Программа воспитания и социализации обучающихся. 1 класс.
методическая разработка (1 класс) на тему

Толмачева Наталья Владимировна

Вашему вниманию предлагаю программу воспитания и социализации обучающихся в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель данной программы:

 Обеспечение условий для воспитания, социально-педагогического становления и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России посредством приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры.

Ценностные установки воспитания и социализации младших школьников

Содержанием воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Программа воспитания и социализации учащихся - новый подход к организации социально-психолого-педагогических условий внутри школы. Основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса.


Принципы:

  • принцип развития личности за счет ее собственной активности;
  • принцип ориентации на субъект - субъективное взаимодействие;
  • принцип непрерывности;
  • принцип открытости;
  • принцип гуманизации;
  • принцип индивидуализации.

Новизна программы: индивидуальный подход к каждому ребенку основан на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. План работы включает в себя все виды деятельности, интегрированное взаимодействие учителей и родителей, использование запланированного, ситуативного и косвенного методов общения с детьми.

По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма:

ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
  1. Духовно-нравственное и эстетическое развитие и воспитание обучающихся:
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  1. Социализация и профессиональная ориентация обучающихся:
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
  1. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни:
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
  1. Воспитание ценностного отношения к природе, формирование экологической культуры обучающихся :
  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Основные направления  воспитания и социализации обучающихся  начальной школы

Общие задачи воспитания и социализации обучающихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их  обучающимися.

Организация воспитания и социализации обучающихся начальной школы  осуществляется по следующим направлениям:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  • Духовно-нравственное и эстетическое развитие и воспитание обучающихся.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  • Социализация и профессиональная ориентация обучающихся.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  • Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, формирование экологической культуры обучающихся.

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

План мероприятий по реализации Программы воспитания  и социализации обучающихся

Месяц

Основные направления воспитания и социализации

Воспитание гражданственности и патриотизма

Духовно-нравственное и эстетическое развитие и воспитание обучающихся

Социализация и профессиональная ориентация обучающихся

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Воспитание ценностного отношения к природе, формирование экологической культуры обучающихся

Сентябрь

 -Славные страницы истории

 - «День знаний»

-Ролевые игры: «Правила знакомства и приветствия»,

«Телефонный этикет» и др.

- Праздники в школе и дома: «Праздник вежливости».

-Беседы:

- «Умственный и физический труд»

-«Необходимость труда»

-Операция «Внимание, дети!»

-Эстафета здоровья

-В гостях у Светофорчика

-Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др.

-«Мой безопасный маршрут в школу»

-Проект «Зелёная планета»

Октябрь

 -Славные страницы истории

- «Я – гражданин»- «Сыны Отечества – защитники земли русской»

-Ролевые игры: «Правила знакомства и приветствия»,

«Телефонный этикет» и др.

-Ярмарка «Праздник хлеба»

-Беседы:

- «Умственный и физический труд»

 -«Необходимость труда»

 -«Правила учебного труда»

-День здоровья

-Русские национальные игры.

-Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др.

-Соревнования-«Веселые старты»

-Проект «Зелёная планета»

Ноябрь

-Славные страницы истории

- «Я – гражданин»- «Сыны Отечества – защитники земли русской»

-Ролевые игры: «Правила знакомства и приветствия»,

«Телефонный этикет» и др.

-Акция « Поможем птицам»

-Мои поручения в классе и дома

-Русские национальные игры.

-Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др.

-Проект «Зелёная планета»

Декабрь

-Славные страницы истории

- Встреча с ветеранами ВОВ

  - Проигрывание сюжетов «Как поднять настроение маме»

-Новогодняя сказка

-Занятия по конструированию, кружок «Маленький мастер»

-Акция «Мастерская деда Мороза»

-Акция « Поможем птицам»

-Мастерская Деда Мороза

 

-День здоровья

-Русские национальные игры.

-Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др.

-«Олимпийские игры»

 

-Проект «Зелёная планета»

Январь

-Славные страницы истории

 

- Проигрывание сюжетов «Как поднять настроение маме».

- Праздники в школе и дома: «У нас гости», «Праздник вежливости».

-Новогодняя сказка

-Беседы:

- «Умственный и физический труд»

 -«Необходимость труда»

 -«Правила учебного труда»

-«Тысяча профессий» и др.

-Русские национальные игры.

-Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др.

  -Проект «Зелёная планета»

Февраль

-Славные страницы истории

- «Я – гражданин»- «Сыны Отечества – защитники земли русской»

- Встреча с ветеранами ВОВ

 -«Неделя книголюбов»

-Праздник «День защитника Отечества»

-День юного героя-антифашиста

-Занятия по конструированию, кружок «Маленький мастер»

-Акция « Поможем птицам»

-Мои поручения в классе и дома

-Русские национальные игры.

-Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др.

Конкурс рисунков  «Если хочешь быть здоров!»

-Проект «Зелёная планета»

Март

 -Славные страницы истории

-Ролевые игры: «Правила знакомства и приветствия»,

«Телефонный этикет» и др.

- Проигрывание сюжетов «Как поднять настроение маме».

- Праздники в школе и дома: «День 8 Марта»

-Занятия по конструированию, кружок «Маленький мастер»

-Акция « Поможем птицам»

-Мои поручения в классе и дома

-День здоровья

-Русские национальные игры.

-Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др.

 

-Проект «Зелёная планета»

Апрель

-Славные страницы истории

- Экскурсия к памятнику воинам ВОВ-акция «Цветок ветерану»

-Международный детской день книги

 -Занятия по конструированию, кружок «Маленький мастер»

-Мои поручения в классе и дома

-Всемирный день здоровья

-Русские национальные игры.

-Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др.

-«Мой безопасный маршрут в школу»

-День птиц.

-День земли

-Экологический десант

-Проект «Зелёная планета»

Май

-Славные страницы истории

-Встреча с участниками ВОВ «Никто не забыт, ни что не забыто»

-Участие в акции «Ветеран живет рядом»

-Вахта памяти

 

  -Ролевые игры: «Правила знакомства и приветствия»,

«Телефонный этикет» и др.

-Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

-Занятия по конструированию, кружок «Маленький мастер»

-Мои поручения в классе и дома

-«Моя клумба»

-Русские национальные игры.

-Беседы: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др.

-«Мой безопасный маршрут в школу»

 -Проект «Зелёная планета»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1Г КЛАССА

Материал содержит примерный план воспитательной работы в 1 классе...

Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов

В программе раскрываются цель, задачи, формы,методы, создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации обучающихся 1-4 классов....

Программа воспитания и социализации обучающихся класса

Эта программа поможет учителям спланировать внеклассную жизнь в классе и увидеть конечный результат выполненных дел.       В основе программы воспитательной работы с детским  ...

Программа воспитания и социализации обучающихся в классе. Игра – путешествие «Лучики солнца».

Программа рассчитана на 4 года и построена в форме игры-путешествия. Основная идея игры – воспитание высоко нравственных качеств личности, эстетического мировоззрения,  развитие духовно – ...

Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов

Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов...

Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы 1-4 классов

Духовно-нравственного развитие, воспитание и социализация учащихся начальных классов....