Занятие "Природа и фантазия"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Сысоева Светлана Владимировна

На занятие закрепляем  и пополняем знания детей о природе;  продолжаем знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по теме:

«Природа и фантазия»

Задачи:

Образовательные

  • закреплять и пополнять знания детей о природе;
  • продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов;
  • учить высказывать свою точку зрения на определённую тему, свободно общаться;
  •  активизировать словарь детей.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес;
  • развивать связную речь, мышление, кругозор, наблюдательность, любознательность;
  • развивать эстетическое восприятие окружающей среды через зрительные и слуховые рецепторы.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • Воспитывать у детей экологическую культуру.

Ход занятия:

В.: - Ребята, что такое природа?

-  Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (например, Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо и т.д.).

- Природа – одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы – это и свет далёких звёзд, бескрайни просторы океана и простирающиеся леса и луга, могучие реки, это и бесконечное разнообразие жизни на Земле.-

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо, светло-голубое,

Солнце светит золотое

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и леса,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг природа.

- Жизнь человека всегда неотъемлема от природы. Познавая ее тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе.

- Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает природу, её «язык». Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие – художники, поэты, композиторы. Окружающая природа восхищает их, они как будто проводят её через себя, сочиняя свои произведения так, как подсказывает им их очарованное сердце и широко раскрытые глаза. Природа является источником вдохновения, фантазии. Безгранично любя свою Родину - Россию, они стремятся воплотить в своем творчестве ее образ через образ природы. Это бескрайние леса, луга и долины, высокие горы и величавые реки, голубое небо с плывущими по нему, как белоснежные лебеди, облаками. Природа в искусстве всегда одухотворена.

- Русскую природу, природу нашей Родины мы любим и ценим, но не менее горячую любовь испытывали к ней писатели и поэты прошлых веков.

«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г.Паустовского, непревзойдённого мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе.

- Наверное, нет такого поэта, который не воспевал бы в своих стихах красоту русской природы. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве многих поэтов. О природе было написано столько же стихов, сколько и о любви. Вопрос об отношении к природе для них – это вопрос о любви к родине, к России.

- Замечательные картины природы изображены Тютчевым в стихотворениях «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Есть в осени первоначальной….», «Летний вечер». Всё в природе подмечает поэт:

Есть  в  осени  первоначальной

Короткая,  но  дивная  пора –

Весь  день  стоит  как  бы  хрустальный.

И  лучезарны  вечера…

- Читая эти строки, живо представляешь себе тёплые осенние дни. Поэт любит природу, у него «лазурь небесная смеётся», «поют деревья», «звучат скалы», «лениво дышит полдень лучистый».

-  Гармония и тишина природы вызывает гармонию и в душе человека. Стихотворения о природе живут своей собственной жизнью, в своей рифме. Их запоминают и поют потом, как песни. Или просто читают и пропускают в свою душу.

- А сейчас я предлагаю вам почитать стихи.

(см.  приложение)

- С самого начала занятия звучит музыка…

Послушайте, какая звучит музыка? Она вам нравится? А чем она вам нравится?

(ответы детей)

- Это знаменитое произведение Чайковского «Времена года». Чайковский написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разное время года. Времена года он писал это произведение ровно год, закончив в 1876 году, поэтому передал образ каждого месяца очень чётко и своеобразно.

------------------

- Писатель и поэт описывает природу с помощью слов, использую эпитеты, сравнения, метафоры. С помощью чего рисует природу художник? композитор? (Звуками и красками).

- Посмотрите, как свою любовь к природе высказывали русские художники.

( Дети рассматривают репродукции картин разных художников: И.Шишкин, В.Поленов, И.Левитан, А.Саврасов, А.Куинджи.)

-  Природа в картинах то печальна, то радостна, задумчива или величава, она поражает нас насыщенностью колорита. Художники изображают природу во всем ее многообразии.

-  Каждый художник видел что-то свое, постигал голоса природы по-своему. И мы сегодня попытаемся посмотреть на окружающий мир их глазами.

- Константин Паустовский писал: “ Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.»  Левитан так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Левитан оставил около ста “осенних” картин, не считая этюдов. Осень в картинах Левитана очень разнообразна.

- Тишину осени, ясную радость отдыха передал  Исаак Левитан в своей картине «Золотая осень».

-  Как удалось ему красками передать тишину природы? Ведь цвета на картине тревожно-контрастные: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. Но, посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжелого цвета воды.

- Картины перекликаются со стихами Тютчева, которые уже звучали:

Есть  в  осени  первоначальной

Короткая,  но  дивная  пора –

Весь  день  стоит  как  бы  хрустальный.

И  лучезарны  вечера…

Где  добрый  серп  гулял  и  падал  колос.

Теперь  уж  пусто  всё – простор  везде,

Лишь  паутины  тонкий  волос

Блестит  на  праздной  борозде.    (Ф.Тютчев)

- Осень заворожила многих художников. Василий Поленов тоже писал много картин о ней. И среди них “Золотая осень”. От нее веет тишиной, но есть в этой тишине, что-то настораживающее, тревожное. Отчего это? Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, стоящие вокруг. Наверное, эта неравномерность движения и рождает тревогу.

- Мы с вами на прогулках и экскурсиях в парк часто наблюдали за природой, за явлениями, которые в ней происходят в разные времена года, часто восхищаясь увиденным. Любование природой, её красотой и неповторимостью побуждает нас к творчеству, включает нашу фантазию. Давайте тоже попробуем пофантазировать, подобно художникам, и результаты своей фантазии выразить в творческих поделках и рисунках. Вы можете сами выбрать для себя материал и инструмент. Может это будет бумага и краски, карандаши, фломастеры, может пластилин, клей и природный материал, собранный нами на прогулках.

(Дети выполняют творческие работы.)

-  Закончить наше занятие хочу отрывком из стихотворения, которое вы читали в начале:

Прекрасный вальс танцует с ветром осень,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это

Давайте же её любить всегда!

Приложения: 

     *  *  *

Мы  любим  лес  в  любое  время  года,

Мы  слышим  речек  медленную  речь…

Всё  это  называется  природа,

Давайте же всегда её беречь!

В  лугах  ромашки,  солнечного  цвета

Такие,  что  светлей  на  свете  жить…

Природой  называется  всё  это,

Давайте  же  с  природою  дружить.

Летят,  звеня,  дождинки  с  небосвода,

Клубится  на  заре  тумана  дым…

Всё  это  называется  природа,

Давайте  же  сердца  ей  отдадим!

Прекрасный вальс танцует с ветром осень,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это

Давайте же её любить всегда!

             

     Дождик

Дождик,

Дождик  моросит

Осенний.

Сеет  дождик  через  сито

Дым  серый.

Дождь-художник:

Он  рисует

Лужи,

И  на  трубах  он  играет

Не  хуже.

Вот  и  серый снег  пошёл,

Лёг  густо.

До  чего  же  хорошо

И  грустно.   (Роман Сэф)

          Осень

Поспевает  брусника,

Стали  дни  холоднее.

И  от  птичьего  крика

В  сердце  только  грустнее.

Стаи  птиц  улетают

Прочь  за  синее  море.

Все  деревья  блистают

В  разноцветном  уборе.

Солнце  реже  смеётся,

Нет  в  цветах  благовонья.

Скоро  осень  проснётся

И  заплачет  спросонья.    (К.Бальмонт) 

Птицы  улетают

Птиц  провожают

В  дорогу  леса:

Долгое  эхо

Летит  в  небеса.

Птиц  провожают

В  дорогу  луга:

Выросли  травы

В  большие  стога.

Даже  вослед  им,

Как  будто  крылом,

Пугало  машет

Пустым  рукавом.    (В.Степанов)

Октябрь

Листва  всю  землю  устилает,

Рыжеют  чёрные  поля.

И  в  серых  тучах  день  скучает,

И  ветру  сдались  тополя.

И  вдруг,  неведомо  откуда,

Среди  осенней  кутерьмы

Зайчишка  белоснежным  чудом

Несёт  в  поля  клочок  зимы.  (Г.Новицкая)

     

  *   *   *

Есть  в  осени  первоначальной

Короткая,  но  дивная  пора –

Весь  день  стоит  как  бы  хрустальный.

И  лучезарны  вечера…

Где  добрый  серп  гулял  и  падал  колос.

Теперь  уж  пусто  всё – простор  везде,

Лишь  паутины  тонкий  волос

Блестит  на  праздной  борозде.    (Ф.Тютчев)

  *   *   *

Люди, оглянитесь-ка вокруг!

Как природа истинно прекрасна!

Ей нужна забота Ваших рук,

Чтобы красота ее не гасла.

            *   *   *

Что шепчет парк…

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

И так трагично больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют ёловые кущи…

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином…

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: “Вскоре я не буду…

Но я ведь жил – была пора…”

Мы  любим  лес  в  любое  время  года,

Мы  слышим  речек  медленную  речь…

Всё  это  называется  природа,

Давайте же всегда её беречь!

--------------------------------

В  лугах  ромашки,  солнечного  цвета

Такие,  что  светлей  на  свете  жить…

Природой  называется  всё  это,

Давайте  же  с  природою  дружить.

-------------------------------

Летят,  звеня,  дождинки  с  небосвода,

Клубится  на  заре  тумана  дым…

Всё  это  называется  природа,

Давайте  же  сердца  ей  отдадим!

---------------------------

Прекрасный вальс танцует с ветром осень,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это

Давайте же её любить всегда!

------------------------------------------------------------------------------------

Поспевает  брусника,

Стали  дни  холоднее.

И  от  птичьего  крика

В  сердце  только  грустнее.

------------------------------------------

Стаи  птиц  улетают

Прочь  за  синее  море.

Все  деревья  блистают

В  разноцветном  уборе.

-------------------------------------------

Солнце  реже  смеётся,

Нет  в  цветах  благовонья.

Скоро  осень  проснётся

И  заплачет  спросонья.

----------------------------------------------------------------------

Птиц  провожают

В  дорогу  леса:

Долгое  эхо

Летит  в  небеса.

------------------------

Птиц  провожают

В  дорогу  луга:

Выросли  травы

В  большие  стога.

-------------------------

Даже  вослед  им,

Как  будто  крылом,

Пугало  машет

Пустым  рукавом.  

---------------------------------------------------------------------

Листва  всю  землю  устилает,

Рыжеют  чёрные  поля.

И  в  серых  тучах  день  скучает,

И  ветру  сдались  тополя.

И  вдруг,  неведомо  откуда,

Среди  осенней  кутерьмы

Зайчишка  белоснежным  чудом

Несёт  в  поля  клочок  зимы.  

----------------------------------------------------------------------

Есть  в  осени  первоначальной

Короткая,  но  дивная  пора –

Весь  день  стоит  как  бы  хрустальный.

И  лучезарны  вечера…

Где  добрый  серп  гулял  и  падал  колос.

Теперь  уж  пусто  всё – простор  везде,

Лишь  паутины  тонкий  волос

Блестит  на  праздной  борозде.    (Тютчев)

___________________________________________

 

Люди, оглянитесь-ка вокруг!

Как природа истинно прекрасна!

Ей нужна забота Ваших рук,

Чтобы красота ее не гасла.

___________________________________________

Что шепчет парк…

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

И так трагично больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют ёловые кущи…

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином…

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: “Вскоре я не буду…

Но я ведь жил – была пора…”

__________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Детская ложь и фантазия"

презентация к родительскому собранию "Детская ложь и фантазия"...

Урок ИЗО в 3классе "Снежная фантазия"

Разработка урока ИЗО в 3классе. Цель - показать детям, как художники, композиторы и поэты воспевали зиму в своем творчестве. Учить детей совмещать изученные техники: набрызг, пальчиковую палитру, цвет...

Украшение и фантазия. Снежинка. Варежка и рукавица

Конспект урока по технологии. 2 класс....

Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения

Для кружка по изготовлению  работ  из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...

Празник красок "Весенняя фантазия"

На данном занятии дети знакомятся с различными приемами и техниками рисования, учатся замечать оттенки цветов.  Но все- же основной задачей  остается - побуждение  детей к творчеству....

Внеклассное занятие :Мир фантазий. К. Булычёв «Тайна третьей планеты».

На внеклассных  занятиях  по чтению формируется культура чтения, которая сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Она проявляется в...

Урок ИЗО 2 класс "Изображение и фантазия" из раздела "Реальность и фантазия"

Тема урока просматривается по линии "Реальная птица- фантастическая птица"....