Главные вкладки

    Как сделать родительское собрание интересным (из опыта работы)
    методическая разработка по теме

    Гарькавая Елена Юрьевна

    Каждый классный руководитель мечтает ,чтобы родители были его союзниками, с удовольствием шли на родительские собрания, с нетерпением ждали их. Надеюсь, мой опыт окажет кому-то помощь на пути осуществления этой мечты

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon o_rabote_s_roditelyami.doc90 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа с родителями.

    1. Первое родительское собрание «Поздравляю! У вас – первоклассник!»

    Столы поставлены по кругу, стулья – лицом из круга. Родители собираются, предлагаю им сесть так, как поставлены стулья… Когда все собрались, вопрос к аудитории: «Удобно ли так общаться?».

     Аудитория разворачивается в круг лицом.

    - Поэтому, уважаемые родители, с сегодняшнего дня нам вместе с нашими детьми предстоит повернуться лицом друг к другу и в прямом и переносном смысле. Вот так глядя в лицо, предстоит шагать ближайшие четыре года нашему большому отряду, надеюсь, единомышленников. Давайте знакомиться.

    Игра «Знакомство» - по кругу представляемся, кратко называем, кто я, чей родитель, какой я, с каким животным себя ассоциирую.

    - Высший орган власти в коллективе класса – это родительское собрание. Все важные вопросы формирования и развития нашего сообщества мы будем обсуждать и принимать сообща, а значит сейчас, «на берегу» нам предстоит договориться о правилах нашего «плавания», главное из которых, конечно же, это взаимное уважение мнений, суждений, личностей. Мы – грамотные взрослые люди. Посещение родительских собраний – одна из важных обязанностей для родителей, в противном случае возникает ощущение, что вы не уважаете собственного ребенка, прежде всего, кроме того, и других родителей, чьи дети учатся вместе с вашим. Я ценю ваше время, всегда заранее сообщаю о времени и дате собрания, его тему, надеюсь, что вы так же будете ценить и мое время и мой труд.

             В вашей семье значительное событие – ваш ребенок получает новый социальный статус, став школьником, поднимается на первую ступеньку совершенно новой и бесконечной лестнице знаний. И кто, как не родители, должны помочь маленькому человеку понять значительность и важность этого момента в его жизни?!

            В современном образовании, как целом в мире, происходит переосмысление, изменения некоторых понятий. Так, много лет в советской школе речь шла о ЗУНах. Сегодня изменяется подход к пониманию, чем должны овладеть школьники в процессе обучения, и появилось новое понятие – компетенции.  Применительно к любой профессиональной деятельности мы понимаем, что это означает, уважаемые родители, …. (ответы родителей) Совершенно верно, «знание предмета, владение способами деятельности, пониманием цели и задач», а значит, это же мы будем формировать в школе в наших детях – не просто набор знаний, а способам их применения в жизни. Надеюсь, я вас не испугала?!

            Педагог с древнегреческого означает «сопровождающий». Ребенок от природы – исследователь, ему надо просто помочь, сопроводить процесс его продвижения, овладения знаниями, быть рядом с ним на этом пути, а значит, нам предстоит проявить терпение и труд и помочь им научиться учиться. Не забывайте, ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Мне тоже предстоит эта работа, поэтому мне нужна ваша помощь, вы лучше знаете своих детей, чем я. Ответьте серьезно и вдумчиво на вопросы анкеты, которая у вас на столе, дома, вдумчиво и не торопясь. Ваши ответы очень помогут мне успешнее строить процесс обучения и воспитания. Особенно воспитания, т.к. нам предстоит не только учиться знаниям, но и учиться жить в коллективе: понимать других, уважать, дружить, любить… Кстати, о любви… родительской. Она должна быть постоянной, но во благо и не вседозволенностью… Проверьте себя, насколько вы готовы быть хорошим воспитателем.

    Тест «Какой я воспитатель» - родители отвечают на вопросы теста, по ключу на доске считают свой результат, учитель дает расшифровку.

    Итог (рефлексия). Какие ассоциации у вас со словом «первоклассник»? (ответы)

    Я услышала неожиданные, разные, интересные высказывания, но одно мне не очень понравилось… страх. Давайте вспомним свое детство и поиграем в пластилин. (каждому предлагается взять кусочек пластилина из коробок на столе (они только ярких цветов).

    Игра «Лепим страх».

    Мнем и лепим не глядя, бросаем перед собой и рассматриваем, что получилось. Он оказался совсем не страшным. Поэтому, оставив страхи, вооружившись любовью и терпением мы завтра шагнем на школьный порог! Все у нас получится!

    1.  «Первый класс мы почти прошагали, кое-что мы сумели понять…»

    Именно понять… это ключевое понятие (простите мне эту тавтологию) первого класса – понять и принять свой новый социальный статус. Говоря научно, адаптироваться.

    Поэтому наше собрание мы начнем со знакомства с результатами психолого-педагогической диагностики (представлены в виде индивидуальных материалов для каждого родителя, выступление психолога, комментарий учителя).

            Среди задач обучения в первом классе:

    - формирование нового типа ведущей деятельности – учебной; - развитие познавательной активности, интереса к новому; - формирование ответственность за выполнение д/з; - знакомство с предметными знаниями и умениями; - формирование классного коллектива (нормы, правила, законы, этика и этикет отношений).

            Что вы понимаете под высоким уровнем развития, знаний? (беседа с родителями).

    Представленные материалы диагностики отражают, в том числе, и уровень выполнения этих задач каждым ребенком. Данные уровни определяются на основании Памятки (система уровневого оценивания). Кроме того, в представленной диагностике отражены: - уровень умения работать самостоятельно; - стабильность (устойчивость) результатов; - уровень усвоения ключевых тем программы 1 класса по русскому языку и математике.

    Программа 1 класса предполагает необязательность д/з и все же часто ребятам в течение года предлагалось выполнить то или иное творческое задание по желанию. Мониторинг их выполнения тоже позволяет сделать некоторые выводы о мотивах: - желание активно участвовать;  - проявление интереса к делу, предмету, виду деятельности; - потребность в общественном признании; - демонстрация собственной успешности; - наличие системы семейных ценностей (если родители заинтересованы в успехах собственного ребенка, то они тоже в нем участвуют).

            И хотя мы с вами говорим о формировании нового типа деятельности – учебной, это не значит, что ребенка надо лишить игры. Только надо пересмотреть выбор игр. «С детьми играть – ум-разум развивать…» Игра должна развивать, быть интересной и приносить удовольствие.

    Результаты анкетирования детей: «Моя любимая игра -…; дома я люблю играть -…; с папой мы играем - …; с мамой мы играем - …»

    Результаты анкетирования родителей: «Любит ли ваш ребенок играть? В какие игры вы играете дома? Часто ли? Чему могут научить ребенка эти игры?»

            Рекомендации по организации игр младшего школьника.

    Памятка для родителей.

    Игра – основной источник знаний для ребенка. Она выполняет две главные функции: во-первых, через игру он познает мир и развивает умственные способности; во-вторых, во время игры находят выход энергия и эмоции ребенка.  

    Часто дети начинают учебу в школе с некоторым интеллектуальным отставанием.  Задача родителей – постараться вовлечь ребенка в различные занимательные игры, способствующие его развитию.

            Спортивные игры развивают психомоторные способности ребенка. Разгадывая ребусы, загадки, кроссворды, дети развивают внимательность и память, расширяют словарный запас. Мозаика и конструкторы развивают аналитические способности ума и моторику пальцев. Мастеря игрушки, дети развивают воображение и творческие способности.

            Важной проблемой становится и воспитание читателя. Разносторонность детского чтения является основным залогом культурного развития ребенка, ориентируя его в различных областях: быт, общение, культура, наука. От широты кругозора ребенка напрямую зависят его успехи в школе и выбор профессии. Познание и освоение окружающего мира ребенком – основа развития личности, его интеллекта, сознания.

    Постоянная помощь родителей в освоении ребенком культурного пространства расширяет его кругозор, стимулирует наблюдательность и любознательность, развивает эмоциональность и коммуникабельность. Расширение детского кругозора тесно связано с воспитанием наблюдательности, необходимой для успешной учебной деятельности. Ребенок всегда стремится к исследованию окружающего мира. Особенно благодатное время для такого исследования – летние каникулы.

    Для личностного развития ребенка особенно важна атмосфера успеха. Родители, по мнению психологов, часто обижают своих детей невниманием, упреками, раздражительностью. Ребенок же долго носит обиду в себе, становясь безучастным к учебе. Сохранить присущую детям жизнерадостность – важное условие развития творчества ребенка. Расти и развиваться очень трудно. Однако не стоит оберегать растущего человека от трудностей, с которыми он в силах справится сам.

    Необходимыми условиями развития личности являются желание ребенка жить активно, деятельно и радостно, желание общаться, иметь друзей, достичь успеха в делах. Тяга детей к активному участию в жизни сначала проявляется в играх. Игры – выражение творческого начала детей. В старшем возрасте простые игры перерастают в более сложные – «взрослые» деловые игры.

    Забота о правильном развитии детей – родительский долг. Интеллектуальная атмосфера семьи является главным фактором воспитания

    1. Совместный классный час – собрание с детьми. «Живая шляпа»

    Подготовка: пригласительные «Скорей приходите и папы, и мамы!

                                          Устроим веселье – все дело лишь в шляпе.

                                          Мы праздник себе создадим, настроенье,

                                          И вместе почувствуем объединенье!»

    Каждый должен прийти в шляпе (или другой головной убор).

    Материал для конкурсов: ватман, газеты, маркеры, шарфы и платки.

    Конкурсы: под музыку собраться в группы по цвету шляп; по форме; придумать смешную или поучительную историю; провести экскурсию по музею шляп; придумать, для чего можно использовать шляпы; чья шляпа быстрее (по команде одну шляпу одеваем на себя, снимаем, передаем дальше назад и вперед); придумать новую шляпу из подручных материалов.

    1. Совместный классный час – собрание

    «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня!»

    Подготовка: письма к родителям в «Волшебной шкатулке»; медаль в виде детской ладошки «Лучшим родителям»;

    Ход и конкурсная программа: кто кого перепоет (семья на семью) – песни по принципу игры в города; самая организованная семья – надеть по команде на всех членов семьи то, что предложено в наборе одежды или нарядиться, выпросив у зрителей как можно больше вещей за 3 минуты; самая стройная семья – измерить талию всех членов семьи; накормить друг друга с завязанными глазами; «живая картина» - создать композицию по иллюстрации известной картины так, чтобы зрители ее узнали; знаешь ли ты свою маму, папу, сына (заранее анкета – любимый цвет, цветок, песня, блюдо, напиток, время суток, года); эстафета – вешаем белье (таз с вещами и веревка напротив команды, эстафетная палочка – веревка с прищепками)

    1. Чтение без принуждения.

    Рекомендации по активизации чтения:

    - вспоминая ранее прочитанное или готовя пересказ, сознательно искажайте его, чтобы проверить, как ребенок запомнил;

    - рекомендуйте детям книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями;

    - устраивайте дискуссии по прочитанным книгам;

    - формируйте личную библиотеку ребенка, подбирайте книги, дарите их ребенку, сопровождая их дарственными надписями.

    Анкета для родителей.

    - согласны ли вы, что в основе развития интеллекта лежит интерес?

    - считаете ли вы, что интеллектуальным развитием должна заниматься только школа?

    - знаете ли вы что интересно вашему ребенку?

    - поддерживаете ли вы его интересы? Как?

    1. Семейный вечер «Встречаем весну»

    - Добрый вечер!

    - Добрый вечер! А что это значит?

    - Значит день был по – доброму начат.

    - Значит день был по – доброму прожит.

    - Он умножит счастливые дни.

    - Он принес нам хорошие вести, подарил нам улыбки и песни,

    - Мы, как друга, его проводили и уже зажигает огни…

    - Город наш зажигает огни!

    Наш Удачный зажигает огоньки в окнах домов, а мы приглашаем всех провести вечер в кругу друзей.

     Пока еще снега белеют на полях,

     И скрыта подо льдом речная глубина,

    Но зимние листки во всех календарях

    Оторваны уже… в страну пришла весна!

    Концертно – конкурсная программа – сюрприз силами детей и родителей.

    6.Родительское собрание «Учиться – это сложно, но …»

    Тест для родителей. «Элементарных вещей не знаешь! Чем вы только в школе занимаетесь?» Как часто из родительских уст вырывается праведное возмущение, что, дескать, сложного в этой школьной программе?! Вот мы в ваши годы… Человеческая память – удивительная штука. Пара десятков лет после последнего звонка и выпускного вечера – и школьная программа кажется сущим пустяком…. Однако, дорогие родители, все не так просто… попробуйте ответить на вопросы теста, составленного по школьной программе… только сразу договоримся – не подсказывать. Попробуем оценить свои знания объективно…. Перед вами листочки теста…прочитайте вопрос и выберите вариант ответа.                                 Работа родителей         На доске – ключ

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    1. Одеяло убежало, улетела простыня, И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

    Сколько предлогов в этом стихотворном отрывке?

    А) ни одного         б) один        в) два                г) три

    1. При написании одного из предлогов допущена ошибка. Найдите ее:

    А) в продолжение                Б) в место                В) в целях        г)в течение

    1. Найдите предложение, в котором передается чужая речь:

    А) Я думаю об этом днем и ночью.         Б) Витя попросил, чтобы ему дали книгу.

    В) Они громко говорили и мешали другим ученикам в классе.

    Г) Тут Миша как закричит и бросится к маме на руки.

    ЛИТЕРАТУРА

    4.    Но царевна молодая, тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела.

    Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей.

    Из какого произведения эти строчки?

    А) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

    Б) «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С. пушкина.

    В) «Кавказский пленник» л.Н. Толстого

    Г) «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака.

    ИСТОРИЯ

    1. Чем знаменит Иван Федоров, дьяк одной из московских церквей?

    А) … предводитель казаков, положивший начало присоединению Сибири к Российскому государству; б) под его предводительством русские войска разгромили крестоносцев на Ладожском озере;  в) он одним из первых выпустил печатную книгу на Руси;  г) основал Москву

    6. Где произошла первая буржуазная революция?

    А) Англия         б) Нидерланды        в) Франция         г) Россия

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

    1. с какого момента человек может нести уголовную ответственность?

    А) с момента поступления в школу   б) с 14 лет    в) с 16 лет    г) с момента получения паспорта

    МАТЕМАТИКА

    8. Чему равно делимое , если делитель 12, неполное частное 3, остаток 9?

    А) 39                б) 45                в) 111                г) 27

    9. решите уравнение      7 + х² = (х + 1) * (х + 6)

    А) х = 7        б) х = 1        в) х = 6/7                г) х = 1/7

    1. какая из производных взята неверно:

    а) (ln (5x))´ = xˉ¹        б) (x³ + 2x² + 20)´ = 3x² + 4x                в) (sin(3x + 6))´ = 6 (cos(3x + 6)

    ГЕОГРАФИЯ

    1. Вода занимает:

    А) ¼ поверхности земного шара        б) ½                в) ¾                 г) 1/6

    1. Какое государство расположено на территории Антарктиды?

    А) Россия        Б) США        в) нет государств                г) ЮАР

    1. С какой страной у России самая большая протяженность границ?

    А) Финляндия        б) Белоруссия        в) Казахстан          г) Северная Корея

    БИОЛОГИЯ

    1. Почему в пещерах не растут деревья?

    А) там холодно        б) нет солнца                в) там сыро                г) мало места

    1. Давно было замечено, что при скрещивании генетически отдаленных форм получают организмы, характеризующиеся мощным развитием и высокой жизнеспособностью. Как называется такое явление?

    А) биоценоз                б) селекция                в) мутация                г) гетерозис

    ФИЗИКА

    1. Силу измеряют:

    А) секундомером                б) линейкой                в) динамометром        г) вольтметром

    ХИМИЯ

    1. в какой воде мыло не моет?

    А) в дождевой                б) в снеговой                в) в морской                г) в кипяченной

    1. Ночью над могилами наблюдаются вспышки огоньков, которые пугают суеверных людей. Однако этому есть вполне научное объяснение. Какое?

    А) Светлячки собираются над могилами                б) вспышки молний

    В) выделение самовоспламеняющихся газов        г) пылающие угольки

    ОТВЕТЫ:  1Б – 1б, 2Б – 3б,  3Б – 5б, 4А – 1б, 5В – 1б, 6Б – 3б, 7Б – 5б, 8Б – 1б, 9Г – 3б, 10В – 7б, 11В – 1б, 12В – 3б, 13В – 5б, 14Б – 1б, 15Г – 7б, 16В – 3б, 17В – 3б, 18В – 5б.

    0 - 4б – нач. школа;  5 – 10б – 5 кл; 11 – 15б – 7кл; 16 – 30 – 9кл; 31 – 43б – 10кл; 44 – 58б – 11кл

    Я, отвечая, на вопросы теста, смогла набрать 44балла…

    Вы, надеюсь, понимаете, уважаемые родители, что это в некотором смысле маленькая шутка, но в ней тоже есть свой урок… то,  что нам удается понять в течение жизни, не всегда становится понятным в школе… и наши дети нуждаются в нашей ежедневной помощи и поддержке. А я хочу рассказать, когда у ваших детей бывает хорошее настроение (по материалам блиц - диагностики):

    Когда, хорошая погода; … танцую, пою, выступаю, играю;… праздники и выспалась; …получила хорошую оценку, иду в гости; … смешат, получил 5, что-то покупают; … день рождения у меня, учитель поставил хорошую оценку, я выступаю; … иду в парк, кино, меня хвалят за 5 и просто так за что-то другое, …. у меня гости; … гуляю с другом, получаю 5, хвалят, дарят игрушки, наступают каникулы, едем на море, наступает Новый год, много сладкого, все меня любят; … получил 5; … после футбола, аттракциона, шутки; … после футбола, спектакля, театра, зоопарка, поплавал в бассейне; … увиделся с другом; … все хорошо…

    Как видите, все хотят, чтобы их любили, хвалили, ставили 5. Мало отмечают удовольствие от познавательных открытий, добывания знаний…. И над этим нам стоит задуматься.

            3. Интересны результаты самооценки, которую мы провели в классе (раздать листочки, объяснить процедуру, прокомментировать, родители познакомятся с работой их ребенка).                                                         На экране – комментарий по оценке

    Наглядно демонстрируют эти показатели уровень сформированности ответственности (учащиеся с завышенной самооценкой часто забывают выполнять задания творческого и развивающего характера – чтение, риторика, окружающий мир)

     7.  Подготовка к родительскому собранию

    Уважаемые родители! Наше следующая встреча будет посвящена теме «Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться». Я прошу вас поучаствовать в подготовке к нему и искренне ответить на следующие вопросы до 19.10.07. При анализе ответов на собрании я не буду озвучивать фамилии детей, а лишь дам аннотацию результатов. Заранее благодарна.

    Любит ли ваш ребенок трудиться? ________ Что он любит делать по дому? _____________________________

    _____________________________________. Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью? ________________________________________________________________________

    Как долго может трудиться ваш ребенок? __________________________________. Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы? _______. Как? _________________________-Поощряете ли вы своего ребенка за выполненную работу? _______ Как? ______________________________________________________

    Наказываете ли вы своего ребенка, если он выполнил эту работу плохо? _________. Как? _______________________________________________________. Интересуетесь ли трудовым участием ребенка в жизни класса? ________. Считаете ли необходимым трудовое участие в жизни класса вашего ребенка обязательным? ________.

    Отметьте те утверждения, которые соответствуют вашему ребенку:

    «Я знаю, что мой ребенок …. дежурит по классу, … занимается в кружке, секции, студии, … выносит мусор, …моет посуду, … убирает свою комнату, … следить за своей одеждой, …. помогает по дому, … ухаживает за младшими, …ухаживает за домашними питомцами.

    Дома я:

    всегда

    часто

    иногда

    никогда

    Убираю свою постель

    Убираю свою комнату

    Мою посуду

    Выношу мусор

    Хожу в магазин

    Стираю мелкие вещи

    Помогаю в уборке квартиры

    Ухаживаю за младшими

    Помогаю родителям по их просьбе

    Ухаживаю за домашними питомцами

    С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу? _________

    Что тебе нравиться делать больше всего по дому? _______________________________________________

    Хвалят ли тебя за выполненную работу? ________

    Если ты сделаешь что-то не так, тебя ругают, наказывают? ________________________________________

    Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают? _______________

    Выполняешь ли ты какую-нибудь работу вместе с родителями? ____________

    Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа? _____________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио как инструмент самореализации младшего школьника (из опыта работы)

    Автор: Краснмкова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Завершается первое десятилетие XXI века. Изменился общественно-политический строй, и в общественном сознании также произошли коренные из...

    Копилка методических приемов, или Как сделать родительское собрание эффективным и интересным

    В статье рассматриваются отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания....

    Родительские собрания- одна из форм работы педагога с родителями

    Выступление на МО классных руководителей....

    Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

    Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

    Формирование коммуникативной культуры как основы личностного развития учащихся (из опыта работы)

    Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, всегда являлось развитие личности ученика. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения указывают на то, что развити...

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

    Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...

    Статья "Как подготовить ребёнка к школе" (из опыта работы)

    Статья "Как подготовить ребёнка к школе" Автор Иванова Л.И....