«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
статья (1 класс) на тему

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Важным считается не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». 
Развитие средств массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. 
Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот те задачи, в решении которых школе замены нет. 
Сейчас в общественном сознании происходит переосмысление социального предназначения школы. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать, оценивать свои результаты, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Всё выше перечисленное может получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые определены в ФГОС второго поколения. 
В чём суть стандартов второго поколения и чем они отличаются от предыдущих стандартов? 
1) Значительно расширены функции и круг пользователей стандарта. 
Стандарт фиксирует, что образование перестало быть «закрытой системой», «вещью в себе». Новый стандарт рассматривается как общественный договор между обществом, государством и семьёй. Несмотря на то, что реализацией стандарта должны заниматься представители системы образования, органов государственной и муниципальной власти, у него много других адресатов, в числе которых некоммерческие организации, родители. 
2) Изменилась структура стандарта. 
Предыдущий стандарт включал в себя по каждой ступени обязательный минимум содержания (подробный перечень тем по предметам, обязательных для изучения каждым учеником) и требования к уровню подготовки выпускников (предметные знания, умения, навыки). 
В стандарте нового поколения содержание образования подробно не прописано. Новый стандарт – это совокупность трёх систем требований: 
- требования к структуре основных общеобразовательных программ; 
- требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (предметным, метапредметным, личностным); 
- требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (кадровым, материально-техническим, финансовым, информационным). 
Впервые в стандартах образования выдвинуты требования к материально-технической базе кабинетов. Раньше новшества касались только программ, а теперь в законе чётко прописано, что именно должно быть в учебном классе. И это не только учебники и наглядные пособия. Активное использование информационно-коммуникативных технологий и системно-деятельностный подход предполагает специальное оборудование. Школа должна быть подключена к Интернету, оборудовано рабочее место учителя с компьютером и компьютеры для учеников. 
3) Изменилось представление об образовательных результатах. 
По новым стандартам кроме предметных результатов, обязательными являются и метапредметные или их ещё называют универсальные результаты (те, которые помогают учиться), такие как умение ставить перед собой цели, планировать собственные действия, осуществлять самоконтроль и самооценку, работать в команде и многие другие. 
4) Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность. 
Результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, и от эффективности внеклассной работы. Поэтому обязательной частью учебного плана станут часы внеурочной деятельности, направленные на развитие учащихся. 
5) Значительно расширена часть основной общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса. 
Заключая договор со школой, родители знакомятся с программой, чтобы понять, на какой результат нацелена школа. 
6) Изменится оценка знаний. 
Регионам дано право самим выбирать систему оценки знаний 
Вполне возможно, что появится «зачтено» вместо привычных отметок. 
Новые результаты должны достигаться новыми средствами, а учебник – одно из важнейших средств обучения. 
С тем, что учебники будут постепенно меняться, исходя из новых требований, согласны и разработчики стандарта, и издатели учебной литературы. В ныне действующем федеральном перечне есть учебники для начальной школы, которые могут быть использованы и после введения нового стандарта. Тем не менее, вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается. 
Сегодня у учителя есть возможность выбирать учебник и другую учебную литературу, и в переходном периоде вполне возможно, что он воспользуется не одним учебником. 
Продвинутые школы уделяли большое внимание внеклассной работе, упоминали о ней в своих программах развития, но были и такие школы, которые не придавали этому особого значения, хотя и там открывались кружки после уроков, группы продленного дня. Теперь же нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, от эффективности внеклассной работы. Поскольку каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов не достичь. 
Наверное, школе придется приложить больше усилий для достижения личностных результатов – например, развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты, находить выходы из спорных ситуаций. Уровень достижения этих результатов нельзя объективно «померить», но их можно увидеть. В советские годы их отражали в характеристиках, хотя требования к качествам личности не были сформулированы как требования к результатам образования. 
Это основные моменты, о которых хотелось бы сказать. При переходе на новые стандарты будут и проблемы, и вопросы, но все они разрешимы. Уже сейчас в школе идет большая подготовка по введению новых ФГОС. Педагоги детально изучают нормативно-правовую базу, учебно – методическую литературу, проходят специальное обучение. Но всем нам необходимо понимать, что в новых стандартах не содержится каких – либо революционных требований к результатам образования, в корне меняющих жизнь школы. В них просто максимально учтено то, что необходимо современному человеку для успешной деятельности. Детей в школе по – прежнему будут учить читать, писать, считать, только делать это мы должны в ногу со временем.

В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Цель воспитательной работы современной школы: помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.

Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности

Надо хорошо знать

  • психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
  • быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности,
  • владеть современными технологиями воспитания.

Необходимо учитывать

  • уровень воспитанности обучающихся,
  • социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие

  • обеспечение связи ОУ с семьей;
  • установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;
  • проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
  • взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;
  • организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
  • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
  • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
  • ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

  • Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
  • Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, родителями обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

 

Кодекс чести учителя

      1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию. 
      2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе. 
      3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность. 
      4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье. 
      5. Помощь детям в трудные моменты - одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его долг - чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю душевную боль. 
      6. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере. 
      7. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не "активизировать" окликом или угрозой. 
      8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися. 
      9. Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков. 
      10. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование. 
11. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее - обязательное правило для учителя. 
      12. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним. 
      13. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других. 
      14. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся. 
      15. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах. 
      16. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но, не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям. 
      17. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики. 
      18. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, - одно из важнейших требований этики настоящего учителя. 
      19. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. 
      Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Основополагающие принципы работы преподавателей:

      - сделать человека способным жить полной жизнью - вот твоя обязанность; 
      - стремись стать совершенным учителем, соединяя в себе любовь к делу и к ученикам; 
      - учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится; 
      - лучшее средство быть любимым детьми - самому любить их; 
      - хороший пример старших - лучший проводник нравственных начал в ученической среде. Будь во всём примером для учеников; 
      - опыт и профессионализм, смелость и поиск - составные творчества учителя; 
      - относись к себе критически. Чаще подводи итоги своей работы. В оценках стремись к объективности; 
      - относись к окружающим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе; 
      - воспитанного человека может воспитать только воспитанный человек; 
      - не забывай, что принятая тобой обязанность. 
      Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Что для этого необходимо, я думаю, сегодня мы все вместе определили. И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие наши проблемы будут решены. 

     Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

 


 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mo_muhina_m.s.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №3»

им. Главного маршала авиации А.Е. Голованова

Россия, 140091, г. Дзержинский Московской обл., пр. Пушкина д. 2.

тел. 551-45-00, 551-45-09;  факс 551-45-27



Выступление на МО классных руководителей

на тему:


«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников

в условиях реализации ФГОС второго поколения»






Учитель начальных классов: Мухина М.С.

2017 г.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Важным считается не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». 
Развитие средств массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. 
Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот те задачи, в решении которых школе замены нет. 
Сейчас в общественном сознании происходит переосмысление социального предназначения школы. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать, оценивать свои результаты, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Всё выше перечисленное может получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые определены в ФГОС второго поколения. 
В чём суть стандартов второго поколения и чем они отличаются от предыдущих стандартов? 
1) Значительно расширены функции и круг пользователей стандарта. 
Стандарт фиксирует, что образование перестало быть «закрытой системой», «вещью в себе». Новый стандарт рассматривается как общественный договор между обществом, государством и семьёй. Несмотря на то, что реализацией стандарта должны заниматься представители системы образования, органов государственной и муниципальной власти, у него много других адресатов, в числе которых некоммерческие организации, родители. 
2) Изменилась структура стандарта. 
Предыдущий стандарт включал в себя по каждой ступени обязательный минимум содержания (подробный перечень тем по предметам, обязательных для изучения каждым учеником) и требования к уровню подготовки выпускников (предметные знания, умения, навыки). 
В стандарте нового поколения содержание образования подробно не прописано. Новый стандарт – это совокупность трёх систем требований: 
- требования к структуре основных общеобразовательных программ; 
- требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (предметным, метапредметным, личностным); 
- требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (кадровым, материально-техническим, финансовым, информационным). 
Впервые в стандартах образования выдвинуты требования к материально-технической базе кабинетов. Раньше новшества касались только программ, а теперь в законе чётко прописано, что именно должно быть в учебном классе. И это не только учебники и наглядные пособия. Активное использование информационно-коммуникативных технологий и системно-деятельностный подход предполагает специальное оборудование. Школа должна быть подключена к Интернету, оборудовано рабочее место учителя с компьютером и компьютеры для учеников. 
3) Изменилось представление об образовательных результатах. 
По новым стандартам кроме предметных результатов, обязательными являются и метапредметные или их ещё называют универсальные результаты (те, которые помогают учиться), такие как умение ставить перед собой цели, планировать собственные действия, осуществлять самоконтроль и самооценку, работать в команде и многие другие. 
4) Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность. 
Результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, и от эффективности внеклассной работы. Поэтому обязательной частью учебного плана станут часы внеурочной деятельности, направленные на развитие учащихся. 
5) Значительно расширена часть основной общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса. 
Заключая договор со школой, родители знакомятся с программой, чтобы понять, на какой результат нацелена школа. 
6) Изменится оценка знаний. 
Регионам дано право самим выбирать систему оценки знаний 
Вполне возможно, что появится «зачтено» вместо привычных отметок. 
Новые результаты должны достигаться новыми средствами, а учебник – одно из важнейших средств обучения. 
С тем, что учебники будут постепенно меняться, исходя из новых требований, согласны и разработчики стандарта, и издатели учебной литературы. В ныне действующем федеральном перечне есть учебники для начальной школы, которые могут быть использованы и после введения нового стандарта. Тем не менее, вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается. 
Сегодня у учителя есть возможность выбирать учебник и другую учебную литературу, и в переходном периоде вполне возможно, что он воспользуется не одним учебником. 
Продвинутые школы уделяли большое внимание внеклассной работе, упоминали о ней в своих программах развития, но были и такие школы, которые не придавали этому особого значения, хотя и там открывались кружки после уроков, группы продленного дня. Теперь же нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, от эффективности внеклассной работы. Поскольку каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов не достичь. 
Наверное, школе придется приложить больше усилий для достижения личностных результатов – например, развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты, находить выходы из спорных ситуаций. Уровень достижения этих результатов нельзя объективно «померить», но их можно увидеть. В советские годы их отражали в характеристиках, хотя требования к качествам личности не были сформулированы как требования к результатам образования. 
Это основные моменты, о которых хотелось бы сказать. При переходе на новые стандарты будут и проблемы, и вопросы, но все они разрешимы. Уже сейчас в школе идет большая подготовка по введению новых ФГОС. Педагоги детально изучают нормативно-правовую базу, учебно – методическую литературу, проходят специальное обучение. Но всем нам необходимо понимать, что в новых стандартах не содержится каких – либо революционных требований к результатам образования, в корне меняющих жизнь школы. В них просто максимально учтено то, что необходимо современному человеку для успешной деятельности. Детей в школе по – прежнему будут учить читать, писать, считать, только делать это мы должны в ногу со временем.

В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Цель воспитательной работы современной школы: помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.

Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности

Надо хорошо знать

  • психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
  • быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности,
  • владеть современными технологиями воспитания.

Необходимо учитывать

  • уровень воспитанности обучающихся,
  • социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие

  • обеспечение связи ОУ с семьей;
  • установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;
  • проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
  • взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;
  • организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
  • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
  • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
  • ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

  • Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
  • Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, родителями обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Кодекс чести учителя

      1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию. 
      2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе. 
      3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность. 
      4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье. 
      5. Помощь детям в трудные моменты - одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его долг - чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю душевную боль. 
      6. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере. 
      7. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не "активизировать" окликом или угрозой. 
      8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися. 
      9. Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков. 
      10. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование. 
11. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее - обязательное правило для учителя. 
      12. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним. 
      13. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других. 
      14. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся. 
      15. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах. 
      16. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но, не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям. 
      17. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики. 
      18. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, - одно из важнейших требований этики настоящего учителя. 
      19. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. 
      Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Основополагающие принципы работы преподавателей:

      - сделать человека способным жить полной жизнью - вот твоя обязанность; 
      - стремись стать совершенным учителем, соединяя в себе любовь к делу и к ученикам; 
      - учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится; 
      - лучшее средство быть любимым детьми - самому любить их; 
      - хороший пример старших - лучший проводник нравственных начал в ученической среде. Будь во всём примером для учеников; 
      - опыт и профессионализм, смелость и поиск - составные творчества учителя; 
      - относись к себе критически. Чаще подводи итоги своей работы. В оценках стремись к объективности; 
      - относись к окружающим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе; 
      - воспитанного человека может воспитать только воспитанный человек; 
      - не забывай, что принятая тобой обязанность. 
      Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Что для этого необходимо, я думаю, сегодня мы все вместе определили. И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие наши проблемы будут решены. 

     Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

  «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.-доклад

   Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, сод...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьниковв условиях реализации  ФГОС второго поколения»...

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

В условиях модернизации российского образования, реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательны...