Великие реки Сибири
классный час (4 класс) по теме

Музыкально-литературная композиция, подготовленная в рамках международного пректа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.lit_.kom_.irtysh_velikiy.docx45.06 КБ

Предварительный просмотр:

  бюджетное учреждение среднего профессионального образования

             Ханты-мансийского автономного округа – Югры

                                        колледж-интернат

                        «Центр искусств одарённых детей Севера»

«Великие реки Сибири»…

                    (музыкально-литературная композиция)

   

                                                     Составили и провели: Пузина Т.А.

                                                                                            Вавина В.К.

                                                                                        Балвакова Г.В.

г. Ханты-Мансийск

2013г

Цель: Формирование преставления детей о значении рек в жизни людей.

 

Задачи:

1. Узнать откуда берут своё начало и куда впадают сибирские   реки Иртыш и Обь, раскрыть значение их названий.

2. Познакомить учащихся с легендами и песнями о великих реках Сибири.

3. Выяснить, что значит река для жизни людей, поселившихся на их берегах.  

 

Оборудование: Телевизор, ноутбук, магнитофон.

Оформление: Плакат с названием мероприятия, иллюстрации с изображением рек.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вашему вниманию предлагается музыкально – литературная композиция «Великие реки Сибири».

1.Ученик: 

«Гаснут, в волнах качаясь, багряные зори.
Я стою у воды, и Иртыш не спеша,
Деловито уходит к далекому морю,
Желтоватой водою о берег шурша.
Желтоватой водою причалов касаясь,
Степенный, медлительный, издалека,
Так и катится он, полноводный красавец,
Через долгие годы, седые века…  (Н. Почивалин).

Ведущий:  Иртыш — одна из самых больших рек Сибири. Это основная водная артерия нашего края. Красив и многоводен Иртыш, и нельзя без него представить наш округ  так же, как Украину без Днепра. Иртыш — река русской истории в Сибири. Сотни лет назад с его берегов русские люди понесли в сибирскую тайгу и казахские степи свои трудовые навыки, мастерство и культуру. Недаром много легенд и стихов сложено об этой реке.

2. Ученик: «Легенда об Иртыше» 

 

Много добра у старика Алтая: серебро-золото, медь, железы — валом навалены в его закромах да подполах.

День и ночь стерегут стариково добро зубастые утесы. День и ночь глядят во все стороны ели да кедры: не подобрался бы вор к закромам да подполам.

Старик Алтай все сокрушался, как бы не проведал кто, где хранится его добро. Жаловался своему соседу Тянь-Шаню:

"Кабы сын у меня был помощник, устерег бы тогда я свое добро от людского ока".

И вот сбылось желание старика. Родила ему жена Ледяница сына. Малой каплей вынырнул он из каменной щели в котловине и давай, давай расти — не по дням, а по часам. Да таким молодцем-богатырем обернулся, любо-дорого посмотреть. Сила в нем так и играет, так и кипит.

Тесно стало молодцу Иртышу в затишном отцовском гнезде. Всю котловину изрыл он вдоль и поперек. И прозвали его за это землероем-Иртышом.

"Уйми ты своего молодца. Житья не стало. Что ни день, кого-нибудь водяной петлей обовьет, камни сносит, борозды точит — всех нас изотрет", — плакали скалы.

Покачал снеговой шапкой Алтай, насупил брови и давай корить сына:

"Чего - буйствуешь? Ты бы лучше подумал да поучился, как отцово добро беречь".

"Выпусти ты меня, отец, на волю. Тесно мне в горах, как в темнице. Не сторож я добру твоему. Какой прок от него, коли похоронено оно в камне", — ответил ему Иртыш.

И случись в ту пору: пролетал мимо старый беркут. Услышал, как спорят отец с сыном, не утерпел и опустился на берег, прильнул к студеной иртышской волне и шепнул:

"Прав ты, молодец, давно пора тебе уйти из гор, силу попытать. Давно ждет, не дождется тебя красавица-богатырша Обь..."

И решил Иртыш бежать с гор.

Темной ночью, когда звезды укрылись от ветра в затишок, а луна закуталась в облако да поеживалась там от холода, разбежался Иртыш, прыгнул и вырвался из котловины в ущелье, разметал, разворотил там камни, что лежали поперек пути, и давай, давай пробиваться вперед.

Проснулся на заре старик Алтай, умылся туманом и только хотел сыну доброго утра пожелать — а сына и след простыл.

Разгневался старик, разбушевался, растрепал и пустил по ветру свои снежные космы, поднял буран и давай вдогонку беглецу швырять скалы. Да только не догнал сына.

А Иртыш не оглядывался, бежал все вперед и вперед и вырвался из гор. Куда ни глянь — ровной скатертью разметалась земля — во все стороны путь свободен.

Призадумался Иртыш: в какую сторону путь-дорогу держать, где красавицу Обь искать. Остановился он, закручинился и слезу горючую пролил.

Пролетали в то время над степью три сестрицы чайки. Увидали молодца в кручине, приникли к его груди и спрашивают:

"Почему, Иртыш, пригорюнился, слезу озером по степи разлил?"

"Да как же мне не горевать, слез не лить? Во все стороны дороги расходятся, и не знаю я, в какую сторону мне путь держать, где Обь красавицу сыскать?"

Помахали чайки крыльями, покачали головами и сказали:

"Спору нет — велика твоя кручина. Да только можно горю помочь. Ту красавицу Обь мы встречали. Держит путь она на полуночь, к Ледовитому морю-океану".

Обрадовался Иртыш и покатил в полунощную сторону — к морю-океану. А на том месте, где пролил он слезу, озеро осталось — Зайсаном прозвал это озеро народ.

Только разбежался Иртыш, чтобы поскорее свидеться с Обью, а навстречу ему камень ползет. То старик Алтай выслал погоню, чтобы сына-беглеца по дороге перенять.

Спешит Иртыш, торопится от камня убежать, а тут еще к нему веселая речонка Бухтарма привязалась. Подобралась — и ну ласкаться. А сама так и бурлит, так и петляет.

"Прими меня, брат Иртыш", — просит Бухтарма.

"Не до тебя, — отмахнулся Иртыш, — видишь, отцовы горы меня настигают".

Захныкала Бухтарма: "Куда же мне теперь деваться, куда воды свои понести?"

Пожалел Бухтарму Иртыш и сказал: "Ладно, будь мне сестрой", — и принял ее.

А алтаевы посланцы по пятам за Иртышом гонятся, уже дорогу начали перебегать, в воду крутыми боками бухнули, сжали, сдушили, да только не сумели они возвратить беглеца.

Понатужился Иртыш, присобрал свою силу, да как вскинулся вперед и вырвался из каменных лап. Так и остались скалы тут стоять да дивиться силе Иртыша. До сих пор стоят, боятся старику Алтаю на глаза показаться.

А Иртыш снова вышел в степь. Конца и краю той степи не было. Солнце выжгло ее травы, высушило земли, выгнало испарину соленую.

"Ну-ка, испей моей водицы", — сказал Иртыш и разлился широко, привольно.

Обрадовалась степь и приникла к иртышской воде горячим сухим телом.

А Иртыш все дальше и дальше уходит на север. И всюду, куда ни приносил он свою воду, оживала земля.

"Не хочу я хоронить свое добро только для себя, как старик Алтай", — говорил он.

И вот настал день, когда встретился Иртыш с красавицей Обью. Еще издалека увидел он, как изогнулась она дугой в его сторону.

"Как раз по мне красавица-богатырша!" — сказал Иртыш и притянул Обь к себе, обнял, и слились две реки в одном русле и потекли к Ледовитому морю-океану.

С тех пор идет у них спор "кто чей приток — Иртыш ли Оби или Обь-Иртыша". Но ведь заставил же молодец Иртыш богатыршу Обь течь по своему пути.

Ведущий: А вот какая легенда существует о возникновении реки Обь.

3. Ученик: «Легенда о возникновении реки Обь» 

Алтайская равнина лежит средь гор и рек.

Алтая то богатство. Он хан из века в век.

Но главное богатство – красавица Катунь.

Любима дочь, лишь мужа не выбрал толстосум.

Бий проживал с ним вместе, был просто пастухом.

В него Катунь влюбилась, легенда вся о том...

Всё было очень скрытно: отец того не знал

И женихов богатых для доченьки искал.

Любовь, увы, не шутка! Его родная дочь

Однажды убежала, следы их скрыла ночь.

Отец проснулся утром, а дочки рядом нет.

Напрасно все искали, как будто канул след.

Кто беглецов поймает, сказал великий хан,

Тот зятем моим станет, и это не обман!

В погоне его войско. Как беглецов догнать?

Но каждый воин хочет родным для хана стать.

Погоню вдруг почуяв, Катунь стала рекой,

С тех пор все люди видят красавицу такой.

А Бий бежит навстречу, с любимой на века

Соединится хочет, он не пастух – река.

Соединились вместе, как будто одна плоть,

Река там появилась, назвали её Обь.

Погоня превратилась в туман над той рекой.

Алтай-отец не думал об участи такой.

От горя, словно камень, Алтай могучий стал.

Народ Белухой гору в честь той любви назвал.

В голубизну Алтая вглядись, увидишь сам.

Стоит, взгляд привлекая, гора под снегом там. (А. Гаврюшкин)

Звучит песня «Над Обью»

Ведущий: По общей протяженности Иртыш превосходит даже такие крупные реки Сибири, как Енисей и Обь. Общая длина реки от истока Черного Иртыша до Оби 4331 километр.
Длина Оби от места слияния Бии с Катунью — 3676 километров.

Истоки Иртыша находятся в покрытых снегами и ледниками хребтах Монгольского Алтая. Стремительно спускаясь с гор, река в верхнем течении с силою размывает берега, что и нашло отражение в ее названии. В переводе с тюркского языка слово «Иртыш» означает «роющий землю».

4.Ученик: «Люблю Иртыш в вечерние часы»  

Люблю Иртыш в вечерние часы.  

Вон вспыхнул бакен, сумраком зажженный,

И на краю белеющей косы

Притих рыбак, блесной вооруженный.

Прошел буксир с тяжелою баржой,

С цветами в рубке, с музыкой прощальной,

И куличок, как будто всем чужой,

Заплакал вдруг на отмели печальной... (Т. Белозеров)

Ведущий: В пределах Западно-Сибирской равнины Иртыш приобретает характер равнинной реки: медленно и спокойно несет он свои воды в широкой, хорошо разработанной долине.  В нашем округе длина Иртыша составляет 1174 километра. Ширина русла 600 — 700 метров, а на севере, где Иртыш принимает многочисленные притоки, нередко достигает 900 — 1000 метров. Глубина реки колеблется от 6—15 метров в плесах до 2—3 метров — на перекатах.   Здесь все время работают суда-землесосы, углубляющие русло.   Правый берег реки высокий, крутой, нередко изрезанный оврагами и балками, левый — пологий, постепенно переходит в левобережную равнину. В среднем и нижнем течении Иртыш имеет смешанное питание с преобладанием снегового. Поэтому максимальный сток и наиболее высокий уровень реки наблюдается во время таяния снега. Обычно в это время уровень воды в реке поднимается на 3—4 метра, а в годы, когда снегу бывает особенно много, даже на 6—7 метров. Вышедшая из берегов вода разливается на десятки километров. Смотришь с высокого берега и, кажется, что нет ни конца, ни края этому водному пространству.  

5. Под звучание  национального мансийского  инструмента санквылтап  ученик читает эпизод о воде из книги мансийского писателя Ювана Шесталова «Большая рыба».

Вода… Почему я отношусь к ней с каким-то неизъяснимым трепетом, будто передо мной если не дух, не бог, то какое-то живое существо, перед которым я благоговею? Не от предков ли подобные ощущения? Для предков моих река кормилица, казалась волшебным духом, богом…

И чем могла казаться древнему человеку река, которая вечно куда-то стремилась, бежала, сверкая гладью, то бушуя волнами, то разливаясь, как море, то сужаясь до небольшой речки, которую можно перейти вброд, река, которая то благодетельствует человеку, даря ему рыбу, то в гневе вредит ему, поглощая его вместе с лодкой в своих водах и стремнинах?.. Огромным живым существом казалась река моим предкам. И в каждой реке, в каждом водоёме  были свой водяной царь или водяная царица… Им приносились жертвы. Даже я помню, как мама моя, проезжая некоторые плёса реки, бросала в воду то монету, то колечко, то волос с головы, а то просто слово скажет. Вода, как всякое живое существо, любит доброе слово…У всякой реки, большой или малой, есть своё слово – имя.

Ведущий: Издавна на берегах сибирских рек селились ханты и манси. И река для них была единственным источником жизни. Они ловили рыбу, заготавливали её впрок. Женщины воспевали в своих песнях реки и благодарили их за то, что они дают жизнь.

У нас в гостях представительница малочисленных народов Севера Шульгина У.Н. Эта замечательная женщина бережно хранит традиции хантыйского народа и передаёт их грядущим поколениям в своих стихах и песнях, которые сама слагает и исполняет.

Исполняется песня на  языке народов ханты, восхваляющая величие реки, ее многоводность.

 Ведущий: В летние месяцы температура воды в Иртыше сравнительно высокая — +19, +22°. В сентябре она начинает заметно понижаться, а в конце октября — начале ноября Иртыш замерзает. Мощный ледяной покров сковывает реку почти на полгода.   Вскрытие реки происходит в конце апреля — начале мая. После долгой зимы весенний ледоход на Иртыше представляет величественное зрелище, особенно в первый период, когда река с огромной силой ломает свои ледяные оковы. С шумом и грохотом несутся по ней огромные глыбы льда, сталкиваются, громоздятся одна на другую, образуют грозные заторы, которые можно устранить только с помощью взрывов.

 6.Ученик: стихотворение «Седой Иртыш».

Седой Иртыш, воспетый звучной

Струной и рифмой золотой.

Из глубины веков дремучих

Несёшь волну ты за волной.

Седой Иртыш, когда- то чёрный

Теснимый горною стеной

К равнине вышел убелённый

Познавший мудрость сединой.

Тебе  бы помнить, как рождённый

 Нестройным звоном ручейков

Но силой каждого вскормлённый

Объятья каменный оков.

Прорвал! И вот уже бросает

В поток кипящая волна

Песок и  щебень разбивая

Валун, приподнятый со дна.

Тебе б унять на миг теченье

Порок безмолвья превозмочь

И языком нравоученья

Заблудшим в крайностях помочь.

Не опустить покорно руки

В потоке жить, понять умом

Как не легко, на сильных духом

Надеть позорное ярмо!!!

 

Ведущий: Река Иртыш является важнейшей транспортной магистралью Западной Сибири. День и ночь идут по ней караваны судов с лесом, нефтью, зерном, строительными материалами и другими грузами.
Богат Иртыш и гидроэнергией. В верхнем течении его мощный поток уже вращает турбины двух крупных гидростанций — Усть-Каменогорской и Бухтарминской, — первых ступеней будущего Иртышского каскада. Придет время, и миллиарды киловатт-часов дешевой иртышской энергии потекут по проводам в города и села Западной Сибири и Казахстана.
Наиболее крупными притоками Иртыша  - являются реки  Омь, Тара, Ишим, Тобол…,    
Крупные притоки Иртыша, как и сам Иртыш, имеют смешанное питание, весенний паводок и надолго замерзают в холодное время года.

7.Ученик: Стихотворение о реке Иртыш. (Надя Костина.)

На Иртышском крутом берегу              

Годы детства свои вспоминаю,

В своей памяти я берегу

Все богатства сибирского края!

Почему же река обмельчала?

Утомленно, печально течёт,

Не играет волна, как бывало,

Свои песни Иртыш не поёт.

Что случилось с рекою и с нами?

Заросли камышом берега,

Не сияет фарватер огнями,

Серебром не сверкает вода.

И могучий Иртыш, поседевший,

Повидавший за эти века,

Он по нашей вине обмелевший

С той поры, от времен Ермака.

Вместе с ним, через годы и время,

Видев радость и скорбные дни,

Разделяет тяжёлое бремя

Город мой, что стоит на Оби.

Распрямитесь сибирские ели!

Не боясь ни пурги, ни огня,

Пусть утихнут  исчезнут метели

И воспрянет Россия моя!                     М.Яворский      

                                                                                                                            Ведущий: В районе города Ханты-Мансийска Иртыш сливается с рекой Обь. Обь красивая могучая река, которая несёт свои воды к Северному Ледовитому океану.

(Звучит песня «Про Ханты-Мансийск»)

8.Ученик: стихотворение

Голубой небосвод, река голубая.

Обь - река ты моя, холодная такая.

Обь - река глубока, широки твои разливы,

Жаль, что нет по берегам лишь плакучей ивы.

Идёшь по бережку, тобой не налюбуешься.

Среди долин, лесов течёшь, красуешься.

Своё величие ты сохранишь навек,

С тобой в гармонии сольётся человек.

Склоню колено я перед водой твоей,

И на душе, поверь, становится теплей.

Уйдёт тоска, печаль мне не догнать,

Ведь мне, река, ты как родная мать.

 С тобою мыслями я сокровенными делюсь,

В просторе вод твоих я на себя смотрюсь.

Хоть старше ты меня, но от души хочу сказать:

«Река моя, мне очень хочется, летать»

9.Ученик: стихотворение  «Обь»

Обь родная – как еще теплее

О тебе в стихах сказать смогу?

Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу,

Летом – вся блестя, зимой белея,

В твердом льду и в дымчатом снегу.

Знать, не зря кормилицей назвали

Мы тебя – не раз твоею лишь

Добротой мы, ханты, выживали…

И богатства перечтешь едва ли

Те, что ты за пазухой хранишь.

Лишь с весной освободятся воды,

Ты подъемлешь баржи, теплоходы,

Островами движутся плоты…

Города, поселки и заводы

На себе на север тащишь ты… (А. Пономаренко)

Ведущий: Западная Сибирь - великая равнина, тысячекилометровые водные магистрали. Могучая Обь и великий Иртыш - державные реки Сибири.   Вместе они более века несут  свои воды в океан.

По берегам рек строятся города, речные порты. Реки являются для населения порой единственным способом передвижения, а так же кормилицей для всех народов, проживающих на их берегах. Берегите дети природу, чтобы будущее поколение могло радоваться её красоте и несметным богатствам!

В заключение  нашего мероприятия звучит  песня «Цветок Сибири».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ООМ. Пресноводные водоёмы. Река. Части реки.

В основе разработки урока лежит учебник «Окружающий мир», автор О.Т. Поглазова. Урок направлен на формирование у учащихся представления о различных водоёмах, умения квалифицировать водоёмы по происхож...

Рождение реки. Реки-первые дороги.

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе. Программа "Начальная школа XXI века". Урок изучения нового материала, который отражает все требования современного урока. В уроке использован и поисковый,...

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (презентация)

Презентация сопровождает урок по истории и культуре города Санкт-Петербурга. Конспект урока размещён на сайте....

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (конспект)

Методическая разработка урока по истории и культуре города Санкт Петербурга для учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Урок может быть использован в качестве внеклассного занятия. К конспекту пр...

Урок по Окружающему миру. Наши реки. Реки Санкт-Петербурга.

Наши реки. Реки Санкт-Петербурга.Изучение разнообразия водных просторов России, их значение в жизни людей.УМК «Перспектива». Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х част...

Тест по окружающему миру 2 класс Тема «Река. Части реки».2100

Тест по окружающему миру 2 классТема «Река. Части реки».2100...