Путешествие по старому лесу
классный час (3 класс) по теме

Внеклассное мероприятие направленное на воспитание бережного и уважительного отношения к природе и её обитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_v_gpd.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гредякинская основная общеобразовательная школа»

« Путешествие по старому лесу»

(внеклассное мероприятие)

Воспитатель ГПД:

Масловская Елена Николаевна

Гредякино 2013

Цель: воспитывать любовь и уважение земле; довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе,  любви к животным.

Оборудование: ветки деревьев и кустарников, муляжи или открытки с изображениями жуков, грибов, цветов. Запись звуков леса, дождя, ветра, фонограмма голоса птиц.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не аукать, не кричать, а просто тихо-тихо пройти по лесной тропе?  В таком лесу можно увидеть много интересного: и зайца, и белочку-хлопотунью, и как работают дятлы или как мыши тащат в свой дом травку, как паучки плетут паутинку, как пчелы собирают сок-нектар и многое, многое другое.

Воспитатель: Скажите, вам нравится гулять по лесу?  Почему?

Дети: В лесу летом прохладно, поют птицы. Можно собирать грибы, ягоды, отдыхать или просто гулять.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и мысленно перенестись в летний лес, на берег реки. При этом включает запись аудиокассет «Голос птиц», «Журчание воды». Затем обсудить ощущения  детей.

Девочка: Русский лес! Берез листва,

Пенье птиц и тишина…

Зов ветров и ширь полей.

Лучше не найти, поверь!

 Это все твое, и ты – властелин своей земли!

Воспитатель: Всем и всему на Земле есть место. Природа наш общий дом.

Чтец: О, люди! О, люди!

Как вы допустили,

Вы самое главное

В жизни забыли,

Забыли о том,

Что природа - ваш дом,

А в доме не убрано,

Грязно жить в нем.

Текли, извиваясь, речушки-сестрицы,

А вы посмотрите, что с ними творится?

Завалены  мусором,

Нефтью залиты.

О, люди! О, люди!

Ну, что вы творите?

Зачем обижаете маленьких птичек?

Зачем пестрых бабочек ловите в поле?

Все звери и птицы хотят жить на воле,

Но скоро вы их не увидите боле!

Деревья редеют. А что за причина?

Ребята гурьбой отдыхали в лесу.

Костер разожгли, пили, ели, смеялись,

Собрали вещички, домой разбежались.

Костер не потушен. Зачем суетиться?

Скорее домой. А пожар приключился!

Не мучьте меня, задыхаюсь от боли.

Что делать, не знаю,

И жить - то мне как?

О, люди, зачем поступаете так?

Воспитатель: Нам, людям, давно стоит задуматься над этим. Многие поступки человека наносят вред природе и ее обитателям.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы отправиться в путешествие по старому лесу.

Воспитатель: Первая станция на нашем пути - станция «Кукушкино гнездо».

По ходу путешествия учитель вывешивает на доску рисунки

станций.

Пойманная птичка.

Дети: А, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети;

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете!

Птичка: Ах, зачем, зачем я вам,

Миленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети!

Дети: Нет, не пустим, птичка, нет!

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями...

Птичка: Ах, конфет я не клюю,

Не люблю я чаю:

В поле мошек я ловлю,

Зернышки сбираю ...

Дети: Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке;

А у нас-то в золотой

Будешь жить ты клетке!

Птичка: О! Не бойся: в теплый край

Улечу зимою. А в неволе - светлый рай

Будет мне тюрьмою.

Дети: Птичка, птичка!

Как любить Мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить:

Все б тебя ласкали.

Птичка: Верю, детки; но для нас

Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Дети: Правда, правда!

Птичка, ты

Не снесешь неволи ...

Ну, так Бог с тобой - лети

И живи на воле!

Кукушка и воробей

Воспитатель: Ребята, у меня есть небольшая сказка в стихах. Называется она «Кукушка и воробей». Но прочитать эту сказку одной мне не хочется. Гораздо интересней ее прочитать при вашем участии. Я попрошу левую часть класса громко произнести слово «Кукушка». Приготовились!

Учитель делает взмах рукой, ребята, сидящие в левой половине класса, громко произносят:

- Кукушка!

- Теперь попрошу правую часть класса по взмаху моей руки громко сказать: «Воробей!» Приготовились!

Репетируют.

-  Очень хорошо. Итак, начинает чтение левая сторона, вот эта, громко произносит: «Кукушка!»; по взмаху правой руки правая сторона говорит: «Воробей!» Будьте внимательны!

Жила-была одна Кукушка

И жил-был старый Воробей...

Как лента узкая, речушка

Лишь разделяла двух друзей.

Наш Воробей имел свой угол

В лесной сторожке, над окном,

Он бал известен всей округе

Как лучший врач в краю лесном.

Лечил он птиц и насекомых –

Козявок, бабочек, стрекоз...

Среди больных - его знакомых –

Был даже сам почтенный дрозд.

Ну, а Кукушка не из знатных

(Она в глуши лесной жила).

Зато у птиц - подруг пернатых –

Вещуньей доброю слыла...

Пестра, нарядна, как игрушка,

Встречая радостно гостей,

Была горда весьма Кукушка,

Когда в гостях был Воробей.

Но как-то раз моя вострушка

Спор подняла среди друзей.

«Полезней я!» - кричит Кукушка.

«Нет, я!» - щебечет Воробей,

Сова, кукушкина подружка,

Всем говорила: «Верьте ей:

Три дня проплакала Кукушка,

Не плакал только Воробей...»

Прошла зима, весна и лето,

Промчалась осень им во след.

Ну, а друзья за время это

Не помирились еще, нет...

Давно не слышала опушка

Веселый шум лесных друзей:

Была упрямою Кукушка,

Настойчив был и Воробей...

Однажды белка увидала:

 Лежит Кукушка на боку...

«Неужто птица захворала...

Кому ж кричать теперь: «Ку-ку»?

И впрямь, лежит в жару Кукушка,

А пульс то чаще, то слабей,

Болит живот, крыло и ушко.

Ах, где ты, доктор Воробей!..

А Воробей, узнав про горе,

Поник печально головой.

Забыв о тягостном раздоре,

Спешит на помощь он к больной...

Болезнь прошла, жива старушка.

И вот опять среди друзей

На солнце греется Кукушка,

А рядом - доктор Воробей!

Воспитатель: Ребята, кто из вас помнит, из-за чего поссорились Кукушка и Воробей?

(Дети отвечают).

- Правильно, Кукушка и Воробей поспорили между собой, кто из них полезней. Кто же, по-вашему, из них полезней - кукушка или воробей?

(Дети отвечают).

-  Совершенно верно! И кукушка, и воробей полезны! Полезны тем, что уничтожают вредных для полей и лесов насекомых.

Для проведения этой игры учитель может подготовить две таблички с рисунками. На одной табличке может быть нарисована кукушка, на другой- воробей.

Когда дети должны хором подхватывать то или иное слово, учитель показывает им соответствующий рисунок.    

Воспитатель: Очень часто приходится видеть, как мальчишки обижают птиц. Камнями в них кидают, из рогаток стреляют, гнезда палками разоряют. А задумывались ли вы над тем, какую пользу приносят птицы? Птицы разносят косточки ягод в разные места. Потом на тех местах вырастает рябина, клюква и другие растения.

Без птиц в лесу было бы скучно и пусто. Давайте послушаем, что они сами нам об этом скажут.

(Воспитатель включает магнитофонную запись «Голоса птиц»).

Станция «Цветочная поляна»

Детям предлагается коллекция полевых цветов (на карточках или в гербарии), название которых они должны определить. Среди прочих должны быть цветы, занесенные в Красную книгу. Например, тюльпан  Шренка.

На втором этапе детям предлагается вспомнить как можно больше лекарственных трав.

Станция «Родник»

Воспитатель: Невозможно представить себе жизнь без воды. Но и здесь человек обижает природу.     

                                       

 РОДНИК

Ученик: В угоре за деревней –

Заброшенный родник.

Свалил в него коренья

Какой-то озорник,

Какой- то неумеха

Дырявый свой сапог,

Ученица: А я о том не знала,

Я дома не была,

А то бы им попало

За грязные дела!

Печаль твоя понятна,

Звоночек мой родной!

Бегом бегу обратно

За заступом домой.

Наверно, ради смеха

Поставил в желобок.

А этот - камень кинул,

А этот - палкой ткнул,

Насыпал липкой глины,

Ушел и не взглянул.

И яростно копаю,

И весело пою,

И струйка голубая

Спешит в ладонь мою.

Несу по огороду

На утренней заре

Серебряную воду

В серебряном ведре.

О. Фокина.

Воспитатель: Ребята, как я рада, что у родничка нашлись друзья, которые выручили его из беды.

А теперь я предлагаю вам прослушать поучительный рассказ.

Для чего говорят: «Спасибо!»

По лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

Вы зачем сказали ручью «спасибо»? - спросил он дедушку.

Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы - люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово? Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...

Воспитатель: Вот такая история. Ребята, а вы догадались, кому нужно это слово?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Загадка

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ручей).

Воспитатель: Реки, озера, пруды и другие водные источники приносят неоценимую пользу. Но часто случается так, что человек забывает об этом. Ученик:

Река

Лентой изумрудной

Вдаль течет река.

Вся горит под солнцем,

Но уже мелка.

Раньше в этом месте

Плыли корабли,

А теперь и лодка

Сядет на мели.

Скоро речка высохнет.

Зарастёт травой.

Обыватель молча

Лишь махнет рукой.

Олег Фрагин.

Воспитатель: Ребята, расскажите, как надо себя вести на водоемах, чтобы они подольше служили людям и оставались чистыми (Дети рассказывают).

Станция «Древесное семечко»

Воспитатель: Лесные деревья, если бы умели говорить, обязательно бы пожаловались, что многие дети без причины обламывают ветки, кору ножом ковыряют. А то и совсем малые, неокрепшие деревца из земли с корнем вырывают.

А ведь деревья человеку только пользу приносят. Воздух очищают, красоту и уют создают. Согласитесь, станет плохо, если с Земли исчезнут все деревья! Ученик:

Верный друг

Протянуло ветку

деревце в окно: -    

От моей вам тени,

люди, не темно?

Никому обидеть

их не разрешу!

Деревцу я землю

в лунке разрыхлю

Нет, она от зноя

нас убережет,

От нее к нам в окна

ветерок течет.

Деревце довольно,

плещется в окно.

И лопочут листья,

шепчутся: «Шу-шу...».

И полью водою,

стволик побелю.

Утром друг мой веткой

постучит в окно.

«Здравствуй, просыпайся!

Жду тебя давно!»

Л. Склярская.

Игра «Кусты и деревья»

Сев на стул лицом к классу, учитель обращается к ребятам:

- Вы были когда-нибудь в лесу? Ребята отвечают:

- Были.

- Скажите, какие бывают в лесу деревья? Кто знает?

Слышатся ответы:

- Береза, клен, сосна и т.д.

- Правильно... А не скажите ли вы, какие бывают сосны? Покажите... Ребята показывают руками, что сосны высокие.

- А какие бывают кусты? Покажите!

Ребята, опустив руки вниз, показывают, какой высоты бывают кусты.

-  Хорошо... Теперь я проверю, помните ли вы, какие бывают сосны и какие бывают кусты... Покажите сосны!

Сказав «сосны», учитель одновременно поднимает вверх руки. Ребята делают то же самое.

- Кусты?

Мучитель, и ребята опускают руки вниз.

- Сосны? - снова спрашивает учитель. Ребята поднимают руки вверх.

- Сосны? - повторяет вопрос учитель.

А сам в это время опускает руки вниз. Несколько   человек в классе

делают то же самое.

-  Вот так сосны! - укоризненно качает головой. - Раз, два, три, четыре, пять.... Шесть человек ошиблись: двое на этой стороне класса и четверо на другой. Правая сторона класса  будет состязаться с левой.

Какая команда совершит меньше ошибок, та и выиграет. Начинаем!

Учитель продолжает игру, время от времени делая движения, которые противоречат сказанному им. Ошибки играющих подсчитываются для каждой команды в отдельности. Выигрывает, в конечном счете, та сторона класса, у которой окажется меньше ошибок.

Станция «Лужайка»

Воспитатель: Скоро наступит лето. Вы обязательно отправитесь на прогулку в лес. Будете играть на полянах и цветочных лужайках. И здесь вы не должны забывать о насекомых, лесных жителях, травах и деревьях.

Вот послушайте одну историю, которая приключилась с моим знакомым Антошкой. Я начну рассказ:

Сгреб кузнечика рукой

На лугу Антошка,

В кулаке принес домой:

«Спой мне, хоть немножко...

Ты ж весь день до темноты

 На лугу стрекочешь.

Почему же в банке ты

Петь совсем не хочешь?»

Но кузнечик тих и нем,

Лишь скребется в донце,

Будто жалуется всем:

«Грустно мне без солнца.

Мне стеклянный этот круг

Холоден и тесен!

Отпусти меня на луг,

В мир цветов и песен!

Приходи ко мне потом.

Я тебе за это,

Не смолкая, день за днем

Буду петь все лето».

- Отпусти меня, Антошка! Мне так хочется поскакать по зеленой травке.

- Извини меня, кузнечик. Отпускаю тебя.

Поймал кузнечика в траве,

А он вдруг заскучал.

Он ничего не пил, не ел

Ив склянке петь не стал

Когда я выпустил его

Среди травы опять,

Он вновь про лето и про степь

 Мне начал распевать.

В. Полынок.

Вот такая история произошла с Антошкой. Ребята, а вы что-нибудь поняли из этой истории?

Дети отвечают, а затем читают стихи.

              Про ежа

Тропкой в лес иду спеша –

Отпустить хочу ежа.

Я нашел его вчера.

 Жил со мной он до утра.

А теперь назад несу,

Пусть опять живет в лесу.

Он, наверно, жил под елкой,

Потому что тоже колкий.

В. Мавродиев.

Бабочка, давай дружить!

Веселее в дружбе жить.

Есть в саду у нас цветы

 Полегай над ними ты!

Ну, а дождь пойдет над садом –

Волноваться зря не надо!

Ни о чем не беспокойся –

Под моей панамой скройся!

А. Сарсеков.


Станция «Листок»

Понадобятся листья деревьев из бумаги разной формы и шаблоны к ним. Каждая отдельная буква фразы: «Люди, берегите природу!» -пишется на листьях деревьев.

Количество букв соответствует количеству листьев. Каждый лист имеет неповторимую форму и свое место на шаблоне. Дети самостоятельно раскладывают листья по своим местам и читают фразу: «Люди, берегите природу!», о которой заранее не знают. Это и есть тайна

старого леса.

К каждому слову изготавливается отдельный шаблон. Учитель: Звери и птицы, трава и деревья делают жизнь человека радостной и счастливой. А за их доброту мы, люди, тоже должны платить добром. Человек - самый надежный, сильный, умный защитник природы.

Воспитатель: Лес – это легкие нашей планеты. Лес помогает сохранять в почве влагу, без него окончательно пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут ягоды, грибы, многие лекарственные растения, живут птицы и звери. Из деревьев люди изготавливают множество полезных вещей: дома, мебель, бумагу, ткани, карандаши. Вот почему его надо сохранять и беречь. И хотя лесов на Земле много, надо знать, что ни одно деревце нельзя сгубить зря.

Звери и птицы, трава и деревья делают жизнь человека радостной и счастливой. А за их доброту мы, люди, тоже должны платить добром. Человек – самый надежный, сильный, умный защитник природы.

Ребята читают (по одному четверостишию) стихотворение «Берегите Землю».

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покосом,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите

Чудо песен,

Городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий.

Старости последнюю отраду,

Женщину, бегущую к детсаду,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,—

Всех судеб связующие нити!

Берегите молодые исходы

На зеленом празднике природы.

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,—

Всех судеб связующие нити!

Берегите Землю!

Берегите

Времени крутые повороты.

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства.

Дерево надежд и беспокойства.

Откровение

земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю!

И все от вас приемлю!

Только берегите

Эту Землю!

М. Дудин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайна старого леса

Классный час в 4 классеПутешествие...

Ключ от старого леса

Экологическая игра для начальных классов "Ключ от старого леса"...

Ключ от старого леса

Экологическая игра для начальных классов "Ключ от старого леса"...

Экологическая игра "Ключ от старого леса"

Данный материал направлен на экологическое воспитание младших школьников....

внеклассное спортивное мероприятие "Ключи старого леса"

Цель мероприятия:Пропаганда здорового образа жизни, развитие физических способностей, умение действовать коллективно.   Систематизация знаний о природе Республики Коми....

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Ключ старого леса"

Образовательная программа по внеурочной деятельности Ключ старого леса...

внеклассное спортивное мероприятие "Ключи старого леса"

Цель мероприятия:Пропаганда здорового образа жизни, развитие физических способностей, умение действовать коллективно.   Систематизация знаний о природе Республики Коми....