Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС
статья по теме

Хуснутдинова Марина Владимировна

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khusnutdinova_statya.doc.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Хуснутдинова Марина Владимировна

учитель начальных классов

МКОУ «Гимназия им. Горького А.М.»

Москаленского муниципального района

Омской области

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.

     В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.  Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

     Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

    Задачи деятельности классного руководителя: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; защита прав и интересов обучающихся; организация системной работы с обучающимися в классе; организация социально значимой, творческой деятельности; установление контактов с родителями обучающихся; ведение документации (классный журнал, личные дела, портфолио учащихся, план работы классного руководителя, «Электронный дневник»).

     В воспитательной деятельности внедряю в практику принцип обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду.

     Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Отметим составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта, которые используются в моей работе:

 “Делай с нами…” (работа с родителями) От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка выработка единой системы требований.

“Я – слушаю, меня – слушают…” Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым.

 “Не ошибается тот, кто ничего не делает” Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга.

“Меня видят таким, какой я есть” Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого “общества”.А значит, чувствует себя частью этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества.

“Я стремлюсь стать лучше” Тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия, диалог партнеров, каждое воспитательное воздействие – на эмоционально-положительном фоне. Учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.

Технология создания портфолио учащихся(портфеля достижений)

Портфолио  материалов дает  представление о степени достижения обучающимися определенных результатов. Как правило, для создания портфолио в своей работе использую файловую папку  (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести   разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.

        Выборка детских работ – выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность. Примерами такого рода работ могут быть:

- по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, «дневники читателя», иллюстрированные работы детей;

- по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, решение учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

- по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

- по технологии и изобразительному искусству – продукты собственного творчества;

- по физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, комплексы физических упражнений и т. п.

Одним из направлений деятельности классного руководителя является участие во всероссийских и международных конкурсах. Результаты детей в форме сертификатов, грамот и дипломов внесены в портфолио учащихся. (В подтверждение этому я принесла портфолио ребят, где видны явные результаты).

    Особое место в моей деятельности занимает проект «Электронный дневник». Классным руководителям, можно рекомендовать провести входное анкетирование, для получения согласия родителей на размещение личных данных в Электронном дневнике. После подключения к проекту учителей-предметников и введения, данных родители получают возможность отследить успеваемость учащихся самостоятельно.
    Каждый пользователь Дневника (родитель, учитель, ученик) имеет свою личную страницу, где может рассказать о себе, о своих интересах, опубликовать фотографии, музыку, видео, документы.

При данной организации работы с классом были достигнуты  следующие результаты: активность учащихся;  “слабые” ученики почувствовали уверенность в своих силах; “сильные” ученики стали ощущать необходимость и пользу в помощи товарищу; умение взять ответственность на себя; доброжелательное отношение друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

  «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.-доклад

   Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, сод...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьниковв условиях реализации  ФГОС второго поколения»...

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

В условиях модернизации российского образования, реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательны...