Исследовательский проект на тему: "Нет в России семьи такой, где б ни памятен свой герой..."
творческая работа учащихся (4 класс) по теме

Короткова Елена Анатольевна

Исследовательский проект в начальной школе по патриотическому и нравственному воспитанию.

Цель проекта: узнать о трудовых подвигах женщин в годы Великой Отечественной войны на примере одной семьи, проанализировать материалы семейного архива и донести полученную информацию до сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект в начальной школе

Тема проекта: «Нет в России семьи такой, где б ни памятен свой герой…»

Авторы исследовательского проекта:

  Масленкина Э., Рахматуллина А., Хазиева А.

ученицы 4 класса НС(К)НШ-ДС V вида (№89)

Руководитель исследовательского проекта:

Короткова Елена Анатольевна

Актуальность темы:

Выбранная тема актуальна потому, что

  • Во-первых, в последнее десятилетие большое внимание уделяется формированию главнейших человеческих ценностей, таких как чуткость, милосердие, сострадание, активное положительное отношение к славным защитникам нашей Родины,связь поколений, память рода, долг, честь, достоинство.
  • Во-вторых, у каждого человека, прошедшего войну, большой жизненный опыт, который они, пока еще в силах, могут и должны передать будущему поколению, детям, внукам, и уже подрастающим правнукам.
  • В-третьих, изучение истории Великой Отечественной войны на наглядных примерах - судьбах наших близких – имеет огромное значение в патриотическом и нравственном воспитании.

Цели и задачи:

Цель: узнать о трудовых подвигах женщин в годы Великой Отечественной войны на примере одной семьи;воспитывать патриотизм, формировать гражданские качества

Задачи:

  • проанализировать материалы семейного архива по теме проекта
  • описать тяжелую жизнь людей старшего поколения в годы Великой Отечественной войны
  • донести полученную информацию до младших школьников

Гипотеза:   для того, чтобы быть достойным гражданином своей Родины сегодня, мы не вправе забывать тех, кто отстаивал для нас Великую Победу, кто ее приближал.

Этапы работы над проектом:

1 этап. Подготовка

Проведение вводной беседы с детьми о подвигах дедов и бабушек в годы Великой Отечественной войныс целью:

– формирования первичного представления об изучаемом объекте;

– формирования интереса к данной теме;

– создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2 этап. Организация проектной работы

  • Выбор конкретного труженика тыладля знакомства с его биографией, интересными историями из его жизни, наградами, фотографиями, письмами военных лет.
  • Посещение труженика тыла на дому, проведение с ним беседы и запись текста воспоминаний.  
  • Сбор, систематизация  и анализ собранных материалов из жизни труженика тыла
  • Оформление результата проекта и подготовка презентации на основе рассказа труженика тыла с использованием семейного архивного материала (фотографии, письма, награды)

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

  • Защита проекта в рамках  городской акции «Уроки мужества» (школьный уровень)

4 этап. Оценка процессов и результатов работы

  • Сбор отзывов у учащихся младших классов о просмотренной презентации

Содержание проекта:

Жительница нашего города Семерикова Любовь Владимировна в августе 2011 года отметила свой 88-летний юбилей. Любовь Владимировна – вдова участника Великой Отечественной войны, труженица тыла. Свою трудовую биографию начала с 1940 года. Её общий трудовой стаж – 38 лет.

Любовь Владимировна родилась 21 августа 1923 года в Башкирии. Детство и юность прошли в поселке Красный Ключ  Нуримановского района Башкирии. В семье было пять детей, все девочки.  Отец – Койков Владимир Семенович - работал  бухгалтером в леспромхозе. Мать – Заякина Елена Петровна - вела домашнее хозяйство.

В 1930 году в поселке открылась семилетняя школа, и маленькая Люба поступает учиться. В первые годы учебы, как вспоминает Любовь Владимировна, книг было мало, тетрадей не хватало. Приходилось  сшивать газеты, линовать их поперек текста и использовать в качестве тетрадок.

В школе Люба вступила в комсомол, была вожатой у октябрят. Сдавала нормы ГТО, имела значок. Несколько раз выступала на соревнованиях по бегу и в лыжных гонках.

В 17 лет отец устроил Любу на работу помощником счетовода. Работа нравилась, она всему училась быстро. И вскоре юная Люба легко могла выполнять обязанности бухгалтера.

        18 июня 1941 года Любовь Владимировна вышла замуж за Корнева Ивана Матвеевича. Но семейное счастье было коротким.

        Грянула Великая Отечественная война. В августе 1941 года Иван Корнев был призван на фронт. Люба осталась работать в поселке. Через месяц она узнала, что ждет ребенка, а в апреле 1942 года родила дочку Танечку, которой не суждено было увидеть отца.В 1942 году в поселке остались только женщины, дети да престарелые. Они  взвалили на свои плечи непосильную ношу.  

        Любовь Владимировна вспоминает, что вставать приходилось в 4 часа утра. Босиком бежали в поле, все орудия труда несли на себе. Копали и сеяли вручную. А потом сенокос, уборка хлебов. «Днем работа в поле, а вечером председатель просил составлять баланс, вести бухгалтерскую документацию», - рассказывает Любовь Владимировна. А ведь еще маленькая дочка на руках.

         Жили впроголодь, всё уходило на фронт. Питались мерзлой картошкой, копали ту, что осталась на колхозных полях. Потом её мыли, сушили, выпекали хлеб. Одежда и обувь поизносилась, купить было не на что и негде, шили чирки, летом ходили босиком.

       Зимой молодым девушкам приходилось работать лесорубами. Тяжелейший труд! Любовь Владимировна вспоминает: «Дали нам топоры, пилы и отправили на лесозаготовку. Деревья рубили по пояс в снегу, замерзшие, уставшие, голодные. А наш бригадир дядя Ваня с деревяшкой вместо ноги просит: «Девочки, милые, еще надо поработать, по плану 10 деревьев, а мы только 4 срубили». Мы работаем, а сами плачем. Одежду сушить негде, теплушка маленькая, отдохнем чуть-чуть и опять за работу».

    С фронта приходили редкие письма от мужа. В одном из них он сообщил, что ранен под Ржевом, проходит лечение в госпитале. А потом опять долгие месяцы ожидания.  Последнее письмо Любовь Владимировна помнит наизусть: «…находимся недалеко от Белой Церкви, скоро идем в разведку». Больше писем от мужа не было. Позднее Любовь Владимировна узнала, что ее муж пропал без вести в сентябре 1944 года.

     В 1945 году по комсомольской путевке Любовь Владимировна была направлена на восстановление целлюлозно-бумажного комбината в Йоханессе (Выборгский район Ленинградской области). Работа была сложной, в основном физический труд.  После войны судьба забрасывала Любовь Владимировну в разные уголки нашей родины. Ей довелось работать в Эстонии, в Азербайджане, в Пермской области. После замужества в 1970 году вместе с супругом Семериковым А.Ф.  она приехала на строительство КамАЗа, работала в бухгалтерии главного управления КамАЗа, в СМУ № 2.    

      Её трудовая деятельность была оценена медалью «Ветеран труда», к которым потом прибавились юбилейные медали.  В настоящее время Любовь Владимировна проживает  по адресу: бульвар Энтузиастов, дом 6 (2/17), квартира 53. Она воспитала трех дочерей. Имеет четырех внуков, пять правнуков.

Практическое предназначение:

Данную презентацию рекомендуем использовать в целях воспитания патриотизма, формирования гражданской позиции школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Перспективность проекта:

В дальнейшем подобный проект ребята могут выполнить самостоятельно, используя материалы домашнего архива своей семьи.

Заключение:

Проект способствует развитию и воспитанию в детях  чувства патриотизма, милосердия и сострадания.

Список литературы:

  1. История СССР. Книга для чтения. М: Просвещение, 1995 г.
  2. Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник. Под общей редакцией М.М. Кирьяна. М: Политиздат, 1988 г.
  3. Жариков А.Д.  Растите детей патриотами. М.: Просвещение, 1980 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой..."

Со всей страной мы с ребятами, посещающими ГПД, готовились к празднованию Дня Победы. В течение двух недель мои воспитанники изучали семейные архивы, расспрашивая родителей о прабабушках и прадедушках...

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.

Не забывайте о солдатах,Вступившихся за честь страны, Не забывайте свист снарядов,И будьте памяти верны!...

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.

Не забывайте о солдатах,Вступившихся за честь страны, Не забывайте свист снарядов,И будьте памяти верны!...

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

Уже много лет минуло со времен Великой отечественной войны… Но мы не  должны забывать ее героев, мы должны помнить и гордится ими, ведь они проливали свою кровь, шли на верную смерть ради нашего ...

Проект «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»

Найти информацию и сохранить память своих прадедов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны....

Исследовательский проект на тему: "Награда в моей семье"

Исследовательский проект "Награда в моей семье" выполнила ученица 4 "Б" класса МБОУ СОШ № 1 ст. Павловской Краснодарского края. Руководитель: Залюбовская Татьяна Ивановна, учитель ...

Внеурочное занятие к 75 летию Победы " Нет в России семьи такой.где б не памятен был герой"

В разработке собран материал о дедушках-чаадаевцах,воевавших во второй мировой войне....