Уроки творчества в ГПД коррекционного класса
статья (4 класс) по теме

Стафеева Наталья Ивановна

Виды творческих работ с различными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshinstvo_molodykh_pedagogov.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие творческих способностей

учащихся в ГПД с использованием

 индивидуально-дифференцированного

подхода к личности ребенка»

учитель начальных классов

Стафеева Наталья Ивановна


Уроки творчества в ГПД коррекционного класса

Большинство молодых педагогов, приходя в школу, мечтают о творческой и интересной работе. Придя в школу в ГПД класса коррекции, я оказалась в несколько неожиданной, весьма сложной ситуации. Прежде всего, я поняла, что мои ученики – дети особенные и работать с ними надо по-особому. С первых дней работы я уловила в своих учениках острую потребность во внимании со стороны взрослых. Причем не контроля, а именно чуткого внимания, интереса к их жизни, стремлениям и волнениям.

Как, каким образом, развивать способности у моих учеников, большинство из которых слабо успевают практически по всем предметам. Яркое многообразие жизни сменяется бесконечным изнурительным трудом, «натаскиванием», превращающим школьные годы в истинное мучение. Я стала пробовать  различные формы творческой деятельности. Особенно оказались удачными «Уроки творчества» в ГПД коррекционного класса.

Считаю в своей работе, одной из попыток придать более высокий статус ручному труду, не заслуженно отнесенному у нас к не совсем обязательным предметам,- через демонстрацию его настоящих  развивающих возможностей. В соответствии с программой в системе этих занятий  мы ориентируемся на два основных направления:

1) обеспечиваем активное «общение» ребенка с самыми разными материалами

2) приучаем детей к разумному, творческому труду, не сводимому к механическому упражнению рук.

Постепенное включение в «Уроки творчества» различных материалов позволяет ребенку на практике изучить их свойства и возможности, которые в дальнейшем он будет все более сознательно использовать как средства художественной выразительности, а также применять в различных конструкциях. В процессе разнообразной практической деятельности у ребят  должно выработаться своеобразное «чувство материала», без которого невозможна свободная художественно-конструкторская деятельность. Для этого следует дать возможность ученикам работать достаточно свободно, творчески и безбоязненно, особенно на первых порах, когда необходимые навыки еще не сформированы. Первые задания, требуют от детей минимального умения действовать руками, но постепенно эти действия усложняются; последующие работы рассчитаны на более строгий контроль за деятельностью рук и требования к качеству обработки материалов возрастают.

Уроки творчества.

Уроки творчества - это формирование творческого мышления и развития творческих способностей детей, развитие воображения, интуиции, быстроты, гибкости. Уроки творчества способствуют развитию абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи.

Крайне важным при проведении занятий  является соблюдение следующих условий:

  • обеспечение благоприятной эмоциональной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя;
  • поощрение высказываемых оригинальных идей;
  • новизна и разнообразие предметов, приемов и форм работы с целью развития любознательности детей;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • представление детям возможности активно задавать вопросы и проявлять инициативу.

Кому нужны творческие способности?

Творческие способности нужны, прежде всего, всем учащимся.

Благодаря развитию творческих способностей восстанавливается познавательная деятельность и появляется интерес к изучению других учебных предметов, интерес к учебному труду, развивается творческая активность и повышается качество обучения.

У этих детей становится кругозор уже шире. К любому делу они относятся творчески.

Все это, вместе взятое, готовит к жизни, труду, разнообразной полезной, практической деятельности независимо от того будет ли этот ребенок в дальнейшем занят в какой либо отрасли народного хозяйства, в сфере бытового обслуживания, станет ли он учителем, врачом, инженером или художником.

Научим же детей творчески трудиться и любить труд !  Способными на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. И активная жизненная их позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Получается, что все должны быть творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие — в большей, но обязательно все.

Творческая деятельность привлекает к себе всех детей. Видимо, это большие трудности могут дать и большие радости высшего человеческого порядка, радость открытия, радость преодоления, радость творчества. Человеку с творческим складом ума легче увлечься любой профессией и достичь высокой производительности труда. И занять активную жизненную позицию.

Цель моего выступления : «Развитие творчества в классах коррекции».

Объектом исследования является практическая деятельность школьников класса коррекции на занятиях в ГПД.

В качестве предмета исследования выступает процесс коррекции эмоциональной сферы учащихся  классов коррекции на занятиях «Урока творчества».

Гипотеза исследования: коррекция эмоциональных нарушений у школьников на занятиях « Урока творчества» в ГПД будет успешный, если:

  • содержание учебных заданий будет соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве;
  • система заданий будет построена на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным;
  • на занятиях будет поддерживаться атмосфера, позволяющая придать поисковым действиям учащихся личностный смысл и обеспечить их положительной мотивацией;
  • процесс обучения будет обеспечен дидактическими средствами, в которых внутренняя, ориентировочная часть практического действия будет обязательным предметом внимания ученика.

Труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.

Костюмированный бал.

Интересная вещь выполненная своими руками, дорога каждому. На своих занятиях я часто применяю так называемый «бросовый» материал.  Мы делаем поделки из пластмассовых  бутылок.  Работа с пластмассовыми бутылками необычна для детей, доступна и интересна.  Она привлекает и оригинальным конечным  результатом. Мы делаем из бутылок (больших и маленьких): вазы, автомобили, самолеты, насекомых (бабочек) и т.д. Проводили и «Костюмированный бал». Это была сюжетно-ролевая игра.  Ставила своей целью: научить комбинировать различные материалы; расширить представления детей о путях достижения цели и многообразии способов и средств; помочь «разыграться» детской фантазии, взаимодействия в общении. На этом занятии мы говорили о Смоленске, какие у нас есть театры, о театральных  профессиях. Попросила представить, что общего между пластмассовой бутылкой и балом. Работа пошла. Ребята были в одном лице и парикмахерами, и костюмерами, и режиссерами. Стройная бутылка-принцесса, самая толстая - мушкетер. Из пластилина лепим нос, глаза, губы, усы и бороду, замысловатые прически. Для платьев можно использовать «всякую всячину»: бумагу, фантики, веревочки, бусы, перья и многое другое. Юбка, плащ-кусочек гофрированной бумаги, воротник, манжета - блестящая фольга. Перья – лучшее украшение для шляпы. В прочесе работы помогаю тем, кто в этом  нуждается, хвалю тех, кто проявляет настойчивость и терпение при создании игрушки. Куклы получились самые разнообразные: по форме, цвету, размеру. Вот и можно поиграть.  Можно сделать складной замок, нарисовав или приклеив к картонному листу колонны и большие окна. Чтобы создать атмосферу таинственности, можно выключить свет, зажечь свечи. Эта работа формирует много положительных черт: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, эстетический вкус, развивает фантазию, изобретательность и творческую активность и умение оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей.

Путешествие по железной дороге.

Еще один вид работы с «бросовым» материалом «Путешествие по железной дороге». Ставила своей целью: формировать у учащихся навыки сотрудничества, коллективизма, взаимодействия в общении, творческого воображения, любознательность; усвоение моральных и правовых норм поведения через овладение правилами дорожного движения; осуществлять профессионально-ориентационное воспитание.

На этом занятии мы говорили о географическом положении Смоленска, что это железнодорожный узел. Рассмотрели дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие и информационно-указательные. Рассматривали на плакате железнодорожный переезд. Разгадывали загадки. Вспомнили правила безопасного поведения на всем протяжении железнодорожного полотна, в электропоездах, находясь с переездом. Говорили о стоп-кране и автоматической двери. Познакомила с учебными заведениями Смоленска, где готовят работников железнодорожного транспорта. Началась работа. Конструирование макета железнодорожного переезда со шлагбаумом, работали по бригадам, с инструкционными картами. Использовались: бельевые прищепки, палочки для мороженого, винная пробка, зубочистки, канцелярские кнопки и т.д. Замечательные работы получились!

Изонить

«Изонить»- изображение нитью. Вышивка по картону - один из самых интересных видов рукоделия. Это новый вид, который еще не очень распространен. Вышивать по картону легко и просто. Это занятие не требует больших усилий, но по окончанию работы получается красивая картина. Рисунки для вышивания можно придумать самим. Из интересных геометрических фигур можно сделать любой рисунок. Заострить внимание на то, что даже в сложной композиции картины можно выделить достаточно простые элементы. Техника изонити требует ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Ребенок вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задания усложняются, и дети сами моделируют предмет, самостоятельно выбирают основу, нитки для своего изделия. Сначала мы выполняли заполнение угла, окружности. Делали: паутинку, елочку, звездочку, солнышко. А затем приступили более сложным композициям: снеговик, бабочка, цветок, букет лилий, чебурашка, колокольчики. Более «рукастые» выполнили свой знак зодиака (по моему шаблону). Работы в технике изонити формируют такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое действие до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка. В окружающей нас атмосфере много вредных веществ, которые отрицательно влияют на наше здоровье. Картины сделаны из экологически чистых материалов.

«Кокон» из ниток

Наиболее успешной в этом году была работа с ажурными изделиями «Кокон» из ниток. Маленький шар из напалечника, обмотанный нитками, обработанный силикатным клеем, можно изготовить множество поделок: от елочных украшений до абажура и вазочек, кашпо и плафонов. Оформить деталями из бумаги, фольги, ткани, паролона, можно разрезать пополам, связать с  другой. Все эти изделия должны быть легкими,  говорили из какого материала  должны быть сделаны эти вещи. Это работа способствует развитию  мышц кистей рук, мелкой моторики, совершенствует глазомер у детей, подготавливает  его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов ниток, форм и размеров комплектующих деталей изделий.

Значок.

Цель: научить декоративному обобщению изображения предметных форм и компоновке их в круге. Материал: вырезанный из бумаги круг радиусом 6-7 см, гуашь, кисти, простые карандаши.

Вы коллекционировали что-нибудь, например марки, значки или красивые фантики от конфет? Изображение на них всегда несёт какую-нибудь информацию, о чём-то нам рассказывает. Предлагаю значок с изображением футбольного мяча. О чём рассказывает рисунок на значке? Наверное, о том, что его владелец любит спорт, ходит на футбольные матчи. Своеобразными знаками некоторых городов являются животные, птицы, какие-либо предметы. Часто их рисуют на флагах, значках, вымпелах, плакатах. Знаками можно считать и буквы, и цифры, и указатели на дорогах.

Детям предлагается придумать значки. Самая удобная форма значка - круг. Изображение должно быть стилизованным, простым и ярким. Можно использовать текст в одно или два слова, который является дополнением к рисунку. Это может быть также набор цифр или отдельных букв. Число предметов должно быть ограничено одним или двумя, чтобы значок не содержал лишнюю информацию. Любителям путешествий можно предложить нарисовать воздушный шар, вертолёт, самолёт, любителям природы изобразить на значке животных или растения, для тех кто любит разбираться в технике, нарисовать автомобиль, мотоцикл, спортивную машину.

Скомпоновать предметы в круге можно по-разному. Нужно подсказать детям, что основное изображение может иметь направление сверху вниз, слева направо, по диагонали. Рисунок выполняется карандашом, а затем красками. Если основной фон светлый, изображение лучше сделать насыщенным по цвету и наоборот.

Значок можно прикрепить на одежду или на обложку альбома.

Бутафорская еда, или Праздник лакомки

Цель: познакомить с понятием массовой культуры, с искусством поп-арта.

Использую все возможный бросовый материал: старые газеты, лоскутки тканей, ленты, веревки, куски поролона, проволочки, куски разнофактурной бумаги, вата, картон, обрезки цветной бумаги, ножницы, клей, гуашь.

Устраиваем праздничный стол, еду «приготовим» сами. Правда блюда, приготовленные нами, не настоящие, а будут сделаны нашими руками из бросового материала, которого всегда много в нашей мастерской.

Если вырезать из тонкого листа поролона треугольник и прорезать в нем дырочки, получится кусок сыра. Если по краю картонного кружочка приклеить скатанную в трубочку бумагу, получится корж для пиццы с «корочкой». Красная гуашь может послужить томатным соусом. Чтобы изобразить колбасу, нужно нанести на розовую бумагу белые и коричневые крапинки и порезать ее на мелкие кусочки. Из бумаги других цветов нужно вырезать перец, колечки лука, помидоры. Грибы можно вырезать из какой-нибудь ткани. Все это хаотично наклеивается на картон, и... пицца готова.

Мороженое можно сделать так: свернуть лист тонкого картона в кулек, набить ватой, полить ее гуашью (в качестве джема) и украсить вырезанной с какой-нибудь обертки ягодой. Получается «вкусное» мороженое.

Еще привлекательнее выглядит бисквитное пирожное. Плоскую коробочку из-под плавленого сыра или парфюмерии можно обклеить глянцевой коричневой бумагой. Из ватных тампонов, смоченных водой, пальцами нужно сформировать розочку и поместить в центу бисквита, а затем облепить его семечками и посыпать немного мукой как сахарной пудрой. Вот и получился шоколадный бисквит.

Тонкие соломинки можно использовать как шампура. На них нанизать сжатые комочки бумаги коричневого цвета, из другой бумаги нарезать лук, помидоры,) перец. Получается шашлык.

Из кусочков веревки определенного размера получаются макароны. Два кружка розового картона склеиваются изнаночными сторонами, из тонкого поролона нарезаются маленькие кружочки и наклеиваются на розовые кружки — вот и готов кусочек колбасы. Если скатать бумагу соответствующего цвета в трубочки и защипнуть трубочки с краев, они становятся похожи на сосиски.

Вариантов может быть множество. Оригинальные идеи зажигают воображение детей, открывают неограниченный простор для полета фантазии.

Посуда для куклы.

Каждый, кто хоть однажды ел шоколад, обязательно держал в руках блестящую, шуршащую фольгу. (Шоколад заворачивают в фольгу, чтобы он не испортился.) Очень многим любителям сладкого бывает жалко выбрасывать фольгу после того, как шоколад съеден. Но куда ее девать, что с ней делать ? Оказывается, из фольги можно изготовить много интересных вещей: например, если фольгу смять, как пластилин, из нее можно вылепить посуду для куклы. Попробуйте изготовить из фольги десертный набор для куклы. Пусть в этот набор войдут:

  • Ваза для фруктов;
  • Блюдечко и чашка для кофе;
  • Розетка для варенья;
  • Фужер для сока;
  • Большое блюдо для пирога.

В условиях специальных (коррекционных) классов исключительно важна роль педагога в создании подлинно коллективных отношений у учащихся. Объединяя учеников с целью выполнения ими общего задания, учитель способствует формированию у них доброжелательного отношения друг к другу, привычки оказывать друг другу помощь, учит подчиняться требованиям коллектива. В процессе формирования коллективных отношений он создает благоприятные возможности для воспитания и коррекции у  школьников социально-трудовых качеств, необходимых им в самостоятельной жизни после окончания школы.

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема личностного самовыражения каждого ученика. Педагогу необходимо так организовать трудовую деятельность, чтобы каждый ученик мог проявить себя как личность. Строя коррекционное обучение с учетом положительных индивидуальных качеств можно  говорить о возможностях коррекции личностного развития школьников в процессе трудовой деятельности и о значительной образовательной роли труда.

Да, бесспорно, «труд» и «трудный» - слова родственные. Труд должен быть трудным, надо требовать от ребёнка постоянного напряжения сил - тогда можно понять, прочувствовать радость труда, радость познания. Но нельзя ориентировать процесс познания только на преодоление трудностей, ибо не во имя этого дети идут в школу, а во имя радости познания.

Изменение стиля общения - не бояться быть добрым, ласковым с детьми, твёрдая ориентация на игру как средство, метод, метод организации учебно-воспитательной деятельности маленьких школьников. Пытаюсь быть веселее, не повышая голоса, перехитрить своих упрямцев с помощью ласки, уместной шутки, сказки, не пресекать, а трансформировать шалости детей, переключая их в нужное русло.

Ребёнку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех вдохновляет на новые успехи. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся на уроках математики в специальном (коррекционном) классе VIII вида

Проанализирована литература по проблеме исследования; Изучена сформированность развития речи у умственно отсталых учащихся на уроках математики; .Подобраны рекомендации для олигофренопедагогов для раз...

Урок чтения в 5 коррекционном классе "Обобщение по теме: "Басни И.А.Крылова. Чтение басен по ролям"

Урок чтения в 5 коррекционном классе "Обобщение по теме: "Басни И.А.Крылова. Чтение басен по ролям"...

Урок чтения в 1 коррекционном классе "В.Бианки "Последняя льдина"

Методическая разработка урока чтения в 1 коррекционном классе "В.Бианки "Последняя льдина"...

Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка специальных коррекционных классов

Роль учебника в работе по формированию речевой деятельности. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др....

Конспект открытого урока технологии во 2 (коррекционном) классе

Конспект открытого урока по предмету "Технология" во 2 (коррекционном) классе. Тема: "Молоток"...

Конспект урока технологии во 2 (коррекционном) классе

Конспект урока технологии во 2 (коррекционном) классе. Тема: "Изготовление предметной аппликации "Аист" "...

Конспект открытого урока по математике в коррекционном классе начальной школы

УМК: учебник В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева «Математика, 3 класс, I часть» (изд-во «Вентана-Граф», 2017 г.)Тема: «Вычитание в пределах 1000. Решение задач»Дата провед...