Дорогою добра
классный час (4 класс) по теме

Классный час "Дорогою добра" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorogoyu_dobra.docx88.58 КБ
Файл ya_rastu_sredi_lyudey.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему: «Дорогою добра»

Кл. руководитель:

Харузина И.В.


ДОРОГОЮ ДОБРА

Цели:

1.        Расширение и уточнение представлений учащихся о государственных и национальных символах России;

  1. Воспитание гражданственности,  формирование ценностного отношения к Родине;
  1. Укрепление дружеских отношений в коллективе.

Ценностное содержание праздника

Идейно-ценностное содержание праздника во многом определяется временем его проведения. Он проводится в начале учебного года, в день знаний - 1 сентября. В связи с этим, в ходе праздника важно отметить ценность знаний в жизни каждого человека, значимость нерпой в новом учебном году встречи, которая задаст тон дальнейшему развитию межличностных и деловых отношений в ученическом коллективе. Не менее важной идейно-ценностной стороной праздничного события является продолжение знакомства с государственными и национальными символами нашей страны, несущими идеи гражданственности и способствующими формированию ценностного

Отношения к Родине.

Средства выражения ценностного содержания

В центре данного праздника оказывается собирательный символ дороги. Дорога в данном случае понимается в широком, философском смысле как путь, который выбрал для себя человек, как жизненный ориентир, определяющий его отношение к себе, к людям, к окружающей действительности. Поэтому неслучайно маршрутом этого (пусть и воображаемого) пути избрана дорога добра. План маршрута изображен на листе ватмана, причем на пути отмечены различные объекты, имеющие символическое значение: шкатулка как сокровищница народной мудрости, перепутье, приводящее к необходимости выбора верной дороги, береза - национальный символ России, необычный дом, вид которого рассказывает о государственных символах страны - флаге и гербе, водная пучина незнания, призывающая к преодолению трудностей, школа как источник знаний - все это наглядно изображено на схеме пути.

Ход праздника

1.        Подготовительная работа

В качестве подготовки педагог просит одного (или нескольких) учеников подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения II Соловьевой «У моей России...».

2.        Психологический настрой

Основным условием, обеспечивающим положительный настрой на участие в празднике, является правильный выбор дня его проведения. В данном случае это 1 сентября - День знаний, который связан с надеждами школьников, родителей и учителей на успешную учебу, хорошие взаимоотношения с одноклассниками и с педагогами. Кроме того, организация праздника планируется после проведения общей торжественной линейки у крыльца школы, включающей ритуал первого звонка и символический вход ученических коллективов в школу, что также настраивает учащихся на. предстоящее взаимодействие в классе.

3. Определение социального значения организуемого взаимодействия

Педагог. Дорогие ребята, я рада снова видеть вас в нашем классе ни первом уроке нового учебного года. Наш класс, благодаря помощи Миних родителей, стал еще более уютным, светлым и радостным и Готов к началу занятий. Сегодня 1 сентября - праздник знаний, и потому наш первый урок тоже будет необычным и праздничным. Прочитаем его название. Какой вы представляете себе дорогу добра?

Сборы в дорогу

Педагог. Итак, сегодня нам предстоит идти дорогою добра. Прежде, чем отправиться в путь, давайте проверим, есть ли у нас с собой же необходимое для такого необычного маршрута. Я загадаю вам загадки о том, что пригодится нам в дороге, а вы попробуйте отгадать.

  1. Без них в дороге - никуда,

Помогут, коль придёт беда. (Друзья.)

Есть ли у нас в классе друзья? (Да.)

  1. Без них в пути ты пропадёшь,

А с ними верный курс найдешь.

Их в школе дети получают,

Когда науки изучают. (Знания.)

Есть ли у нас знания? (Да.)

  1. В дороге обязательно нужно быть..? (Внимательным.)

Будем помнить об этом.

  1. Друг другу нужно помогать,

Чтоб вместе по пути шагать. (Взаимопомощь и взаимовыручка.)

Педагог. Сборы окончены, и в дороге нам помогут верные друзья, знания, внимательность и взаимопомощь.

Беседа и стихотворение о России

Педагог. Посмотрите внимательно на изображение нашего маршрута и скажите, по какой стране мы будем путешествовать? (по России). Что вам подсказало? Послушаем, какой представляет себе Россию поэтесса Нина Соловьева. (Читает подготовленный ученик.)

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Для меня Россия - белые берёзы,

Для меня Россия - утренние росы,

Для меня Россия - ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь.

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами.

Ведь Россия наша - это мы с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуг цветная.

Нет земли красивей! (И. Соловьева)

Педагог. Как по-другому мы можем назвать Россию? (Родина, Российская Федерация, Отечество, Отчизна - карточки с этими названиями появляются на доске). Слово «Федерация» означает, что наша страна состоит из объединившихся в единое целое самостоятельных государств. А от какого слова образовалось слово «Родина»? (Родной, родимый). Родина- это родная для нас страна. Давайте начнем наше путешествие по ней.

4. Достижение предметного результата

Сокровищница народной мудрости

Педагог. Первой на нашем пути встречается необычная сокровищница. Прочитаем её название. Русский народ с древних времён создавал мудрые пословицы о Родине. Вспомним некоторые из них. Задание будем выполнять в форме эстафеты по рядам. Задача каждой парты - закончить пословицу и передать лист на следующую парту. Победит тот ряд, который правильно и быстро справится с заданием.

Пословицы.

Всякому мила родная ……..        

Родина - мать, чужая сторона ……

Нa чужой стороне Родина милей …….        

Человек без Родины, что соловей без ……        

Кто с мечом к нам придет, тот от меча и …….        

Педагог. Спасибо за хорошее знание русских пословиц о Родине, я мы продолжаем наш путь.

Путаница

Педагог. Путаница перед нами,

Её распутать сможем сами.

А поможет нам в этом знание истории и культуры нашей Родины

России.

На доске вперемежку представлены национальные символы России и какой-либо другой страны, например, Англии.

Педагог. На доске изображены различные предметы, здания и постройки. Пожалуйста, найдите среди них те, которые рассказывают о нашей стране.

На доске могут быть изображены: берёза, матрёшка, Красная площадь, Царь-пушка, церковь Покрова на Нерли, а также национальные символы другой страны.

Дерево вопросов

Педагог. А теперь на нашем пути - дерево вопросов. Вы узнали, какое это дерево? (Берёза). Давайте проверим, всё ли мы знаем об этом красивом и знакомом каждому из нас дереве. Итак, вопросы о

берёзе.

  1. Для чего на берёзе черные чёрточки? (Эти чёрточки называются чечевички, с помощью них дерево дышит.)
  2. Почему берёзу называют доброй няней ели? (Ель - тенелюбивое растение, а берёза, растущая рядом с елью, создает ей тень.)
  3. Какие песни о берёзе вы знаете? («Во поле берёза стояла...») «То берёзка, то рябинка» и др.)
  4. Какие стихотворения   о берёзе вы знаете? (С. Есенин. «Белая

берёза под моим окном...» и др.)

5.        В древние времена на Руси был обычай класть у порога берёзовое полено. Зачем? (Считалось, что берёза охраняет от зла, являясь
преградой для нечистой силы.).

6.        Летом на листьях берёзы появляются смолянисто-янтарные капельки, которые в народе называют «березкины слёзки». Для чего берёза проливает слёзы? (Эти смолянистые капельки защищают дерево от личинок вредных насекомых).

Педагог. Надеюсь, что это задание помогло вам узнать много интересного о красивом русском дереве - березе.

Флаг и герб России

Педагог. Впереди высокий дом. Что нас ожидает в нём?

О чём мы будем говорить здесь? (О государственных символах России.) Как вы определили? (Дом украшен изображениями государственных символов.) Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн.) Какие три цвета есть на государственном флаге России? (Белый, синий, красный.) В каком порядке они расположены? Вспомним, что обозначает каждый цвет. Для этого каждый ряд вытянет себе карточку с названием цвета и расскажет нам о его значении.

Учитель показывает изображение флага, на котором каждая цветная полоса разделена на три равных части. На обратной стороне каждой части написано слово, отражающее символическое значение цвета: белый - мир, чистота, святость; синий - небо, надежда, верность; красный - огонь, отвага, красота. Если ученики правильно называют значение цвета, то учитель открывает часть полосы, которая ему соответствует, и дети читают угаданное слово и т.д.

Педагог. Почему именно эти цвета присутствуют на нашем флаге? (Белый, синий, красный цвета с давних пор являются самыми любимыми у русского народа.) Белая полоса флага напоминает о белоствольных берёзах, о белокаменных храмах, которых много в России; синяя обозначает небо, синеву рек, озер и морей; красная рассказывает о красоте русской земли.

Педагог. О каком другом государственном символе идет речь, отгадайте:

Всадник змея поражает,

              Кто из вас его узнает? (Герб; всадник - Георгий Победоносец.)

Рассмотрим герб. Кто изображён на нём? (Двуглавый орёл.) Что он вам напоминает? (Солнце.)

Педагог. В русских песнях и сказках говорилось, что солнце ездит по небу в сияющей колеснице, запряжённой парой летящих птиц. Позже этих птиц назвали двуглавым орлом. Почему головы орла смотрят в разные стороны? (Охраняют государство от нападения врагов с запада и востока.) Кто изображен на груди орла? (Георгий Победоносец, который убивает чёрного змея, несущего зло.) Где можно увидеть изображение флага и герба?

Пучина незнания: строим мост

Педагог. Мы продолжаем следовать дорогою добра и подходим к странному водоёму. Прочитаем его название. На нашем пути – пучина  незнания. Как её преодолеть? ( Построить мост из наших знаний.).  Строить будем постепенно - по брёвнышку. Помогут нам в строительстве моста знаний правильные ответы на вопросы. За каждый

За каждый ответ - по брёвнышку. Выбирайте темы вопросов, они написаны  на брёвнышках: 1)математика;   2) русский язык; 3)чтение; 4) природоведение; 5)история

Вопросы.

Математика

 Царь-пушка является символом России, недалеко от неё находится  царь-колокол, отлитый Андреем Чоховым в 16 веке. Масса царь-колокола - 40 тонн, это в 5 раз меньше массы царь-пушки. Какова масса царь-пушки?

Русский язык

Почему в одном случае слово Родина пишется с заглавной буквы,

А в другом - со строчной?

 Чтение

Кто является автором слов российского гимна?

А) СВ. Михалков; Б) С.Я. Маршак; В) В. Берестов

природоведение

Какое животное является национальной гордостью России?

А) медведь; Б) соболь; В) лиса.

история

При каком царе впервые был использован бело-сине-красный

флаг?

А) Иван Грозный; Б) Николай II; В) Петр I.

Педагог. Молодцы, ребята. Правильные ответы на вопросы помогли нам преодолеть пучину незнания.

 Финально - аккордная часть

Педагог. Итак, наш путь подходит к концу. Что мы видим  перед  собой? (Здание). Что оно вам напоминает? (Нашу школу). Как вы думаете, почему на дороге добра нам встретилась школа? Ваше мнение: наш путь по дороге добра закончился или только начинается? Верно, ребята, хороший человек идет по дороге добра всю жизнь, он делает добро, и люди отвечают ему тем же.

6. Рефлексия как итог совместной деятельности и общения

Педагог. Сегодня в первый учебный день мы с вами вступаем на путь добра, и я предлагаю отметить это событие необычным украшением для нашего класса, которое мы сделаем своими руками. Называется оно гирлянда добрых пожеланий «Первый звонок». Я заранее заготовила для вас шаблоны. Форму какого предмета они имеют? (Звонка-колокольчика). Ваша задача - сложить лист белой или цветной бумаги пополам, приложить к нему шаблон так, чтобы верхняя часть шаблона совпадала с линией сгиба, и обвести шаблон. Таким образом, у вас получится двойной звонок-колокольчик и вы сможете повесить его на нитку. А что получится, если каждый из нас повесит свой колокольчик на нитку? (Гирлянда). Но я сказала, что это будет не простая гирлянда, а гирлянда добрых пожеланий. Поэтому прошу вас написать на колокольчике пожелания себе и одноклассникам в новом учебном году.

Педагог (по окончанию работы). У нас получилась очень красивая гирлянда, она действительно стала украшением нашего класса, а еще она будет поднимать нам настроение, когда мы захотим прочитать пожелания, адресованные друг другу. Спасибо за работу, ребята.



Предварительный просмотр:

Я расту среди людей

Цель: способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе; формировать положительное отношение к таким качествам, как отзывчивость, доброжелательность, принципиальность; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

План 

I        Беседа о вежливости.

II        Знакомство с правилами общения.

III        Заключительное слово.

Ход классного часа

I Беседа о вежливости

Классный  руководитель. Я расскажу вам сказку, слушайте.

Давным-давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и были очень невежливыми. Например, встретит один человек другого и, вместо того чтобы сказать приветствие, ударит его или убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.

Но вот однажды человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни души - все друг друга перебили. Лишь через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, ЧТО выбросил свой камень и побежал навстречу. Но другой оказался боязливым  и сразу замахнулся каменным топором. Первый протянул ему обе руки: смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня. Тогда и состоялось первое рукопожатие.

Было ли так на самом деле или это только сказка - неизвестно, НО правила вежливости зародились еще в древности, и это очень хорошо.

- Давайте вспомним, какие слова нужно произносить при встрече. (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.)

Произнося слово «здравствуйте», ваш знакомый желает вам здоровья. Вдвойне приятно, когда вас приветствует незнаком человек! (Читает отрывок из стихотворения В. Солоухина.)

-        Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Хоть были совсем незнакомы.

-        Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

II. Знакомство с правилами общения

Классный руководитель. Сегодня мы познакомимся с правилами общения. Как вы думаете, для чего нужно их знать?

(Дети высказываются.)

Человек, который соблюдает правила общения, легко и непринужденно чувствует себя в компании, нравится людям.

Итак, правило первое: старайся быть доброжелательным  к людям.

  • Что значит быть доброжелательным? (Желать добра всем  с кем встречаешься)
  • Как другие узнают, что ты желаешь им добра? Как нужно вести себя?

(Дети высказывают предположения.)

Давайте составим список. Что у нас получилось? (Записывает  на доске.)

Человек, желающий добра:

  • не вредничает;
  • не обижает никого;
  • не жадничает;
  • часто улыбается;
  • не капризничает;
  • не надоедает другим.

-        Всегда ли нужно следовать этому правилу? Ведь бывают ситуации, когда не сразу понимаешь, как надо поступить. Вот
пример, послушайте.

К Славе пришел друг Володя.

  • Включай телевизор, наши играют!
  • Не могу. На завтра не подготовил литературу.
  • Кончай со своими уроками, пропустим первый период.
  • Извини меня, Володя, но не могу.
  • Эх, ты, а еще друг называется!
  • Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Слава? Примерные ответы детей:
  • Думаю, неправильно. Он мог выучить литературу и после матча;
  • А я думаю, что правильно. Друг должен был с пониманием

отнестись к Славиному решению.

Классный руководитель. Верно, истинная дружба держится не на уступчивости, а на взаимопонимании. Если вы будете стараться понять другого, то и вас будут понимать.

 Переходим ко второму правилу, которое звучит так: будь всегда весёлым, не унывай, не плачь по пустякам.

С весёлыми людьми легко и приятно общаться. Они умеют посмеяться и над другими, и над собой. Я точно знаю, что и вы любите веселье  и смех. Давайте проведем шуточную викторину. За каждый правильный ответ - маленький приз. Кто первый поднимет руку, тот и отвечает.

  1. Что должен проверить судья, когда выходит судить матч? (Свисток.)
  2. Когда журавль стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить журавль, если встанет на две ноги? (3 кг.)
  1.    Почему львы едят сырое мясо? (Они не умеют готовить.)
  2.    Огромный зверь, но не кусается, ни на кого не бросается и живет выше крыши. (Созвездие Большая Медведица.)
  3.     Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда не закрыта дверь.)
  4.    Что находится между школой и детским садом? (Союз И.)
  5.     Летели три страуса, охотник одного убил, сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
  6.      У какой фигуры нет ни начала, ни конца. (У кольца.)
  7.      Кто автор сказки «Колобок»? (Русский народ.)
  8.    Почему скелеты не смеются? (Боятся рассыпаться.) Молодцы!

Отлично справились с заданием и посмеялись немножко. Правда, даже настроение сразу поднялось? Вот так и вы легко можете поднять окружающим настроение.

Правило третье: помогай тому, кто нуждается в помощи. Я вам расскажу историю.

Шел по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалеку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдемте играть, посидит, отдохнет и сам дойдет до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь». А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой
провожу».        I

  • А как бы поступили вы? (Я бы поступил, как девочка Лиза. Надо помощь предлагать сразу, а не ждать неизвестно чего.)
  • Как вы думаете, почему появилась русская пословица «Сам погибай, а товарища выручай»? Какой в нее заложен смысл? (Думаю, что люди высоко ценили дружбу, поэтому и появилась пословица. Смысл пословицы в том, что нужно приходить на помощь другому, жертвуя своими интересами.)

Вы все правильно поняли. Будьте внимательны к людям, помогайте тем, кто в этом нуждается.        

- Как вы можете помочь однокласснику? (Можно помочь разобраться в теме, которую не понял товарищ, или объяснить
как решить задачу.)
        Если кто-то заболел, нужно обязательно навещать и помогать,
чтобы ваш товарищ не отстал в учебе. Мальчики могут помогать
девочкам, например донести что-то тяжелое. А девочки могут помогать мальчикам, например пришить что-то или украсить.        I

Правило четвертое: старайся быть человеком, который  много знает и многое умеет, тогда с тобой будет интересно каждому.

- Представьте: вы познакомились с новым человеком и не знаете, о чем с ним говорить, во что поиграть. Сидите и молчите;
Интересно вам будет? (Ответы детей.)

А если хотя бы один из вас умеет что-то мастерить, знает много игр или увлекательных историй, вы сразу найдете чем заняться. С такими людьми все хотят дружить, с ними легко и интересно.

  • Что нужно сделать, чтобы стать интересным человеком? Примерные ответы детей:
  • Запоминать побольше веселых историй.
  • Много читать.
  • Смотреть познавательные программы.
  • Научиться мастерить всякие поделки.

Классный  руководитель. Чем большему вы научитесь, тем лучше: вам не будет скучно ни в одиночестве, ни в компании, друзей.

III. Заключительное слово

Классный руководитель. Эти четыре несложных правила помогут вам найти общий язык с окружающими, подружиться с новыми людьми, а главное - сохранить дружбу. В заключение я хочу вам прочитать басню Ивана Андреевича Крылова. (Читает.)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка,

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.


Классный час на тему:

«Я расту среди людей»

Кл. руководитель: Харузина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога добра

Минусовка и текст песни...

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

"Дорогою добра"

Урок литературного чтения...

Презентация к уроку "Дорогою добра"

Презентация к уроку "Дорогою добра"      по духовно-нравственному воспитанию...

урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"

подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной  культуры...

Из опыта работы. " Иди , мой друг, всегда иди Дорогою Добра!"

С понятиями " добро " и "зло" дети знакомятся ещё в дошкольные годы.Моя задача - развить дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела....

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...