Главные вкладки

    Межпредметная деятельность. Интегрированный урок литературного чтения, русского языка и универсальной образовательной среды ПервоЛого. Проект «Поздравительная открытка к 9 Мая»
    методическая разработка (2 класс) по теме

    Образовательная система "2100", 2 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Межпредметная деятельность. Интегрированный урок окружающего мира, литературного чтения, русского языка «Природные зоны России»

    Личностные  универсальные учебные действия:

    • воспитание патриотизма и гордости за Россию, обобщить знания учащихся о природных зонах нашей страны;
    • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
    • воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний; 
    • развитие исследовательских умений и навыков; развитие экологического и рационально-логического мышления;
    • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе;
    • способность к самооценке своих действий, поступков.

    Регулятивные универсальные учебные действия:  

    • планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;
    • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
    • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.    

    Познавательные  универсальные учебные действия:

    • осознавать познавательную задачу;
    • извлекая нужную информацию;
    • осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы.

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    • вступать в учебный диалог с учителем, сверстниками;
    • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
    • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
    • формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    • осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.  

    Общеучебные умения:

    • работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение знания между участниками группу в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

    Продолжительность: 1 урок

    Предметные области: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, ИКТ.

    Оборудование: Hot Potatoes программный продукт, МACbook, мультимедиа, учебники, раздаточный материал, иллюстрации.

    Организация деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная работа учащихся.

    Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие одноклассников

    Ход урока

    1.Организационный момент

    • Вы любите путешествовать?
    • А для чего человек путешествует?
    • Где путешествовали вы?
    • Что вы видели в этих странах?
    • А чем эти страны отличаются друг о т друга?
    • Почему природа в этих странах разная, отличается?

    Двигаясь с севера на юг, мы пересекаем различные природные зоны. Их особенности зависят от количества получаемого тепла и влаги.

    • Тема нашего предметного дня: Моя страна Россия.
    •  Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока?

    Сегодня мы будем путешествовать по природным зонам нашей страны. Обобщим знания о природных зонах.

    • Назовите эти природные зоны нашей страны, двигаясь с севера на юг.

    2. Вступительное слово учителя  

    Двигаясь с севера на юг, мы пересекаем различные природные зоны. Их особенности зависят от количества получаемого тепла и влаги.

    А кто скажет, что такое природная зона? (Участки суши со сходным сочетанием природных условий и экосистем. Природные зоны сменяются между полюсом и экватором в определенном порядке)

    3.Работа в группах, в парах. 

     Чтобы путешествие прошло успешно, давайте вспомним наши правила Дружбы. Какие правила работы группы вы знаете?

    1) Правила работы группы, пары

    • Помогать друг другу, поддерживать, сотрудничать.
    • Слушать своих товарищей, находить верное решение.
    • Спорить, доказывать.

    2)Использование программы Hot Potatoes.

     Тест на соответствие «Природные зоны»

    Природная зона полярных областей с суровым, холодным климатом

    ледяные пустыни

    Безлесная северная природная зона с суровым климатом (короткое лето) и многолетней мерзлотой

    тундра

    Безлесные травянистые экосистемы. Образуют природную зону в южной части умеренного пояса

    степи

    Природная зона умеренного пояса, в которой преобладают лесные экосистемы

    лесная зона

    Экосистемы, почти лишенные растительности из-за недостатка или недоступности влаги. Образуют природные зоны в полярном, умеренном и тропическом поясах

    пустыни

    Участки суши со сходным сочетанием природных условий и экосистем. Природные зоны сменяются между полюсом и экватором в определенном порядке

    природные зоны

    3) Проверка ответов.

    Какие природные зоны вы отгадали? Сколько баллов вы получили, отвечая на вопросы теста.

    4.Работа в группах, в парах. Путешествие по природным зонам.

    1)  Конверты с заданием.

    Вы сказали, что знаете 5 природных зон. Сейчас каждая группа получит конверт с заданием.

    • Прочитайте   описание   природной   зоны. Определите, какая это природная зона?
    • Подготовить рассказ о своей природной зоне пользуясь материалом учебника.

     «Поразительной казалась призрачная белизна ледяных гор... На высоком светло-голубом небе висели далёкие, как лёгкий дым, облака. Солнце отражалось во льдинах и в снегу. И снег, и горы, и розоватые льды казались спустившимися на землю облаками. Часто встречались одинокие айсберги, похожие на неприступные белые замки».

     «…Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев.»

     «…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов.

     «Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки и много-много других».

    «… это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев. Сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря.

    5. Физкультминутка

    3) Работа групп с деформированным текстом.  

    • Подготовить рассказ о своей природной зоне пользуясь материалом учебника.

    1. Ледяные пустыни

    Вокруг полюсов и суша, и море круглый год покрыты льдом. Это – зона ледяных пустынь. Но там, где проходят тёплые морские течения, вода летом свободна ото льда и богата планктоном. Планктон – это мельчайшие растения и животные, отличный корм для рыб. Рядом по скалистым берегам селятся морские птицы, образуя птичьи базары.

    1. Зона тундр

    Суров климат тундры. Лето здесь длится всего один месяц. Уже в сентябре лёд сковывает реки. Земля промерзает насквозь. Часто бывает пурга – сильный ветер со снегом.

    В июне в тундре появляются проталины, покрытые мхами и лишайниками. Это – главные кормильцы в тундровых экосистемах.

    Косые лучи солнца не могут как следует прогреть землю. За лето успевает оттаять только тонкий слой почвы.

    Подо мхом сохраняется вечная мерзлота – твёрдая, как камень, земля с прожилками льда. В неё не проникают корни растений. Талая и дождевая вода не может впитаться в промёрзшую землю. Поэтому в тундре много болот, рек и озёр.

    1. Лесная зона  

    Главная особенность умеренного климата в  том,  что здесь времена года сильно различаются.

    В   умеренном  поясе  находится  несколько   природных зон. Из них самая широкая – лесная зона.

    Лиственные леса растут в районах с более мягким климатом. Крупные и нежные листья не выносят морозов. Осенью они опадают на землю. Но за лето листья успевают создать больше органических веществ, чем хвоя.

    Многие лесные звери и птицы питаются семенами деревьев. Осенью, когда семена созревают, животные запасают их на зиму. Из несъеденных запасов вырастают новые деревья. Так повелось очень давно, и теперь эти деревья и животные не могут обходиться друг без друга.

    1. Зона степей

    Степные травы за один сезон вырастают на большую высоту –  около 1 метра. Под воздействием климата, растений и животных образовался чернозём – самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают степь сплошным ковром. Их корни сплетаются и образуют дернину.

    Весной земля в степи ещё напитана снеговой влагой. Всё зеленеет, растёт, цветёт. Но жарким летом дождевая вода испаряется так быстро, что растения не успевают напиться.

    У степных растений подземные части больше, чем надземные. Ими питаются личинки жуков.

    В норах прячутся суслики, сурки, хомяки, которые питаются семенами. Там они делают запасы.

    1. Пустыни

    На юге умеренного пояса летняя жара усиливается. Мы попадаем в зону пустынь. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, очень жаркое и сухое, температура воздуха в тени + 40 градусов. Зима короткая и холодная. Поверхность этой природной зоны покрыта барханами из песка, они постоянно передвигаются.

    1. Рефлексия. Использование программы Hot Potatoes.

    Кроссворд «Природные зоны»

    1. Какую ягоду в тундре называют северной малиной?                 морошка
    2. Что мешает воде просачиваться в тундровую почву?         мерзлота
    3. Какое дерево, произрастающее в зоне лесов, является символом России?         береза
    4. В какое время года степным растениям лучше всего?         весна
    5. Как называется книга, в которую заносят вымирающие виды животных и растений?         красная
    6. Плодородный слой земли.         почва        
    7. Как называется оптическое явление пустыни, состоящее в появлении у горизонта ложных изображений участков неба или земных предметов?             мираж

    7. Обсуждение, подведение итогов

    Итак, мы совершили путешествие по природным зонам России. Увидели, какие растения и животные живут.

    Молодцы ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось?

    Лист самооценивания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый интегрированный урок литературного чтения, русского языка и окружающего мира (экологии) в 4-А классе, Сидоренко Ольга Федоровна, учитель МБОУ гимназия №1 города Туапсе МО Туапсинский район Краснодарского края

    Тема: Экология в литературе и русском языке.Цель: научить ценить и беречь красоту природы через воспитание чувств, использовать на практике художественного и научного слово, развивать устную и письмен...

    Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе

    Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе по программе "Школа России"...

    План- конспект урока литературное чтение, русский язык "Азбука первая учебная книга", Пропись -первая учебная тетрадь"

    предлагаю конспект первого урока интегрированного литературное чтение русский язык, расписаны метапредметные результаты , составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

    Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

    «Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

    Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

    Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка,  математики и технологии....