Пешеходная экскурсия по городу.
материал (1 класс) на тему

Полчанинова Светлана Леонидовна

"Если человек не любит старые улицы и старые дома, пусть и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу" - сказал Д.С. Лихачёв. Вот мы и начинаем знакомство с историей родного города через историю его улиц. В игровой форме ребята совершают пешеходную экскурсию по улочкам, прилегающим к школе. Они не только узнают много нового, но и развивают мышление, фантазию, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_po_gorodu.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пешеходная экскурсия по городу

«Улицы моего города»

составила учитель начальных классов МАОУ СОШ №12: Полчанинова С.Л.

                                       

                                           «Если человек не любит старые улицы

                    и старые дома, пусть и плохонькие,

           значит, у него нет любви к своему городу».                                                  

                                                        Д.С.Лихачёв

ТАГАНРОГ  2013

Маршрут: МАОУСОШ №12, ул. Розы Люксембург, ул. Транспортная, ул. Чехова,  МАОУСОШ №12.

Цели:  1. На материале экскурсии конкретизировать понятия «улицы города»,  «моя родная улица».

         2. Способствовать осознанию того, что у каждой улицы есть своё, присущее только ей  

              название.                        

             3. Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к нему.

             4. Развивать наблюдательность, фантазию, мышление.

             5. Учить детей высказывать свои мысли, развивать речь учащихся.

             6. Повторить  правила дорожного движения.

Ход экскурсии:

Учитель:

Ребята, вы любите путешествовать?

А как можно путешествовать?

Вот и мы отправляемся с вами в  путешествие. У нас сегодня пешеходная экскурсия. Чтобы легче нам было путешествовать, выполним одну зарядку. Все готовы? Повторяйте за мной.

Я иду, и ты идёшь -

Раз, два, три.

Я пою, и ты поёшь –

Раз, два, три.

Мы идём и поём –

Раз, два, три.

Очень дружно мы живём -

Раз, два, три.

  Молодцы! Отгадав мою загадку, вы узнаете тему нашего  путешествия.

                В два ряда дома стоят –

                 Десять, двадцать, сто подряд

                 И квадратными глазами

                 Друг на друга они глядят.

Дети: Улица.

Учитель: Кто догадался, какая тема путешествия?

Дети: Улицы города.

Учитель:

  • Какие улицы вы знаете?
  • Можете ли вы объяснить, почему улицы так назвали?
  • Что такое улица?
  • Почему возникла необходимость называть улицы?

На эти и другие вопросы мы и найдём сегодня ответы.

Итак, попробуем ответить на вопрос: Что такое улица?

(Дети высказывают предположения).

Учитель: Обобщая ваши высказывания, можно сказать, что улица – это два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство. Таганрог стал первым городом России, который застраивался по плану, разработанному на основе указаний Петра I. Это был благоустроенный город с прямыми улицами, каменными домами, магазинами, складами, казармами, деревянными тротуарами. И сейчас улицы нашего города остаются прямыми и широкими.

Назовите улицу, на которой вы живёте.

        Почему мы говорим: «Моя родная улица?»

Наша экскурсия начинается с улицы Розы Люксембург. Кто догадался, почему именно с этой улицы?

Дети: На этой улице расположена наша школа.

Учитель: Кто живёт на этой улице, поднимите руку! Расскажите о своей улице,  какая она.

Дети: Широкая, прямая, тихая, городская, зелёная, чистая, красивая и т.д.

Учитель:         Эта улица очень красива. Летом она утопает в зелени, а зимой засыпана снегом. Своё начало она берёт от переулка Некрасовского и проходит почти через весь город, до улицы Виноградной. На мир улица смотрит окнами старинных особняков и современных пятиэтажек, частных одноэтажных домиков и большими окнами нашей школы №12. Раньше эта улица называлась Елизаветинская, в честь императрицы Елизаветы. Своё нынешнее название улица получила в годы Советской власти в честь известной женщины – Розы Люксембург -  немецкой революционерки. Она боролась за права и свободу женщин мира. Ей мы благодарны за Международный женский день 8 Марта. Эта улица помнит много исторических событий, связанных с нашим городом. Ещё Антон Павлович Чехов прогуливался по этой улице (в исторической её части, за рынком).

          Шеей крутим осторожно –

          Голова кружиться может.

          Влево смотрим – раз, два, три.

          Так. И вправо посмотри.

          Вверх потянемся, пройдёмся,

          И вокруг все оглянёмся.

  • А теперь, посмотрите вокруг и скажите, какие деревья растут на этой улице.
  • Подберите однокоренные слова к слову «улица».

(Уличка, улочка, уличный, переулок, проулок)

Учитель:         Наша экскурсия продолжается. Мы сейчас направляемся к улице Транспортной. Повторяйте за мной.

Я иду, и ты идёшь -

Раз, два, три.

Я пою, и ты поёшь –

Раз, два, три.

Мы идём и поём –

Раз, два, три.

Очень дружно мы живём -

Раз, два, три.

      Пока мы идём, давайте повторим правила дорожного движения.

(Дети вспоминают основные правила перехода улицы, правила поведения в транспорте и общественных местах).

      Вот мы на улице Транспортной. Есть ли в классе дети, живущие на этой улице? Расскажите о своей улице, какая она?

Дети:  Очень широкая, шумная, оживлённая, главная, чистая, иногда грязная, прямая и т.д.  

Учитель:  Чем эта улица отличается от улицы Розы Люксембург?

      (Дети высказывают предположения)

     Есть в нашем городе улица, по которой ездит очень много машин. Это улица Транспортная.  И летом, и зимой грузовые машины доставляют на заводы различные детали; автобусы и троллейбусы перевозят рабочих. А по железной дороге, которая проходит вдоль улицы Транспортной, вывозят продукцию этих предприятий. Транспортная пересекает улицы Свободы, Розы Люксембург, Чехова, Кузнечную, Театральную, 2-ю Советскую, Николаевское шоссе и т.д. Кто догадался, почему эту улицу назвали именно так? Транспортная – точное название этой улицы. Она появилась в нашем городе сравнительно недавно, в XX веке.

       А теперь: Внимание! (руки вверх)

                        Внимание! (руки к плечам)

                        И вот опять задание. (хлопок перед собой)

                        Внимание! (руки в стороны)

                        Внимание! (руки на пояс)

                        Учебное задание. (хлопок перед собой)

  • Подумайте, когда так говорят. Будет и на нашей улице праздник.

(И для нас наступит торжество)

                                                       Зелёная улица.

                                                        (Открытый, свободный путь для чего-н.)

  • Посчитайте, сколько автобусов проедет за 2 минуты; сколько грузовых машин проедет за 2 минуты.

Учитель:         Наша экскурсия продолжается. А вы знаете, какая самая длинная улица в нашем городе?  Конечно же, это улица, названная именем нашего великого земляка Антона Павловича Чехова. Мы отправляемся на эту улицу. Повторяйте за мной.

Я иду, и ты идёшь -

Раз, два, три.

Я пою, и ты поёшь –

Раз, два, три.

Мы идём и поём –

Раз, два, три.

Очень дружно мы живём -

Раз, два, три.

      Пока мы идём, давайте повторим правила дорожного движения.

(Дети вспоминают основные правила перехода улицы по пешеходному переходу, правила перехода улицы, когда выходишь из общественного транспорта).

Вот мы на улице Чехова. Есть ли в классе дети, живущие на этой улице? Расскажите о своей улице, какая она?

Дети: Широкая, шумная, красивая, зелёная, центральная, современная, благоустроенная, длинная, прямая и т.д.

Учитель:        Улица Чехова – одна из центральных улиц нашего города. Её протяжённость составляет 7 километров и ещё 850 метров. Начинается она от улицы Шевченко и тянется до улицы Сызранова. Носить нынешнее имя улица стала после смерти писателя – 10 сентября 1904 года. До этого она поочерёдно называлась Пятой Продольной, Купеческой, Полицейской, Александровской. В доме, расположенном на этой улице, родился и жил великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Он очень любил свой родной город. Для Чехова любить город означало заботиться о нём, о его жителях, жить его интересами. Он участвовал в создании Краеведческого музея, высылал книги для городской библиотеки, вёл переговоры со скульптором М. Антокольским о создании памятника Петру I, писал пьесы для городского театра. В 1904 году А.П.Чехова не стало. Благодарные таганрожцы чтят память великого Чехова. Его именем были названы гимназия, где он учился; театр; городская библиотека; улица, на которой мы сейчас находимся. На нынешней улице Чехова проживали многие известные в своё время люди, а также персонажи чеховских произведений. Это поэт Н.Ф.Щербина, писатель И.Д.Василенко, учитель Александр Федорович Дьяконов, герой рассказа «Человек в футляре». В наше время улица сильно преобразилась. Появились новые дома, красиво оформленные витрины магазинов. Но, по-прежнему, на площади, расположенной на этой улице, находится крупнейший городской рынок.

 

    Устали? Немного отдохнём.

Мы скачем, скачем по дорожке,

Сменяя часто ножки, ножки.

Поскакали, поскакали,

А потом, как аист встали.

  • Как вы понимаете пословицу?

На своей улице смела и курица.

Учитель: Для тех, кто внимательно слушал, викторина.

  • Что такое улица?
  • Какую улицу можно назвать «родной»?
  • Какие улицы в нашем городе?
  • Почему в нашем городе прямые улицы?
  •  Почему возникла необходимость называть улицы?
  • Какая улица названа в честь великого русского писателя? Почему?
  • Какая улица носит имя немецкой революционерки?
  • У какой улицы было много названий?
  • Какая улица связывает заводы нашего города?
  • Какая улица самая длинная?
  • Какие вы знаете улицы нашего города, названные в честь великих людей?

А теперь, для вас небольшое задание. Подумайте, почему улицу, на которой вы живёте, так назвали. Свои размышления представьте в виде сочинения «Моя родная улица». Для тех, кто заинтересовался этой темой, дополнительное задание: в газете «Таганрогская правда» искать статьи, связанные с историей города.

Наша экскурсия подошла к концу. Мы возвращаемся к школе. «Если человек не любит старые улицы  и старые дома, пусть и плохонькие,  значит, у него нет любви к своему городу» - сказал Д.С.Лихачёв. Я желаю вам любить свой город, любить свою улицу, любить свой дом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по городу "Знаний"

Урок "Знаний" можно проводить во 2-3 классе. Форма проведения - экскурсия на "автобусе" с использованием дорожных знаков, пассажирского транспорта, иллюстраций к предметам. Проводится с целью проверки...

"Родной город" урок-экскурсия по городу Сочи

В своей работе я хочу познакомить всех с красотой моего города, с известными водоемамии их значением для жителей и гостей города-курорта. Приезжайте в наш уникальный город, где сочетаются яркое солнце...

Экскурсия по городу. Любимый уголок - каскад прудов.

И вновь у меня - первоклассники. Мой 4-б,   нынешний 5-б, мне во многом и очень помогают. Они пришли таким повзрослевшими.в конце сентября они с удовольствием решили мне помочь в организации...

Заочная экскурсия в город Каргополь Архангельской области

Заочная экскурсия подчинена цели развития у детей познавательных интересов, формированию чувства любви к родному краю....

Незабываемая экскурсия в город Козьмодемьянск

Живописный берег великой русской реки Волги. Здесь расположился старинный город Козьмодемьянск — один из красивейших городов России. Создание города Козьмодемьянска связано с именем цар...

Экскурсия в город

Конспект открытого урока впо окружающему миру в 1 классе по теме "Экскурсия в город" по программе Перспективная начальная школа...

Пешеходная экскурсия "Веселый светофор"

Простая в проведении экскурсия, рассчитанная на обучающихся МО "Нарвский округ" для изучения и/или повторения основных правил дорожного движения...