Викторина по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"
план-конспект занятия по теме

Биленко Екатерина Владимировна

Расширить знания учащихся о сказках. Развивать речь, память, интерес к чтению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по русским народным сказкам

"Сказки водят хоровод"

Цели:

  • Расширить знания учащихся о сказках;
  • Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;
  • Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;
  • Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, выполненные с ошибками, листы ватмана и фломастеры, два набивных мяча, фишки спортивные, два ведра, два веника, грамоты.

Ход викторины

Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

– А почему они волшебные?
– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои

(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)

– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей выставки. Это русские – народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ. А на нижней части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.

– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами.

– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и после каждого конкурса объявлять результат.

– Итак, начнем!

Конкурс 1. “Хорошо ли ты знаешь сказки”

(По иллюстрациям участники называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По-Щучьему веленью, Лиса и волк.)

– Молодцы! Давайте послушаем жюри.

Конкурс 2. “Ушки на макушке”

(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.) 

  • Летела стрела и попала в болото.
    А в том болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожею
    Сделался милой, красивой, пригожей.
    (Царевна-лягушка)
  • Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца.
    (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
  • Отворили дверь козлята
    И пропали все куда-то.
    (Волк и козлята)
  • На окошке он студился
    Взял потом и укатился
    На съедение лисе.
    (Колобок)
  • Что за чудо, что за диво
    Едут сани без коней?
    (По-Щучьему велению)
  • Заигралась сестрица.
    Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Конкурс 3. Эстафета “Юный художник”

– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился ……..
(колобок)

– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)

Конкурс 4. Эстафета “Колобок”

– Посмотрите, какие извилистые дорожки у нас получились на рисунках? От кого приходилось уворачиваться Колобку в сказке? Давайте поможем нашему Колобку избежать неприятностей. А колобком у нас будет набивной мяч. Ребята обводят фишки на полу, по серпантину катя мяч одной рукой по полу.

Конкурс 5. “Угадай-ка”

1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Конкурс 6. Эстафета “Полёт Бабы-Яги”

– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы используется простое ведро, а в качестве метлы – веник. Участник встает одной ногой в ведро, рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит веник. А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать “ступу” и “метлу” следующему.

Конкурс 7. “Телеграмма”

– Ребята, я сегодня шла в школу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.

  • “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
  • “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
  • “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
  • “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
  • “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
  • “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
  • “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
  • “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.

Праздник "Наши пернатые друзья"

Цель: Обобщать и расширять знания детей о птицах. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности. Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам. Сегодня в нашем классе праздник "День птиц". Почему без птиц нам не обойтись? Птицы - друзья нашего детства. Птицы - вестники радости. Птицы - верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов. Птицы дороги нам как часть чудесного мира. Прошло жаркое лето. Наступила дождливая и холодная осень. Многие птицы улетели от нас в теплые края.

Наступила холодная и морозная зима.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

II. Дети читают стихи о птицах, которые остались зимовать.

Воробей

Есть во дворе у нас друзья,

Встают они чуть свет

И в чужедальние края

Не улетают - нет!

Повеет ветер с тёмных нив,

Поникнут ветви ив,

Один другого спросит: "Жив?"

Другой ответит: "Жив".

Голубь

Прилетают голуби

На моё окно.

Я им сыплю ядрицу

И пшено.

Прилетают разные:

Чаще сизари,

В розовых нагрудниках,

Словно свет зари.

Прилетают жёлтые

Франты хохлачи

С шёлковыми крыльями,

Как из чесучи.

Ворона

Серая ворона с чёрной головой,

Краски ей природа не нашла иной.

Голос хриплый, резкий, только "кар" да "кар",

Но она в округе лучший санитар.

Галка

Гомон галок и ворон

Слышится со всех сторон.

Галки песен не поют,

Только крики издают.

Снегирь

Морозец лёгкий, всюду иней.

На фоне снежной чистоты,

На веточках в лазури синей

Необычайной красоты

Висят фонарики горящие,

Взгляни, ведь это настоящие -

Не лампочки, не фонари -

Живые птахи - снегири!

Свиристель

Свири-ри, свири-ри - что за чудеса?

Серебристо-нежно льются птичьи голоса.

В красненьком беретике, с рыжим хохолком,

В оперенье праздничном вслед за ветерком

С севера далёкого птахи прилетели,

Лакомиться ягодами на рябину сели.

Песенки волшебные в воздухе звенят,

Птицы распевают, словно говорят,

Что пройдут морозы, отшумят метели.

О весне уж близкой свищут свиристели.

Синица

Прилетела робко птичка -

Желтогрудая синичка,

В клювик семечко взяла

И проворно унесла.

Сорока

Длиннохвоста, белобока

Говорливая сорока.

На верхушке дерева высоко сидит,

Об опасности в лесу всех предупредит!

Дятел

Продолбил себе дупло,

В нём и сухо, и тепло.

Для семьи построил дом,

Детки будут в доме том.

А хозяин - дятел пёстрый:

Клюв надёжный, прочный, острый,-

Всех козявок под корой

Сыщет летнею порой.

Клёст

Полюбуйтесь-ка клестами -

Клювы сложены крестами.

Щёголи - на загляденье:

В ярко-красном оперенье!

В тёплом гнёздышке уютном

Вывелись зимой птенцы,

Им мороз не страшен лютый,

Вот какие молодцы!

Сова

В лесах живут совы -

Глазасты, большеголовы,

Остры когти, клюв крючком,

Видят ночью, как и днём.

Каждый шорох совы слышат

И охотятся на мышек.

Нет какой-нибудь полёвки -

Так лягушку схватят ловко.

III. Викторина о птицах.

1. Разгадайте кроссворды

По горизонтали: 4. Северный гость с рыжим хохолком, любит плоды рябины. 6. Красногрудый северный гость, который любит семена, ест и сальце.

По вертикали: 1. Большая серая птица с чёрными крыльями, хвостом и головой. 2. Эту птицу в народе зовут "зиньзивер". 3. Оперение этой птицы чаще сизое; весной она воркует. 5. Перезимовав, эта птичка всем сообщает: "Жив!" 7. Чёрная птица с серой шейкой и очень светлыми глазами.

По горизонтали: 5. У этой птицы появляются птенцы зимой. 6. Самая маленькая птица наших лесов. 7. Эта хищная птица охотится ночью.

По вертикали: 1. Птица, которая ходит по стволам деревьев даже вниз головой. 2. Эта птица способствует возобновлению дубрав. 3. Птица, предупреждающая жителей леса об опасности. 4. Птица, которая выдалбливает себе дом-дупло.

2. Викторина

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15 см)

У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвинов)

Какой длины достигают крылья у гусей? (До 7,5 м)

Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев)

Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

Какую пользу приносят синицы? (Поедают жучков- личинок)

Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под крылья)

Физкультминутка: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...

(Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы...

(Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

(Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки -

Вот спасибо шутке!

4. Конкурс на лучшее знание пословиц.

Нужно соединить первую часть пословицы с другой.

НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.

ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.

У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.

ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.

РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.

СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.

ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.

ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.

ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.

НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.

МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.

КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.

Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней и соловья в роще. Дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь. А что еще может случиться, если исчезнут птицы?

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

- "Ты гнезда разорять не смей!

Не трогай птичьих гнезд!"

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

V. Дети читают стихи.

Снег - снежок, снег - снежок

Весь в следах от птичьих ног.

Воробьи вокруг скакали,

Видно, корм себе искали.

Время трудное пришло:

Зерна снегом занесло.

Наши гости и друзья,

Прилетайте под окно,

Есть в кормушках вам зерно!

Без гвоздей, без молотка

Сделаю кормушки.

Вот пакет от молока -

Стол для вас, пичужки.

В стенках вырежу окошки,

Семена насыплю, крошки,

Сальца тоже положу,

Притаюсь и погляжу.

Много прилетело птичек:

И московок, и чумичек,

Свиристелей, снегирей...

Птицам стало веселей!

Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма -

Горсть зерна нужна,

Горсть одна-

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русским народным сказкам.

Викторина по русским народным сказкам....

Презентация "Викторина по русским народным сказкам".

Это презентация составлена мною для детей дошкольного возраста, которые посетили наш открытый урок "Русские народные сказки"....

Викторина по русским народным сказкам.

Викторина составлена из следующих заданий: "Помогите вспомнить", "Исправь ошибку", "Определи сказку", "Ушки на макушке", "Угадайка", "Телеграмма", эстафета "Юный художник"....

Викторина по русским народным сказкам

Данная презентация представлена для работы на уроке "Литературного чтения"  по теме "Русские народные сказки"  во 2 классе. В презентации содержатся вопросы по следующим разделам:  "Уга...

Викторина по русским народным сказкам

Викторина по русским народным сказкам.1.Одно из имен Василисы(Премудрая,Прекрасная.) 2. Имя царя ,жившего так давно, что в это уже никто не верит?(Горох).3.Имя царя, пославшего Ивана-цареви...

Викторина по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"

Викторина по русским народным сказкам....