Никто не забыт, ничто не забыто
классный час (4 класс) по теме

Анна Григорьевна

Этот материал предназначен для проведения классных часов о ВОВ, (представлены воспоминания четырех поколений: участник  ВОВ, работник трудового фронта, дети войны)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikto_ne_zabyt.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации города Юрги Муниципальное образовательное учреждение «Методический центр»

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя (полная) общеобразовательная школа №14 имени К.С. Федоровского»

внеклассное занятие

Авторы-составители: А.Г.Цепенникова, классный руководитель 4а класса И.В.Швецова, классный руководитель 8г класса

Юрга 2005


Авторы составители: А.Г.Цепенникова,

классный руководитель 4а класса,

И.В.Швецова,

классный руководитель 8г класса.

Аннотация: Данное мероприятие направлено на воспитание у детей чувств патриотизма и уважения к людям, прошедшим войну, воспроизведение исторических событий, произошедших в годы Великой Отечественной войны. Занятие охватывает 4 поколения людей, которым довелось жить в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся узнают, как воевали, трудились в тылу, жили в детском доме и пошли в первый класс участники данного занятия


2

Содержание:

  1. Общие сведения         3
  2. Ход внеклассного занятия         4
  3. Приложение         8
  4. Литература        12

3 Название мероприятия - «Никто не забыт, ничто не забыто»

Дата и место проведения, кто проводит - 18.02.2005г.; МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа №14 имени К.С.Федоровского»; классные руководители 4а и 8г класса.

Состав группы учащихся - учащиеся 4а и 8г класса.

Форма проведения - встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Цель мероприятия - формирование у подрастающего поколения чувств патриотизма, верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите; изучение истории Отечества.

Предварительная подготовка к мероприятию:

  1. Пригласить ветеранов.
  2. Подобрать кадры из документальных фильмов «Битва за Москву» (кассета №11), «Блокада Ленинграда» (кассета №12), «Вечный огонь» (кассета №46, документальный фильм «Маршалы Великой Отечественной войны»).
  3. Разучить с учащимися песни «Было время грозовое», «Медаль за оборону Сталинграда», «Стелется по бережку», «Аист на крыше».
  4. Раздать учащимся отрывки из стихотворений о войне.
  5. Выпустить стенгазету на тему мероприятия с фотографиями приглашенных ветеранов и историями их жизни во время войны.

Ход внеклассного занятия

Звучат позывные «Широка страна моя родная». Голос из-за кулис:

От Советского Информбюро. Приказ Верховного клавнокомандующего №369 от 9 мая 1945 года.

1        ведущий

-        8 мая 1945 года в Берлине представителями германского Верховного
командования подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции
германских вооруженных сил.

2        ведущий

-        Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-
фашистских захватчиков, победоносно завершена. Германия полностью
разгромлена.

1        ведущий

-        60 лет с той поры промчалось, но не забудется дата такая. В памяти каждого
это осталось:

вместе: год 45-й, девятое мая.

На экране кадры документального фильма «Вечный огонь»

2        ведущий

-        Победа - какое прекрасное слово! Какое великое счастье - Победа! Так
вспомним снова и снова как шли к ней сквозь кровь, сквозь пожары и беды.

Учащиеся выстраиваются полукругом. Исполняют песню «Было время грозовое».

1        ученик

-        Сорок первый - огнем полыхающий год.
Грохотали над миром раскаты войны.

В бой с фашизмом поднялся советский народ. За свободу и счастье родимой страны.

2        ученик

-        Война... от Бреста до Москвы 1000 километров.

3        ученик

-        От Москвы до Берлина 1600 километров.

4        ученик

-        Итого 2600 километров.


5        ученик

-        Это если считать по прямой...

6        ученик

-        Так мало, правда? 2600 километров - если поездом, то менее 4 суток,
самолетом примерно 4 часа.

7        ученик

-        Перебежками и по-пластунски - 4 года...

1        ведущий

-        4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших советских
людей.

2        ведущий

-        20 миллионов за 1418 дней - это значит, каждый восьмой житель нашей
страны погиб на войне.

Кадры из документального фильма «Битва за Москву».

1        ведущий

-        Много пережил наш народ за время войны. Год 1942 - Гитлер одержим одной
идеей - идеей захвата Ленинграда и Сталинграда. «Если падут эти два
священных города советов, - вопил он, - Россия рухнет!».

2        ведущий

-        В Сталинграде бойцы встали насмерть. Бои шли за каждую улицу, за каждый
дом, а в доме - за этажи, лестничные клетки, комнаты, дверные проемы.

1 ведущий

-        На каждый километр Сталинградской земли фашисты выпустили около 100
тысяч авиабомб, снарядов и мин.

Выходят учащиеся. Исполняют песню «Медаль за оборону Сталинграда».

1        ученик

-        И тогда на жадного врага
Ополчились нивы и луга.
Развернулся даже горицвет,
Дерево и то стреляло вслед.

2        ученик

-        Била немца каждая клюка.


6

Их топила каждая река.

Их закапывал, кряхтя, мороз.

И луна их жгла, как купорос.

3        ученик

Шли с погоста деды и отцы, Пули подавали мертвецы, И косматые, как облака, Врукопашную пошли века.

4        ученик

-        Шла с Урала темная руда.
Шли, гремя, железные стада.
Шел Смоленщины дремучий бор.
Шел худой, зазубренный топор.

2 ведущий

-        В ходе этой битвы было разбито, разгромлено около 30 самых лучших
вражеских дивизий, вооруженных новейшей военной техникой - танками
«Тигр» и «Пантера».

1        ведущий

-        На Орловско-Курской дуге советские войска сломали хребет фашистской
армии.

2        ведущий

-        От этого поражения Гитлер уже не смог оправиться до самого конца войны.

Кадры из документального фильма «Блокада Ленинграда». Звучит песня «Стелется по бережку» в исполнении учащихся.

1        ученик

-        Окончен тот великий смертный бой,
Синеет мирно небо над тобой,

Над вечной нашей матушкой-рекой, Над славною солдатской головой.

2        ученик

-        Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Земля тонула в ярости огня
И не было ни ночи и ни дня.


7

1        ведущий

-        Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым.

2        ведущий

-        Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землей!
Поклонимся за тот великий бой!

Все встают и поклоняются ветеранам, сидящим в аудитории.

1        ведущий

-        А сейчас почтим память участников Великой Отечественной войны Минутой
молчания.

Исполняется песня «Аист на крыше». Ветеранам преподносятся цветы.

2        ведущий

-        Ну а теперь послушаем очевидцев тех событий.

Выступления приглашенных ветеранов (приложение).


Всю свою жизнь прожила я на станции Тутальская, в большой семье. О своем детстве вспоминаю с величайшей радостью, так как оно прошло на природе, в кругу хороших друзей и подруг, в любимой школе. Первый и последний выпуск 10 класса был перед войной. Из класса на фронт ушли семь человек, в том числе и я. Трое из них не вернулись: Александр Валентов, Владимир Кузнецов и Аркадий Рудов. Вечная им память и слава!

Закончила я Воронежскую школу радиоспециалистов в г.Новосибирске в 1942 году, и начались военные, фронтовые дороги, тянувшиеся до самого конца войны. Все они были трудными, горькими, но иногда и радостными: когда

успешно   продвигались   вперед,   когда   не   теряли боевых друзей.

Очень страшным был Северо-Западный фронт. Промозглая погода, чуть застывшие болота и озера, сильно укрепленные позиции немцев... Сколько там полегло наших ребят!

А потом были Воронежский и Степной фронты, 1-2-3 Украинские, форсирование Днепра, Южного Буга. Здесь я уже - комсорг стрелкового батальона, очень ответственная должность. А потом, когда враг был разбит на нашей земле, мы прошли через Румынию, Венгрию и остановились в Австрии, откуда я в 1945 вернулась домой.

В Австрии мне присвоили звание младшего лейтенанта и перевели в Отдельный Гвардейский батальон связи комсоргом. С удивлением сейчас вспоминаю о том, как я, девчонка, могла управлять такой   большой   комсомольской   организацией.   Как могла выдержать и вынести все тяготы войны, не получить никакого ранения, а главное - не попасть в плен, чего боялись больше всего.

В августе 1945 года эшелон тронулся из Австрии на Восток. Мы ехали домой. За окном проплывали города и поселки, и война с каждым днем уходила в  прошлое.  Но  память  о  ней  не  дает  покоя до  сих пор.  Перед  глазами


9 сожженные города и села, погибшие товарищи, многокилометровые ночные переходы.

Сейчас живем воспоминаниями, заботами и тревогами за судьбу России, детей и внуков. И главная наша мечта: было бы все ладно в стране, было бы хоть немножко здоровья и хочется, чтобы подольше пожило наше военное поколение.

Воспоминания Цепенниковой Лидии Васильевны, труженицы тыла в годы Великой Отечественной войны

Дорогие ребята! Мы, труженики тыла, начали свою трудовую жизнь в годы Великой Отечественной войны, которая нас настигла в 1941 году. Мне тогда было 15 лет.

В 1942 году я окончила 7 классов (тогда были семилетки) и поступила в механический техникум нашего города, город тогда назывался «Стройка». Но окончить техникум мне не пришлось, потому что шла война и у нас на нашей «Стройке» строился военный завод, где нам, молодым, пришлось работать.

Отец мой был взят на фронт, мать осталась с нами, четырьмя детьми. Было очень трудно. Я в 1943 году пошла работать на этот завод, который тогда назывался «Завод 75».

Конечно, нам пришлось испытать трудности. Завод строился, нам пришлось работать на разных работах, помогать фронту. Но мы были молодые, верили в Победу, свою зарплату подписывали фронту.

Сначала станки стояли под открытым небом, работали мы с 8 утра и до 8 вечера. Выпускали снаряды, военную технику, строили цеха, собирали посылки для фронта. Работали добросовестно. Направляли нас на строительство домов, тогда строились жилые бараки, где жили эвакуированные рабочие с семьями, инженеры, конструкторы, технологи из Ленинграда, Москвы, Сталинграда. Они тоже трудились на заводе - все для фронта, все для Победы.

Из объектов соцкультбыта в городе в этот период уже были построены кинотеатр «Темп», детские ясли №2, школа ФЗО №49, больница на 50 мест. Все объекты были размещены в неблагоустроенных засыпных бараках.

Промышленным предприятиям нужны были рабочие руки. Кто заменил ушедших на фронт? Женщины.

Потом строили Клуб «Луч», позже ДК «Победа», где нам пришлось работать, помогать убирать около здания мусор.


10

Во время войны ввели карточную систему, хлеб, сахар получали по карточкам. Конечно было очень тяжело, продуктов было мало, мы голодали. Но ничего, держались и верили в Победу! Посылали нас работать и на подсобные хозяйства, тогда в поселке «Зимник» был заводской земельный участок, где выращивали для заводской столовой овощи. Также завод держал лошадей, которые заменяли машины. И нам приходилось ездить на покос, заготавливать сено для них.

Но вот наступило 9 мая 1945 года - День Победы! Не высказать словами, что мы почувствовали в ту минуту, когда узнали об этом. Враг был разбит и теперь перед нами стояла задача восстановить разрушенные города и села, заводы и школы, чтобы наши дети жили под мирным небом!

Воспоминания Останиной Елены Прокопьевны, воспитанницы детского дама станции Тутальской

Когда началась Великая Отечественная война, мне было 12 лет. Родители мои рано умерли, поэтому меня определили в детский дом, который находился на станции Тутальская, Кемеровской области. С приходом войны кончилось наше детство. Всех мужчин забрали на фронт, и приходилось нам, детям, самим себя обслуживать. Что же мы делали? Да все, что выполняли взрослые. Сажали и убирали картошку, рубили в лесу деревья для котельной, стирали в прачечной, работали в поле и на кухне, еще и учились. Конечно, старшие дети брали на себя более тяжелую работу, но и нам тоже было ох как нелегко! Но мы понимали, что кроме нас никто и ничем нам не поможет! Идет война, и полагаться можно было только на собственные силы. Казалось бы, в такое трудное время, когда обессиленные засыпали прямо за столом во время ужина, мы должны были ожесточиться, вырасти злыми на весь мир, напротив, мы поддерживали друг друга, старались помогать младшим и беспрекословно слушались старших. Не было никаких обид на воспитателей, на окружающий мир, был только страх - страх за свою Родину, страх, что нас поработят фашисты, и мы уже никогда не сможем жить, так как жили раньше. Да, мы были сиротами, но детский дом стал нашим родным домом со своими радостями и горестями, и потерять мы его не могли, это было сродни смерти. Поэтому мы и трудились как взрослые, обеспечивая сами себя всем необходимым.


11 Но кроме тяжелого труда были у нас и свои маленькие развлечения.

Рядом с детским домом находился клуб, куда мы вечером, отдохнув немного,

бегали на танцы. Вспоминая сейчас то время, удивляешься, откуда только силы

брались? Кроме танцев мы проводили различные праздничные мероприятия,

посвященные праздникам 1 мая, 7 ноября.

Но вот наступил долгожданный день - День Победы! Как же мы прыгали

от радости (в прямом смысле слова), смеялись и плакали одновременно! Постепенно в деревню стали возвращаться мужчины с фронта, жить

становилось легче и мы наконец снова почувствовали, что мы еще дети, о

которых заботятся взрослые.

Воспоминания Рудман Галины Алексеевны, учителя начальных классов средней школы №14

Когда началась Великая Отечественная война, мне было всего 4 года. Я почти не помню начало войны, зато последний год запомнится мне на всю жизнь. В 1944 году я пошла в первый класс. Жили мы в пристанционной части города. Школа была небольшая, несколько классов. Не было ни учебников, ни тетрадей, ни ручек с карандашами. Я помню, как мы с нашей учительницей поднимались на чердак школы и выносили оттуда старые газеты и исписанные тетрадки. Потом, на уроках мы писали на этих газетах и на полях тетрадей. Было всего три учебника на класс, и домашнее задание мы делали по очереди: сегодня первая парта берет учебник домой, завтра - вторая и так далее. Но, несмотря на все трудности, помню, было огромное желание учиться, получать только пятерки, чтобы порадовать маму.

9 мая 1945 год. Из дома в дом несется радостная весть - Победа! Весь народ высыпал на перрон, вокруг смех, плач, играет баян, люди поют песни и пляшут! А по железной дороге нескончаемым потоком идут эшелоны с солдатами, которые улыбаются и машут нам руками. Запомнилось, почему-то, что у многих из них перебинтованы головы.

А мы, дети, бегали в лес, который находился недалеко от станции, рвали там цветы, делали из них букеты и бросали солдатам, проезжавшим мимо.


Литература:

  1. Журнал «Воспитание школьников» №5, 1998г.
  2. Журнал «Начальная школа» №4, 1991г.
  3. Журнал «Начальная школа» №5, 1987г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никто не забыт, ничто не забыто

Сценарий проведения праздника, посвящённого празднованию Дня Победы....

Никто не забыт, ничто не забыто

Велик День Победы. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась битва с фашистами. День Победы – праздник радостный и грустный. В этот день встречаются те, кто вместе во...

Классный час по теме" Никто не забыт- ничто не забыто"

Классный час по гражданско - патриотическому воспитанию, посвящен 9 Мая( 2 класс)...

Внеклассное мероприятие "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Данная разработка состоит из конспекта и мультимедийной презентации внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы, посвящённого дню Победы в Великой Отечественной войне (1941-1954).  Это ...

Праздник "Никто не забыт, ничто не забыто"

«Никто не забыт.  Ничто не забыто»сценарий праздника к 9 мая.Война – печальней нету слова.Война – святее нету слова.В тоске и славе этих лет,И на устах у нас иногоЕще не может быть и нет!А. Твард...

"Музыкальная гостиная" "Никто не забыт,ничто не забыто"

"Музыкаьная гостиная"презентация о русских народных инструментах"Никто не забыт ,ничто не забыто"-литературная композиция ,посвящёная ВОВ...

Классный час: " Никто не забыт, ничто не забыто". Конспект и презентация.

Разработка содержит конспект классного часа и презентацию. К сожалению в презентацию не удалось поместить звуковое сопровождение, но в конспекте указаны использованные произведения....