Утренник для начальных классов на тему "Хлеб-наше богатство".
методическая разработка (2 класс) по теме

Корнейчук Ирина Станиславна

Утренник  "Хлеб-наше богатство" содержит стихи о хлебе, хлеборобах,  родной земле. Кроме стихов здесь находятся сообщения о  "хлебном дереве" , блокадном хлебе Ленинграда, ответ на вопрос "Почему хлеб не надоедает", предлагаются игры на утреннике, пословицы о хлебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utrennik.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №15

                       

             

Утренник

«Чудо земли – ХЛЕБ!»

                                                             

                 

                   

                     Подготовила учитель начальных классов  

                       

                         высшей квалификационной категории

                               Корнейчук Ирина Станиславна.

                                               

                                                                    Саратов 2012г.

                      Воспитательная цель мероприятия:

  1. Уважение к труду хлебороба.
  2. Бережное отношение к хлебу.
  3. Развитие познавательного интереса к устному народному творчеству.
  4. Воспитание любви к Родине.                                  

                                     Оформление:

       Костюмы колосков, плакаты о хлебе, хлебные изделия, пшеничный сноп, каравай.

                                                      Чудо  земли - хлеб!

Ведущий:    Осень - чудесная пора. Убирают урожай овощей ,фруктов, хлеба. Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Как же пришел к людям хлеб? А вот послушайте сказку:

                    “ Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались сырым  мясом животных. А еще они бродили по дремучим лесам в поисках съедобных трав и кореньев, плодов. На это уходило много сил и времени, голод постоянно мучил человека. И вот однажды, один человек, теряя последние силы, сорвал растение, его семена вдохнули жизнь в этого человека. Он стал собирать эти зерна и есть их. С тех пор все люди в племени были сыты, так как начали сажать и выращивать  это растение”. Ученые предполагают, что это были зерна ячменя. ( Колос  ячменя.)

  Выходят колоски:

1 кол.         Но не сразу стали зерна

                   Хлебом тем, что на столе

                   Люди долго и упорно

                   Потрудились на земле!

2 кол.        Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей

                   создается  хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы

                 Открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусочек хлеба.

 Все:              Хлеб- драгоценность. Им не сори, хлеба к обеду в меру бери!

3 кол.    Святое дело – вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона 10 тысяч зерен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

   4 кол.     Каравай земли и неба

         На твоем столе

         Ничего сильнее хлеба

         Нету на земле.

 

   5 кол.         В каждом маленьком кусочке

                       Хлебные поля,

                       А на каждом колосочке

                       Держится земля.

   

    6 кол.      В малом зернышке пшеницы

                    Летом и зимой

                    Сила солнышка хранится

                    И земли родной.

   

    7 кол.        И растет под небом светлым

                      Строен и высок,

                      Словно Родина бессмертный

                      Хлебный колосок.

   

     Ученица:                Склонила тяжелую голову рожь:

                  “ Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!”

                     Спасибо земле. Что была моим домом,

                     И сильным рукам.

                     Моим старым знакомым.

                     Я помню, как руки трудились упорно.

                     Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

                     А нынче они урожай уберут.

                     Спасибо вам, руки,

                     За добрый ваш труд!

                     Я долгую зиму в земле пролежала,

   Ютилась под снегом,

   От стужи дрожала,

   Но солнце меня отогрело давно,

             И я принесла золотое зерно.

             Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!

             А если меня вы посеете снова,

             Я снова под снегом дорогу найду

             И колосом стану,

                                 И к людям приду.

 Ведущий:     Поле не терпит бездельников. Все должны отдать силы и

                        уменья, чтобы вырос хороший урожай.

           Басня:     На пахоте два плуга

                                             Остановились друг напротив

Один старообразный, ржавый,

Другой сияющий и моложавый.

Плуг старый молодому говорит:

“- Смотрю я, одного мы года

И одного завода,

Но у тебя блестящий вид,

А я хоть и берег себя везде-

Бывало, каменел на борозде-

И то, минуя стороною,-

Совсем, совсем больной,

Едва скриплю, от немочи дрожа

Наутро изъела ржа!

В тебе ж, не видно измененья,

Как пух, ворочаешь каменья!

В чем тут секрет?”

Плуг моложавый произнес в ответ:

                           “- Я камни обходить не знал

заботы, а блеск мой - это от работы”.

Ученик:            Хлеб не падает к нам с неба

Появляется не вдруг

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук

День и ночь гудят комбайны

Хлеб идет со всей страны –

Хлеб Саратова, Кубани,  Волгоградской целины.

Ученик:            Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей

Слава тем, кто любит землю,

Тем, кто трудится на ней!

Ученик:              Если мы хотим кого-то

                            Встретить с честью и почетом

                            Встретить щедро. От души,

                            С уважением большим

                            То гостей таких встречаем

                            Пышным круглым караваем

                            Он на блюдце расписном

                            С белоснежным рушником.

Ученица:           С караваем соль подносим

 Поклонясь отведать просим

 Дорогой наш гость и друг

 Принимай хлеб- соль из рук!

 Пышный, мягкий, пропеченный

         Подрумяненный слегка

         Хлеб с горбушкой золоченой

         Шел к тебе издалека.

Ученица:          В каждый дом, на каждый стол

         Он пожаловал, пришел.

         В нем здоровье – наша сила,

         В нем чудесное тепло.

         Сколько рук его растило,

         Охраняло, берегло!

         В нем земли родимой соки,

         Солнца свет веселый в нем.

         Уплетай за обе щеки,

         Вырастай богатырем!

Ведущий:           В летний день у каравая

          Хороводы, звон и смех,

         Сам друзей он выбирает,

         Выбирает, да не всех.

       “Каравай, каравай, кого любишь, выбирай”.

                           Давайте  поиграем в русскую народную игру – хоровод « Каравай!»

         Как на Колины именины

         Испекли мы каравай

         Вот такой вышины, вот такой нижины,

         Вот такой ужины, вот такой ширины.

         Каравай, каравай, кого любишь, выбирай.

         Я люблю. Конечно всех, ну, а Сашу больше всех.

 Ведущий:       Но не только караваи и батоны пекут из муки. Кто еще знает, что еще   можно приготовить из зерен пшеницы, из хлебной муки.

                 ( Булки, баранки, пирожное, торты, конфеты, макароны, сухари, печенья, вафли, каши), а еще блины.

                  А как же их готовят? Послушайте и посмотрите. Песня « Блины».

 Ведущий:       Чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо 3 силы:

                         Солнце, Земля,  народ.

               Земля:      Я – земля!

               Солнце:    Я – солнце! Но главная сила не в нас!

  Ведущий:           - А в чем же, ребята?       - В труде!

  Ученик:         Посеяли хлеб хлеборобы весною

                  Созрел он и встал золотою стеною

                  И слышит страна « За уборку пора!»

                  Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Все:           Дадим!

                  Отвечают в цехах металлисты:

                 Для хлеба машины мы сделаем быстро!

                 Но только нам нужен металл непременно.

Все:           Дадим!

Ученик:    Отвечают немедля мартены.

                   Нам только руду подавайте сюда!

                   Для хлеба с рудою спешат поезда!

                   Для хлеба проложены рельсы дорог.

                   Для хлеба идет нагора уголек.

                   Для хлеба плотины на реках встают.

                   И краны, и вышки до самого неба.

    Все:            Для хлеба! Для хлеба! Для хлеба! Для хлеба!

   Ведущий:  Когда за столом вы, ребята, сидите, то помните, кто для вас хлеб создает:

 

   Дети:         Колхозник! Рабочий! Нефтяник!  Строитель! Шахтер! Машинист!

                                    Металлург!                  НАРОД!

  Ведущий:   Народ создал много пословиц о хлебе.

                   ( Дети рассказывают пословицы о хлебе, объясняют их значение.)

 Ведущий:  Издавна  на Руси с посадкой и уборкой хлеба были связаны  русские обычаи. Сеять хлеб выходили в белых чистых одеждах, это считалось праздником, убирали хлеб тоже все вместе. Люди старались найти полный колос – он приносил удачу в дом. Первый сноп ставили в красный угол, а весной сеяли его семена первыми.

Игра:          « Каравай, колос, сноп».( На слово «каравай» все делают хоровод, на слово «колос»дети становятся, положив руки на плечи друг другу, на слово «сноп» все подняв руки сходятся внутрь круга.)

Ведущий:   А знаете ли вы?

Ученик:     Рассказ о хлебном дереве.

Хлебное дерево – родное для западных островов Тихого океана. Но и в других тропических регионах его теперь любят высаживать. Ведь это дерево есть за что любить.

Хлебное дерево вырастает примерно до 20-26 метров в высоту, листья его большие и толстые. Но не за рост его уважают. И не за толщин

Хлебное дерево приносит до 200 плодов за сезон. И является одним из самых урожайных деревьев, тем более что каждая булка хлеба весит 3-4 килограмма. Но это, правда, только на родине и при благоприятных условиях. В других странах может приносить и меньше ста, в некоторых местах если даже 25 плодов соберут – и то хорошо. Но эти плоды являются основным продуктом питания для жителей тропических островов, где растут хлебные деревья. Плоды едят и жареными, и печёными, и варёными. На вкус эта еда – что-то среднее между картошкой и хлебом. Причём жареный плод хлебного дерева похож на – свежий хлеб. Отсюда и название. Только вот плодов собирается много, а хранение свежего хлеба является проблемой.

Хранят плоды обычно так: очищают их, вымывают, потом закапывают в облицованную листьями яму. Где они и бродят в течение нескольких недель. Впрочем, их можно продержать и год, и два... В зависимости от индивидуальных предпочтений. Потом из них пекут лепёшки. Или используют в качестве элемента какого-нибудь блюда. По некоторым мнениям фрукт может пролежать и двадцать лет, не потеряв при этом статус съедобного продукта.

Ученица:   Рассказ о хлебе блокадного Ленинграда.

                                            БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ

Из чего он только не выпекался — ленинградский блокадный хлеб! Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке — муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Применяли жмых — льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять раз перетряхивали мешки из-под муки, выбивая возможное из невозможного.

Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого.

Мечтали люди об этом хлебе.

Пять раз в течение осени и зимы 1941 года ленинградцам сокращали нормы выдачи хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение. Норму установили такую: 600 граммов хлеба взрослым, 300 граммов — детям.

Ученик:     Сообщение о том, почему не надоедает хлеб. 

 Хлеб никогда не приедается, не надоедает — таково удивительное свойство этого главного продукта питания. Ученье полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная шесть тысяч лет назад.

 С незапамятных времен на Руси знали секрет приготовления дрожжевого теста. Но многие тысячелетия выпечка хлеба оставалась тяжелым ручным трудом. А теперь наша промышленность выпускает более 500 наименований хлебобулочных изделий, причем одна печь на хлебозаводе в сутки может выпекать до 70 тысяч хлебных буханок. Наши хлебобулочные изделия по качеству намного превосходят зарубежные. Взять, к примеру, вкусный, ароматный черный хлеб, без которого мы не садимся за стол! Как тут не вспомнить «Путешествие в Арзрум» А.С.Пушкина, в котором он цитирует слова своего приятеля: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего; черного хлеба не допросишься!»

 С хлебом организм человека получает белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и воду, причем количество этих пищевых веществ колеблется в зависимости от сорта хлеба.

 Итог:         Всех гостей угощают кусочками каравая и хлебными изделиями.

                                               Праздник окончен.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний утренник в начальных классах в школеYIIIвида

Здравствуй праздник!(новогоднее представление) Действующие лица:ВедущийСкоморох 1Скоморох 2Дед МорозСнегурочкаМетелицаСнежинкиБаба ЯгаЛеший Звучит весёлая музыка. Дети входят в зал. По...

Новогодний утренник в начальных классах

Несколько лет назад в журнале "Последний звонок" нашла интересный сценарий новогоднего утренника со сказочными героями. Сценарий немного переработала и решила поделиться с коллегами. Может быть данный...

сценарий утренника в начальных классах "Что нам осень принесёт"

Предлагаю сценарий осеннего праздника, который состоит из двух частей. Первая часть литературно- музыкальная, вторая- игровая....

Новогодний утренник для начальных классов.

Разработка новогоднего утренника для детей начальных классов. Сценарий содержит игры, конкурсы, танцевальные номера. Ценность утренника заключается в том, что ведущими могут быть дети старших классов....

Утренник для начальных классов "Золотая осень".

Праздничное мероприятия, которое желательно проводить в актовом зале с приглашением родителей....

УТРЕННИК ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: «ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ СКАЖЕМ – НЕТ!»

Утренник для начальных классов:«Вредным привычкам скажем – НЕТ!»...

Сценарий новогоднего утренника для начальных классов.

                                  «Кто Снегурочку заменит?» Действующие лица;-Ведущий ...