Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности
по теме

Орлова Вера Васильевна

Из опыта работы  по внеурочной деятельности учителя начальных классов высшей категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Орловой Веры Васильевны. В докладе представлен опыт работы по внеурочной деятельности за три года, определены цели изучаемых курсов, пути их реализации, результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_doklad.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

 по внеурочной деятельности учителя начальных классов высшей категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Орловой Веры Васильевны.

Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности.

        Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, не живёт.

С.Я. Маршак.

        «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский)

        Эти мысли В.А. Сухомлинского – яркая иллюстрация значимости внеурочной деятельности младшего школьника в воспитании и развитии познавательного интереса в его жизни и в его социализации.

        Что такое внеурочная деятельность? Обратимся к толковому словарю: «Внеурочная деятельность – интегративное понятие, которое определяет комплекс различных занятий учащихся, осуществляемых в свободное от учёбы время». Опираясь на трёхлетний опыт работы, утверждаю, что внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.

        Формы внеурочной деятельности различны и многообразны: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.  Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

        Организовывая внеурочной деятельности, предполагаю получить результаты трёх уровне:

- приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

        -формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

        - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

        В нашем учительском коллективе в организации внеурочной деятельности младших школьников участвуют не только учителя начальных классов, но и учителя-предметники: музыка, ИЗО, информатика. А также педагоги станции туристов, краеведческого музея, они на протяжении трёх лет ведут работу курсов: «Край, в котором я живу», «Основы хорового пения», «Юный скульптор», «Весёлая палитра», «Родной дом», «Инфознайка».

        Остановлюсь на кружках, которые провожу сама на протяжении трёх лет. В первом классе организовала деятельность ребят в кружках: «Азбука содержания животных», «Декоративно-прикладное искусство», «Час игры».

На занятиях по прикладному искусству дети получили возможность проявить себя, творчески раскрыться; познакомились с различными приёмами мастерства в этой области, учились видеть, понимать, анализировать произведения искусства. В конце года оформили выставку работ, которой очень гордились, т.к. её посетили не только ученики соседних классов, но и родители.

        На занятиях кружка «Азбука содержания животных» учились использовать уже имеющиеся знания о животных, которые живут в доме. Узнали о том, как животные оказались в доме у человека, об отношении первобытных людей к животным, о поклонении священным животным: познакомились с группами животных: животные, которыми можно любоваться; животные, за которыми можно наблюдать; животные – помощники. На занятиях дети презентовали своих домашних животных на слайдах презентаций, которые выполнили вместе с родителями; показывали фотографии. Особенно нравилось детям  рисовать своих питомцев. Выставка рисунков украшала класс. Ребята учились правильно ухаживать за домашними животными: хомяками, кошками, собаками, попугаями, свинками, рыбками. Не только учились культуре содержания, нои культуре взаимного общения с животными. Участие в работе кружка воспитывает в детях чувство ответственности за тех, кого они приручили.

        «Час игры» - кружок, который помог ребятам-первоклассникам приобрести навыки коллективного общения, культуры поведения в игре, команде. Игры развили внимательность, любознательность, ловкость, наблюдательность. Стали любимыми игры: «Вороны и воробьи», «Белки, орехи и шишки», «Счёт за 30», «Совушка», «Рыбы, птицы, звери», «Поход», «Назовись», «Математика» и др., разные: подвижные и спокойные, интеллектуальные и способствующие развитию актёрского мастерства.

        Уже во втором полугодии легче было организовать отдых первоклассников на переменках, т.к. дети стали использовать приобретённый игровой опыт.

         Во втором классе организовала работу театрального кружка «Театр и мы». Актуальность программы кружка обусловлена потребностью общества в развитии нравственных и эстетических качеств личности человека, т.к. именно средствами театральной деятельности возможно формирование творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, способной  к творческому труду, сочинительству, фантазированию. На занятиях второклассники знакомились с элементами сценической грамоты, развили творческие способности, приобретали речевые и сценические навыки, учились чувствовать и ценить красоту. Основными формами проведения занятий являлись игры, конкурсы, викторины, беседы, посещение спектаклей, выступление на классных и школьных праздниках, родительские собрания. В конце учебного года поставили спектакль «Путешествие по стране дорожных знаков» для первоклассников. Это был особенно актуальный спектакль перед летними каникулами. Ребята показали всё, чему они научились в кружке. Участниками этого спектакля –праздника, своеобразного творческого отчёта, стали нее только члены кружка, но и сами первоклассники, старшеклассники ЮИДовцы, учитель ОБЖ, администрация школы и родители, которые переживали за своих артистов и гордились ими.

        Постепенно во внеурочную деятельность стали включаться и другие учителя младших классов, зародилась хорошая традиция: устраивать творческий отчёт кружковой деятельности в конце учебного года. Участники творческого отчёта демонстрируют свои успехи и достижения, даря праздник всей школе.

        В третьем классе (продолжаю и в четвёртом) была организована работа кружков «Азбука нравственности» и «Азбука безопасности». Целями кружка «Азбука нравственности» являются:

- выработка основных этических понятий;

- усвоение нравственных норм, правил, требований;

-ознакомление с культурными традициями родного края;

-формирование культуры нравственного поведения;

-выработка нравственных основ мировоззрения и навыков самовоспитания.

        Занятия проводятся с яркой эмоциональной окраской, используются игровые элементы и ситуации, наглядность, известные детям художественные образы в искусстве и литературе. Через художественное произведение открывается окно во внутренний мир человека, народная мудрость используется как обобщение, выраженное кратко и назидательно, как своеобразная формула нравственной нормы. Важно обеспечить активность учащихся: рисование, сочинение, отгадывание загадок, инсценирование. В конце года проводили итоговые занятия. На них организовываем выставку творческих работ (сказки, сочинённые детьми, о добре, зле, рисунки), инсценирование сочинённых сказок. На итоговых занятиях присутствуют родители, они помогают украсить помещение, сделать костюмы и атрибуты для инсценировки.

         В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан РФ привычки ЗОЖ. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности».

        В 3-м классе изучение ОБЖ направлено на достижение следующих целей:

-воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность общества, ответственного отношения к своему здоровью, к сохранению окружающей среды;

-развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

-формирование умений: оценивать опасные ситуации, безопасного поведения в них, использование средств индивидуальной и коллективной защиты, оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

         На занятиях кружка использую беседы, экскурсии: «Дорога в школу», «Светофоры города», экскурсия в пожарную охрану, в отделение полиции, на посты ГИБДД. Члены кружка – активные пропагандисты правил поведения школьников в быту, правил дорожной и пожарной безопасности. В течение года были подготовлены две антибригады, которые провели встречи с первоклассниками, второклассниками по темам: «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения», «Осторожно- огонь!», где использовали стихи, загадки, рисунки, конкурсы, викторины. Награждали сладкими призами тех, кто активно отвечал на вопросы викторины.

В четвёртом классе работа кружка продолжается.

Экскурсия – средство внеурочной деятельности, реализовывающее ФГОС. Мои ученики (3А класс) в течение 2012-2013гг. были частыми посетителями городского краеведческого музея, городской библиотеки, побывали на местной метеорологической станции, станции по обезжелезыванию воды, а в конце учебного года посетили село Албазино, познакомились с историей амурского казачества, с деятельностью школьного объединения «Казачата».

        Таким образом я организую внеурочную деятельность моих воспитанников, с глубоким осознанием того, что  в своё время высказал В. Сухомлинский об ученике: «Он должен быть не только школьником, но и прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках ...

« Внеурочная деятельность младших школьников как условие социализации личности »

Прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим  и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать....

Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников

Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников...

Формирование УУД у младших школьников, посредством развития познавательного интереса.

Формирование УУД на уроках в начальной школе. Формы и технологии....

Статья "Возможности внеурочной деятельности младших школьников для развития их учебно-познавательной мотивации"

В статье рассматриваются возможности реализации внеурочных занятий по математике в совокупности с освоением экономики, что способствует расширению математического и экономического кругозора и эрудиции...