здоровый образ жизни
методическая разработка (3 класс) на тему

Беликова Ирина Тимофеевна

здоровый образ жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_obraz_zhizni_i_vrednye_privychki.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ,

 НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ  И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Пояснительная записка

        Пропаганда здорового образа жизни – это один из элементов политики в области здравоохранения почти всех развитых государств. Это понятно, так, как давно известно, лучше болезнь предотвратить, чем потом лечить.  По последним подсчетам  учёных в мире сегодня рождается только 4 % абсолютно здоровых детей[1]. Этим и объясняется большое внимание правительства многих стран к здоровью своих граждан. Наша страна не является исключением, экономическая нестабильность, радиоактивное загрязнение сказывается на здоровье и граждан Беларуси. Особенно прогрессируют болезни сердечнососудистой, эндокринной, нервной, костно-мышечных систем, психические расстройства, онкологические и социально-опасные заболевания (венерические, ВИЧ- инфекция, туберкулёз). Онкологическая заболеваемость в областях республики в последние годы растёт на 3 – 5 % в год (в мире 1,5 %).

         

        В теоретической части достаточно подробно рассматриваются такие вопросы, как: что такое здоровье, что значит быть здоровым, что способствует сохранению и укреплению здоровья, что такое вредные привычки, как и почему они формируются, как табакокурение и алкоголь влияют на организм человека, приводится статистика по количеству курящего населения в Беларуси и в Европе – что дает возможность посмотреть на ситуацию у нас в стране в сравнении с другими странами и др. Хотелось бы подчеркнуть, что автором особое внимание уделено табакокурению – самой распространенной и вредной привычки в детской и подростковой среде.

        Практическая часть состоит из проведения анкетирования (анкета называется «Хороший ли Вы воспитатель»[2]), просмотр результатов анкетирования детей и их обсуждения, разбора житейских ситуаций.

        Анкетирование родителей проводится, для того чтобы они посмотрели насколько успешно они справляются с воспитательным процессом своих детей, может это заставит кого-то задуматься, присмотреться к своему ребёнку или изменить своё отношение к нему. После собственного анкетирования родителям предлагается посмотреть результаты проведённого (обязательно анонимного) анкетирования детей, которые достаточно ярко показывают картину по вредным привычкам в классе.  В практической части  нужно больше времени давать высказывать свои мысли родителям, что бы не классный руководитель давал сложившейся ситуации в классе, а родители сами. И обязательно после собрания родителям нужно раздать памятку по профилактике вредных привычек, где бы содержались конкретные рекомендации по данному вопросу.

        Хотелось бы посоветовать, для того, чтобы лучше учителю вникнуть в данную проблему, можно кроме научной и научно-популярной литературы обратиться в представительства «Всемирной организации здравоохранения», детский фонд «ЮНИСЕФ», городской центр здоровья, где кроме статистических данных, консультаций и литературы могут предложить также буклеты и флаера по данной тематике, которые можно показать или лучше раздать родителям на дом.

         

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

        Цели:

     – помочь родителям расширить знания о вредных привычках (что такое вредные привычки, как появляются, чем они опасны, как с ними бороться  и др.).

     – дать родителям возможность поделиться своим опытом воспитания детей-подростков.

      –  помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

        План собрания:

  1. Организационный момент.
  2. Выступление учителя.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Просмотр результатов анкетирования детей и обсуждение их.
  5. Разбор различных житейских ситуаций.
  6. Подведение итогов.

        Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Одной из важных проблем, сопровождающих человека всю его жизнь, выступает проблема здоровья. От того, насколько комфортно мы себя ощущаем в той или иной жизненной ситуации, насколько самодостаточными и успешными себя воспринимаем, - зависит уровень и нашей работоспособности, и самооценки, и самочувствия. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, сопровождаемое фактическим отсутствием болезней и индивидуально фрустрирующих (выводящих из состояния внутреннего спокойствия) недостатков. Быть здоровым - значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человеком.

Содействуют общему оздоровлению, сохранению и укреплению здоровья:

  • активные занятия физкультурой и спортом (недаром говорят, что «в здоровом теле - здоровый дух»), а также,
  • правильное питание,
  • закаливание,
  • соблюдение режима труда и отдыха,
  • психическая и эмоциональная устойчивость,
  • личная гигиена,
  • оптимальный уровень двигательной активности,
  • безопасное поведение дома, на улице, на работе,
  • отказ от саморазрушающего поведения;
  • здоровое сексуальное поведение,

 Забота о здоровье выступает первоочередной задачей как для отдельных индивидов (правда, осознаваемой лишь на определенных этапах жизненного цикла), так и для национально-государственной системы здравоохранения. Здоровье человека зависит:

      на 10 % от уровня развития медицинской помощи;

      на 20 %  от условий окружающей среды;

      на 20 % обуславливается наследственностью;

      на 50 % от образа жизни человека. Особое внимание родителей следует  заострить на последнем пункте. Так если на три первых условия они повлиять не могут, то четвёртое в полной мере может зависеть от них.

 Негативное влияние на здоровье оказывают вредные привычки, под которыми понимают сложившиеся способы деструктивного (саморазрушающего) поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для индивида характер потребности. Вредные привычки могут:

 складываться стихийно (например, отказ от регулярных вечерних прогулок на свежем воздухе в пользу компьютерных игр или просмотра телевизора),

быть побочным продуктом направленною воспитания и обучения (например, навязчивые фобии (страхи) перед руководителями любого ранга),

перерастать в устойчивые черты характера (например, обжорство, чревоугодие),

приобретать черты автоматизма (например, грызение ногтей и пишущих принадлежности, подсчет деревьев за окном, рисование на парте, сосание пальцев) и т.п.

 В основе процессов формирования вредных привычек лежит феномен адикции (пагубного пристрастия к чему-либо). Человек стремится благодаря использованию тех или иных средств (веществ, суррогатных материалов и т.д.) замести, естественные для конкретных социальных ситуаций чувства и эмоции, избежать стресса. Например, люди могут прибегать к выпивке как способу снижения общей чувствительности организма. Как результат возникает привыкание к данному способу релаксации (отдыха и, вообще, деятельности по восстановлению духовных и физических сил) с угрозой перерастания в опасное социальное заболевание алкоголизм.

Другой пример - табакокурение. Большинство курильщиков в мире начало проявлять, интерес к курению уже в подростковом возрасте, когда образ человека с сигаретой расценивался ими в качестве стандарта «взрослости». Осознание пагубности регулярного потребления никотина и табачных смол происходит значительно позднее, как правило, с появлением одышки, утреннего бронхиального кашля и стремительно возникающей физической усталости в процессе выполнения профессиональной деятельности. Борьба с курением является важной социальной задачей, ибо вопросы здоровья людей приобретают на современном этапе развития общества особое значение. В стимулировании же интереса к табакокурению заинтересованы только табачные магнаты.

Конечно, чем большей является наша включенность в профессиональную деятельность, чем шире круг наших интересов и общения, тем выше вероятность возникновения стрессов и ощущения неудовлетворенности жизнью. Но выбор средств релаксации должен быть для каждого из нас разумным. Не стоит еще больше губить свое здоровье, (12) пытаясь справиться с очередными жизненными невзгодами средствами наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и т.п. Использование научно обоснованных социально-психологических средств (аутотренинга, прослушивания специально отобранной спокойной музыки, участие в подвижных видах спорта даем человеку большую свободу для выхода из тупиков социальных ситуаций, чем суррогаты, их заместители.

На сегодня достаточно точно известно, что табак резко негативно сказывается на здоровье людей. Приведём наиболее распространенные воздействия табака на организм. Это:

  • инсульты,
  • рак губ, полости рта, горла и гортани,
  • повышается риск сердечного приступа,
  • рак лёгких,
  • рак печени,
  • язва и рак желудка, поджелудочной железы,
  • бесплодие,

 -    гангрена, вызванная закупоркой сосудов.

      По данным Всемирной организации здравоохранения:

  • табак ежегодно уносит 5 млн. жизней,
  • это 13,5 тыс. ежедневно,
  • курильщики составляют 96 – 100 % всех больных раком лёгких,
  • до 90 % онкологических заболеваний вызвано курением,
  • если сигареты подорожают всего на 10 %, в мире станет на 40 млн. курильщиков меньше.

Тест «Хороший ли вы воспитатель»

  1. Отвечаете ли Вы на иные вопросы ребёнка: «Я скажу тебе, когда ты подрастёшь»!
  2. Даете ли Вы ребёнку деньги на мелкие расходы?
  3. Если Вы отказываете в чём-нибудь ребёнку, объясняете ли Вы причину?
  4. Позволяете ли Вы детям помогать Вам по хозяйству, даже зная, что пользы от этой помощи мало или совсем нет?
  5. Считаете ли Вы допустимым небольшую ложь в отношениях с детьми?
  6. Пользуетесь ли Вы всяким случаем, чтобы способствовать развитию наблюдательности у ребёнка?
  7. Позволяете ли Вы себе в присутствии ребёнка критиковать своих знакомых?
  8. Считаете ли Вы, что ребёнка нельзя обманывать?
  9. Считаете ли Вы, что маленьким детям следует объяснять все житейские факты?

10.Читали ли Вы книги по воспитанию?

      11.Считаете ли Вы, что даже самые маленькие дети имеют право на свои тайны?

      12.Случается ли Вам грозить наказанием ребёнку, если он оставит что-нибудь на тарелке?

     13.Стараетесь ли Вы способствовать тому, чтобы у детей развивались чувства независимости и уверенности в себе?

     14.Умеете ли Вы разделить радость ребёнка?

      15.Охотно ли Вы проводите своё свободное время с детьми?

      16.Любите ли Вы демонстрировать таланты своих детей?

      17.Умеете ли Вы сказать так, чтобы Вас тотчас же послушались?

       18.Если Ваш ребёнок раскапризничался, способны ли Вы сохранить полное спокойствие?

      19.Легко ли Вы завязываете дружбу с товарищами Ваших детей?

        Вот какие отметки предлагаются за ответы на вопросы нашей анкеты:

№ вопр.

Да

иногда

нет

1

0

2

5

2

3

4

1

3

3

2

0

4

4

3

0

5

0

3

4

6

5

2

0

7

1

2

4

8

3

4

1

9

0

3

4

10

4

2

0

11

3

2

1

12

0

1

4

13

5

1

0

14

3

2

0

15

5

1

0

16

0

1

4

17

5

0

0

18

5

1

0

19

4

2

0

        Подсчитайте количество очков, набранных каждым.

        Вот такие примерно предположения о педагогических талантах участников теста можно сделать после подсчёта сумм набранных ими очков:

Меньше 25 очков:

        Строгость не единственный элемент хорошего воспитания. С Вашими принципами Вам трудно будет сделать ребёнка веселым и уравновешенным человеком.

        25 – 56 очков:

        Принципы у Вас, в общем правильные. Но не кажется ли Вам, что быть только логичным недостаточно, надо быть реалистичным.

        Свыше 56 очков:

        Ваше терпение и Ваше понимание детской психологии, безусловно, увенчаются успехом. Думается, что те, кто считает Вас хорошим воспитателем, правы.

После теста, родителям предлагается просмотреть результаты проведённой перед родительским собранием анкеты, (дабы посмотреть и обсудить ситуацию, которая сложилась в классе по «вредным привычкам») в которой детям предлагалось ответить анонимно на следующие вопросы:

1 Назовите привычки, которые наиболее сильно раздражают вас в окружающих.

2. Назовите свои вредные привычки?

3. Как часто вы сквернословите?

4.  В каком возрасте вы первый раз закурили?

5. Кто наиболее сильно оказывает влияние на стиль вашего общения и поведения?

После просмотра информации  полученной в ходе анкетирования можно дать некоторое время родителям прокомментировать и высказать своё мнение по поводу полученной информации.

        После обсуждения анкеты, можно перейти к практическим занятиям. В начале родителям на экране предлагается только ситуация для обсуждения и даётся время на это обсуждение. После того как родители высказались, можно предложить им советы психолога, как действовать в подобных ситуациях.

Ситуация № 1
    Ребёнок пришёл домой в нетрезвом состоянии

  •  Разговор отложите на завтра, когда подросток протрезвеет
  • если подростку плохо, нужно дать ему возможность пережить эту ситуацию самостоятельно
  • на следующий день следует в спокойной обстановке поговорить о случившемся. Выяснить причины, узнать проблемы
  • рассказать о губительном влиянии алкоголя на организм
  • поделиться собственным опытом

Ситуация № 2
                Ребёнок пришёл накуренный домой

  • в ближайшее время организовать доверительные разговоры в семейном кругу, где затронуть данную тему и случай
  • организовать свободное время ребёнка (спорт, музыка)
  • семейное времяпрепровождения (посещение театра, кино, выезд в лес)

После обсуждения ситуаций, как подведение итогов родительского собрания на экран высвечивается своеобразное обращение к родителям

Уважаемые  родители! Как  мы  с  вами можем помочь нашим детям отказаться от вредных привычек и привить любовь к здоровому образу жизни?

Классный руководитель должен попросить родителей  ответить на этот вопрос самим родителям. Это даст возможность родителям самим сделать вывод в конце родительского собрания. После учитель берёт заключительное слово:

Здоровый образ жизни следует формировать и культивировать самостоятельно. Подражание примеру старших поколений, выдающихся личностей, деятелей культуры и спорта делает возможным действительное самоутверждение современной личности и открывает перед ней новые перспективы для самосовершенствования и индивидуального роста.

         После окончания родительского собрания и перед уходом родителей, классный руководитель вручает им небольшую памятку по профилактике вредных привычек у детей, что бы родители по дороге дамой или завтра по дороге на работу, ещё раз задумались над данной проблемой.

Советы родителям

по профилактике вредных привычек у детей

1. Родители воспитывают положительным личным примером. Нецелесообразно в присутствии детей употреблять спиртные напитки, курить дома. Некурящие, пребывающие в прокуренном помещении в течении часа, вдыхают столько отравляющих веществ, как будто сами выкурили 4 сигареты.

2. Желательно, если родители курят, употребляют алкогольные напитки, избавится от этой привычки, причем не следует скрывать от ребёнка приложенных усилий, борьбы с самим собой.

3. Важно проводить беседы с детьми по вопросам профилактики вредных привычек. Они должны знать отрицательные последствия употребления алкоголя, токсических веществ, курения как на их здоровье, так и на здоровье их будущих детей.

4. Совершенно неуместны запреты, окрики, наказания, если у старшеклассников появились вредные привычки. Только постоянная работа, основанная на убедительных доказательствах, может удержать от дальнейшего приобщения. Детей необходимо знакомить с литературой, рассказывающей о негативных последствиях вредных привычек на образ жизни.

5. Важна рациональная организация свободного времени детей, поощрение их занятий физкультурой и спортом, техническим и художественным творчеством. Важное место в семье должны занимать чтение книг, посещение родителями совместно с детьми кино, театров, выставок, проведение занятий по интересам (фото, походы, экскурсии, выращивание цветов и др.).  

6. Необходимым условием по профилактике вредных привычек у детей является морально-психологический климат семьи, рациональное распределение домашних заданий и поручений, активное включение в бытовую деятельность всех членов семьи, укрепление семейных традиций.

7. Целесообразно коллективно всей семьёй обсуждать все важные вопросы семейной жизни.

   


[1] Человек. Общество. Государство. Под ред. Авраменко А.И., Пекарского Ф. В. Мн. 2004.

[2] Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-прафилактической работы с несовершеннолетними и их семьями. Программно-методические рекомендации // Минск «Красико-принт» 2000., С. 67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".

Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»

Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"

Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...