таматическое планирование по ПДД
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

содержание программы даёт возможность  на практике освоить ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_ppd.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Составитель: Горланова Т.В.

Пояснительная записка

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек безопасного поведения на дорогах. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности».

    Рабочая программа учебного предмета «Азбука безопасности» для 1 класса МАОУ «ЧСОШ им. А. И. Спирина» составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации   и на основании рабочей программы «Школа юного пешехода», рекомендованная Министерством образования и науки РФ.

 

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Новизна: 1) количество часов увеличено в 3 раза, что позволяет более основательно изучить Правила дорожного движения.

2)  воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Основные цели: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий

Задачи: 

1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.

2.Научить основным правилам дорожного движения.

3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.

4.Формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице

и в транспорте.

Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.

Контингент обучаемых: дети младшего школьного возраста 7-10 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год

Формы и режим занятий: работа кружка «Азбука дорожной безопасности» рассчитана на 68 часов , 2 раз в неделю, продолжительностью 35 минут. Занятия проходят в кабинете безопасности ДД с использованием мультимедийной  установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД .

Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

Программа выполняет две основные функции.
1 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2 Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

Изучение программы  направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к безопасности на дорогах;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций на дорогах;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях дорожного движения; о государственной системе защиты населения в области безопасности дорожного движения;
  • формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях на дорогах; оказания первой медицинской помощи при ДТП.

Рабочая программа первого класса рассчитана на 68  часов по 2 часа в неделю. Формы обучения – уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности города и района.    

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Азбука безопасности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;        
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные ситуации на дорогах и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной программе сформулирован как способность  обучающихся предвидеть опасность на дорогах и  правильно действовать в опасных ситуациях при ДТП

   Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» ученик должен:

   Знать:

  • основные понятия дорожной безопасности;
  • иметь представление о существующих опасных ситуациях на дороге;
  • правила поведения в  транспорте, на проезжей части;
  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

   Уметь:

- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной  жизни для:

  • действий в опасных ситуациях  на дорогах;
  • соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
  • оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
  • вызова (обращения) за помощью в случае необходимости

Показатели сформированности метапредметных результатов.

Планируемые результаты

Результаты

Планируемые результаты (характеристики) ООП

Личностные

Самоопределение: 

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на безопасность;

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

- гуманистическое сознание,

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование: 

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация: 

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

Познавательные УУД

Общеучебные:

 - использовать  общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. 

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; 

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- обработка информации

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- синтез;

- сравнение,

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

- обобщение.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Саморегуляция:

- активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

Коммуникативные УУД

Инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;  

Планирование учебного сотрудничества:

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника;

Управление  коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

Регулятивные УУД

Целеполагание: 

- формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Учебные действия:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

- использовать речь для регуляции своего действия;

Прогнозирование: 

- предвосхищать результата; 

Контроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- использовать установленные правила в контроле способа решения; 

Коррекция:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Вводное занятие.

1

1

2-3

Улица полна неожиданностей.

2

1

1

4-7

Экскурсия по городу, выявление опасных участков дороги с нанесением их на карту города.

4

2

2

8.

Наш город и его транспорт

1

1

9-10

Где и как переходить дорогу

2

1

1

11-14

Дорога в школу

4

4

15-16

Наша улица, наш район.

2

1

1

17-19

Как рождаются опасные ситуации на дорогах

3

3

20-21

Викторина

2

2

22-24

Наши верные друзья на улицах и дорогах. Экскурсия в ГИБДД

3

1

2

25-27

Сигналы регулирования дорожного движения

3

1

2

28.

Игра «Регулировщик»

1

1

29-30

Дорожные знаки.

2

2

31.

Запрещающие знаки

1

1

32.

Предупреждающие знаки

1

1

33.

Знаки особого предписания и знаки сервиса

1

1

34-35

Опасные ситуации на дорогах

2

1

1

36.

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения

1

1

37.

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

1

1

38.

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

1

1

39-40

Мы - пассажиры

2

1

1

41-44

КВН «Транспорт и правила поведения в нём»

4

4

45.

Будь внимательным и осторожным

1

1

46-47

Клуб внимательных пешеходов.

2

2

48.

Про разметку на дороге.

1

1

49.

Перекрёсток.

1

1

50.

Маленькие секреты транспорта.

1

1

50-51

Дорожный этикет.

2

1

1

52-53

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

2

2

54-55

Тест по ПДД

2

2

56-57

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»

1

1

58-60

Агитпробег «Мы за безопасность на дорогах»

2

2

61-64

Конкурс «Безопасное колесо»

4

4

65-69

Слёт по безопасности ДД

5

5

70.

Итоговое занятие по курсу

1

1

Итого:

70

Содержание программы

  • 1.Вводное занятие. Проведение инструктажа по правилам безопасности
  •  Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи. Экскурсия по городу, выявление опасных участков дороги с нанесением их на карту города.
  • Наш город и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).
  • Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним  и двусторонним движением), ролевая игра.

Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах .

  • Дорога в школу. Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила),практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.
  • Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём),разбор и анализ работ.
  • Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.
  • Викторина «Счастливый случай». Деление на  команды (по рядам), разминка, заморочки из бочки, музыкальная пауза (физкультминутка), ты мне – я тебе, видеовопросы от старших).
  • Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов). Экскурсия в ГИБДД
  • Сигналы регулирования дорожного движения. Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика»,игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».
  • Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.
  • Дорожные знаки. Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)
  • Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).
  • Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
  • Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
  • Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.

Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).

  • Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.
  • Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.
  • Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.
  • Мы- пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.Беседа, блиц- опрос, экскурсия.
  • КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»
  • Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино».
  • Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.
  • Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.
  • Перекрёсток. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.
  • Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило)
  • Дорожный этикет. Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.Ролевая игра, работа в группах (составь правила поведения), презентация.
  • Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, викторина.
  • Тест по ПДД. Тест, презентация, загадки.
  • Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.
  • Агитпробег «Мы за безопасность на дорогах». Проведение бесед с гражданами города по правилам поведения на дорогах.
  • Конкурс «Безопасное колесо». Отработка ЗУН правильного поведения на дорогах
  • Слёт по безопасности ДД. Отработка ЗУН правильного поведения на дорогах
  • Итоговое занятие по курсу

Список используемой литературы

 1. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

2. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .

3. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997

4.Г.Н.Шевченко.Основы безопасности жизнедеятельности.Волглград,2003г

5.С.Н.Подгорная.Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов – на –Дону. ИЦ «МарТ» 2004г.

6.Материалы газеты «Добрая дорога детства».

7.Энциклопедия «Все обо всем».

8.Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

9.Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.

10. Рабочая программа общего и дополнительного образования детей «Школа юного пешехода». – Москва  II, 2012.

11. Программы внеурочной деятельности стандартов нового поколения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-таматическое планирование по технологии по системе Л.В.Занкова 1 класс

Доработала рабочую программу по технологии в соответствии с требованиями нашего МО....

Календарно-таматическое планирование по изобразительному искусству

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовател...

Тематическое планирование и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса ( для детей с ТНР)

ТП и КТП составлены к учебнику Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой " Литературное чтение на родном ( русском) языке" под редакцией С. И. Богданова  с указанием содержания курс...