РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА "20 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ
классный час (2 класс) по теме

Мыльникова Наталья Васильевна

12 ДЕКАБРЯ ОТМЕЧАЕТСЯ 20 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstitutsii_20_let.docx40.91 КБ
Файл konstitutsii_20_let.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: знакомство обучающихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры.

Задачи:

  • дать основные понятия о своей стране: ее символах, законах и президенте;
  • воспитание гражданственности и толерантности;
  • развитие интереса к истории России;
  • расширение общего кругозора.

Ход занятия:

  1. Приветствие

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята! На нашем классном часе речь пойдёт… Подумайте, о чём. (Слайд 1) 

Учитель читает отрывок из стихотворения:

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом РУСЬ.

           

Учитель: - Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня? (О Родине, о России). Верно.

- Как вы думаете, а что такое Родина? (ответы  детей)

- У  каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос, школа, где он учится. Всё это его маленькая Родина. И где бы мы не находились, обязательно нужно помнить как вести себя, что можно делать, а чего нельзя, на что вы имеете право и на что не имеете. А где мы это сможем узнать? (устав школы, правила поведения в школе, законы)

2. Сообщение темы классного часа СЛАЙД 2.

- Эти же вопросы волновали людей и тысячу лет назад. Ведь, если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в основном  законе нашей страны - Конституции Российской Федерации. В этом году мы празднуем день рождения Конституции Российской Федерации. А знаете ли вы, когда её день рождения? (12 декабря) 12 декабря 2013 года  ей исполнится  20 лет.

Мне бы хотелось немного обратиться к истории нашей страны, думаю что вам это будет интересно. СЛАЙД 3.

В  России раньше вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936. В  1977 году была принята Конституция СССР, которая действовала до распада Советского Союза в 1991 году.  Действующая Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Символы России.

  • Гимн           СЛАЙД 4.

Учитель: А знаете, с чего начинается Конституция?

На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.  А как нужно слушать гимны? (Стоя)

Прослушаем гимн нашей страны. (дети встают под гимн страны)

Флаг         СЛАЙД 5.

Учитель: В каждой стране существует определённая государственная символика - это не только гимн, но и флаг. Назовите цвета флага нашей страны. А кто из вас знает, что обозначает каждый цвет Российского флага?

  •  Белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет - Отвага.  или
  • белый цвет – символизирует чистоту, мир, правду, благородство.

 Синий цвет – символизирует небо, верность, веру.

красный цвет – символизирует смелость, доброту, честность, огонь, кровь.

Герб   СЛАЙД 6.

Учитель: Следующий символ нашей страны – герб. Что на нем изображено?

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости.

  1. Многонациональность страны СЛАЙД 7.

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация. А что значит слово «федерация»?

Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».

Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации.  И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства.

Учитель: Народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. СЛАЙД 8.

Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?

Учитель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной. Кто является президентом в России в настоящее время?

  1. Права и обязанности.

Учитель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?

Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?

Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. СЛАЙД 9.

Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину

Право личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать законы

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить налоги

Право на свободное передвижение

 

Свобода совести, свобода вероисповеданий

 

Право на труд

 

Право на отдых

 

Право на получение социальной помощи

 

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

 

Право на образование

 

Право на получение юридической помощи

 

Учитель: В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».  СЛАЙД 10.

Какие же права есть у вас, школьников? Прочитайте.

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

Учитель: В Конституции записаны не только права, но и обязанности. СЛАЙД 11.

Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.

1. Уважать друг друга.

2. Культурно вести себя.

3. Ходить опрятным.

4. Выполнять устав школы.

Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы с вами их обязательно выучим, и будем соблюдать.

Игра «Если в школу ты идешь»

Я буду читать стихотворение. А вы хлопайте в ладоши - ловите, если такие вещи в школе нужны; не нужны – приседайте, пусть пролетают мимо.

  Если в школу ты идёшь,

 То в портфель с собой берёшь:

 - В клеточку тетрадку?

 - Новую рогатку?

 - Веник для уборки?

 - Дневник для пятёрки?

 - Альбом и краски?

 - Карнавальные маски?

 - Азбуку в картинках?

 - Рваные ботинки?

 - Фломастеры и ручку?

 - Гвоздиков кучку?

 - Карандаши цветные?

 - Матрасы надувные?

Учитель: Молодцы, почти не ошибались! Тихонечко сели.

Проверка усвоенных знаний

Игра «Кто нарушил  право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

 

1.    Кто нарушил право на свободу и держал Иванушку  в плену? (Гуси-лебеди)

2.    Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

3. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева) 

4.   В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц» когда заняла его лубяную избушку)

5. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном  аппарате? (Емеля на печи, Баба Яга – на метле или в ступе, старик Хоттабыч  - на ковре-самолёте)

Рефлексия. Итог урока

Кто считает, что он не зря провёл время на классном часе. Объясните, почему?

Продолжите фразу:

- Я узнал (а)…

- Я понял (а)…

Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. Находясь в этих стенах, скажите, какое ваше главное право? (Бесплатно учиться.) А какая ваша главная обязанность? (Хорошо учиться.)  СЛАЙД 12

Спасибо вам за работу! Хочется пожелать вам знать свои права и обязанности и соблюдать законы Российской Федерации.

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Краснознаменская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

«20-летие Конституции РФ»

2 класс

Кл.рук. Мыльникова Н.В.

2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За голос звонкий, как ручей. Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть, Люблю всё то, что называют Одним широким словом РУСЬ.

Слайд 2

Конституция — это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, права и обязанности граждан.

Слайд 3

Немного истории

Слайд 4

Конституция Российской Федерации

Слайд 5

ГИМН

Слайд 6

ФЛАГ

Слайд 7

У КАЖДОЙ СТРАНЫ ЕСТЬ СВОИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ. ЭТИ ЗНАКИ НАЗЫВАЮТСЯ СИМВОЛАМИ ГОСУДАРСТВА . Герб

Слайд 8

Москва – столица россии

Слайд 9

Россия – многонациональная страна

Слайд 10

Президент Российской федерации В.В.Путин

Слайд 11

Права и свободы граждан Обязанности граждан Право на жизнь Обязанность сохранять природу и окружающую среду Право на защиту своей чести и доброго имени Обязанность защищать Родину Право личную неприкосновенность Обязанность соблюдать законы Право на жилище и его неприкосновенность Обязанность платить налоги Право на свободное передвижение Свобода совести, свобода вероисповеданий Право на труд Право на отдых Право на получение социальной помощи Право на охрану здоровья и медицинскую помощь Право на образование Право на получение юридической помощи

Слайд 12

Права школьников 1.Право на учебу. 2. Право на отдых между уроками. 3.Право на каникулы. 4.Право на занятия в кружках и секциях.

Слайд 13

Обязанности школьников 1. Уважать друг друга. 2. Культурно вести себя. 3. Ходить опрятным. 4. Выполнять устав школы .

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час"День Конституции"

Наш классный час, посвящается дню независимости или как он назывался раньше - это день Конституции РФ....

Классный час "День Конституции РФ"

Конституция -основной закон жизни граждан нашей страны. Основные символы нашей Родины. Введение понятий "геральдика", "скипетр", "держава"....

Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства»

познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познавательный интерес к своей Родине...

Разработка классного часа для 2 класса по теме «Конституция Российской Федерации»

Конспект занятия поможет сформировать начальное представление  учащихся начальной школы с понятиями «герб», «гимн», «флаг....

Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства».

Цель мероприятия - гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.  Задачи: познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познава...

Методическая разработка классного часа "День конституции РФ" 1 класс

Занятие  помогает раскрыть понятия «закон, порядок, право»; даёт представление о Конституции; знакомит учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывает гордость за свою стра...