Творческий экзамен в 4 классе.
методическая разработка (4 класс) по теме

В статье даны рекомендации по проведению творческого экзамена. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_ekzamen_v_4_klasse.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий экзамен в 4 классе.

    Основная задача современной школы- не просто дать учащимся  готовые знания, а научить их добывать знания самостоятельно, помочь овладеть навыками научной работы, привить интерес к исследовательской деятельности. Именно тогда, когда ученик сам что-то открывает, достигает опытным путём, творит ,фантазирует, он получает удовольствие от учёбы и добивается больших успехов. Ведь не секрет, что нынешние школьники не имеют большого желания учиться и воспринимают учёбу, скорее, как необходимость, чем как интересное занятие.

     Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно знаний, умений и навыков к воспитанию качеств личности , необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести:

-ответственность

-инициативность

-самостоятельность

-способность к рефлексии.

       Для осуществления правильного ,целенаправленного управления процессом обучения необходима обратная связь. Проверка знаний даёт учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идёт усвоение программного материала, какие следует внести коррективы. При контроле получает информацию и сам ученик.

        Контроль знаний- это проверка знаний данного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности. Максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся. Контроль должен быть объективным, требовательным, без заметных искажений истиной картины знаний ученика. Даже при доброжелательном к ним отношении многие ученики волнуются и отвечают хуже, чем знают, поэтому учитель испытывает определённые трудности при выставлении отметок.

     Естественно, перед учителем встаёт вопрос, каким образом провести аттестацию в конце 4 класса.

    На методическом объединении мы решили провести итоговый контроль выпускных 4-х классов в виде творческого экзамена. Творчество- это удел не только немногих избранных людей. Творчество существует везде, где человек воображает, изменяет и создаёт что-то новое. Творчество- необходимое условие существования человека в каждодневной окружающей нас жизни.

        Исходя из требований к личности выпускника современной начальной школы, мы сформировали общие задачи творческого экзамена:

-создание условий для самовыражения каждого участника экзамена, сохранение индивидуальности ребёнка,

-выявление сформированности положительной мотивации учения,

-наблюдения за проявлениями познавательной инициативы, выходящей за пределы выполнения обязательных заданий,

-наблюдения за сформированностью навыка самоанализа собственной деятельности и деятельности других,

-проверка умения работать со справочной литературой для решения учебной задачи и удовлетворения познавательного интереса,

-проверка умения строить отношения с взрослыми и сверстниками.

        Как следствие, при разработке заданий творческого экзамена перед педагогами стояли следующие задачи:

1.Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.

2. Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.

3. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.

     Творческий экзамен  проводился в виде игры по станциям: математической, литературной, естественнонаучной и проектной. Игра помогает жизненные и учебные проблемные ситуации, создаёт ситуации, наполненные  эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Задания экзамена носят творческий характер.

   На литературной станции детям было предложено каждому создать микро текст по опорным словам о весне , а затем составить из полученных текстов сочинение.

      На математической станции  детям была предложена задача, решить которую можно, решив много простых задач. Причём содержание задачи носило чисто практический характер. Совместно ребята искали простые задачи, решение которых привело бы к решению большой задачи. Очень интересно было наблюдать , как ребята искали недостающие способы и средства решения задач, вступая в учебное общение и высказывая разные варианты решения задачи, разные точки зрения на одно и то же  

На естественнонаучной станции дети попадали в жизненную ситуацию, когда им нужно было применить имеющиеся у них знания: из имеющихся предметов надо было отобрать только те, которые необходимы для похода в лес, и объяснить свой выбор.

     На проектной станции дети создавали газету, работая по инструкции:

1.выберите тему

2.подберите нужный материал

3.обсудите в группе

4. оформите в виде газеты

5.подготовьтесь к защите своего проекта.

         На каждой станции учителя начальной и средней школы наблюдали за работой ребят по следующим параметрам:

Любознательность

Ответственность

Самостоятельность

Инициативность

Общительность

Организаторские способности

Творческий подход к выполнению задания.

       Это фиксировалось в таблице и за каждое проявленное качество ученики получали красочные жетоны.

       После проведения творческого экзамена на этапе подведения итогов предполагается рефлексия. Она нацелена на выявление отношения учащихся к своим достижениям. Она даёт осмысление затруднений и пути их преодоления у учащихся в ходе проведения творческого экзамена, а также предполагает получение обратной связи от одноклассников и педагогов.

   Примерные вопросы для учащихся:

  1. Каковы мои главные результаты участия в творческом экзамене? Что я понял, чему я научился?
  2. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  3. Каковы были основные трудности, и как я их преодолевал?
  4. Замечания и предложения по проведению творческого экзамена и подготовке к нему( себе, учителям, товарищам по классу).

       Результаты позволяют выявить способности к изучению предметов, определить умение работать в нестандартных ситуациях, проявлять свою оригинальность и самобытность, провести анализ деятельности каждого ученика,  в связи с полученными данными скорректировать работу учителя.

      Проведение творческого экзамена является одним из путей индивидуализации обучения. Он позволяет решать актуальную педагогическую задачу развития активного, самостоятельного творческого мышления младших школьников с целью преемственности начальной школы и второй ступени обучения. Главным условием реализации этой задачи выступает направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях, так же необходимо предоставить каждому ребёнку условия для возможного выбора деятельности, создать образовательную среду, способствующую эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию творческих способностей. 2 класс

Конспект урока по развитию творческих способностей. 2 класс...

Внеурочная деятельность. Конспект занятия по развитию творческих способностей (1 класс). Тема: Точка, прямая, отрезок.

Мною были специально разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики. Эти занятия повышают интерес к уроку математики и способствуют развитию логическог...

План проведения творческой недели начальных классов

Неделя начальных классов прошла очень хорошо. Дети, родители и учителя приняли участие....

Мастерская творческого письма «Мой класс – мои друзья» 3 класс

В рамках урока русского языка в третьем классе была разработана и успешно реализована мастерская творческого письма на тему "Мой класс - мои друзья". Целями такой мастерской стали развитие образной, в...

Творческий экзамен как одна из форм аттестации обучающихся

Цель творческого экзамена - поддержка учебного интереса обучающихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка научно-исследовательских начинаний обучающихся, формирование у об...