Литературно-музыкальный вечер «Песня в кругу семьи» Тема: «Военные песни»
методическая разработка по теме

Данный сценарий может быть полезен педагогам –организаторам, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня.

Творческое мероприятие с привлечением родителей учащихся  является одной из эффективных форм воспитания, образования и развития творческих способностей школьника. В подготовке внеурочного мероприятия особое внимание уделяется содержанию материала, организационным формам работы. Эта разработка посвящена песням военных лет и способна привлечь внимание учащихся к героическим страницам истории России, способствовать воспитанию уважения и гордости к истории Отечества

Цель:

Воспитание чувства сопричастности к истории своей страны через военные песни

 

Задачи:

1.      Способствовать полноценному восприятию военной песни

2.      Воспитание семейных ценностей

3.      Развитие творческих способностей

4.      Формирование нравственных качеств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litmuz-2013.docx306.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 212

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, 192283, ул. Я.Гашека, д.9, корп.2                             Тел. 771-87-67

                                                                                             Факс: 771-87-67

Литературно-музыкальный вечер

«Песня в кругу семьи»

Тема: «Военные песни»

Автор: педагог-организатор

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа №212

Санкт-Петербурга

Сурженко Елена Борисовна


Литературно-музыкальный вечер

«Песня в кругу семьи»

Тема: военные песни

Пояснительная записка:

Данный сценарий может быть полезен педагогам –организаторам, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня.

Творческое мероприятие с привлечением родителей учащихся  является одной из эффективных форм воспитания, образования и развития творческих способностей школьника. В подготовке внеурочного мероприятия особое внимание уделяется содержанию материала, организационным формам работы. Эта разработка посвящена песням военных лет и способна привлечь внимание учащихся к героическим страницам истории России, способствовать воспитанию уважения и гордости к истории Отечества

Цель:

Воспитание чувства сопричастности к истории своей страны через военные песни

Задачи:

  1. Способствовать полноценному восприятию военной песни
  2. Воспитание семейных ценностей
  3. Развитие творческих способностей
  4. Формирование нравственных качеств

Участники:

К участию в творческом вечере приглашаются учащиеся 1-11 классов со своими семьями.

Время и место проведения:

25(24) января 2014 года в 18.00 в актовом зале школы

Предварительная работа:

  1. Подготовка литературно-музыкальной заставки
  2. Подготовка инсценированных стихов
  3. Иллюстрация содержания песен (рисунки детей) (сдать до 15 декабря 2013 года)
  4. Текст песен, описание истории создания, фонограммы будут размещены на школьном сайте в декабре 2013 года


Ход  мероприятия:

Все семьи участники делятся на 3-6 команд (в зависимости от числа заявившихся)

Песни исполняются всеми участниками.

Песни исполняются под минусовую фонограмму.

Во время песни используется видеоряд со словами песни.

  1. Литературно-музыкальная заставка
  2. I тур «История песни» песни из кинофильмов

определить песню по описанию истории создания.

  • «Тёмная ночь» к/ф «Два бойца»
  • «Бери шинель» к/ф «От зари до зари»
  • «Пора в путь дорогу» к/ф «Небесный тихоход»
  • «Баллада о солдате» к/ф «В трудный час»
  • «Смуглянка» к/ф «В бой идут одни старики»
  • «Последний бой» к/ф «Освобождение»

II тур «Иллюстрация песни»

Определить песню по иллюстрации её содержания

  • «Ленинградские мальчишки» к/ф «Зелёные цепочки»
  • «Огонёк»
  • «Катюша»
  • «На безымянной высоте» к/ф «Аты-баты шли солдаты»
  • «С чего начинается Родина» к/ф «Щит и меч»
  • «Песня о Ладоге»

III тур «Описание песни»

Составить описание песни по её содержанию и предложить определить название песни другим участникам вечера

  • «Синий платочек»
  • «Казаки»
  • «Эх, дороги»
  • «Дорога на берлин»
  • «В землянке»
  • «Перелётные птицы»

Между турами представление инсценированных тематических стихов.

  1. Заключительная часть. Награждение участников дипломами.

Заявки:

Заявки на участие принимаются до 29 ноября в кабинете воспитания


I тур

История песни

Песни их кинофильмов

  1. «Тёмная ночь» к/ф «Два бойца»
  2. «Бери шинель» к/ф «От зари до зари»
  3. «Пора в путь дорогу» к/ф «Небесный тихоход»
  4. «Баллада о солдате» к/ф «В трудный час»
  5. «Смуглянка» к/ф «В бой идут одни старики»
  6. «Последний бой» к/ф «Освобождение»

Темная ночь
Музыка: Н. Богословский Слова: В.Агатов

Темная ночь, только пули свистят по степи, 
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают. 
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, 
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь. 

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз, 
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами! 
Темная ночь разделяет, любимая, нас, 
И тревожная, черная степь пролегла между нами. 

Верю в тебя, в дорогую подругу мою, 
Эта вера от пули меня темной ночью хранила... 
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою, 
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.

Смерть не страшна,с ней не раз мы встречались в степи. 
Вот и сейчас надо мною она кружится. 
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь, 
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!


1943

"Темная ночь" 

Многим эта песня запала в сердце, как одна из самых трогательных и грустных.
История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому.
Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.


Бери шинель
Музыка: В. Левашов Слова: Б. Окуджава

А мы с тобой, брат, из пехоты, 
А летом лучше, чем зимой. 
С войной покончили мы счеты, 
С войной покончили мы счеты, 
С войной покончили мы счеты, - 
Бери шинель, пошли домой! 

Война нас гнула и косила, 
Пришел конец и ей самой. 
Четыре года мать без сына, 
Четыре года мать без сына, 
Четыре года мать без сына, - 
Бери шинель, пошли домой! 

К золе и к пеплу наших улиц 
Опять, опять, товарищ мой, 
Скворцы пропавшие вернулись, 
Скворцы пропавшие вернулись, 
Скворцы пропавшие вернулись, - 
Бери шинель, пошли домой! 

А ты с закрытыми очами 
Спишь под фанерною звездой. 
Вставай, вставай, однополчанин, 
Вставай, вставай, однополчанин, 
Вставай, вставай, однополчанин, - 
Бери шинель пошли домой! 

Что я скажу твоим домашним, 
Как встану я перед вдовой? 
Неужто клясться днем вчерашним, 
Неужто клясться днем вчерашним, 
Неужто клясться днем вчерашним, - 
Бери шинель пошли домой! 

Мы все - войны шальные дети, 
И генерал, и рядовой. 
Опять весна на белом свете, 
Опять весна на белом свете, 
Опять весна на белом свете, - 
Бери шинель, пошли домой!


1975

Бери шинель, пошли домой

Хотя песня эта была написана через 30 лет после Великой победы, многие ветераны-фронтовики считают, что она точнее прочих передаёт те чувства и ощущения, которые испытывали солдаты в Победном мае 1945 года. 
Это неудивительно, ведь стихи к ней писал фронтовик Булат Окуджава, а музыку – композитор Валентин Левашов, в годы войны руководивший различными армейскими коллективами. У многих эта песня связана с фильмом Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты…», где она звучит в самом конце. Однако Левашов и Окуджава писали её на заказ для другого фильма – «От зари до зари», вышедшего на экраны в 1975 году. 
В течение двух лет песня, прозвучавшая сразу в двух фильмах, стала одной из самых популярных песен, посвящённых военной тематике. Её исполняли многие артисты. Среди них такие популярные как Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон и сам автор текста - Булат Окуджава.


Пора в путь дорогу
Музыка: В.Соловьёв-Седой Слова: С. Фогельсон

Дождливым вечером, вечером, вечером, 
Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего, -- 
Мы приземлимся за столом, 
Поговорим о том, о сем 
И нашу песенку любимую споем. 

Припев: 
Пора в путь-дорогу, 
Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем. 
Над милым порогом 
Качну серебряным тебя крылом. 

Пускай судьба забросит нас далеко, пускай! 
Ты к сердцу только никого не допускай. 
Следить буду строго, -- 
Мне сверху видно все, -- ты так и знай! 

Припев


Нам нынче весело, весело, весело, 
Чего ж ты, милая, курносый нос повесила? 
Мы выпьем раз и выпьем два 
За наши бравые У-2, 
Но так, чтоб завтра не болела голова. 

Припев. 

Мы парни бравые, бравые, бравые, 
Но чтоб не сглазили подруги нас кудрявые, 
Мы перед вылетом еще 
Их поцелуем горячо 
И трижды плюнем через левое плечо. 

Припев.

1945


Пора в путь дорогу.

1 апреля 1946 года на советские киноэкраны выходит музыкальная комедия про наших летчиков «Небесный тихоход». Картина стала хитом, а исполнители главных ролей — кумирами.

Три  фронтовых друга-лётчика, поклялись не влюбляться до конца войны, однако знакомятся и влюбляются в двух лётчиц женской эскадрильи и журналистку газеты «Пионерская правда» и по одному нарушают данное некогда обещание.


Баллада о солдате
Музыка: В.Соловьев-Седой Слова: М.Матусовский

Полем, вдоль берега крутого, 
Мимо хат, 
В серой шинели рядового 
Шел солдат. 
Шел солдат, преград не зная 
Шел солдат, друзей теряя, 
Часто, бывало, 
Шел без привала, 
Шел вперед солдат. 

Шел он ночами грозовыми 
В дождь и град 
Песню с друзьями фронтовыми 
Пел солдат. 
Пел солдат, глотая слезы, 
Пел про русские березы, 
Про кари очи, 
Про дом свой отчий, 
Пел в пути солдат 


Словно прирос к плечу солдата 
Автомат- 
Всюду врагов своих заклятых 
Бил солдат 
Бил солдат их под Смоленском, 
Бил солдат в поселке энском, 
Пуль не считая, 
Глаз не смыкая, 
Бил врагов солдат. 

Полем, вдоль берега крутого 
Мимо хат 
В серой шинели рядового 
Шел солдат 
Шел солдат, слуга Отчизны, 
Шел солдат во имя жизни, 
Землю спасая, 
Мир защищая, 
Шел вперед солдат!


1961

"Баллада о солдате"

Музыку к фильму писал композитор В. П. Соловьев-Седой. Им же вместе с поэтом М. Л. Матусовским написана и песня, мелодия которой звучит уже в увертюре к картине, а затем проходит по всему фильму, пока, наконец, не обретает слова в финале, чтобы прозвучать гимном солдатскому подвигу. Когда он ознакомился со сценарием и просмотрел уже отснятый материал, то понял, что музыка к фильму требует песни эпического склада. Ему хотелось, чтобы в ней как бы прозвучали мерные шаги солдата - шаги истории: испокон веков, когда было необходимо. вставали на защиту родимой земли ее бесстрашные воины - и солдат Суворова, и солдат Кутузова, и чапаевец, и рядовой Александр Матросов, закрывший грудью амбразуру вражеского дзота, и Алеша Скворцов из вышедшего на экраны страны двумя годами раньше фильма Григория Чухрая, название которого вовсе не случайно совпадает с названием песни. Она писалась под впечатлением и этой всемирно известной картины.


Смуглянка
Музыка: А. Новиков Слова: Я. Шведов

Как-то летом на рассвете 
Заглянул в соседний сад. 
Там смуглянка-молдаванка 
Собирала виноград. 
Я краснею, я бледнею, 
Захотелось вдруг сказать: 
Станем над рекою 
Зорьки летние встречать! 

Припев: 
Раскудрявый клен зеленый, лист резной, 
Я влюбленный и смущенный пред тобой. 
Клен зеленый, да клен кудрявый, 
Да раскудрявый, резной! 

А смуглянка-молдаванка 
Отвечала парню в лад: 
- Партизанский, молдаванский 
Собираем мы отряд. 
Нынче рано партизаны 
Дом покинули родной. 

Ждет тебя дорога 
К партизанам в лес густой. 

Припев. 

И смуглянка-молдаванка 
По тропинке в лес ушла. 
В том обиду я увидел, 
Что с собой не позвала. 
О смуглянке-молдаванке 
Часто думал по ночам... 
Вскоре вновь смуглянку 
Я в отряде повстречал. 

Припев: 
Раскудрявый клен зеленый, лист резной, 
- Здравствуй, парень, забубенный, мой родной,- 
Клен зеленый, да клен кудрявый, 
Да раскудрявый, резной!


1944

Песня «Смуглянка»
В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, как Вы уже догадались, и
«Смуглянка», написанная на основе молдавского фольклорного творчества. В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал «Смуглянку» на радио. Но «несерьезная» песня не произвела впечатления на руководство. Только в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке в числе прочих композиций Новикова была по достоинству оценена руководителем Ансамбля песни пляски Красной Армии А. В. Александровым. Так веселая лирическая песня о партизанах Гражданской войны стала любимой как в тылу, так и на фронте.

Эта песня впервые прозвучала в кинофильме "В трудный час", посвященном трагическим дням 1941 года. В фильме, сценарий которого написан известным кинодраматургом Е. Габриловичем, рассказывается о судьбах простых советских людей, героически оборонявших Москву.


Последний бой
Музыка: М.Ножкин Слова: М.Ножкин

Мы так давно, мы так давно не отдыхали. 
Нам было просто не до отдыха с тобой. 
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали, 
И завтра, завтра, наконец, последний бой. 

Припев: 
Ещё немного, ещё чуть-чуть... 
Последний бой - он трудный самый. 
А я в Россию, домой хочу, 
Я так давно не видел маму! 

Четвёртый год нам нет житья от этих фрицев,
Четвёртый год солёный пот и кровь рекой. 
А мне б в девчоночку хорошую влюбиться, 
А мне б до Родины дотронуться рукой. 

Припев. 

Последний раз сойдёмся завтра в рукопашной,
Последний раз России сможем послужить. 
А за неё и помереть совсем не страшно, 
Хоть каждый всё-таки надеется дожить! 

Припев. 
1975

«Последний бой»

Эта песня была написана Михаилом Ножкиным во время съемок фильма «Освобождение», где Ножкин исполнил роль командира штурмовой роты. 
Первый фильм киноэпопеи вышел на экраны в 1969 году. 
Когда снимали фильм «Освобождение», Михаил Иванович вспомнил, как во время войны жил во дворе Яузской больницы, одной из старейших в Москве. Всю войну там располагался госпиталь, он выступал перед ранеными. 
«Меня ставили на табуретку, — рассказывает Михаил Иванович, — я читал стихи, пел народные песни, частушки, плясал. Помню, как чья-то рука вдруг протягивала мне кусочек сахара или хлеба. И помню прекрасно эту огромную востребованность песни. И двор наш пел, и семья пела, и страна пела. И люди говорили о чем угодно, только не о войне, хорошие, светлые люди. Как-то так получилось, просто вспомнил вот этих ребят в госпитале, и написал: 
Мы так давно, мы так давно не отдыхали, 
Нам было просто не до отдыха с тобой, 
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали, 
И завтра, завтра, наконец, последний бой. 


II тур

Иллюстрация песни

  1. «Ленинградские мальчишки» к/ф «Зелёные цепочки»
  2. «Огонёк»
  3. «Катюша»
  4. «На безымянной высоте» к/ф «Аты-баты шли солдаты»
  5. «С чего начинается Родина» к/ф «Щит и меч»
  6. «Песня о Ладоге»



Ленинградские мальчишки
Музыка: И.Шварц Слова: В.Коростылёв

В далёком тревожном военном году 
Под гром батарей у страны на виду 
стояли со взрослыми рядом 
мальчишки у стен Ленинграда. 

На парте осталась открыта тетрадь 
Не выпало им дочитать дописать 
когда навалились на город 
фугасные бомбы и голод. 

И мы никогда не забудем с тобой 
как наши ровесники приняли бой 
им было всего лишь 12 
но были они Ленинградцы! 

В далёком тревожном военном году 
Под гром батарей у страны на виду 
стояли со взрослыми рядом 
мальчишки у стен Ленинграда.


1958


Иллюстация песни «Огонёк»

Красноярская санаторная школа-интернат 3б класс


Огонек
Музыка: народная Слова: М. Исаковский

На позиции девушка 
Провожала бойца, 
Тёмной ночью простилася 
На ступеньках крыльца. 
И пока за туманами 
Видеть мог паренёк, 
На окошке на девичьем 
Всё горел огонёк. 

Парня встретила славная 
Фронтовая семья, 
Всюду были товарищи, 
Всюду были друзья, 
Но знакомую улицу 
Позабыть он не мог: 
"Где ж ты, девушка милая, 
Где ж ты, мой огонёк?" 

П подруга далёкая 
Парню весточку шлёт, 
Что любовь её девичья 
Никогда не умрёт. 
Всё, что было задумано, 
В свой исполнится срок,- 
Не погаснет без времени 
Золотой огонёк. 

И становится радостно 
На душе у бойца 
От такого хорошего, 
От её письмеца. 
И врага ненавистного 
Крепче бьёт паренёк 
За советскую Родину, 
За родной огонёк.


1944

ОГОНЁК

История создания песни
Слова М.Исаковского, 
музыка народная

Когда фашисты напали на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, потом и глубже, в тылах России, - было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги. Затемнения придавали городам и сёлам, как бы далеко от линии фронта они не находились, фронтовой характер.


И вдруг туда, где шли бои, прилетела песня «Огонёк» - про то, как уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонёк в окне любимой. 

А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины, не зажигают фар, и поезда движутся без огней… Скромный поэтический образ огонька в окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонёк, никогда не погаснет!

А человек, который написал стихи, жил тогда в эвакуации – на Каме, в городе Чистополе. Звали его Михаил Исаковский. Стихотворение «Огонёк», написанное в 1942г., было отправлено из Чистополя композитору Матвею Блантеру. И вскоре, написанная композитором песня, прозвучала по радио. Однако привычное сочетание фамилий авторов – музыка Блантера, слова Исаковского – вскоре оказалось нарушенным, и при публиковании и при исполнении песни «Огонёк» часто стали указывать: музыка народная.

И на фронте, и в тылу, гармонисты подбирали мотив: стихотворение легко поддавалось музыкальной импровизации. Появились буквально десятки музыкальных решений «Огонька» - самых разнообразных, но всегда задушевных и искренних.

И так песня «Огонёк» быстро обрела звание «народной». 


Катюша
Музыка: М.Блантер Слова: М.Исаковски

Расцветали яблони и груши, 
Поплыли туманы над рекой. 
Выходила на берег Катюша, 
На высокий берег на крутой. 

Выходила, песню заводила 
Про степного, сизого орла, 
Про того, которого любила, 
Про того, чьи письма берегла. 

Он ты, песня, песенка девичья, 
Ты лети за ясным солнцем вслед. 
И бойцу на дальнем пограничье 
От Катюши передай привет. 

Пусть он вспомнит девушку простую, 
Пусть услышит, как она поет, 
Пусть он землю бережет родную, 
А любовь Катюша сбережет. 

Расцветали яблони и груши, 
Поплыли туманы над рекой. 
Выходила на берег Катюша, 
На высокий берег на крутой.


1934


КАТЮША

История создания песни

Авторов «Катюши» композитора Матвея Блантера и поэта Михаила Исаковского познакомил московский литератор Василий Александрович Регин. Он же попросил их написать песню для первого номера вновь появившегося журнала. «Возвращаемся мы с Исаковским из редакции, - вспоминал позже Блантер, - В машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по его словам, кажутся ему музыкальными: 
Расцветали яблони и груши, 
Поплыли туманы над рекой. 
Выходила на берег Катюша, 
На высокий берег, на крутой... 
Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью, - я почувствовал ее в игре ударений «на берег», «на высокий берег». И начинаю про себя напевать». Мелодия песни была написана композитором в 1938 году, однако слова для «Катюши» ограничивались первыми восьмью строчками. «А песня для программы между тем была очень нужна, - рассказывал позже композитор. - Дирижер нашего оркестра, Виктор Кнушевицкий постоянно напоминал мне об этом, поэтому я не раз приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строки, ставшие впоследствии «Катюшей»... Тематику песни Михаил Васильевич Исаковский объяснил так: «Может быть, стоит сказать хотя бы вкратце, почему я включил в песню бойца-пограничника, которого Катюша любит и ждет, которому она дает наказ зорко беречь родную землю. Дело в том, что время тогда было все-таки тревожное. Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти. Впрочем, не только предчувствовали, но, в известной мере, уже переживали ее: ведь в 1938 году еще полыхало пламя войны в Испании, В том же году Красная Армия вынуждена была вести тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан, не очень спокойно было и на западных наших границах. Вот почему тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была самой важной, первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне». Впервые «Катюша» прозвучала в Колонном зале Дома союзов осенью 39-го. Первой исполнительницей песни стала двадцатидвухлетняя солистка Государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого Валентина Батищева. И в первый же вечер ей пришлось исполнять «Катюшу» на бис. А после концерта с той же программой в Большом зале Московской консерватории песня Блантера и Исаковского в исполнении Валентины Батищевой была записана на грампластинку. Вскоре «Катюшу» подхватили и запели и другие исполнители - Георгий Виноградов, Лидия Русланова. Вера Красовицкая, а вслед за ними - профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армейские ансамбли. В годы войны «Катюшей» называли грозный ракетно-реактивный комплекс, наводивший ужас на войска вермахта.


На безымянной высоте
Музыка: В. Баснер Слова: М.Матусовский

Дымилась роща под горою
И вместе с ней горей закат
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте,
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета,
Как догоревшаая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Тот не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Над нами мессеры кружили,
И было видно словно днём,
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнём.
И как бы трудно не бывало,
Ты верен был своей мечте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Мне часто снятся те ребята
Друзья моих военных дней.
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто снова вместе с ними
Стою на огненной черте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.


1963


НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ

История создания песни
Слова М.Матусовского, 
музыка В.Баснера

. Песню «На Безымянной высоте» написали для кинокартины "Тишина" поэт Михаил Матусовский и композитор В
ениамин.Баснер. Она родилась уже после войны и впервые зазвучала накануне двадцатилетия Победы, песня ответила на вновь всколыхнувшийся интерес к героическому прошлому. В общественной жизни . как в океане . есть свои приливы и отливы . 

    Песню "На безымянной высоте" принес прилив. 
Приникая к сюжету фильма "Тишина ", песня, однако, могла быть совершенной самостоятельной : задача ее в картине - показать близость двух фронтовых друзей, напомнить о погибших товарищах. Поэт нарисовал в этой песне картину, достоверно передающую боевую обстановку, рассказывал эпизод, который мог бы показаться придуманным - мало ли было на пути от Бреста до Волги и от Волги до Эльбы безымянных высот, тяжелых сражений и потерь. 

    Но поиск, проведенный редакцией газеты "Советская Сибирь", подтвердил, что в основу песни "На безымянной высоте" положена действительная история, что в Новосибирске помнят имена всех "восемнадцати ребят ", что, как ни много безымянных высот, но в песне речь шла об одной - о высоте, которая находится у поселка Рубеженка, Куйбышевского района, Калужской области. Какой же боевой эпизод стал основой песни "На безымянной высоте" ? Безымянная находилась в полосе наступления 139-ой стрелковой дивизии, там, впереди, в руках врага. Эта высота была господствующей, ее взятие могло резко изменить в нашу пользу положение на этом участке фронта. 

    В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение - сибиряки - добровольцы, новосибирские рабочие. Боевая группа, состоящая из сибиряков, коммунистов, под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина должна была произвести смелую операцию - пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную. Радиопозывным этой группы смельчаков было слово "Луна". 
    "Луна" сообщила командованию, что высота занята . Дальше события разворачивались трагически . Обнаруженные врагом сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника . Восемнадцать приняли бой против двухсот !! В песне поется : "Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят" Лишь в этой цифре поэт не был предельно точен. Увы, только двое, всего лишь двое остались в живых - сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненые и контуженные, они чудом спаслись - Власов попал в плен, оттуда бежал к партизанам ; Лапин был найден нашими наступающими бойцами среди трупов - пришел в себя, оправился от ран и вновь воевал в составе 139-ой дивизии. 


С чего начинается Родина
Музыка: В. Баснер Слова: М. Матусовский

С чего начинается Родина? 
С картинки в твоем букваре, 
С хороших и верных товарищей, 
Живущих в соседнем дворе, 

А может она начинается 
С той песни, что пела нам мать, 
С того, что в любых испытаниях 
У нас никому не отнять. 

С чего начинается Родина... 
С заветной скамьи у ворот, 
С той самой березки что во поле 
Под ветром склоняясь, растет. 

А может она начинается 
С весенней запевки скворца 
И с этой дороги проселочной, 
Которой не видно конца. 

С чего начинается Родина... 
С окошек горящих вдали, 
Со старой отцовской буденновки, 
Что где - то в шкафу мы нашли, 

А может она начинается 
Со стука вагонных колес, 
И с клятвы, которую в юности 
Ты ей в своем сердце принес. 

С чего начинается Родина...


1968


«С чего начинается Родина»

Вопрос, который непременно, с самой ранней поры жизни входит в круг мыслей человека, нашел свое выражение в песне, широко распространившейся на рубеже семидесятых годов : "С чего начинается Родина". Песня эта первоначально появилась в 1968 году как запев фильма " Щит и меч". 

Песня- запев фильма - в эту пору явление довольно редкое . Серьезные , глубокие песни , сходившие с экранов в далекие довоенные и военные времена , уступили место песенкам пустым и бездумным , да и такие появлялись не часто . Кинематограф словно застеснялся песни, которая помогала бы раскрытию внутреннего состояния героев, проявляла идею авторов фильма. Я уверен в том , что это временное заблуждение , наверно , но что - то оно затянулось.. 

Сама по себе дума о Родине и даже поэтический вопрос " с чего начинается родина ? " не является открытием . и нельзя считать его новым, впервые произнесенным словом. 

Советская поэзия ( впрочем, и публицистика тоже ) не раз вкладывала эту мысль в слова и строки. Помните у Маршака " земля начинается с Кремля" ? О том, что с Волги  начинается Россия, писал поэт Виктор Боков. Была даже песня на эту тему , написанная Константином Ибряевым. 

Михаил Матусовский и Вениамин Баснер в своей песне придали совершенную форму народной мысли, почти поговорке "с чего начинается Родина", и, уж во всяком случае, сделали ее поговоркой наших дней. 

"С чего начинается Родина " - стало темой всесоюзного школьного сочинения. И верно : можно ли найти тему точнее ? Раздумья о Родине - самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни. 

Многие миллионы ответов на этот вопрос стали свидетельством творческого горения и духовных поисков пионеров и школьников. Вопрос наводил на высказывание сокровенных мыслей , раскрытие таящихся в глубинах души чувств . равнодушных и бесстрастных ответов не было . 
В пору появления песни " С чего начинается Родина " пелись и напевались разные песни. Но надо признать : то , что мы называем "массовой песней" , отошло на второй план . Тем важнее распространение и вхождение этой песни в наш обиход , в наш быт. 

Конечно, киноэкран - могучий пропагандист песни : ведь каждый фильм смотрят миллионы людей. Но не надо думать , что средства распространения играют решающую роль . Известны случаи ( их много) . когда песни из популярнейших фильмов оставались в кинозале , их никто с собой не уносил . Иные песни с утра до ночи звучат по радио , но этим ограничивается их существование . 
Отбор происходит жесткий, неумолимый. Много лет занимаясь не только сочинениями песен , но и изучением их истории , я не могу , однако , вывести формулу популярности или успеха песни . Каждый раз успех и неуспех неожиданны. Однако можно сказать определенно, что долгая жизнь дается лишь песням, в которых через чувство и мелодию выражен большой смысл. 

Особым своим способом песня эта приняла участие в воспитании воинов, юношей, родившихся через несколько лет после великой Победы. Думается, что песне этой суждена долгая жизнь. 


Песня о Ладоге
Музыка: П. Краубнер и Л. Шенберг Слова: П. Богданов

Сквозь ветры, штормы, через все преграды 
Ты, песнь о Ладоге, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду, 
Другой дороги не найти. 

Припев: 
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метель и штормы, грозная волна.
Недаром Ладога родная 
«Дорогой жизни» названа. 

Пусть ветер Ладоги поведает народу, 
Как летом баржу за баржой 
Грузили мы и в зной, и в непогоду, 
Забыв про отдых и покой. 

Припев: 
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метель и штормы, грозная волна.
Недаром Ладога родная 
«Дорогой жизни» названа. 

Зимой машины мчались вереницей, 
И лед на Ладоге трещал. 
Возили хлеб для северной столицы, 
И Ленинград нас радостно встречал. 

Припев: 
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метель и штормы, грозная волна.
Недаром Ладога родная 
«Дорогой жизни» названа. 

слова и музыка - декабрь 1942

Песня о Ладоге”. Создали эту песню сами воины. Автор слов – военком 526-й отдельной роты связи, обслуживавшей ледовую трассу, Петр Богданов, говорил, что когда он закончил первое четверостишие и припев, он попросил участников армейской самодеятельности – старшину П.Краубнера и сержанта Л.Шенберга попробовать подобрать к ним музыку, и у них получилось. В одной землянке Богданов писал следующие строфы, а в другой музыканты “дорабатывали” мелодию.

После того, как напечатала газета “Фронтовой дорожник”, она прозвучала на смотре самодеятельности Ленинградского и Волховского фронтов, стала известной и на “Дороге жизни”, и в Ленинграде. Да и не только. Вместе с воинами она пошла по фронтовым дорогам. Ее слышали в Вене, Праге, Берлине, Будапеште.


III тур

Смысловое описание  песни

  1. «Синий платочек»
  2. «Казаки»
  3. «Эх, дороги»
  4. «Дорога на берлин»
  5. «В землянке»
  6. «Перелётные птицы»


Перелетные птицы
Музыка: В.Соловьёв-Сeдой Слова: А. Фатьянов

Мы, друзья, - перелетные птицы, 
Только быт наш одним нехорош: 
На земле не успели жениться, 
А на небе жены не найдешь. 

Припев: 
Потому, потому, что мы пилоты, 
Небо - наш, небо - наш родимый дом. 
Первым делом, первым делом - самолеты. 
- Ну а девушки? - А девушки потом! 

Припев. 

Нежный образ в душе ты голубишь, 
Хочешь сердце навеки отдать. 
Нынче встретишь, увидишь, полюбишь, 
А назавтра - приказ улетать. 

Припев. 


Чтоб с тоскою в пути не встречаться, 
Вспоминая про ласковый взгляд, 
Мы решили, друзья, не влюбляться 
Даже в самых красивых девчат. 

Припев (2 раза).


1945 


Дорога на Берлин
Музыка: М. Фрадкин Слова: Е. Долматовский

С боем взяли мы Орел, город весь прошли, 
И последней улицы название прочли, 
А название такое, право, слово боевое: 
Брянская улица по городу идет - 
Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога, 
Брянская улица на запад нас ведёт. 

С боем взяли мы Брянск, город весь прошли, 
И последней улицы название прочли, 
А название такое, право, слово боевое: 
Минская улица по городу идет - 
Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога, 
Минская улица на запад нас ведёт. 

С боем взяли город Минск, город весь прошли, 
И последней улицы название прочли, 
А название такое, право, слово боевое: 
Брестская улица по городу идет - 
Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога, 
Брестская улица на запад нас ведёт. 

С боем взяли город Брест, город весь прошли, 
И последней улицы название прочли, 
А название такое, право, слово боевое: 
Люблинская улица по городу идет - 
Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога, 
Люблинская улица на запад нас ведёт. 

С боем взяли город Люблин, город весь прошли, 
И последней улицы название прочли, 
А название такое, право, слово боевое: 
Варшавская улица по городу идет - 
Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога, 
Варшавская улица на запад нас ведёт. 

С боем взяли мы Варшаву, город весь прошли, 
И последней улицы название прочли, 
А название такое, право, слово боевое: 
Берлинская улица по городу идет! 
Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога!


1945


Синий платочек
Музыка: Е. Петербургский Слова: Я. Галицкий и М. Максимов

Синенький скромный платочек 
Падал с опущенных плеч. 
Ты говорила, что не забудешь 
Ласковых, радостных встреч. 

Порой ночной 
Мы распрощались с тобой... 
Нет больше ночек! 
Где ты платочек, 
Милый, желанный, родной? 

Помню, как в памятный вечер 
Падал платочек твой с плеч, 
Как провожала и обещала 
Синий платочек сберечь. 

И пусть со мной 
Нет сегодня любимой, родной, 
Знаю, с любовью ты к изголовью 
Прячешь платок голубой. 

Письма твои получая, 
Слышу я голос живой. 
И между строчек синий платочек 
Снова встает предо мной. 

И часто в бой 
Провожает меня облик твой, 
Чувствую, рядом с любящим взглядом 
Ты постоянно со мной. 

Сколько заветных платочков 
Носим в шинелях с собой! 
Нежные речи, девичьи плечи 
Помним в страде боевой. 

За них, родных, 
Желанных, любимых таких, 
Строчит пулеметчик за синий платочек, 
Что был на плечах дорогих.


1942


Песенка фронтового шофера
Музыка: Б. Мокроусов Слова: Н.Лабковский и Б.Ласкин

Через горы, реки и долины, 
Сквозь пургу, огонь и черный дым 
Мы вели машины, 
Объезжая мины, 
По путям-дорогам фронтовым. 

Припев: 
Эх, дорожка фронтовая! 
Не страшна нам бомбежка любая, 
Помирать нам рановато -- 
Есть у нас еще дома дела. 

Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, не легок и не скор. 
Шли мы дни и ночи, 
Было трудно очень, 
Но баранку не бросал шофер. 

Присев. 

Может быть, отдельным штатским людям 
Эта песня малость невдомек, 
Мы ж не позабудем, 
Где мы жить ни будем, 
Фронтовых изъезженных дорог. 

Припев.


1945


Эх, дороги
Музыка: А. Новиков

 Слова: Л. Ошанин

Эх, дороги... 
Пыль да туман, 
Холода, тревоги 
Да степной бурьян. 
Знать не можешь 
Доли своей, 
Может, крылья сложишь 
Посреди степей. 

Вьется пыль под сапогами 
степями, 
полями. 
А кругом бушует пламя 
Да пули свистят. 

Эх, дороги... 
Пыль да туман, 
Холода, тревоги 
Да степной бурьян. 
Выстрел грянет, 
Ворон кружит: 
Твой дружок в бурьяне 
Неживой лежит... 

А дорога дальше мчится, 
пылится, 
клубится, 
А кругом земля дымится 
Чужая земля. 

Эх, дороги... 
Пыль да туман, 
Холода, тревоги 
Да степной бурьян. 
Край сосновый. 
Солнце встает. 
У крыльца родного 
Мать сыночка ждет. 

И бескрайними путями, 
степями, 
полями 
Всё глядят вослед за нами
Родные глаза. 

Эх, дороги... 
Пыль да туман, 
Холода, тревоги 
Да степной бурьян. 
Снег ли, ветер, -- 
Вспомним, друзья!.. 
Нам дороги эти 
Позабыть нельзя.


1945


Казаки в Берлине
Музыка: Д.Покрасс Слова: Ц.Солодарь

По берлинской мостовой 
Кони шли на водопой, 
Шли, потряхивая гривой, 
Кони-дончаки. 
Распевает верховой: 
"Эх, ребята, не впервой 
Нам поить коней казачьих 
Из чужой реки." 

Припев: 
Казаки, казаки, 
Едут, едут По Берлину 
Наши казаки. 

Он коней повел шажком, 
Видит: девушка с флажком 
И с косою под пилоткой 
На углу стоит. 
Выпрямилась, как лоза, 
Бирюзой горят глаза. 
"Не задерживай движенья!" 
Казаку кричит. 

Припев. 

Задержаться бы он рад, 
Но, поймав сердитый взгляд, 
"Ну, ребята, марш за мной!" - 
Крикнул на скаку. 
Лихо конница прошла, 
А дивчина расцвела, 
Нежный взгляд -- не по уставу 
Дарит казаку. 

Припев. 

По берлинской мостовой 
Снова едет верховой, 
Про свою любовь к дивчине 
Распевает так: 
"Хоть далеко синий Дон, 
Хоть далеко милый дом, 
Но землячку и в Берлине 
Повстречал казак..." 

Припев.


1945


Интернет-ресурсы

Военные песни:

http://pesnifilm.ru

http://sovmusic.ru

http://www.9maya.ru

История  создания военных песен

http://www.9maya.ru

http://nsportal.ru

http://bibnout.ru/2010/02/20/den-pobedy/istoriya-sozdaniya-pesen-voennyx-let-i-pesen-o-vojne/

видеоролики к песням

http://www.nachalka.com/node/2912

http://www.youtube.com/channel/UC86vz_PAlOlqXYDKOY7OoOw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мероприятию "Инсценированная военная песня": песня "Катюша".

Материал создан совместно с учителем русского языка и литературы и классным руководителем 8 класса Егоровой Галиной Евгеньевной....

"Песни опалённые войной". Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внеклассное мероприятие 1-4 классы

Внеклассное мероприятие «Песни, опалённые войной» посвящено 70-летию Великой Отечественной войны, так как на сегодняшний день развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение социальн...

Гимн фестиваля( песня-переделка) " Страна Мастеров" для учеников коррекционных классов" на мотив песни " Солнечный круг"

Песня-переделка создана  мною и  предназначена   для исполнения на фестивале учеников коррекционных классов " Страна мастеров"....

Фестиваль военной песни: «Песни нашей Победы».

Автор: Кузнецова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов.Образовательное учреждение: МБОУ «С(К)НШ-ДС№2» г. НерюнгриПредмет: внеклассное занятие.Описание: Данный материал мо...