные люди)

- Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а ещё раз посмотрим на репродукцию.  Скажите, все ли богатыри физически сильны? Попытайтесь, глядя на репродукцию, принять позу каждого, “примерить” их выражение лиц. Как вы думаете, каков Добрыня, а каков Алеша? ( Здесь не все сильные.  Илья – самый сильный, а Алеша хитроват)

- Вслушайтесь в слово “богатырь”. Как вы думаете, от какого слова оно произошло? (“Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар”)

- Каков же дар дан каждому из них? (Одному – сила, другому – ум, третьему – доброта).

 - А что, по-вашему, важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты, что принесет человечеству? (Зло, несчастье.)

- Так что же делает человека поистине богатым? ( Все вместе: и сила, и ум, и доброта).

5. Закрепление изученного материала.

- Вы  внимательно посмотрели композицию о защитниках земли Русской и, я думаю, теперь можете смело сказать каким должен быть Защитник Родины.

- Выберите  одну из карточек, характеризующих Защитника Родины и объяснить свой выбор:

 РАЗУМНЫЙ, ГЛУПЫЙ, СМЕЛЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ, ДОБРЫЙ, ЗЛОЙ, СИЛЬНЫЙ, СЛАБЫЙ, МИЛОСЕРДНЫЙ, ЖЕСТОКИЙ

 ( На доске висит рисунок богатыря. Рядом с ним учитель по ходу объяснения детей прикрепляет таблички с выбранными детьми качествами Защитника Отечества)

- Мы сейчас говорили о событиях  и защитниках давно минувших лет. А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание и догадаться, о каком событии идёт речь в этом тексте:

- Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок:  

             Прекрасен месяц …… .  . Весеннее солнышко своими лучами пробуждает природу к …….. , нежной зеленью покрываются луга и леса. В …….. мы празднуем великую …….., которую одержал наш ……….. в самой кровопролитной ………… в истории. 

Слова для справок: победа, война, жизнь, народ, май.        

            -  Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат - верный сын и защитник своего Отечества, - будет жива и Россия - Российский солдат и ныне остается настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства. 

6. Рефлексия.

       - Чтобы стать защитником Отечества,  какие качества вы должны в себе воспитывать?

- Ребята, в заключение нашего урока мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими Защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке. (Сл. № 9)

Литература:

  1. Практика. Пособие для учителя. Приложение к журналу «Начальная школа»2010 №2 – с. 28
  2. Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 2.- М. «Планета», 2011- с.294, 305

Интернет-ресурсы:

  1. http://schoollessons.narod.ru/ - внеклассные мероприятия к праздникам.
  2. http://www.histoe.ru/cd/artyx.php - библиотека по искусству

                                                       

Приложение №1

Родительское собрание

Тема: «  Патриотическое   воспитание   в   семье ».

Цели: - повышение педагогической культуры родителей по данному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

            -содействие формированию ответственного отношения родителей к патриотическому воспитанию детей.

Ход собрания.

Здравствуйте уважаемые родители! Тема собрания «  Патриотическое   воспитание   в   семье ». Мы много слышали об этом понятии, что же оно обозначает?

 Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует

  • высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
  • Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.

  • Патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм --  это, прежде всего, состояние духа, души. Патриотизм - это когда ты любишь свой народ.
  • Как известно, когда свободы чересчур много, она развращает человека. Так материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, тусовки по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почти никто не задумывается, что так жить нельзя. Самое интересное заключается в том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи.

В сознании советских людей был прочно сформирован образ защитника Отечества, добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ жизни подвижника, образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. Мощным фактором воспитания был образ героя (А.Матросов,  З.Космодемьянская, О.Кошевой, и образ героического акта (ночной таран в воздухе, переход через линию фронта, оборона дома Павлова и др.), образ мужественно-подвижнического Отца и образ жертвенно-женственной Матери.

Данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли.

А что же происходит в наши дни?

  • Школьникам открыто был задан вопрос о герое нашего времени. Оказалось, что 55% респондентов не могут назвать конкретных героев, 36%называют своих родителей, 9% думают, что герои есть, но не ведают кто они.
  • А когда нет образца для поведения, молодежь попросту не понимает с кого брать пример, и ввиду отсутствия достойных образцов для подражания ищет свои идеалы самостоятельно, например на экране телевизора. Нужно ли говорить о том, что за пример может обнаружить для себя человек, просто включив телевизор? Влияние СМИ на сознание молодежи велико как никогда и это не может не огорчать.

Начнем с того, что подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому рассказы « о доблести, о подвигах, о славе» всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле. Родителям необходимо ввести в традицию, если ее еще нет, поздравлять своих ветеранов войн в семье по датам. Детям указать на то, что, участвуя в боевых действиях за Родину это уже подвиг, а в надежде на лучшую жизнь страны они самоотверженно совершали и героические поступки. Если они погибли, вспомнить о совершенных подвигах и почтить память. Уделять внимание надо не только своим родственникам, но и близ живущим ветеранам.

В каждом ребенке надо воспитывать уважение к: традициям своей семьи; традициям своей нации; традициям всех наций; традициям Родины;

Каждый ребенок должен знать: что все люди России живут по законам Конституции, нарушение которых приводит к ответственности. Свою родословную, историю своего народа, достижения своего народа.

Каждый ребенок должен гордиться: своими родителями ; великой историей и литературой; гимном, флагом, гербом, достижениями в спорте и музыке, достижениями в космических открытиях, достижениями в науке и технике.

Каждый ребенок должен защищать:

  • честь семьи;
  • честь друга;
  • честь класса;
  • честь Родины;
  • Если ребенок будет с честью и достоинством относиться к своей семье, а это ячейка общества, то он будет предан Отечеству.

Каждый ребенок должен быть предан:

  • своей  семье ;
  • своему слову;
  • своему народу;
  • своей малой родине;
  • своей Отчизне;

Каждый ребенок должен любить:

  • Членов своей  семьи ;
  • Природу родного края;
  • Животных, птиц.

Критериями  патриотической  воспитанности человека являются:

  • сформированность систематических знаний о своей Родине, ее истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории России;
  • стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: области, города, села;
  • активная позиция в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества.

Начнем с себя: (опрос для детей и родителей)

  • 1.Как бы я хотел, чтобы выглядела школа и поселок?
  • 2. Что бы я построил нового в школе и поселке?

           3. Каких деревьев я бы больше посадил в школе и в поселке?

  • 4. Какие бы я мероприятия проводил ежегодно в школе и в поселке?
  • 5. Кому бы больше уделял внимания в школе и в поселке?
  • 6. Кого я считаю, своим идеалом и на кого хочу быть похожим  в   семье , школе, обществе?

23 февраля – День защитника Отечества! А кто он такой – защитник Отечества? И как воспитывается у школьников чувство патриотизма теми, кто не ответил себе на этот важнейший вопрос?        

У многих людей существует очень серьезное заблуждение, которое становится очевидным благодаря именно этому торжественному событию. С Днем защитника Отечества в школах и семьях взрослые поздравляют мальчиков как будущих воинов, будущих защитников страны, потому что существует распространенное мнение: 23 февраля – "день всех мужчин". Произносят высокопарные слова о патриотизме и считают, что их задача выполнена. Все патриотическое воспитание школьников сводится к нескольким беседам и мероприятиям. И порой очень формальным. А какие непоправимые ошибки допускаются в этом воспитательном процессе! И результат налицо. Кого мы воспитали? Для многих ли школьников понятия Отечество, Родина, патриот, защитник Отечества наделены Смыслом?

Давайте подумаем, кто же такой на самом деле защитник Отечества и что же он защищает? Какой образ Отечества сформирован в сознании современного молодого поколения? Понятие «Защитник Отечества» имеет очень широкий смысл. И может мы кому-то откроем секрет, но возрастных границ у этого понятия не существует. Ведь это не только солдат, умеющий держать оружие и поставленный защищать границы своей страны. И, между прочим, от того, какой смысл он вкладывает в понятие "Мое Отечество", зависит качество его службы.

Так что же такое Отечество? И может ли мальчик, защитивший слабого от хулигана, собаку от живодера, дерево от поджигателя, оказавший помощь другому, считаться защитником Отечества? А всякий ли мужчина может называться Мужчиной, достаточно ли ему для этого только отметки «МУЖ» в паспорте? И может ли он быть защитником Отечества?

Когда разберемся с первым вопросом, на остальные ответы станут очевидными.        

Под Отечеством принято понимать страну предков (отцов) человека, отчизну, Родину. Отечество... Это и природа, и человек, и существующие порядки и традиции, и культурное наследие, и многое-многое другое. Все это Отечество. Одно из лучших толкований этого термина принадлежит известному русскому писателю М.Е.Салтыкову-Щедрину: "Отечество - тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но коего прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной".

Г.В.Державин писал: "Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество". Настоящий человек независимо от возраста и пола это делает в силу своих возможностей и способностей. Мальчик, уступивший в транспорте место старшему, убедивший прохожего поднять брошенный окурок, посадивший дерево у себя во дворе, - тоже защитник Отечества, как и пограничник. И то, и другое одинаково важно. И без того, и без другого Отечества быть не может.

Так что и как будет защищать тот солдат, о котором мы говорили ранее, если у него нет чести, совести, не развито чувство долга и ответственности? Настоящий защитник Отечества будет защищать ценности, принципы жизни и нравственного поведения, основанные на бережном отношении к природе, к своей стране, к родителям и друзьям, к другим людям (знакомым и незнакомым). Он будет защищать традиции и все то наследие, которое оставили ему родители. Наследие наших предков – это то, чем мы гордимся, то, что позволяет человеку (к сожалению, не каждому) оставаться Человеком. Защитник этих нравственных принципов, этого наследия и может называться защитником Отечества, настоящим патриотом своей страны.

И позвольте напомнить вам, друзья, что патриотическое воспитание школьников строится с учетом их возрастных и психологических особенностей и начинается с воспитания отзывчивости, чувства товарищества, уважения к старшим, бережного отношения к окружающему миру. Но воспитывать патриотов должны истинные патриоты. Дети и подростки очень хорошо чувствуют фальшь и лукавство. А настоящие патриоты – это те люди, которые не задумываются о своем патриотизме, а просто честно трудятся, выполняют свой долг и делают все возможное, чтобы их Отечество процветало.  "Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов" (Шарль Луи де Монтескьё) .

Приложение №2

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу – даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны…

……………………

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

(И.Никитин «Русь», отрывок)

Приложение №3

Ратник – воин в царской России

Служивый – несущий государственную службу

Заступник – тот, кто выступает в защиту кого-нибудь

Ополченец – человек, вступивший добровольно в армии

Приложение №4

Легенда о Георгие Победоносце

« В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам – идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребенку. Однажды пришел черед и его дочери.  Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил настоящее чудо.  Он храбро сразился со змеем и, пронзив его копьем, сказал людям: “Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!”  С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построили храм Господний”. “Чудо Георгия о змие” - так называется это удивительное творение мастера, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ Основы Православия "Защитники Отечества"

Разработка урока по курсу ОРКСЭ . Модуль Основы Православия . Тема "Защитники Отечества"...

Защитники Отечества. Проект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики").

Цель данного урока по ОСЭ -  воспитание патриотизма, любви и уважения к нашей Родине - России, формирование чувства гордости за свой народ и своих близких.  Детьми заранее  была проведе...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса-выставки проектов «Волшебное перышко» номинация: «Святые защитники Отечества» для учащихся 4-х классов курса ОРКСЭ модули ОМРК и ОПК

Данное Положение помогает организовать внеурочную деятельность по курсу ОРКСЭ в виде конкурса-выставки "Волшебное перышко" в номинации "Святые защитники Отечества" среди учащихся 4-х классов....

Элемент урока ОРКСЭ. Защитники Отечества.

Материал для уроков ОРКСЭ....

Урок ОРКСЭ "Защитники отечества"

Защита Отечества во все времена считалась высшей обязанностью и священным долгом каждого христианина. Обращение к народному идеалу защитника Родины, выявление непреходящей силы этого образа, в центре ...

Методическая разработка. Презентация. "Мораль защитника Отечества"

Цель: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя защиты добра и справедливости....

Урок по ОРКСЭ (ОПК) "Защитники Отечества"

Урок был выполнен в программе Core и проводился на платформе Zoom...