Линейка для учащихся начальной школы "Рождение ЯМАЛА"
материал по теме

Реймхе Мария Владимировна

Данная линейка для учащихся начальных классов. Дети знакомятся с творчеством ямальских поэтов, музыкантов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lineyka.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Линейка, посвященная рождению Ямала.

(для учащихся начальной школы)

«Если кто-нибудь скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что Севера он не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, которую дает Север, вряд ли можно найти в других местах!»

                                                                                                                                                            Николай Рерих

Зал празднично оформлен: карта ЯНАО, рисунки детей на тему « Город, в котором я живу», выставка работ  декоративно-прикладного творчества.

Цель: знакомство с творчеством поэтов, писателей, музыкантов  Ямала.

Развивать чувство ответственности, патриотизма, бережного отношения к природе и людям  ямальской земли.

                                        Ход  линейки:

Звучит музыка « Северный край», слова и музыка Игоря Корнилова.

Ведущий. Поздравляем округ с праздником: Рождением Ямала.

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живем.

Ямал располагает огромными богатствами. Коренные жители-ненцы, ханты, селькупы-заняты оленеводством, рыболовством, охотой.

Города стоят современные, крупные. Крепкие… Мы живем в «житнице» нашего государства-на Ямале.

На сцену выходят ученики.

1 ученик. Наш адрес: Планета Земля (в руках над головой модель Земли-глобус)

2 ученик. Материк Евразия (в руках над головой карта мира)

3 ученик. Страна Россия (в руках над головой карта России)

4 ученик. Ямало-Ненецкий  автономный округ (в руках над головой герб ЯНАО)

5 ученик. Газовая столица- город Новый Уренгой (в руках над головой символ города)

  (уходят со сцены)

  Под музыку передачи «Вести» выходят учащиеся-дикторы. Каждый из них в руках держит табличку  с определенным блоком новостей.

ИСТОРИЯ

1 диктор . 5 декабря 1977 года министр газовой промышленности  СССР С.А.Оруджев  подписал приказ №245. Он предписывал организовать с 1 января 1978 года производственное объединение по добыче газа «Уренгойгаздобыча» в поселке Новый Уренгой на базе нового промыслового управления производственного объединения «Надымгазпром».

 2 диктор. Сухими строками приказа министра началась ИСТОРИЯ открытия и обустройства  нефтегазоконденсатного  месторождения, расположенного в арктических широтах Крайнего Севера Западной Сибири.

Первые сведения о месторождении появились в 1964-1965 годах. Сейсморазведочный отряд В.Л.Цыбенко определили на глубине около 1 км в районе Уренгой мощное куполовидное поднятие.

 3 диктор. Весной 1966 года коллектив геологоразведчиков начал монтаж буровой установки в указанном месте

6 июня 1966 года из скважины, которую бурила бригада бурового  мастера В.Б.Полупанова, ударил фонтан газа. Факт истории  свершился: открыто месторождение, которому судьба уготовила мировую славу.

4 диктор. 1969 год - в ходе бурения открыто Ямбургское  газоконденсатное месторождение.

1980 год, октябрь-два вездехода с семью первопроходцами достиг Ямбурга.

В 1973 году генеральный директор «Надымгазпрома» В.В.Стриженов подписал приказ об организации работ по обустройству Уренгоя. Мощь и труднодоступность месторождения притягивала к себе инженеров и рабочих, бросившим вызов силам вечной мерзлоты и трудностям освоения.

 5 диктор. В 1978 году Уренгой, который был объявлен Всесоюзной ударной  комсомольской стройкой, со всех концов страны устремляется молодежь. Их средний возраст 24 года.

1980 год. Новый Уренгой получил статус самого молодого города страны.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

 6 диктор. В 1965 году вся газовая промышленность добывала 111 млрд. куб. м газа. Сегодня Заполярное газоконденсатное месторождение - самый «масштабный» проект Газпрома, за последние 15 лет выведено на проектную мощность. 100 млрд. куб природного газа начало  ежегодно поступать с Заполярного в магистральную сеть страны.

Сотрудничество

 7 диктор. ООО УГП сотрудничает с крупнейшими нефтегазодобывающими компаниями Западной Европы, США, Канады. Внимание к Уренгою не ослабевает. Разведанные запасы недр Уренгоя велики, их хватит на много лет.

( уходят со сцены)

    Песня « Северная азбука», музыка и  стихи А. Горловецкого, исполняется учащимися.

Мне подарили азбуку с картинками цветными

На них озера синие и тучки голубые.

И буквами огромными украшена она.

И буквами огромными гордится вся страна.

Припев:

Бу-бу-бу, бу-бу-бу-буровик.

Га-га-га, га-га-га-газовик.

Уу-уу-уу-уу, у-у-Уренгой.

Так и учим эти  буквы мы с тобой.

Вот тундра-раскрасавица-орсенняя пора.

Над ней огромным заревом пылают факела.

Вот снежными дорогами машины вдаль летят.

И красочную азбуку любой учить бы рад.

На сцену выходит группа учащихся.

 Ученик. На восток от Уральских гор, на Крайнем Севере Западно-Сибирской равнины, раскинулись необозримые пространства уникального региона великой России.

Здесь, по обе стороны Оби, одной из величайших рек планеты, раскинулся Ямало-Ненецкий автономный округ.

 Ученик. Здешние новоселы столкнулись с зимними морозами в 50-60-градусов, с зимой, продолжительностью 8-9 месяцев, с метелями и штормовыми ветрами, не утихающими 60-90 дней. При такой стуже не выдерживает сталь. Но люди выстояли.

 Ученик. В этот край съехались люди разных национальностей. Они приехали на край земли, где среди сугробов мелькали редкие отсветы костров оленеводов, поселений рыбаков, поселков. Здесь еще не знали телевидения и горели керосиновые лампы. Большой Уренгой объединил и сблизил всех.

 Ученик. В 50-70 годах население Ямала было крайне малочисленным. В 1964 году жили и работали более 60 тысяч человек, из них около 28 тысяч коренного населения. В настоящее время численность населения проживающего в округе более 500 тысяч человек. В начале обустройства месторождения Нового Уренгоя население -500 человек. Сегодня в городе проживает более 100 тысяч человек.

Ведущий. Сегодня мы пригласили в гости человека, который родился и вырос в нашем крае и непонаслышке знает о буднях и трудовой жизни своего народа.

 На сцену поднимается гость – представитель коренного народа населения Севера  в национальном костюме.

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья,

Его я славлю, воспеваю-

Ведь это родина моя.

 На Севере России, в Сибири, привольно раскинулись тундровые просторы трех полуостровов: Ямальского, Гыданского и Тазовского.  Их омывают воды Обской губы и Карского моря. Слово «тундра» произошло от финского «тунтури», что значит «безлесная равнина».

Самые древние жители края-загадочный народ сихиртя, о котором рассказывают древние сказания, легенды.

« Ненец» в переводе на русский язык- «мужчина, человек». Основное занятие ненцев-оленеводство. Ханты живут по берегам рек, это «речные люди», занимаются рыболовством. Селькупы проживают в лесной зоне, это «лесные люди», их главное занятие – охота и рыболовство.

Еще славится наш народ  замечательными людьми: писателями, поэтами, художниками, композиторами, которые воспевают красоту края, учат любить и уважать людей, проживающих на суровой ямальской земле. И сегодня я исполню для вас песню  на ненецком языке.

Слова и музыка  С.Неруя «Тэтэль-Вэтэль»

САЛЯ Я ВАРХАНА                                      На морском берегу

ПЫДАР САЯ НАСЭ,                                    Ты, малыш, родился,

ТЕТЕЛЬ-ВЕТЕЛЬ                                         Тетель-ветель,

ТЕТЕЛЬ-ВЕТЕЛЬ,                                        Тетель-ветель,

ПЫДАР САЯ НАСЭ.                                    Ты, малыш, родился.

Ведущий. Не только взрослые люди пишут стихи, песни, но и ученики посвящают свои первые сочинения любимым местам.

На сцену выходит группа учащихся.

Ученик. Салехард.

На полярном нетающем круге,

Там, где холод и жгучий мороз,

Где ветра да колючие вьюги,

Ты, мой город, родился и рос.

А вокруг бесконечная тундра

Да Уральские горы в снегу.

Без красы этой чистой и мудрой

Я на свете прожить не могу.    ( А. Иванова)

Ученик.  Лабытнанги.

Уезжая в Москву или в Сочи,

Ты на память в душе сохрани

Лабытнангские зимние ночи

И короткие зимние дни.

Здесь железной дороги конец,

Но горит разноцветным сияньем

Город-станция, город-отец

Молодых городов Заполярья. ( Л.Сайготин)

Ученик. Муравленко

Муравленко-город тоже молодой,

Но гордиться может он собой:

Здесь бурят, строятся, растут,

Здесь нефть и газ из недр берут. ( Л. Федорова)

Ученик. Ноябрьск

Черное золото-наше богатство.

Залит Ноябрьск сияньем огней.

Здесь укрепляется славное братство

Спаянных Севером добрых людей (Л.Федорова)

 Ученик. Губкинский

Где был поселок небольшой,

Город вырос молодой.

Тут тоже нефть люди берут,

А город Губкинским  зовут. ( Л. Федорова)

Ученик. Новый Уренгой.

Он для многих-дом родной,

Город Новый Уренгой,

Под Полярною звездой

Светит звездочкой землей. ( Л. Федорова)

Выступление  танцевально-хореографической группы « Танец оленей»

Ведущий. Я ПУНА ХАЙЕДА-говорят ненцы, что означает «земля после нас останется» На озерах близ промыслов живут лебеди-это и есть самое надежное заключение об эффективности экологических мероприятий.

Прости нас, Земля. Пришлые люди пронзили твое лоно копьями газовых вышек. Но разве не для людей ты копила богатство, которое согревает их теплом и дарит свет? Не потому ли ты так щедро отдаешь их людям? Поверь, мы учимся тебя беречь.

Выходят на сцену группа учащихся в костюмах.

Ученик. Песец.

В рубашке пуховой густой и добротной

Рыщет неслышно белый песец.

Лемминга ищет-всегда на охоте

Тундры открытой вечной жилец. ( А. Тарасова)

Ученик. Енот.

Густой и пышный мех у бурого енота,

По берегам озер в кустарнике живет он.

Поймал добычу - и к воде бежит прополоскать,

Зимой полоскуну  в дупле или в норке спать. ( А. Тарасова)

Ученик. Лебедь.

Важный белый лебедь-ах, какая птица.

Там, где он садится, чистая вода.

Каждою весною на Ямал стремится-

Лучше не бывает места для гнезда.

Быстро мчится лето. В океане света

Лебедята дружно встанут на крыло.

Вереницей стая в небесах растает,

Видно, птицы знают, где зимой тепло. ( А. Тарасова)

Ученик. Чайка.

Раскинув сильные крылья,

Над Обью мечутся чайки.

Средь вольного изобилья

Они живут неслучайно.

Их пища-рыба речная,

В плакучих ивах их гнезда.

А в теплый край улетают        

Только осенью поздней. ( А. Тарасова)

Ученик. Лайка.

Кто самый веселый? Кто самый проворный?

Кто преданный самый? А ну угадай-ка…

Полезная в тундре, в лесу и в поселке

Любимица общая-резвая лайка.

Пастушья, охотничья или ездовая.

Доверчива к людям и злобная к зверю.

Все чует, все слышит, без слов понимает,

А верность собаки ничем не измерить. ( А. Тарасова)

Ученик. Олень

Чтоб выжил человек в снегах и стуже,

Чтоб был здоров и счастлив каждый день,

Ему веками беззаветно служит

Неприхотливый северный олень.

Он мох копытит под метровым снегом,

Любой мороз его не проберет.

Красив рогач в неутомимом беге-

Бескрайней тундры вечный вездеход. ( А. Тарасова)

Ведущий.

 Будь милостив к природе,

Человек!

Берешь-бери

Не более чем нужно.

Тогда и звери

Свой клыкастый век

С тобой разумным,

Скоротают в дружбе. ( Л. Лапцуй)

На сцену выходит группа учащихся.

 Ученик. Я люблю свой город потому, что здесь родилась. Здесь живет моя  семья: мама, папа, кот и я. Здесь впервые прозвучал для меня школьный звонок, и я неумелой рукой написала такое замечательное слово – РОДИНА.

 Ученик. Какая она Родина? Может разноцветная полянка с елочкой-царевной посередине, что раскинула ветви-крылья, как птица? Или сотканный природой ковер из «медвежьих ушек», бисера черники, ягод голубики, брусники?

Ученик. Мы-воспитанники севера, навеки повенчанные с этим краем, тоже несем ответственность за будущее Ямала, за его красоту и уникальность.

Ученик. А вы видели, какое здесь бывает северное сияние? Сочное, яркое, близкое. Кажется, протяни руку и достанешь его, потрогаешь.

Ученик. Пройдут годы. На смену нашим целеустремленным, терпеливым, крепким дедам и отцам придем мы: новое поколение молодых, задорных, полных сил для новых свершений, чтобы зажженным факелам гореть здесь и впредь.

Литература:

1.Белов А. «Газовые океаны Ямбурга», ООО «Книга-Пента». М.,-2004.

2.Булгакова Т. и др. «Газовая сокровищница России», ООО «Книга-Пента», М.,-2004.

3.Лысоконь А. «Шаги в следующий век», ООО Издательская и консалтинговая группа «Праксис», М.,-2005.

4.Серебрянокова Н.В. и др. « Мой дом у полярного круга», г. Новый Уренгой,2005.

5.Федорова А.В. «Ямальский калейдоскоп», г. Тюмень, изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День защитника Отечества" линейка для учащихся начальных классов (с презентацией)

Сценарий линейки содержит некоторые сведения о истории праздника, стихи Н. Танако, посвященные Защитникам Отечества, частушки - поздравления, песню "Салют". Презентацию можно использовать для оформлен...

Торжественная линейка для учащихся начальной школы, посвященная Дню защитника Отечества

В ходе линейки учащиеся присваивают педагогам звания. Поздравления носят позитивный характер, включены фрагменты инсценировки, частушки, тематические стихотворения и поздравления....

Праздничная линейка по итогам учебного года "Звездная дорожка" для учащихся начальной школы

Итоговая линейка для учащихся начальной школы с награждением по номинациям....

Линейка для учащихся начальной школы "День Защитника Отечества"

Сценарий линейки (дополнено) 23 февраля - День защитника Отечества                                      ...

Сценарий. Новогодняя линейка для учащихся начальной школы

Сценарий. Новогодняя линейка для учащихся начальной школы: ход мероприятия, праздничные телеграммы, загадки...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

В статье актуализированы вопросы внедрения инновационных технологий в процесс этнического воспитания младших школьников в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа. Рассмотрена необходимость переход...