"Символы Санкт-Петербурга"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Барсукова Елена Валентиновна

можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_sankt-peterburga.docx31.03 КБ
Файл simvoly_sankt-peterburga.pptx674.45 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему:

«Символы Санкт-Петербурга»

 

Санкт-Петербург

2013год

Внеклассное мероприятие на тему:

«Символы Санкт-Петербурга»

  1. Время: 40 – 45 минут
  2. Возраст: 8 -10 лет
  3. Цель занятия: познакомить учащихся с геральдикой Санкт-Петербурга.
  4. Задачи:

Образовательная: рассказать учащимся о трех символах Санкт-Петербурга.

Развивающая: способствовать развитию логики и внимания посредством заданий на сравнение, отгадывания ребуса, а также способствовать развитию памяти посредством игры «Испорченный телефон»

Воспитательная: способствовать формированию патриотизма и любви к своему городу.

  1. Методы, используемые на мероприятии:
  1. Метод-беседа
  2. Метод-рассказ
  3. Метод-наглядность
  4. Метод-поощрения
  1. Оборудование: раздаточный материал, указка, доска, наглядность, клей, аудиотехника.

Внеклассное мероприятие на тему:

«Символы Санкт-Петербурга»

План мероприятия:

  1. Вступительная часть:
  1. Введение в тему мероприятия …………………………   3 минуты
  1. Основная часть:
  1. Первый символ - ФЛАГ ………………………………...  12 минут  
  2. Второй символ - ГИМН …………………………………  8 минут
  3. Третий символ - ГЕРБ…………………………………… 15 минут
  1. Заключительная часть:
  1. Подведение итогов. ……………………………………….  6 минут
  2. Награждения ………………………………………………  1 минута

Внеклассное мероприятие на тему:

«Символы Санкт-Петербурга»

Ход занятия:

  1. Вступительная часть:
  1. Введение в тему занятия:

У: Здравствуйте ребята. Я буду проводить у вас внеклассное занятие на тему…а вот тему, надеюсь, вы мне подскажете сами. Сейчас я раздам вам каждому на парту задание. Оно заключается в следующем: чтобы узнать тему урока, вы должны разгадать ребус. Одна минутка вам на это задание.

У: Итак, давайте хором назовем тему нашего сегодняшнего мероприятия.

Уч-ся: СИМВОЛЫ.

У: Хорошо. Как вы все знаете, у каждого города есть свои символы. Ребята, вы уже догадались, о каких именно символах мы с вами поговорим? (осуществляется фронтальная форма работы)

У: Правильно. Вот на сегодняшнем занятии мы и проверим, как хорошо вы знаете герб, гимн и флаг нашего города.

  1. Основная часть:

У: Итак, кто на сегодняшнем занятии будет самым активным, отвечать на вопросы с поднятой рукой, внимательно слушать, не выкрикивать с места, тот получит небольшие призы в конце занятия. После каждого правильного ответа на мой вопрос, вы будете получать жетоны.

  1. Первый символ – ФЛАГ.

У: И сейчас мы с вами поговорим о нашем первом символе. Ребята, взгляните, пожалуйста, на эти картинки. Что на них изображено? Как вы думаете о каком символе сейчас пойдет речь.

(учащиеся отвечают на вопросы. Осуществляется фронтальная  форма работы)

У: Правильно, ребята. Сейчас мы поговорим о ФЛАГЕ нашего города. А кто из вас знает, как он выглядит и может нам его описать. (осуществляется фронтальная форма работы)

У: Молодцы! Действительно флаг Санкт-Петербурга представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, в центре которого изображены два скрещенных, перевернутых, белых (или еще их называют серебряных) якоря — один морской, у него всего две лопасти, другой – речной, у него целых четыре лопасти, и золотой скипетр с двуглавым орлом. Морской якорь смотрит в левый угол полотнища, а речной – в правый.

У: Я надеюсь, что все запомнили, как выглядит ФЛАГ нашего города. И сейчас, чтобы узнать насколько внимательно вы слушали друг друга и то, о чем я вам рассказывала, я хочу предложить вам следующее задание: я раздам вам конверты на парты, в них разрезанные части флага (якоря, скипетр, полотнище). Вы должны сложить эти части так, чтобы у вас получился настоящий флаг Санкт-Петербурга. На это задание вам одна минутка. Будьте внимательны.

У: Итак, ребята, взгляните. Вот настоящее изображение флага нашего города. (учитель показывает изображение флага Санкт-Петербурга) Пожалуйста, сравните его с тем, что получилось у вас. И сейчас каждый из вас скажет классу, что у него получилось, а что нет. (учитель спрашивает каждую парту о том, что у него получилось, а что нет. Осуществляется фронтальная форма работы)

Ну а теперь, после всех проверок, мы можем приклеить все детали на свои места. (учитель раздает клей) Ну вот у каждого и получился флаг.

  1. Второй символ – ГИМН.

У: Молодцы! Ну а мы переходим к следующему символу Санкт-Петербурга.


Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твое Медный всадник хранит.

Несокрушим - ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!
С морской душой,
Бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!

Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь - жить единой судьбой!

У: Ребята, а кто-нибудь из вас узнал, что это за стихи и для чего они были написаны. (осуществляется фронтальная форма работы)
У: Правильно! Эти стихи были написаны для гимна Санкт-Петербурга. В 2002 году, по решению правительства города состоялся конкурс на лучший текст – гимн Санкт-Петербурга. Конкурс был открытый и поэтому, наравне с профессиональными поэтами, в нем могли участвовать и рядовые жители города. На конкурсе было подано более 300 текстов претендующих на звание «гимн Питера». По решению жюри, в которое входили многие почетные жители города, был принят текст поэта Олега Чупрова. Музыка для нового городского гимна была взята из знаменитого балета Р.М. Глиэра «Медный всадник» написанного еще в 1949 году.

У: И сейчас мы сыграем в игру «угадай мелодию». Все просто: я дам вам прослушать пять отрывков из песен о нашем городе. Вы должны угадать, какой из них является гимном Санкт-Петербурга. (учащиеся прослушивают аудиозаписи)

У: Молодцы! Все правильно. Давайте теперь, как положено СТОЯ мы прослушаем его целиком. (уч-ся встают и слушают гимн Санкт-Петербурга)

  1. Третий символ – ГЕРБ.

У: Спасибо, можете садиться. Ну а сейчас мы поговорим о третьем нашем символе. Я надеюсь, вы уже догадались о каком. О ГЕРБЕ. Но сначала мы с вами поиграем. Все эту игру знают. Она называется испорченный телефон. Мне нужно четыре добровольца. (учитель вызывает четверых ребят к доске) Итак, слушайте внимательно правила. Трое из вас выйдут за дверь на некоторое время. Я покажу изображение. Оставшийся один человек должен за несколько секунд запомнить картинку и очень подробно описать ее первому ученику, которого я попрошу зайти. Понятно? Затем зайдет второй ученик. Первый должен описать второму. Ну а потом второй – третьему. Остальные не сидят и не расслабляются. Они внимательно слушают. Третий ученик рассказывает все, что запомнил классу, а класс в свою очередь сравнивает рассказ с изображением и объясняет ученику, в чем он ошибся. Все всё поняли? Тогда начнем.

У: Молодцы! Правильно! Именно так и выглядит герб Санкт-Петербурга. Но он не всегда выглядел так. А как именно давайте попробуем проследить. (учитель рассказывает историю герба, параллельно показывая изображения)В самые первые десятилетия существования города, герб Санкт-Петербурга выглядел иначе, и представлял собой изображение апостолов Петра и Павла.(учитель показывает первое изображение) Над колонной было изображение короны одновременно  с этим вариантом в 1712 году, в ходу было и другое изображение: пылающее золотое сердце с золотой короной и серебряною мантией, а под ними две пальмовые ветви. В 1730 году герольдмейстер Франциска Санти представил свой проект герба, на котором были на красном фоне изображены золотой скипетр и два скрещенных якоря серебряного цвета.(учитель показывает второе изображение) 7 мая 1780 года Екатерина II утвердила это изображение как официальный герб Санкт-Петербурга, была изменена только форма щита. Этот облик Герб Питера имел без изменения более 100 лет. И только в 1856 году Александр II утвердил эскиз барона Б.В Кене, где к гербовому щиту добавили большую императорскую корону и ленты ордена святого Андрея Первозванного голубого цвета.(третье изображение) Так же, дабы обозначить равнозначность Петербурга и Москвы за щитом появилось изображение двух скрещенных скипетров. После революции 1917 года в пылу борьбы со старым режимом с герба убрали скипетры и короны, как символы императорской власти. В то время официально вообще не было принято использовать гербы городов и часто символом Петербурга (тогда Ленинграда) служил кораблик со шпиля Адмиралтейства.(четвертое изображение) В начале 1990-х годов вместе с историческим названием Санкт-Петербургу вернули и его прежний герб.(пятое изображение)Герб нашего города допускается изображать в сокращенном виде, без императорской короны, без Андреевских лазоревых лент, без двух российских скипетров.(шестое изображение)Вот такая вот история у нашего герба.

  1. Заключительная часть:
  1. Подведение итогов

У: К сожалению скоро наше занятие подойдет к концу. И я предлагаю вам последнее задание. Представьте, что вы живете в каком-то городе. Это ваш город. Только ваш. Его нет на карте, он живет только у вас в голове. Ваша задача придумать этому городу флаг и герб и изобразить их на бумаге. И будьте внимательны, ведь каждая закорючка или предмет имеет значение. А затем несколько человек выйдут к доске и расскажут почему они изобразили герб и флаг своего города именно так. Давайте приступим.

  1. Награждения

      У: Все в течении урока очень хорошо работали, получали свои заслуженные жетоны. Настало время их подсчитать. (учитель награждает победителя) Спасибо всем огромное! Все очень хорошо работали! До свидания!

Источники:

  1. http://geraldika.ru/symbols/518
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E8%EC%ED_%D1%E0%ED%EA%F2-%CF%E5%F2%E5%F0%E1%F3%F0%E3%E0
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1_%D0%A1%D0%9F%D0%B1
  4. http://spb-mesta.ru/gerb-sankt-peterburga/
  5. http://spb-mesta.ru/gimn-spb/
  6. http://www.assembly.spb.ru/welcome/showall/716
  7. http://www.cankt-peterburg.ru/gorod/simvolika/gerb-goroda-sankt-peterburga
  8. http://www.obrazz.ru/r_27

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Символы Санкт-Петербурга Наглядность к конспекту

Слайд 2

Введение в тему мероприятия 3 1 1 2 8 3 2

Слайд 3

Первый символ - ФЛАГ

Слайд 6

Флаг Санкт-Петербурга

Слайд 7

Третий символ - ГЕРБ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы города Санкт-Петербурга

Презентация знакомит с символами Санкт-Петербурга:- флаг, герб, гимн;- исторические памятники, которые являются символами города. ...

Символы Санкт-Петербурга.

Герб, флаг, гимн - символы любого города. Но есть еще инеофициальные символы, являющиеся его визитной карточкой....

Символы Санкт-Петербурга

продолжение знакoмства с Невским пpoспeктoм мoжeт использоваться как отдeльный ypoк...

Символы Санкт - Петербурга: Домик Петра I. Презентация (pptx)

В презентации к занятию по внеурочной деятельности "Я  Петербуржец" представлен материал по истории строительства города и изучению архитектурных ценностей  Петровской эпохи.  Проводитс...

Символы Санкт-Петербурга

Материалы в данной презентации помогут расширить представления детей о городе Санкт-Петербурге; систематизировать знания. Цель занятияОбобщить и систематизировать знания о символике города, достоприме...

Эмблемы и символы Санкт-Петербурга

Беседа о Санкт-Петербурге...

Символы Санкт-Петербурга

материал для педагогов...