Развивающие и подвижные игры в группе продленного дня
статья по теме
Предварительный просмотр:
Развивающие и подвижные игры в группе продленного дня
В современных условиях очень важна задача воспитателя группы продленного дня: добиться того, чтобы дети выросли сознательными и здоровыми членами общества, инициативными и думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия.
Здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умений находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.
Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.
В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности, как трудолюбие, самокритичность, честность, объективность, настойчивость, выдержка. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным.
Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.
У воспитателей нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.
Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.
Развивающие игры
«Чудесные превращения»
Цель: Учить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова.
Ход игры: Слово «СОМ». Замените в нем первый звук.
СОМ – ТОМ – КОМ – ЛОМ – РОМ и т.д.
У кого больше получилось слов?
Замените второй звук в этом слове.
СОМ – САМ.
А теперь замените третий звук.
СОМ – СОК – СОР – СОЛЬ и т.д.
Новые слова можно обозначать фишками.
Определение победителя: Выигрывает тот, кто больше получит слов.
«Один звук»
Цель: Учить детей преобразовывать слова, изменяя один звук.
Ход игры:
Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Например:
ОЛЕНЬ - ЛЕНЬ.
ХЛЕВ, УТОЧКА, СТОЛБ, ЩЕЛЬ, УКОЛ, ЗУБР, КОСА, МРАК, ПОЛК, УДОЧКА, ВОЛК, СМЕХ, КЛЕЩ, МЕЛЬ, СНАРЯД, ГРАД, СКОТ, ВСЛАСТЬ, КРАСКА, СТОЛ, ТЕПЛО, БЕДА, ЭКРАН.
Подсчитайте очки: новое слово – одно очко.
Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Например:
РОЗА - ГРОЗА
РУБКА(т), СТОЛ(б), ДАР(у), КЛАД(с), ЛАПА(м), ШАР(ф), УСЫ(б), УКУС(с).
Замените в словах один согласный звук. Например:
КЛИН - БЛИН.
НОГТИ(к), БУЛКА(р), ЛАПКА(ц), ЗУБЫ(д), КИСКА(м), ПЕСОК(л), ГАЛКА(п), ОРЕЛ(с), НОРКА(к), СВЕТ(ц), ПОЛЕНО(к), РАМОЧКА(м).
Определение победителя:
Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.
Подвижные игры
Задачи: развитие внимания, ловкости, быстроты, слуха, координации движений, ориентировки в пространстве, воспитание чувства коллективизма, дисциплинированности, честности.
Шмель
В игре могут принять участие от 10 до 20 человек. Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Мяч перекатывается внутри круга по земле. Играющие руками отбивают мяч от себя, стараясь осалить им другого. Мяч —это шмель. Если кто-либо не успеет отбить мяч и будет осален им(не выше колен), то считается ужаленным. Он поворачивается спиной к центру круга и в игре участия не принимает до тех пор, пока не будет осален следующий. Тогда первый ужаленный вновь вступает в игру, а второй поворачивается спиной к центру. Ловить мяч и отбивать его ногами нельзя.
Два мороза
На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз — Красный нос и Мороз — Синий нос. Они обращаются к играющим со словами:
Мы — два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Мороз — Красный нос,
Мороз — Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз —
и начинают перебегать из одного города в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным.Он остается на том месте, где был пойман, и должен с распростертыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
Воробьи попрыгунчики:
На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — кот, он помещается в центре круга. Остальные играющие — воробышки становятся за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя воробышки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот — воробышком, и игра повторяется.
В дальнейшем можно установить правило: впрыгивать и выпрыгивать только на одной ноге.
У медведя во бору
Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия — опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.
Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит.
Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», «медведь»с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое—пятеро.
Палочка-выручалочка
Все играющие, за исключением одного, прячутся. Когда спрятались, выходит водящий с палочкой-выручалочкой.
Его задача — обнаружить всех, кто спрятался. О своем приходе он извещает ударами палочки по дереву, скамье или другому предмету, возле которого она будет лежать (место должно быть всем известно). При этом он говорит: «Палочка-выручалочка, наша игра впереди, палочка-выручалочка, кто прозевает — води!» — и, оставив палочку на месте, идет отыскивать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь, он бежит к палочке, ударяет ею и кричит, что найден такой-то, он там-то. Затем опять, положив палочку на место ,он идет отыскивать остальных, но сам боится отойти далеко от палочки, так как каждый из ненайденных может прибежать, постучать палочкой и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» После этого все (и те, кто был найден) вновь должны прятаться, а водящий — искать. Увидев, что кто-нибудь из игроков, не найденных им, бежит к палочке, он должен постараться его опередить, подбежать к палочке и, прежде чем ее схватят, ударить ею и сказать, что такой-то найден.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....
Статья " Подвижные игры в группе продленного дня"
Подвижные игры в группе продленного дня Виноградова Ольга Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 147 , Красногвардейского района ...
Подвижные игры в группе продленного дня и здоровье детей.
актуальность подвижных игр и программ здоровьесбережения....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня. Подвижные игры» воспитателя группы продленного дня МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3» Чамзи
Игровая деятельность служит основой для нормального роста и развития ребенка младшего школьного возраста. Игра может быть средством самопознания,...
Подвижные игры в группе продленного дня
Одной из важных задач в работе с детьми в группе продленного дня является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным ...
«Наши любимые игры» (подвижные игры в группе продленного дня).
В методической разработке мы подобрали самые яркие и популярные подвижные игры для детей младшего школьного возраста, в которые могут играть, как здоровые, так и дети с недоста...
Развивающие и подвижные игры в группе продленного дня
В современных условиях очень важна задача воспитателя группы продленного дня: добиться того, чтобы дети выросли сознательными и здоровыми членами общества, инициативными и думающими, спосо...