Развитее одаренности у ребенка школьного возраста
статья по теме

Как развить одаренность у ребенка школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста носит скрытый характер и обеспечивается своевременный раскрытием творческих потенциалов и развития способностей (принципы индивидуализации и дифференцированное™ в сензитивных периодах развития, скачкообразного развития, непрерывности развития, средового воздействия и взаимодействия, принцип сочетания и реорганизации природных особенностей и качеств человека под воздействием условий жизнедеятельности, принцип противоречивости в развитии личностных потенциалов, принцип «креативных вспышек» в ходе развития творческого потенциала).

Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста идет за духовно-нравственным развитием как основой духовно-творческой самореализации (принципы природосообразности, духовно-нравственных переживаний и открытости, проективности в духовно-творческих замыслах и деятельности, веры и стремления к идеалу, целостности «Я-образа»).

Развитие одаренности детей дошкольного возраста осуществляется с учетом духовно-нравственных ценностей общества, создает возможности для появления духовно-творческого продукта (принципы эмпатического и субъект-субъектного взаимодействия, толерантности, ценностно-мотивационной (смысловой) направленности самореализации, полисубъектности, созидательной направленности взаимодействия, императивного поведения личности, гуманизма).

Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства ДОУ (принцип сочетания и реорганизации природных потенциалов и качеств ребенка под воздействием условий жизнедеятельности, средового воздействия и взаимодействия; культурно ориентированный принцип, ценностный принцип, принцип деятельностно ориентированный и принцип творческого развития личности ребенка дошкольного возраста).

Считаем, что стратегия предусматривает долгосрочное, качественно определенное направление развития одаренности детей дошкольного возраста с учетом социальной ситуации развития субъектов образовательного процесса; определяет вектор педагогических ценностей, норм и правил, которыми руководствуются участники образовательного процесса при решении духовно-творческих задач. Полагаем, что

педагогическая стратегия развития одаренности детей дошкольного возраста в аспекте духовно-творческой самореализации должна выстраиваться как система научно обоснованных методологических подходов, закономерностей и принципов, выявленных на основе прогнозов и анализа нормативно-правовой базы, социального заказа, фундаментальных психолого-педагогических исследований дошкольного детства. Таким образом, содержательно-смысловое наполнение педагогической стратегии развития одаренности детей дошкольного возраста в аспекте духовно-творческой самореализации осуществляется на основе спроектированной структурно-содержательной модели педагогической концепции, представляющей собой теоретическое обоснование развития одаренности, начиная с дошкольного возраста (рис. 1).

Модули педагогической стратегии поддерживают не только теоретическую, но и практическую направленность концепции, обеспечивая развитие одаренности детей дошкольного возраста в духовно-творческой самореализации через актуализацию сознательных и бессознательных потенциалов, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Таким образом, стратегию развития одаренности личности в аспекте духовно-творческой самореализации мы понимаем как научный прогноз, отраженный в концепции развития одаренности детей дошкольного возраста через обоснование закономерностей и соответствующих им принципов развития одаренности в дошкольном возрасте на основе социокультурного, синергетического, феноменологического, аксиологического, креативно-деятельностного и интегративно-модульного подходов.

Педагогическая концепция, синтез методологических подходов, психолого-педагогический анализ проблемы развития одаренности детей дошкольного возраста позволили определить диалектику развития одаренности, заключающуюся в последовательном прохождении этапов становления личности детей дошкольного возраста: проявление задатков как природной основы развития способностей; становление склонностей как стремления, свидетельствующие о способностях; развитие способностей как приобретение и эффективное использование на практике ЗУНов и опыта творческой деятельности; актуализация потенциальной одаренности проявляется в темпе развития индивидуальных способностей; приобщение к продуктивной духовно-творческой деятельности как меры возможностей в самореализации детей; актуализация и развитие одаренности как сочетание различных высокоразвитых способностей в духовно-творческой деятельности.

В дошкольном возрасте всем детям целесообразно предоставить поле духовно-творческой самореализации для раннего раскрытия склонностей и развития способностей, что предоставит большему количеству детей возможность перейти из потенциального в актуальный уровень развития одаренности, а в будущем успешно развивать выявленные признаки какого-либо вида одаренности.

Социальный заказ - квалифицированная поддержка развития одаренности детей дошкольного возраста и обеспечение их духовно-творческой самореализации

Цель стратегии - развитие и поддержка одаренности детей дошкольного возраста в аспекте духовно-творческой самореализации

+ * 1 +

Закономерности: развитие одаренности ребенка дошкольного возраста носит скрытый характер и обеспечивается своевременным раскрытием творческих потенциалов; актуализация развития одаренности ребенка в духовно-творческой деятельности создает возможности для появления духовно-творческого продукта как фактора самореализации в социуме; развитие одаренности детей дошкольного возраста осуществляется с учетом нравственных ценностей общества, обеспечивая духовно-творческую самореализацию ребёнка в социуме -» Принципы индивидуализации и дифференцированности, скачкообразного развития, непрерывности развития, средового воздействия и взаимодействия, принцип сочетания и реорганизации природных особенностей и качеств человека под воздействием условий жизнедеятельности, принцип противоречивости, принцип «креативных вспышек» принципы природосообразности, духовно-нравственных переживаний и открытости, проективности в духовно-творческих замыслах и деятельности, веры и стремления к идеалу, целостности «Я-образа» принципы эмпатического и субъект-субъектного взаимодействия, толерантности, ценностно-мотивационной (смысловой) направленности самореализации, полусубъектности, созидательности (или созидательной направленности взаимодействия), культуросообразности, гуманизма

Методологическая основа: синергетический, аксиологически деятельностный, интегративно-моду социокультурный, феноменологический, й, личностно ориентированный, креативно-льный подходы.

Стратегические компоненты развития одаренности детей в аспекте духовно-творческой самореализации

мотивационно-рефлексивный компонент содержательно-процессуальный компонент средовой компонент оценочно- корректирующий компонент

1

Модули развития одаренности детей в аспекте духовно-творческой самореализации, познавательный, креативно-деятельностный, духовно-творческий, поисково-преобразовательный, созидательный, рефлексивно-корректирующий

Рисунок 1 - Структурно-содержательная модель педагогической стратегии развития одаренности ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст важен при формировании предпосылок к духовно-творческой самореализации личности в социуме. Духовно-творческий потенциал (В.В. Игнатова, В.Г. Рындак и др.) - сложное явление, представляющее сплав заложенных природой задатков у растущей личности, проявление самостоятельности, целеустремленности, инициативности, способности к творческому начинанию в разных видах деятельности в рамках императива. Императивное поведение личности позволяет реализовать свои духовно-творческие потенциалы вопреки складывающейся социальной ситуации, следуя сформировавшимся личным ценностям как эталонным началам мировоззрения в рамках какой-либо конфессии. Духовно-творческая самореализация детей дошкольного возраста выступает здесь регулятором социальных и личностных притязаний ребенка, способствуя выбору жизненной ориентации. Индивидуальные проявления духовности неоднородны и могут выражать доминанту в когнитивном, нравственном и эмоциональном аспектах деятельности и жизнетворчества в целом. В дошкольном возрасте' рассматриваем предпосылки духовно-творческой самореализации личности как нравственной воспитанности ребенка, способности делать нравственный выбор в различных ситуациях. Вершиной творческой деятельности становятся духовные творения человека, в которых делается попытка осмыслить роль и назначение человека, его отношения с другими людьми с позиций добра и зла. Духовно-творческая самореализация дошкольника в социуме проявляется не только в примеряемых социальных ролях во время игр, но и в художественно-эстетической деятельности: театральной, изобразительной, музыкальной, трудовой и словесном творчестве. Предлагаем создавать духовно-творческое поле, которое обеспечит ребенку позицию выбора между добром и злом в поведении, совершении поступка (реального или фантастического), а результатом действий и мыслей ребенка будет личный духовно-творческий продукт.

На основе психолого-педагогического анализа литературы нами определен феномен развития одаренности в дошкольном детстве. Мы вводим понятие «феномен развития одаренности детей дошкольного возраста» для обозначения особого социокультурного явления, актуализирующего потенциальную одаренность на ранних этапах онтогенеза, отражающего в опыте ребенка путь от «Я-реального» к «Я-перспективному» с опорой на зону ближайшего развития.

В третьей главе «Педагогическая тактика развития одаренности детей дошкольного возраста в аспекте духовно-творческой самореализации» раскрывается педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста. В технологических картах развития одаренности детей раскрыты цели, задачи, формы, методы и приемы интериоризации содержания образования в процессе развития одаренности детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ. Приведены рекомендации по реализации модулей развития одаренности

детей дошкольного возраста. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной ее цели.

Тактика развития одаренности личности в аспекте духовно-творческой самореализации отражает практико-ориентированную деятельность через педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, при которых личность раскрывает свои склонности и потенциалы, развивает способности, реализует потребность осваивать достижения культуры, перерабатывать духовный опыт и культурные ценности и на этой основе создавать личные продукты творчества.

Ядром педагогической тактики является педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста, раскрывающая практико-ориентированную деятельность по освоению модулей технологии развития одаренности детей дошкольного возраста, что отражено в практико-ориентированной модели развития одаренности детей дошкольного возраста (рис.2).

Сочетание социальных и личностных факторов в технологии развития одаренности детей дошкольного возраста позволит педагогической тактике максимально гибко реагировать на социальные и культурные изменения среды в процессе развития предпосылок к духовно-творческой самореализации детей дошкольного возраста.

Компоненты развития одаренности детей дошкольного возраста обеспечивают целостность и управляемость образовательным процессом, так как реализуют следующие функции: ценностно-ориентированная функция в духовно-творческих переживаниях и деятельности; культуросообразная функция в развитии предпосылок духовно-творческой самореализации; коммуникативная функция во взаимодействии субъектов образовательного процесса; организационная в реализации психолого-педагогических условий успешной реализации педагогической технологии развития одаренности детей дошкольного возраста; оценочно-рефлексивная в проектировании индивидуального и коллективного маршрута духовно-творческой самореализации субъектов образовательного процесса.

Функции реализуются в модулях развития одаренности детей в аспекте духовно-творческой самореализации: познавательный, креативно-деятельностный, духовно-творческий, поисково-преобразовательный, созидательный, рефлексивно-корректирующий, отражающие практико-ориентированную деятельность.

Каждый из модулей включает цель, задачи, проектируемые качества личности, методы организации деятельности, виды творческой деятельности и творческий продукт, специфичный для каждого модуля (таблица 1).

Во всех модульных узлах педагог выступает как партнер совместной деятельности, а ребенок реализует свои способности в деятельности по созданию духовно-творческого продукта. Процесс совершенствования, который проходит ребенок, представляет спираль повторяющихся действий, видоизменений синергийного характера.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...

Особенности работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьмиФормы работы: Очень важны:-предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны...

Выявление и развитие одаренности детей младшего школьного возраста

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей....

Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

    Эта статья адресована учителям начальных классов. В ней раскрывается актуальность развития и поддержки одаренных детей, приводятся высказывания Президента РФ Владимира Путина по д...

способности и одаренности детей младшего школьного возраста

способности и одаренности детей младшего школьного возраста...

Развитие математического мышления у одаренных детей младшего школьного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15997362","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"78","width":"183"}}]]Математическое мышление позволяет ребенку понимать числа и опис...