Классный час "4 ноября – День народного единства"
классный час (4 класс) по теме

Абросимова Светлана Александровна

В настоящее время в России отмечаются 7 основных государственных праздников. Среди них есть праздники, которые остались от предыдущих исторических эпох. Таковым праздником является – День народного единства, который все россияне празднуют 4 ноября с 2005 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_edinstva.doc557.5 КБ

Предварительный просмотр:

Абросимова Светлана Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

4 ноября –

 День народного единства

классный час

Абросимова С.А.

                                         2008 год

Тема: 4 ноября – День народного единства.

Цели:

  1. познакомить учащихся с историей возникновения государственного праздника;
  2. расширять и обогащать кругозор учащихся, словарный запас;
  3. прививать интерес к истории нашей Родины.

Оборудование: плакат «Памятник Минину и Пожарскому»; книга-справочник «Моя родина – Россия».

Ход мероприятия.

  1. Оргмомент. Проверка готовности учащихся.

  1. Вступительное слово учителя.

- В настоящее время в России отмечаются 7 основных государственных праздников. Среди них есть праздники, которые остались от предыдущих исторических эпох. Таковым праздником является – День народного единства, который все россияне празднуют 4 ноября с 2005 года.

- А что означают слова «единство», «народный»?

- Назовите столицу нашей России.

  1. Рассказ учителя об истории возникновения государственного праздника - 4 ноября.

В жизни россиян появился новый государственный праздник. Его дата – 4 ноября – символизирует окончание Смутного временив конце ХVI – начале ХVII в. Именно в этот день, осенью 1612 года, иноземные захватчики были изгнаны из столицы России – Москвы. Представители различных национальностей и вероисповеданий объединились против грозного врага. В результате в стране наступил гражданский мир.

        В один из осенних дней 1611 года жители большого торгового города Нижнего Новгорода по призыву набата собрались на рыночной площади. Здесь им зачитали полученную из Москвы грамоту, в которой говорилось о страданиях русского народа, о бесчинствах и насилиях иноземных захватчиков – поляков и шведов, вторгшихся в страну. Москва просила помощи и призывала к борьбе. Нижегородцы с состраданием отнеслись к известию о бедствиях родной земли. Перед земляками выступил земский староста, купец, торговец мясом Кузьма Минин. Нижегородцы хорошо знали  и глубоко уважали его за большой практический ум, твёрдую волю, организаторский талант. Минин призвал своих сограждан выступить против разорителей русского государства и положить конец их злодеяниям: «Если захотим помочь Московскому государству, не пожалеем ничего, дворы свои продадим, жён и детей заложим, чтобы спасти Отечество! Дело великое, но мы совершим его». Государственный совет из представителей всех слоёв населения руководил сбором средств и призывом ратных людей. Сам Минин отдал большую часть своего имущества, украшения своей жены, золото  и серебро с икон. Люди несли деньги, драгоценности, одежду, оружие. Бедняки срывали с груди кресты. Потом по предложению Минина был установлен обязательный сбор: «третья или пятая часть деньга» от всех пожитков и промыслов.         Казначеем и распорядителем всех средств стал сам земский староста, «выборный человек от всей земли».

        Нужно было избрать также военного предводителя будущего народного ополчения. Начальником земского ополчения был приглашён один из лучших военачальников того времени, известный своей храбростью и честностью «стольник и воевода» князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

        Начался набор ратных людей в ополчение. Из Нижнего Новгорода по городам рассылались грамоты с призывом помочь «очищению Московского государства». Из разных мест спешили в нижний Новгород добровольцы: служивые и посадские люди, крестьяне, стрельцы, казаки. Здесь их формировали в отряды и обучали военным навыкам. Вместе с русскими в ополчении участвовали татары, марийцы, чуваши и другие народы Поволжья.

        В январе 1612 года Минин и Пожарский повели свою рать не сразу в Москву, а сначала вверх по Волге к Костроме, а затем в Ярославль. Там к ним присоединились местные ополченцы и партизанские отряды. Теперь в распоряжении Минина и Пожарского была многочисленная и сильная армия. В неё входили  «из всех городов, всяких чинов выборные люди» Земское ополчение оставалось в Ярославле около 4 месяцев. Здесь происходило создание центральных правительственных учреждений, собирание сил и средств для самого ополчения. Вокруг ополчения объединились больше половины тогдашней России. В городах работали местные советы из представителей всех слоёв населения, а из Ярославля назначали воевод. Также там был создан «Совет всей земли» из представителей с мест и представителей  от служилых людей, составлявших ополчение. Вместе с руководителями ополчения Совет стал временной верховной властью в стране.

        В это время польский король Сигизмунд, осуществивший интервенцию, спешно собирал силы. На выручку сидевшему в Кремле польскому гарнизону двинулось 12-тысячное отборное войско с опытным предводителем гетманом Ходкевичем. Навстречу гетману в конце июля 1612 года из Ярославля выступили главные силы ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Ополчение подошло к Москве и заняло позиции у Арбатских ворот, преградив путь к Кремлю с запада, со стороны Смоленской дороги, откуда должен был подойти Ходкевич. К Пожарскому присоединились казаки во главе с князем Д.Трубецким, который был участником первого ополчения.

        На следующий день на Поклонной горе появились войска Ходкевича. Правильным строем под барабанный бой шла наёмная венгерская конница, немецкая и польская пехота. Им противостояло около 8-10 тысяч ополченцев. Но у русских воинов было огромное преимущество. Они боролись за свою родную землю, за Родину, за её независимость, были готовы стоять до конца и умереть за правое дело. Ополченцы надевали чистые рубахи, прощались друг с другом. Все дни осады и боёв в русском стане находилась икона  Казанской Божьей Матери, вселяя в воинов веру в победу.

        22 августа, переправившись через  Москву-реку у Новодевичьего монастыря, Ходкевич начал наступление. У Чертольских ворот (ныне Кропоткинская площадь) жестокий бой длился около 8 часов, в результате враги были отброшены с большими потерями. Основное сражение произошло 24 августа. Ходкевич решил пробиваться к Кремлю через Замоскворечье. Туда же переместил часть своего войска и Пожарский. На рассвете конница Ходкевича стремительно обрушилась на отряды ополченцев. Пошла в наступление и вражеская пехота. Русские ополченцы стойко и самоотверженно отбивали атаки врага. Не раз разгорался ожесточённый рукопашный бой. В передних рядах, воодушевляя своих воинов, сражался сам предводитель ополчения. Самыми жаркими были схватки в районе улиц Пятницкой и Большой Ордынки. Казачий «острожек» - укреплённое место на Пятницкой улице – несколько раз переходил из рук в руки. В его защите принимали участие и московские жители, в том числе женщины и дети.

        Сражение продолжалось около 15 часов, силы ополчения были на исходе. И тут Минин совершил замечательный воинский подвиг. Взяв у Пожарского несколько сотен всадников, он переправился с ними через Москву-реку у Крымского брода и ударил во фланг неприятельского войска.

        В лагере врага началась паника. Интервенты потерпели полное поражение. От всего войска осталось около 400 человек. Русские захватили обоз, пушки, знамёна. Ходкевич с остатками своих войск отступил к Донскому монастырю, а на следующий день бежал, «браду свою кусая зубами и царапая лицо ногтями…» 22 октября приступом был взят Китай-город, а через несколько дней, не выдержав голода, вражеский гарнизон, окружённый со всех сторон, сдал Кремль. Москва была освобождена. Народы России, тесно сплотившиеся для борьбы с врагом, спасли свою землю от иноземного порабощения.

        4 ноября, день освобождения Москвы многонациональным ополчением Минина и Пожарского от иноземных интервентов, с 2005 г. отмечается как государственный праздник – День народного единства.

  1. Беседа по вопросам.

- Что означает дата 4 ноября?

- Почему Москва просила о помощи?

- Кто такие Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? Чем они занимались?

- Какой воинский подвиг совершил Кузьма Минин?

- Каким образом народы России спасли землю от иноземцев?

  1. Итог мероприятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "4 ноября - день народного единства"

Этот классный час, посвященный Дню народного единства и освободителям нашей земли от иноземных захватчиков Минину и Пожарскому, с презентацией может облегчить подготовку учителя к соответствующему уро...

Классный час на тему:"4 ноября- День народного единства и примирения"

Классный час на тему:" 4 ноября- День народного единства и примирения".Цель:  углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; содействовать усил...

Классный час "4 ноября - День народного единства и примирения"

Классный час проводится с учащимися 1 -го класса...

Классный час: «4 ноября – День народного единства и примирения »

4 ноября Россия отметила государственный праздник – День народного единства.     Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиг...

Классный час для 1 класса "4 ноября - День народного единства"

В разработку входит констект занятия, презентация....