воспитательная программа "ОТ СТУПЕНЬКИ К СТУПЕНЬКАМ"
рабочая программа (1 класс) на тему

Казанцева Марина  Николаевна

В современной России особенно остро встают проблемы, связанные с падением нравственности среди молодежи, утраты духовных ценностей, моральных  и нравственных принципов. Общество не перестало нуждаться в людях высокой духовной культуры. Поэтому одной из главных задач современной школы является формирование нравственных качеств личности. Считаю целью своей деятельности как класснoго руководителя и первого учителя постепенно, с учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей детей таким образом выстраивать процесс воспитания, чтобы на основе модели будущего выпускника сформировать доброту, порядочность, умение радоваться жизни, желание помогать ближним, уважительно относиться к старшим, быть дружелюбным по отношению к младшим, ценить и уважать историю своей Родины, уметь  найти себя во взрослой жизни.

В нашей школе в начальных классах 4 классных коллектива. Все начальные классы объединены  в детскую организацию «Маленькая страна». В основе ее лежит система коллективных творческих дел. Воспитательную работу с классным коллективом планирую в соответствии с планом работы организации «Маленькая страна».

  Я разработала свою программу воспитательной работы «От ступеньки к ступенькам».  Каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя день за днем, в собственном взгляде на окружающих, на мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma_ot_stupenki_k_stupenkam.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная программа

«От ступеньки к ступенькам»

                                                                                   Автор-разработчик:

учитель начальных классов

первой  категории,

классный руководитель

Казанцева  Марина Николаевна

                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной России особенно остро встают проблемы, связанные с падением нравственности среди молодежи, утраты духовных ценностей, моральных  и нравственных принципов. Общество не перестало нуждаться в людях высокой духовной культуры. Поэтому одной из главных задач современной школы является формирование нравственных качеств личности. Считаю целью своей деятельности как класснoго руководителя и первого учителя постепенно, с учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей детей таким образом выстраивать процесс воспитания, чтобы на основе модели будущего выпускника сформировать доброту, порядочность, умение радоваться жизни, желание помогать ближним, уважительно относиться к старшим, быть дружелюбным по отношению к младшим, ценить и уважать историю своей Родины, уметь  найти себя во взрослой жизни.

В нашей школе в начальных классах 4 классных коллектива. Все начальные классы объединены  в детскую организацию «Маленькая страна». В основе ее лежит система коллективных творческих дел. Воспитательную работу с классным коллективом планирую в соответствии с планом работы организации «Маленькая страна».

  Я разработала свою программу воспитательной работы «От ступеньки к ступенькам».  Каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя день за днем, в собственном взгляде на окружающих, на мир.

На  втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, активной жизненной позиции, реализации своих творческих способностей.

Цель данной программы:

  • формирование гармонично развитой личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей: духовных, нравственных, интеллектуальных, творческих и физических.

Задачи:

  • формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми;
  • формировать навыки здорового образа жизни через организацию туристическо-спортивной работы в классе;
  • воспитывать любовь к малой родине через краеведческую работу с детьми;
  • привлечь родительскую общественность к участию в воспитательной программе класса через патриотическое, спортивное  направление.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

      Основные средства воспитания: деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

     Содержание программы.

1 класс «Познаем  себя и мир вокруг себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих: одноклассников, учителя, других учащихся школы.

2 класс «Мы учимся дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Мы вместе» - на третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс «Мы реализуем свои способности» - на завершающем этапе – учащиеся пробуют свои силы в различных направлениях деятельности, испытывают свои возможности в конкурсных мероприятиях, реализуют творческие проекты.

Содержание программы я разделила на 5 основных направлений:

«МОЙ МИР»

Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание  в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.

Осмысление себя как личности, осознание личной причастности  к миру во всех его проявлениях.

Содержание раздела: ребенок знакомится с правилами здорового образа жизни, происходит осмысление себя как личности.

«моя школа»

Цель и задачи: Расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать  свою жизнь и деятельность.

Содержание раздела: ребенок познает окружающую среду школу и себя в отношениях с одноклассниками, учителями, старшими товарищами.

«МОЯ СЕМЬЯ»

Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой;  повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности,     учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус   в семье («Я – надежда и помощник») и в обществе («Я – гражданин, я –  ученик»)

 «МИР ВОКРУГ МЕНЯ»

Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

«МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

Цели: пробудить интерес  истории родного края, к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщать детей к истокам чувашской и русской национальной культуре, к духовно-нравственными ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.

Содержание раздела: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми ,писателями и художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения православных праздников.

План реализации программы

Направ

ления

1 класс

« Познаем  себя и мир вокруг себя»

2 класс

«Мы учимся дружить»

3 класс

«Мы вместе»

4 класс

«Мы реализуем свои способности»

 «Мой мир»

  1. Классный час «Знакомство»
  2. «Мимика и жесты» занятие-тренинг
  3. Классный час «Приветствия»
  4. Классный час «Влияние характера на поступки и поведение человека»
  5. Классный час «Настроение»
  6. Классный час - беседа «Мальчики и девочки»
  7. Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения)
  8. Ролевая игра «Учимся дружить»
  9. Классный час «Я - ученик»
  1. Классный час «Человек среди людей»
  2. Час общения «Моя любимая игрушка»
  3.  «Что такое хорошо!» (час нравственного разговора)
  4. Классный час «Трудно ли учиться в школе»
  5. Этическая беседа - практикум «Вы сказали, здравствуйте!»
  6. Классный час  «Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»
  7. Праздник  «При солнышке тепло, при матери - добро»
  8. Классный час «Правила гигиены»
  9. Классный час «Спешите делать добро»
  10. От чего зависит настроение
  1. Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком»
  2. Беседа-представление «Я и мои таланты»
  3. Встреча с интересным человеком: «Орден в твоем доме? О чем рассказал орден»
  4. Классный час «Чувашские и русские национальные игры»
  5. Путешествие в страну именин
  6. Игры на воздухе «Мой веселый звонкий мяч»
  7. «Я чувствую себя счастливым, когда…» классный час – беседа
  8. Праздник «Новогодний карнавал»
  9. Классный час «Как я умею преодолевать трудности»
  1. Классный час «Мои сильные и слабые стороны»
  2. Классный час «Мир моих увлечений»
  3.  «Встречают по одежке, провожают по уму»  (история одежды мальчиков и девочек)
  4. «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)
  5. Классный час «Все работы хороши»
  6. Классный час  «Благодарность это…»
  7. Классный час  «Готов ли я к учебе в 5-ом классе»
  8. Классный час (психология) «Тренировка памяти»
  9. Классный час «Кому нужна моя помощь?»
  10. Классный час «Умеем ли мы обижаться?»

«Моя   школа»

  1. Поведение в общественных местах
  2. Классный час «Деньги в нашей жизни»
  3. Классный час «Праздник в нашей жизни»
  4. Классный час «Правила общения»
  5. Классный час «Внешний вид человека»
  6. Практическое занятие «Учебная книга – наш друг»
  7. Викторина – игра «Мои любимые уроки»
  8. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона
  1. Классный час «Зачем мы ходим в школу?»
  2. Сказка- родина чувств А.С.Пушкин «У лукоморья»
  3. Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»
  4. Классный час «Мой любимый сказочный герой»
  5. Правила дорожного движения «Что значит быть ответственным»
  6. Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»
  7. Представление «Моя любимая игрушка»
  8. Классный час «Как мы выполняем домашние задания»

  1.  Классный час «Краткие сведения о пожарной охране.  Виды травм (переломы, ожоги, ушибы) и их предупреждения»
  2. Игра «Умники и умницы» (внеклассное мероприятие по русскому языку)
  3. КВН по русскому языку
  4. Классный час «Огонь друг и враг человека.  Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать при пожаре»
  5. Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»
  6. «Путешествие в страну неразгаданных тайн» Устный журнал
  7. «Почему их так называют?» Внеклассное занятие по русскому языку и окружающему миру
  8. «Считай, смекай, отгадывай» внеклассное занятие по математике
  1. Информационный час «Это интересно»
  2. Классный час «Курильщик – сам себе могильщик»
  3. Праздник «Музыкальная гостиная»
  4. Классный час «Я человек и гражданин»
  5. Праздничный репортаж «Как празднуют Новый год в странах мира»
  6. «Азбука безопасного поведения»
  7. Доверительная беседа «Невидимые враги человека, которые мешают жить»
  8. Классный час «Домашнее задание и как мы его выполняем»

«Моя семья»

  1. Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем»
  2. Классный час «День рождения»
  3. Классный час «Моя семья»
  4. Классный час «Школа – мой второй дом»
  5. Проблемный семинар «Непослушный ребенок» родительское собрание
  6. «Мои родные» выставка рисунков
  7. «Семейные праздники» (рассказы и рисунки)
  8. Викторина «О наших бабушках, мамах, сестрах»

  1. Родительское собрание «Воспитание в семье»
  2. Родительское собрание «Тепло семейного очага»
  3. Классный час «Профессии наших родителей»
  4. Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье»
  5. Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»
  6. Родительское собрание «Воспитание созидательной дисциплины»
  7. Семейный праздник «Род, родные, Родина»
  8. Родительские собрание «Моделирование воспитательной системы класса»
  1. Беседа «Моя семья»
  2. Индивидуальные родительские собрания «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
  3. Поисковая операция «Как образовалась моя семья»
  4. Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир»
  5. Рождественские встречи
  6. Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой»
  7. Родительское собрание «Умел дитя родить, умей и научить»
  8. Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании»
  1. Родительское собрание – доверительная беседа с врачом «Мой ребенок становится взрослым»
  2. Родительское собрание «Прощай начальная школа»
  3. Праздник «Я песню милой маме пою»
  4. Родительское собрание «О детской дружбе»
  5. Родительское собрание «Домашнее задание»
  6. Беседа – диспут «За что уважают в семье и обществе»
  7. Родительское собрание «Капризы и неврозы детей (ситуационная норма)
  8. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (беседа –диспут)
  9. Семейная гостиная «Тепло родного очага»
  10. Тестирование «Семейные проблемы глазами детей»

«Мир вокруг меня»

  1. Экскурсия «Вот и осень пришла»
  2. Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»
  3. «Пусть будет чистой станица» практическое задание на лето
  4. Классный час «Природа и человек»
  5. Классный час «Наши друзья животные»
  6. День защиты Земли
  7. Классный час «»Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу»
  1. День защиты Земли
  2. Викторина «Путешествие в мир животных»
  3. Экологическое заочное путешествие
  4. Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»
  5. Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения»
  6. Поле чудес «Там на неведомых дорожках»
  7. «Животные и растения родного края» викторина
  1. Экскурсия  «Природные сообщества и их взаимодействия»
  2. Конкурс знатоков природы
  3. День защиты Земли
  4. Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде.  Что это?»
  5. Заочное путешествие  «Чем богат наш край?»
  6. Конкурс-праздник «Коса – девичья краса»
  7. Беседа «Способы самоуправления»
  8. Путешествия по родному краю

  1. Викторина «Растительный мир земного шара»
  2. Беседа «Растения – синоптики»
  3. Викторина «Животный мир земного шара»
  4. Экскурсия «Весна! Весна!  И все ей радо!»
  5. Родительское собрание «О воспитании любви к природе»
  6. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»
  7. Беседа «Почему важно не забыть о гигиене?»
  8. Экологический плакат «Гармония в природе»
  9. Путешествия по родному краю

«Мое Отечество»

  1. Лирико-патриотический час «Россия – родина моя! »
  2. Конкурс-викторина «О солдатах и генералах»
  3. Путешествие по календарю «Праздник для всей страны»
  4. Выставка –беседа «О тех, кто мир нам подарил»
  5. Урок гражданственности «Кубань моя – степная дочь России»
  6. Классный час «След войны в моей семье»
  1. Классный час «Мое и чужое в школьной жизни»
  2. Урок-путешествие «Знания нужны мне и моей стране»
  3. Викторина «Мы крутили глобус»
  4. Игра «Азбука безопасного поведения на улице»
  5. Классный час «Личная безопасность»
  6. Конкурс рисунков «Люблю тебя, моя Россия»
  7. Классный час «Патриотизм начинается с малого с любви к тому месту, где ты живешь»
  8. Классный час «Путешествие в страну справедливости»
  1. Заочное путешествие по достопримечательностям  Самарской области
  2. Конкурс рисунков «Мой любимый край»
  3. Экскурсии по краю
  4. Конкурс-рассказ об истории создания песни «То, что деды не допели, мы допоем»
  5. Классный час: Заочное путешествие по местам славы «Обелиски края»
  6. Родительское  собрание «Солдаты из нашей семьи»
  7. Беседа «Символы российского государства
  8. «Мудрые заповеди предков» - беседа
  1. Утренник «Россия, мы дети твои»
  2. Путешествие по страницам журналов «О людях нашей страны»
  3. «Гордость нашего края»
  4. Вахта памяти «Звучит памятный набат»
  5. Доверительная беседа «Мои мечты, мои желания»
  6. Информационный час «Чем живет планета Земля?»
  7. Газетное слово о жизни в мире
  8. Доверительная беседа «Друг в моей жизни»
  9. Классный час «Что значит быть счастливым в своей стране»


Ведущие формы и методы с классным коллективом:

  • Тематические классные часы (уроки права, толерантности, ОБЖ, ЗОЖ, уроки этики)
  • Трудовые дела в классе
  • Индивидуальная работа по коррекции поведения
  • Игровые технологии
  • Проектный метод
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология педагогической поддержки
  • Портфолио
  • Коллективное творческое дело
  • Мониторинг уровня воспитанности, уровня сформированности коллектива, ценностного отношения к здоровью, осведомленности об истории малой и большой Родины

Взаимодействие педагога и родителей учащихся

Формы работы с родителями учащихся:

  1. Консультация
  2. Родительское собрание
  3. Лекторий
  4. Круглый стол
  5. Рейды
  6. Посещение на дому
  7. Работа с дневниками учащихся
  8. Совместное проведение внеклассных мероприятий

Вопросы взаимодействия:

  1. Предоставление информации об успеваемости
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по различной тематике
  3. Профилактическая работа по предупреждению правонарушений
  4. Совместный поиск путей решения проблем, возникающих в воспитании и обучении детей


Модель выпускника начальной школы:

  • Понимает  и принимает такие ценностей, как «семья», школа, учитель, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к страшим.
  • Испытывает потребность выполнять правила для учащихся.
  • Умеет  различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения.
  • Способный  сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.
  • Уважительно   относится к старшим, пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны.
  • Испытывает   чувство любви к своему городу и краю как малой Родине, чувство гордости за своё Отечество.


Планируемые результаты к окончанию детьми начальной школы.

  1. Осознанность и заинтересованность учащихся в работе ученического самоуправления в школе и классе.
  2. Способность коллектива класса к ответственности, инициативности в проведении школьных и классных мероприятий.
  3. Неодобрение в общественном мнении класса распространенности в обществе вредных привычек. Наличие здоровой среды среди учащихся на уровне классного коллектива.
  4. Высокий уровень воспитанности учащихся и уровня развития классного коллектива.
  5. Благоприятная эмоционально-психологическая среда в классе. Наличие возможности сотрудничества с классом со стороны педагогического коллектива при переходе в среднее звено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение - занятие на основе тетради "Раз ступенька, два ступенька"

Данное занятие составлено на основе тетради "Раз ступенька, два ступенька" Петерсон, и предназначено для подготовки детей дошкольного возраста к школе....

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к курсу "Раз - ступенька, два - ступенька..."

Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических пре...

Воспитательная программа "РАЗ – СТУПЕНЬКА, ДВА – СТУПЕНЬКА…"

Воспитательная работа по про­грамме «Раз – ступенька, два – ступенька…»  направлена на реализацию следующих задач:1.Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого пот...

ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЯТИКЛАССНИКИ «Раз ступенька, два ступенька»

Звучит  музыка. На сцене появляется  ведущий:Из минут и из мгновенийГрустных и веселых,Вырастает мир чудесныйНаших школьных днейОчень важно в жизни выбратьПравильную школу,Чтобы не было обид...

Рабочая программа по курсу "Раз ступенька, два ступенька" (дополнительная образовательная программа "Игралочка")

Программа включает в себя пояснительную записку, содержание и календарно - тематическое планирование....

Программа воспитания и социализации обучающихся "Раз ступенька - два ступенька"

Актуальность программы определяется остротой социальных и педагогических проблем современного российского общества, порожденных переоценкой старых ценностей, разрушение традиционных форм работы с обуч...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВД МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ «Раз ступенька, два ступенька» (подготовка детей 6-7 лет в школу)

Программа ВД включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность фо...