Дополнительная образовательная программа "Наш выбор - здоровье"
рабочая программа (3 класс) по теме

Лопатина Галина Викторовна

ЗОЖ, валеологизация обучающихся в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной  институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему:

Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения

«Наш выбор - здоровье»

Курсы повышения квалификации  в режиме дистанционного обучения

по теме: «Основные направления модернизации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей»

с 12 ноября по 24 ноября 2012 г.

Выполнила: Лопатина Галина Викторовна

Руководитель структурного подразделения, реализующего дополнительные общеобразовательные программы – Центр «Развитие»

ГБОУ СОШ с. Алексеевка

                                                                             

Самара, 2012 г.


Здоровье – это вершина,

 на которую каждый должен забраться сам.

И.И.Брехман

Пояснительная записка

Направленность программы.

      Данная программа относится к социально-педагогической направленности.

Новизна. Актуальность. Педагогическая целесообразность программы.

Обстановка общего кризиса социально-экономических отношений,  ухудшение здоровья, рост наркомании, алкоголизма и табакокурения - все это требует неотложных мероприятий, направленных на  активное формирование у подрастающего поколения установок на ЗОЖ,  возрождение духовных традиций,  воссоздание семейных ценностей и воспитания.

      Модернизация российского образования направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, считая его важным условием достижения  серьезных жизненных целей. В это связи основная задача – пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Данная программа базируется на понимании образования и здоровья детей как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими возможностями.

Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни».  

     

     Программа предполагает медицинский и валеологический подход,   строится на основе  тесного взаимодействия медиков, педагогов, родителей, детей и подростков. Главное качественное отличие между медициной и валеологией заключается в том, что лечебная и профилактическая медицина направлена на восстановление и  предупреждение, а валеология – на создание нового, на строительство, на «конструирование» здоровой личности.

      Педагог вместе с детьми изучает новую для себя  дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей.

Цели и задачи программы.

Цель - cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни

Обучающие задачи:

  • научить правилам валеологического поведения на фоне общего оздоровительного режима группы;
  • расширить представление учащихся о дорожной среде;
  • научить ориентироваться в экстремальных ситуациях;

Развивающие задачи:

  • развить у детей потребность в создании  и пропаганде здоровой окружающей среды в группе, семье, школе;
  • развить элементарные представления о структуре и функциях тела;
  • развить познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

Воспитательные:

  • привить интерес к основам валеологии;
  • воспитать у детей чувство бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
  • воспитать эстетический вкус и аккуратность;

Отличительная особенность программы

      Отличительной особенностью программы  является возможность сотрудничества между собой педагогам, врачам, родителям и детям. Программа основана на взаимосвязи популярных среди детей направлений дополнительного образования: психолого - педагогического, спортивно – оздоровительного и духовно-нравственного - которые  способствуют физическому оздоровлению, укреплению силы воли и духа, воспитывают бережное отношение к окружающему миру. При составлении программы учитывалась природа детских интересов, принимались во внимание потребности и желания самого ребенка, его индивидуальное развитие.

Возраст детей, участвующих в программе, сроки реализации, формы и режим занятий.

      Программа рассчитана на детей  младшего школьного возраста – от 7 до 10 лет.

Срок реализации программы –   1 год,   144  часа.

Формы занятий – коллективная,  групповая, индивидуальная, домашнее задание.

Индивидуальное обучение. Данная форма работы с обучающимися отвечает способностям и возможностям отдельных обучающихся. На занятиях предусматриваются следующие разновидности индивидуальной работы: индивидуальные консультации, приглашение обучающихся на индивидуальные занятия.

Групповые формы. При  такой работе отрабатываются навыки совместной деятельности.

Коллективная форма.  Данная форма применяется при работе с информационным материалом, когда коллектив объединения слушает и воспринимает новую информацию, участвует в обсуждении возникающих вопросов.

Домашнее задание. В качестве таких заданий программой  предусмотрено: выполнение комплекса  профилактических мероприятий в домашних условиях,  выполнение творческих работ. Домашняя работа требует от обучающихся регламентирования своего времени и значительных волевых усилий, что содействует формированию самодисциплины и упорства в преодолении встречающихся  трудностей.

      Режим работы – 2 раза в неделю по 2 часа.

Продолжительность занятий –  45  минут.

      Адаптированный  (краткосрочный) вариант  данной программы для работы с группами  детей переменного состава в каникулярный период, период работы лагеря дневного пребывания является приложением.

     При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности ребенка, активность, самостоятельность,  начальный уровень знаний, умений и навыков, познавательные интересы.

      Воспитание, обучение и развитие ребенка в  группе основано на принципах добровольности, системности, непрерывности, новизны, ориентированию  на положительный опыт, развитие мотивации личности к познанию.

     

Ожидаемые результаты и способы их проверки

 По итогам реализации программы   (1 год) обучающиеся должны  

знать:

  • понятие и основы валеологии;
  • правила валеологического поведения;
  • основные методы закаливания;
  • правила дорожного движения;
  • правила оказания первой медицинской помощи
  • правила безопасного поведения;

уметь:

  • соблюдать правила дорожного движения;
  • выполнять правила личной гигиены;
  • оказать первую медицинскую помощь;
  • чувствовать потребность в здоровом образе жизни;
  • выполнять комплекс  упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

владеть:

  • применять полученные знания и умения в повседневной жизни;
  • приобрести новый опыт, позволяющий по-новому взглянуть на привычные вещи, отношения, обстоятельства.

      Способы проверки ЗУН: начальная диагностика, промежуточная диагностика, итоговый контроль.

      Виды и формы контроля ЗУН воспитанников:

входной контроль -  анкетирование;

текущий контроль -  проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия,   беседы в форме «вопрос-ответ», самостоятельная работа на занятиях и дома;

периодический – проверка степени усвоения материала за длительный период в форме занятия-путешествие;

итоговый - проводится в конце учебного года в форме занятия- награждения и занятия -  поощрения.

Способы организации контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой, коллективный.

Формы подведения итогов: анкетирование, диагностика здоровья, зачётные занятия.

Показатели успешной реализации программы:

1. Прирост здоровья  у детей в группе  или показатель устойчивости  (отсутствие  ухудшения) по результатам врачебной диагностики;

2. Наличие результативности участия  ребенка в творческих конкурсах профилактической ориентации и других направлений;

3. Оценка «Дневника здоровья», в котором обучающийся фиксирует выполнение самостоятельной работы над собой и отмечает, что  с точки его зрения,  изменилось и в каком направлении;

4. Положительные результаты контроля ЗУН.

           

Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов,

тем

Всего часов

Из них

теория

практика

1

Что такое валеология?

Основные понятия  и  поведение человека

2

2

-

2

Познавательные занятия о человеке:

«Общее представление о строении  и уходе за внешними органами человека»;

«Я и мир вокруг»;

«Ценностные ориентиры»;

«Основные средства общения»;

«Правила безопасного поведения»

20

10

10

3

Дорога и мы:

«Дорожная азбука»;

«Мой друг – велосипед»;

«Безопасность и правила на дороге»;

«Первая медицинская помощь»

12

6

6

4

Здоровье и здоровый образ жизни:

«Что я знаю о ЗОЖ»?

«Что такое иммунитет»?

«Режим дня»;

«Вирусные инфекции и их профилактика»;

«Физическая культура и закаливание»;

«Основы рациона питания»;

«Личная гигиена»;

20

10

10

5

Профилактические мероприятия, направленные на сохранение и улучшение показателей здоровья детей:

«Пальчиковые игры»;

«Упражнения для стопы»;

«Упражнения для улучшения зрения»;

«Упражнения для укрепления горла»;

«Упражнения для осанки»;

«Упражнения на ковриках здоровья»;

Самомассаж»

50

10

40

6

Вредные привычки:

«Правда об алкоголе»;

«Табакокурение: учусь делать здоровый выбор»;

«Наркотическая зависимость»

10

5

5

7

Самопознание и саморегуляция:

«Я - неповторимый человек»;

«Каким я был? Есть? Буду?»

«Учусь принимать решения в опасных ситуациях»;

«Учусь отстаивать свою точку зрения»

«О чем говорят чувства»?

«От чего зависит моё настроение?»

20

10

10

8

Праздники Здоровья

10

2

8

Итого

144

55

89

Содержание программы.

1. Вводное занятие: Что такое валеология?

Основные понятия и  поведение человека, направленное на сохранение собственного здоровья.

2. Познавательные занятия о человеке.

Элементарное строение и назначение полости рта, зубов, органов слуха и обоняния.

Как я вижу мир и ощущаю себя в этом мире. Самооценка ребенка.

Душа – это наше творение. Добрым быть не просто.

Язык – средство общения.

Волшебная сила слова.

Правила поведения  в природной среде, на воде, при общении с животными.

3. Дорога и мы.

Знакомство с правилами для всех участников дорожного движения, дорожными знаками, работой регулировщика.

Велосипед – транспортное средство.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма.

Способы оказания первой медицинской помощи  при чрезвычайных ситуациях на проезжей части.

4. Здоровье и здоровый образ жизни.

Основные понятия здорового образа жизни. Привитие навыков ЗОЖ, расширение знаний об охране здоровья.

Иммунитет организма и инфекционные заболевания, как следует его поддерживать.

Значение режима дня для сохранения здоровья. Сочетание нагрузки и отдыха. Соблюдение культуры режима питания -  необходимое условие нормального функционирования органов пищеварения.   Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.

Соблюдение гигиенических правил. Личная гигиена. Средства личной гигиены. Уход за внешним видом.   Правильная осанка. Гигиенические требования к одежде.  

Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим ребенка. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Способы закаливания. Основные принципы закаливания.

5. Профилактические мероприятия, направленные на сохранение и улучшение показателей здоровья детей.

Различие форм, фактур, температуры используемых для занятий материалов.

Элементарное строение и назначение глаз. Профилактика и гигиена зрения. 

Глаза - зеркало души. Профилактика и гигиена зрения. Гимнастика глаз.

Откуда берется плоскостопие. Как его обнаружить и в каком возрасте.

Элементарное строение и назначение дыхательных путей. Защита горла и предупреждение его заболевания.

Правильная осанка, какая она. Почему нужно укреплять мышцы спины. Воспитание осанки. Причины нарушения сна.

Нервные окончания стопы. «Динамическая поза». Что такое массаж и самомассаж.  Приемы самомассажа.

Привитие навыков ЗОЖ. Формирование потребности в ЗОЖ.

6. Вредные привычки.

Причины появления  вредных привычек и их пагубное влияние на организм человека. Правильное социальное  поведение. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. Ответственность перед собой и окружающими.

7.Самопознание и саморегуляция.

Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в коллективе. Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.

8. Праздники Здоровья.

Массовые мероприятия с участием детей, родителей, педагогов. 1 раз в четверть учебного года.

Мероприятий, направленные на реализацию программы.

 Наименование мероприятия

Сроки проведения

Участники, ответственные

1

Анкетирование детей и родителей на выявление интереса к данной программе

Май

Педагог ДО, педагог-психолог

2

Подготовка нормативно-правовых  актов: согласительный договор с родителями, договор с медицинским учреждением, информационные письма

Август

Администрация ОУ

3

Диагностика здоровья. Выявление у детей сколиоза, нарушений осанки и зрения, определение детей по группам здоровья

Сентябрь

Администрация ОУ, медицинское учреждение

4

Разработка рекомендаций для родителей по улучшению здоровья детей в домашних условиях

Сентябрь

Педагог ДО

5

Повторная диагностика здоровья детей. Выявление  динамики.

Апрель

Администрация ОУ, медицинское учреждение

6

Анализ результатов реализации программы

Май

Педагог ДО

7

Родительское собрание

Май

Администрация ОУ

8

Педагогический совет

Май

Администрация ОУ, педагогические работники

Методическое обеспечение программы.

Раздел

(наименование)

Используемые формы

организации процесса

Методическое

оснащение

Форма подведения итогов

1. Что такое валеология?

Беседа, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

Книги о здоровье,

мультимедийные средства

Собеседование

2. Познавательные занятия о человеке

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины

Книги, мультимедийные средства

Составление рассказа, рассуждения по теме

3. Дорога и мы

Просмотр видеороликов,  обсуждение, сюжетно-ролевые игры

Тематические наглядные средства обучения

Творческий конкурс рисунка, плаката

4. Здоровье и здоровый образ жизни

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки экскурсия в  медпункт

Мультимедийные средства, плакаты, книги

КТД «Все о здоровье», составление режима дня

5. Профилактические мероприятия, направленные на сохранение и улучшение показателей здоровья детей

Выполнение комплекса упражнений

Подборка комплекса профилактических упражнений

Качественное выполнение всеми участниками

6. Вредные привычки

Просмотр видеороликов, тематических плакатов, беседа, рассуждение

Тематические наглядные средства обучения

Выпуск газеты, буклетов

7. Самопознание и саморегуляция

Чтение и  обсуждение литературы, ролевые игры, беседа с психологом

Книги, видеофильмы

Сочинение, рассказ

8. Праздники Здоровья

Подготовка  к участию в празднике, разучивание ролей

Методическая разработка мероприятия

Анкетирование (удовлетворенность)

Список используемой литературы:

Для педагогов:

  1. 30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003 г.
  2. Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997г.
  3. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 г.
  4.  Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999 г.
  5. Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. – М., 1988 г.
  6. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. – М., 2004 г.
  7. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002 г.
  8. Спутник классного руководителя. 1-4 классы. - авт.-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007 г. 
  9.  Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002 г.
  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.  В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001 г.
  11. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002
  12. Валеологизация учебно – воспита тельного процесса и воспитание чувства ответственности за свое здоровье у школьников.-  Самара, 2002 г.
  13. Безруких М.М.  Школа здоровья . – М., 1998 г.
  14. Баранов А.А. Здоровье российских детей  Педагогика. 1999 № 8
  15. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф.   Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие.-  М.,1999  г.
  16. Блинова Н.Г., Игишева Л.Н., Литвинова Н.А., Федоров А.И. Практикум по психофизиологической диагностике. - М., 2000 г.
  17. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О.  Валеология – основы безопасности жизни ребенка. - С-П, 1997 г.
  18. Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области СГМУ Будьте здоровы.- Самара, 2007 г.
  19. Назаренко Н.Н.  Облако (нетрадиционное оздоровление дошкольников).  - Самара, 2000 г.
  20. Айзман Р.И., Муравьева Я.Л.  Рабочая тетрадь к практическим заняти-ям по валеологии.-  Новосибирск, 1999 г.
  21. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф.  Здоровый дошкольник (социально – оздоровительная технология 21 века).  - М., 2000 г.
  22. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. - С.П., 2003  г.

Для обучающихся:

  1. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000 г.
  2. Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
  3. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» /Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992 г.
  4. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000 г.
  5. Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996 г.
  6. Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993 г.
  7. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. - М., 2003 г.
  8. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. -М., 2004 г.
  9. Биресфорд С., Мьюрис Д., Аллен М., Янг Ф. Избавьтесь от очков и линз. -Минск, 1999 г.
  10. Маркевич В.В.  Игры на свежем воздухе. - Минск 2004 г.

Тезаурус

  • ВАЛЕОЛОГИЯ ( от лат. Valeo – быть здоровым) – междисциплинарное научное направление, изучающее механизмы формирования, развития и сохранения здоровья, функциональные резервы организма, обеспечивающие устойчивость, надежность реализации биологических, генетических, физиологических, генеративных, психологических, социокультурных функций человека в онтогенезе и в конкретных условиях его жизнедеятельности.
  • ЗОЖ – здоровый образ жизни
  • ЗДОРОВЬЕ — состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
  • БОЛЕЗНЬ (от лат. morbus) - это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушение нормальной (оптимальной) жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно - компенсаторно - приспособительных реакций и механизмов. Антоним понятия здоровье.
  • ДИАГНОСТИКА (греч. распознание, распознаванье) - определение признаков и взаимных откликов произведений природы; знание примет: распознавание болезней, по припадкам и явлениям. Диагностический, к диагностике, распознанию относящийся. Диагностик м. распознатель ; опытный на приметы.
  • МОНИТОРИНГ - в широком смысле - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.

Рекомендации для родителей

по улучшению здоровья детей в домашних условиях

Нарушение зрения

Согласно статистике, во всем мире каждый третий плохо видит. Если у вас проблемы со зрением (близорукость или дальнозоркость, косоглазие или астигматизм) и вы не хотите с этим мириться, знайте - все в ваших руках. Но учтите: зрение нарушалось медленно, и восстанавливаться оно будет медленно. Мы говорим не о хирургической, лазерной или контактной коррекции, а о восстановлении вашего собственного нормального зрения естественным путем. Чтобы испортить зрение, вы трудились не один год. Именно вы, а не доктор должны упорно работать для его исправления. Здоровье надо заслужить!!!

Упражнения, регулярная тренировка глаз очень важны для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз.

Чтобы снять напряжение в глазах, неизбежноe при работе за компьютером, необходимо:

  • каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут
  • закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты
  • проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц.

Выполняйте упражнения для мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса. Для детей рекомендации те же, но перерывы нужно делать чаще и продолжительнее: детям 12-14 лет каждые 45 минут, а в 15-17 лет - каждый час, перерыв должен длиться не менее 15 минут.

 Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Выберите тот комплекс упражнений, который вам больше придется по душе, а лучше - чередуйте их. Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить: сохранить и даже, в некоторых случаях, улучшить зрение эти упражнения помогут вполне.

Массаж глаз

Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.

1. Комплекс упражнений для улучшения зрения

  1. Горизонтальные движения глаз: направо- налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
  7. Частое моргание глазами.
  8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.  

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

2. Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения

(исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз):

  1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
  2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
  3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
  4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.

3. Снять усталость глаз помогут следующие упражнения:

  1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см от глаз, смотрите на него 3-5 сек.  Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.
  2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.
  3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.
  4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
  5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.
  6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
  7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом - в обратном порядке.

4.  Гимнастика для усталых глаз

  • Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.
  • Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями - от носа к вискам.
  • Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.
  • Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.
  • Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

Сколиоз.

Сколиоз - патология опорно-двигательного аппарата.

Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки при длительном сидении. Необходимо соблюдать следующие правила:

  • сиди неподвижно не дольше 20 минут;
  • старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого “перерыва” - 10 секунд
  • сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и. т. д.
  • старайся сидеть “правильно”: сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;
  • периодически делай специальные компенсаторные упражнения:

1. повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение     максимальное число раз;

2. прими на полу стойку на коленях и вытянутых руках. Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.

Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых - необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.

Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки...

 Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом.

Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий.

Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой сколиоза.

Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины и помогут удержать тело в правильном положении:

1) И.п. - стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.

2) И.п. - стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.

3) И.п. - лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.

4) И.п. - стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него головой.    

И в заключение: где бы вы не находились, не забывайте контролировать свою осанку. Это поможет вам избежать сколиоза.

                               

                                Плоскостопие.

Сохраним стопы здоровыми!

Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении ее сводов. Это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной    утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза.

Методика лечебной гимнастики.

При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3:1, 4:1. В начале курса упражнения выполняют из исходных положений (И.П.) с разгрузкой стоп: сидя и лежа, затем в комплекс включают упражнения из И.П. стоя, в ходьбе. Гимнастику обязательно сочетают с ручным или аппаратным самомассажем. При занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать разнообразные яркие предметы, проводить занятия в форме игры.

Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания - специальной обуви и ортопедических стелек.

К специальным упражнениям при плоскостопии относятся упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию свода стопы. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.

Примерный перечень специальных упражнений.

И.П. лежа на спине.

1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.

2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.

3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.

4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.

5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком), перекладывание за голову с последующим     возвращением в И.П.

6. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.

7. И.П. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных (КС), тазобедренных (ТБС) суставах, подошвы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.

8. И.П. как в 5. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием в течение 4-6секунд.

9. И.П. как в 5. Разведение ног с постановкой на носки, сведение с постановкой на пятки.

И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые.

1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.

2.  Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы.

3. Сгибание ноги в КС одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в КС, подошвенное сгибание стопы, принятие И.П.

4.  И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС, ТБС, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.

5. И.П. как в 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.

6.  И.П. как в 3. Захват стопами крупного предмета, выпрямление ног в КС, возвращение в И.П.

7.  И.П. как в 3. Гофрирование стопами коврика.

8.  И.П. как в 3. Катание каждой стопой малого мяча.

9.  И.П. как в 3 Катание стопами палки.

10. И.П. как в 3. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.

И.П. стоя

1. Подъем на носки.

2. Подъем на пятки

3. Полуприседы на носках.

4. Подъем на наружные своды стоп.

5. И.П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.

6. И.П. стоя на гимнастической палке. Приседы.

7. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.

8. Повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола

9. Разведение пяток, И.П. Разведение носков, И.П.

Упражнения в ходьбе

1. Ходьба на носках.

2. Ходьба на пятках.

3. Ходьба на наружном крае стопы

4. Ходьба на носках в полуприседе.

5. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.

6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы.

7. Ходьба по ребристой доске.

8. Ходьба по наклонной плоскости

9. Ходьба по следовой дорожке.

Самомассаж стоп.

Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажный ролик. Резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми:

  1. они более мягко воздействуют на ткани ребенка
  2.  составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног. Продолжительность аппаратного самомассажа 2 - 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия. Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие лечебной гимнастикой в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (ролик), определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассжа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя. В последующем вводная и основная части проводятся сидя, заключительная - стоя. После массажа полезно прилечь на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.

И.П. сидя на стуле.

1. Продольное растирание стоп, продвигая их вперед и назад вдоль коврика одновременно и поочередно.

2. Круговое растирание стоп, продвигая их по кругу, перемещая нагрузку от пятки к пальцам вдоль внешнего свода одновременно и поочередно.

3. Поперечное растирание стоп, продвигая их в стороны и к центру. Выполняется одновременно обеими ногами.

4. Захват ворсин коврика пальцами ног с удержанием в течение нескольких секунд.

5. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка супинации стоп, не выпуская ворсин.

6. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка раздвинуть стопы (разорвать коврик), не выпуская ворсин.

И.П. стоя.

1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.

2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.

3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.

4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.

5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.

6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.

Упражнения для укрепления горла

Лошадка

Поцокайте язычком, как лошадка. При этом разотрите хорошенько уши – вначале мочки, а потом целиком ладонями : вверх – вниз, вперед – назад (15-20 секунд )

Физиологическое действие:

Эта малая работа, которую мы даем мышцам горла, очень хорошо влияет на щитовидный комплекс и помогает «ответить» в голову прекрасную артериальную кровь.

Ворона

Произнесите звук «Ка-аа-аа-ааар», стараясь поднять как можно выше мягкое небо и  маленький язычок. Повторите это беззвучно с закрытым ртом.

Колечко

С усилием, скользя кончиком языка назад по верхнему небу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка. А теперь беззвучно и с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее…..  (10 – 15 секунд)

Лев

Дотянитесь языком до подбородка. Еще дальше….. Ну еще немножко! 6 раз

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Учебно-методический комплекс к дополнительной образовательной программе "Азбука здоровья".

  ОГЛАВЛЕНИЕ: 1.Дополнительная образовательная программа «Азбука здоровья»...

Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья"для младшего школьного возраста

Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...

Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья" для младшего школьного возраста

Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...

Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья" для младшего школьного возраста

Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...

Тестовые задания по дополнительной образовательной программе "Уроки здоровья"

В разработке предложены  задания - тесты  для реализации педогогического контроля по программе "Уроки здоровья"...

Подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"

В данной разработке описаны подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"...