«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
материал на тему

Сомова Раиса Владимировна

  В условиях модернизации российского образования, реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы. Поэтому классный руководитель обязан помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminar.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Центр образования» пос. Варламово
муниципального района Сызранский Самарской области



 



«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»







  В условиях модернизации российского образования, реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы. Поэтому классный руководитель обязан помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

В ГБОУ СОШ «ЦО» пос. Варламово основным из направлений воспитательной

работы является патриотическое воспитание, которая реализуется в рамках программы «Сыны Отечества». Поэтому в рамках программы «Сыны Отечества» для  начальных классов была создана программа «Патриоты России» творческой группой авторов: Титовой Е.П. и Сомовой  Р.В.

         Программа “Патриоты России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программой образовательного учреждения, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.

  Учащимся была дана диагностическая карта, предложенная  педагогом-психологом Тимуром Чебаковым, где ребята должны были поставить себе нужный балл.

Диагностическая карта

«Отношение к обществу. Патриотизм.»

 

1. Гордость за свою страну

5 –интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

4 – интересуется историческим прошлым, самостоятельно изучает историю ;

3 - любит слушать рассказы взрослых и одноклассников по истории,

2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших,

1 – не интересуется историческим прошлым, высказывает негативные оценки.

2. Служение своему Отечеству.

5 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других,

4 – находит дела на службу малому Отечеству;

3 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми с желанием;

2 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми под давлением со стороны;

1 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.

3. Отношение к родной природе

5 – любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других,

4 – любит и бережёт природу;

3 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

2 - участвует в деятельности по охране природы нехотя, только под давлением со стороны;

4. Забота о своей школе

5 – организует дела на пользу школе; классу,

4 - участвует в делах класса и привлекает других,

3 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса,

2 – в делах класса участвует при побуждении,

1- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

  Мониторинг моего класса показал, что у 28 % учащихся недостаточно сформировано положительное отношение к родной природе, 17% не сформирована должным образом гордость за свою страну.  23%  учащихся с неуважением относятся к прошлому своего народа, к родной земле, 40% - не сформировано правильное понимание служения своему Отечеству, 56% не знают ,что значит заботиться о своей школе, своём классе. Учащиеся начальной школы, придя  в 1 класс ещё не осознают необходимость в индентификации себя гражданином своей страны, поэтому наша задача – им в этом помочь.  Программа по патриотическому воспитанию  «Патриоты России» призвала систематизировать и углубить всю деятельность  начальной школы, семьи, общественности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Цель Программы

Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентно-способной личности,  воспитание любви к Отечеству , духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи Программы

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания младших  школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитания уважения к культурному и  историческому прошлому России, к традициям родного края.

  Направления работы Программы:

  - разработка системы приёмов, методов мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы («Окружающий мир», «Литературное чтение» и т.д.), внеурочную деятельность  («Многоцветные кружева родного края»); - сбор материалов для школьного музея;

- использование учебно-лабораторного оборудования (ПМК «Учимся изучать историю», ЭОР и интернет-ресурсов)

- проведение экскурсий в музеи города

 - пополнение классной библиотеки материалами патриотического содержания;

- создание базы методических разработок внеклассных мероприятий и уроков патриотической направленности.

- привлечение родителей учащихся, жителей микрорайона к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях;

- включение в план воспитательной работы мероприятий по патриотическому воспитанию;

 - поисковая работа по увековечиванию памяти защитников Отечества;

 - участие в военно – спортивных мероприятиях, играх;

 - проведение мероприятий, посвящённых памятным датам России, событиям военной истории родного края;

- использование учебно-лабораторного оборудования (ПМК «Учимся изучать историю»  и интернет-ресурсов)

 - организация социально – значимых дел, акций;

- организация внеурочной деятельности учащихся по программе «Многоцветные кружева родного края».

Программа реализовалась по трем уровням

       1 уровень (1 – 2 классы)

       Ознакомление учащихся с «малой» и «большой» родиной, её историческим прошлым, настоящим, культурой и национальными традициями.

       Формы работы:

       - уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;

       - классные часы, утренники военной тематики;

       - беседы «С чего начинается Родина?», «Моя малая Родина», «Мои земляки», «Россия – родина моя», «Мой дом, моя семья»…

       - конкурсы рисунков, стихов,

       - экскурсии в музеи;

       - акция «Забота»

 2 уровень (3  класс)

       Дать учащимся представление о Родине как месте, где он родился, о значении родного языка,  о патриотизме. Познакомить детей с правами и обязанностями гражданина страны, воспитывать чувство гордости за свою страну, свой край, свой народ. Научить вести шефскую работу в виде помощи ветеранам, участникам локальных войн, конфликтов.

   Формы работы:

- шефская работа с ветеранами;

- участие в Вахте Памяти;

   - беседы «Твои права и обязанности», «Основной закон нашей жизни», «Символика государства»…;

   - классные часы, праздники на военно – патриотическую тематику, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками войн в Афганистане и Чечне; 

       - конкурсы   сочинений, рисунков;

       - смотр строя и песни;

       - акции «Забота», «Обелиск», «Ветеран живет рядом»;

       - просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение книг о ВОв, о современных вооруженных конфликтах, о международном терроризме с последующим обсуждением;

       - уход за памятником воинам, погибших в годы войны (п. Варламово)

       - экскурсии по памятным местам Сызранского района;

   - спортивные соревнования с элементами военной подготовки;

   - походы по родному краю.

 

       3 уровень (4класс)

       Воспитывать у учащихся политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны, своего родного города, своего  народа.

           Формы работы:

       - беседы, диспуты по темам «Есть такая профессия – Родину защищать», «Что я могу сделать для своего Отечества», «Обыкновенный фашизм», «Что такое неофашизм?»..;

       - работа в школьном музее;

       - экскурсии по памятным местам;

       - военно – патриотическая игра «Зарница»;

        - конкурсы стихов, рассказов по патриотической тематике;

       - поисковые мероприятия по увековечиванию памяти защитников нашего отечества, составление «Книги Памяти»;

       - встречи с выпускниками нашей школы отличниками воинской службы, участниками войн в Афганистане и Чечне;

       - пункт будущего воина;

       - турниры «К защите Родины готов»;

       - сборы допризывников.

Ожидаемые результаты.

       В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию “Патриоты России” у выпускников начальной школы должны быть сформированы, или находится на стадии формирования следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;
  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
  • способность к саморазвитию.

  Мониторинг моего класса показал, что у 98 % учащихся сформировано положительное отношение к родной природе, у 100%  сформирована должным образом гордость за свою страну.  100%  учащихся с уважением относятся к прошлому своего народа, к родной земле, 96% - сформировано правильное понимание служения своему Отечеству, 100%  знают ,что значит заботиться о своей школе, своём классе. Можно сделать вывод, что  у выпускников 4 «Б» класса сформирована активная гражданская позиция, способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, посёлка, чувство патриотизма, верность Родине, способность к саморазвитию. «Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».     Н.Г. Чернышевский

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

  «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.-доклад

   Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, сод...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьниковв условиях реализации  ФГОС второго поколения»...

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько ...