Воспитательная программа "РАЗ – СТУПЕНЬКА, ДВА – СТУПЕНЬКА…"
методическая разработка (2 класс) по теме

Коноплева Лариса Александровна

 

Воспитательная работа по про­грамме «Раз – ступенька, два – ступенька…»  направлена на реализацию следующих задач:

1.Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

2.Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

3.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

     4. Формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

     5. Содействие формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma_2_klass_konopleva_l_a.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области

                                                                                                                                                                                         

                                               

                                              РАЗ – СТУПЕНЬКА, ДВА – СТУПЕНЬКА…

План воспитательной работы с учащимися

начального школьного возраста

2 «А» класс

на 2012 – 2013 гг

                                                                                                                                                   Автор-составитель: Коноплёва Л.А.

                                                                                                                                                    учитель начальных

                                                                                                     г. Яранск

                                                                                                   2012

                                                                   

                                           

                                                  Анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год (1 класс)

Воспитательная работа по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…» была направлена на реализацию следующих задач: 

1.Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

2.Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

3.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

     4. Формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

     5. Содействие формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.

Эти задачи решались через :  

  Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения…).

  • Беседы на нравственные и эстетические темы.
  • Посещение кружков и секций.
  • Викторины и КВН-ы.
  • Контакт с родителями и с учителями-предметниками.
  • Организация спортивных мероприятий.
  • Участие в общешкольных мероприятиях.
  • Организация дежурства по классу
  • Проведение генеральной уборки в классе.
  • Оформление классного уголка и проектов.
  • Экскурсии и походы.
  • Классные часы (собрания).

Воспитательная работа велась по направлениям:   

« Моё здоровье.»    « Моя семья.»    « Мои способности.»      «Моя Родина.»    « Нравственность.»

Дети посещали 5 кружков внеурочной деятельности: « Умники и умницы», « Я – исследователь», « Культура речи», « Подвижные игры»,  «Юный патриот».                                              

Ребята принимали активное участие в проектах «Спорт и здоровье» (Конкурс рисунков о здоровье; подборка стихов, пословиц; творческое выступление), проект «Моя малая Родина» (изучение истории своего города), проекты «Моя семья», «Моя школа и мой класс», «Дикие животные»,  «Живая Азбука». 

Был проведён цикл классных часов и бесед на нравственную тему «Правила в школе нужны, правила в школе важны», «О невежах и вежливости», ««Поговорим о доброте», «А всегда ли я хороший?» /анкетирование/, «Что такое хорошо и что такое плохо?»,  «Ты и твои друзья».

Дети принимали активное участие в школьных и районных конкурсах. 5 учащихся (Швецов Дмитрий, Бажина Ульяна, Арефьев  Андрей , Дудина Юлия  и Милков Никита) были  участниками школьной предметной олимпиады «Умники и умницы» . Дудина Юлия  и Милков Никита принимали участие в районном интеллектуальном марафоне. Участвовали ребята и в областном конкурсе «Знаток» по предметам:  математике, окружающему миру, русскому языку, литературному чтению (8 человек). Все дети получили сертификаты, а  Швецов Дима был отмечен грамотой за 8 место.  За участие в районном конкурсе « Варакушка - птица года» 9 участникам были вручены сертификаты. Хорюшин Саша - призёр районного фестиваля «Творчество юных за безопасность дорожного движения», диплом за 3 место в  районном конкурсе даров природы «Золотая осень» получил Пискунов Иван.

За участие в акции «Неделя добра» от КОГКУ СО ребята получили благодарственное письмо.

Большая работа велась с семьями учащихся. Были проведены родительские собрания:

1.«Ваш ребенок-первоклассник. Новые обязанности - первые трудности».

2. «Первые успехи школьной жизни»

3. «Дисграфия у детей младшего школьного возраста»

4. «Родителям об особенностях памяти младшего школьника»

5. «Безопасность на каждый день»

 Также проводились индивидуальные беседы, консультации, посещение квартир учащихся.

Совместно с родителями были проведены праздники:  День именинников,  Новогодний праздник,   «Один день армейской жизни»,  «А ну-ка, девочки!»,  «Вот и окончен первый класс» /совместный праздник с родителями и детьми/.

        Над чем ещё нужно работать?  Нужно работать по выработке привычек правил поведения на уроках и перемене, по воспитанию добросовестного отношения к учёбе, по сближению интересов родителей, по формированию развитой личности, по выработке волевых усилий, усидчивости, стремление добиваться положительных результатов. Чтобы учащиеся стали дружными, умели дружить, не ссориться, стали более толерантными, умели выходить с конфликтных ситуаций с достоинством.

                                                        Внеурочная занятость учащихся  2 «А» класс

 «Ритмическая мозаика» (понедельник)

«Цветной мир» (понедельник)

«Народные игры и праздники» (среда)

«Решай, смекай, отгадывай» (четверг)

 «Социальное направление» (пятница)

№ п/п

Ф.И. учащегося

Решай, смекай, отгадывай

Народные игры и традиции

Ритмическая мозаика

Цветной мир

Социальное направление

Школа искусств

ДДТ

направление

Количество часов в неделю

Количество часов в неделю

1

+

+

+

+

+

Художеств.

6

2

+

+

+

+

Художеств.

4,5

2

3

+

+

+

+

+

4

+

+

             +

+

+

5

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

+

7

+

+

+

+

+

8

+

+

+

+

+

9

+

+

+

+

+

10

+

+

+

+

Художеств.

4,5

1

11

+

+

+

+

+

12

+

+

+

+

+

13

+

+

+

+

+

Фортепьяно

2

14

+

+

+

+

+

15

+

+

+

+

+

16

+

+

+

+

+

17

+

+

+

+

+

18

+

+

+

+

Художеств.

4,5

19

+

+

+

+

+

Художеств.

6

20

+

+

+

+

+

21

+

+

+

+

+

22

+

+

+

+

+

23

+

+

+

+

+

24

+

+

+

+

+

     Направления воспитательной работы и формы реализации программы «Раз – ступенька, два – ступенька…».                                                            

                                                                                                           2 класс

Период

Месяц

                                                 Направления работы

Моё здоровье.

  Моя семья.                                                                      

Мои способности.

Моя Родина.

Нравственность.

I триместр Творческие презентации «Мы живём интересно!»

II триместр  Творческие презентации «Мы живём дружно!»

III триместр Творческие презентации «Мы живём классно!»

Сентябрь

01.09-30.09 Месячник безопасности «Наиболее безопасный путь в школу и домой» /беседа/

Сентябрь Оформление медицинских листков

07.09 День здоровья «Стоп, Кадр!»

«Торопыжка на улице» /классный час/

Сентябрь Фоторепортаж  Дня здоровья

Сентябрь «Готовность к учебному году»

/индивид. консульт. с род./

14.09.Заседание попечительского совета 20.09.«Как помогать реб. в приготовлении д/з» /родительское собрание/  Сентябрь Составление социальных паспортов семей Выявление детей и семей, находящихся в группе социального риска

01.09. Праздник знаний «Вот и лето пролетело…»

кл.час «Моя школа»

Сентябрь Оформление классного уголка

28.09 Смотр - конкурс классных уголков

19.09.Кто я. Какой я.

/анкетирование/

14.09.Конкурс рисунков на тему «Снова осень стоит у двора»

21.09 Подготовка к проекту «Родной город»

28.09. «Вы сказали, здравствуйте!» /беседа/

10.09.Правила в школе нужны, правила в школе важны / индивидуальные консультации с детьми/

Октябрь

19.10. « Я здоровье берегу - сам себе я помогу» /классный час/

Октябрь Анализ посещаемости и пропусков уроков по болезни

 Октябрь Посещение учащихся на дому, тщательное обследование жилищно-бытовых условий семьи. Изучение и анализ причин неблагополучия, проблем в семье, ребенка

26.10. Проект «Почему интересно ходить в библиотеку»

Октябрь Классная олимпиада «Умники и умницы»

05.10.«В гости к Осени» /экскурсия по родному краю/

27.10 Презентация проекта «Родной город»

Октябрь Рейд «Школьная форма 

01.10-06.10 Акция «Поздравь своего учителя»

Ноябрь

19.10. Анкетирование учащихся и их родителей. «Мое здоровье»

Ноябрь Анализ посещаемости и пропусков уроков по болезни

15.11.«Первые школьные отметки» /родительское собрание/ «Мама, мамочка…» /конкурс рисунков/

14.11. «Знаете ли вы своего ребёнка?» /анкета/

06.11-09.11

Творческие презентации «Мы живём интересно!»

16.11. «Мой день рождения осенью» /Празднично-игровая программа/

Ноябрь Школьный интеллектуальный марафон

09.11.Экскурсия в краеведческий музей. /выставка «Наш край»/

26.10. «Доброта в нас и вокруг нас» /Разбор примеров из жизни/.

Декабрь

Декабрь Как вести себя, когда ты один в квартире? / индивидуальные консультации с детьми/

14.12. « Путь к доброму здоровью» /классный час/

24-30.12. «Лучшая новогодняя стенгазета» /конкурс семейных стенгазет/

Декабрь Посещение учащихся на дому «Родительский авторитет и его составляющие»

30.12.«Здравствуй праздник, Новый год!»

/празднично-игровая программа/

24-30.12. Коллективная игра-исследование «Украшаем класс к Новому году» /конкурс поделок/

Районный интеллектуальный марафон

 07.12. Подготовка к проекту «Красная книга»

 21.12. Подготовка к проекту «Профессии» « Все профессии важны» /классный час/

30.11. «Как вести себя в общественных местах?»  /викторина/

Декабрь Рейд по проверке внешнего вида /актив класса/

Январь

Январь Лыжный поход. /внеклассное мероприятие/

 Январь « Единые требования школы и семьи в воспитании детей». Индивид. консультации  

18.01.Праздник «Путешествие в сказку»

11.01.«Волшебница Зима» /Конкурс рисунков/

25.01. Презентация проектов Красная книга» «Профессии»

 31.01. «О лени и лентях» /Классный час/

Февраль

08.02.День здоровья. /проведение генеральной уборки в классе/

Февраль Анализ посещаемости и пропусков уроков по болезни

14.02. «Роль книги в развитии интеллектуал. умений ребёнка» /родительское собрание/

 Февраль «Как вести себя, когда что-то болит?» /беседа, обмен мнениями/

Февраль Консультация. «Правила общения взрослого и ребенка»

04.02 – 09.02 Творческие презентации «Мы живём дружно!»

 28.02 .День зимних именинников. /Празднично-игровая программа/

15.02. «Будем в армии служить» /конкурсная программа /

01.02.«А всегда ли я хороший?» /анкетирование/

 «Нехорошие слова, недобрые шутки» / классный час /

Март

15.03.Чем опасен электрический ток? /беседа/

Март Посещение учащихся на дому «Чему необходимо научить ребёнка в семье»

01.-29.03.Проект «Родословная»

21.03 Родительский лекторий 1-4 классы «Медиабезопасность »

06.03.«Поздравляем маму!»/празднично-игровая программа к 8 марта/

01.03.«Мама милая моя»

/конкурс рисунков/

22.03.«Будь слову своему хозяин» /классный час/

Март Рейд по проверке внешнего вида /актив класса/

Апрель

19.04.Я здоровье берегу - сам себе я помогу. /беседа медсестры/

Апрель Анализ посещаемости и пропусков уроков по болезни

25.04.«Ребёнок и телевизионный экран» /родительское собрание/ Диагностика удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

Апрель Посещение учащихся на дому

День Чести школы.

Творческие презентации «Мы живём классно!»

Подведение итогов конкурсов «Ученик года». «Класс года». «Икар –2013».

05.04.«В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь» /конкурсная программа/

26.04.«Как помочь товарищу, если он попал в беду?» /Разыгрываются различные ситуации/.

Май

30.05.Правила безопасного поведения на воде. Вода-наш друг. /беседа/

Конец мая Мы – весёлые туристы» (организация похода по родному краю)

24.05.«Перелистывая страницы учебного года» /совместный праздник с родителями и детьми/

Май Организация летнего отдыха детей Май Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью /диагностика/

 17.05.«День весенних именинников. /Празднично-игровая программа/

Смотр строя и песни 

03.05.«С чего начинается Родина» /классный час/

Проект-газета «День Победы - 9 Мая»

10.05.Об обидах и причинах обид. /беседа с социальным педагогом/

                                                                                         

                                                                                          Работа   с  родителями

 Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

 Важнейшая  направленность  деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание.

            Формы взаимодействия классного руководителя  с родителями учащихся:

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

Формы    работы  с  родителями:

 - родительские собрания;

- индивидуальные консультации ;

- посещение на  дому;

 -тематические консультации;

 - родительские лектории;

- проведение совместных праздников;

- общешкольные родительские собрания  

       Тематика  проведения  классных    родительских   собраний     2       класс

1. « Как помогать ребёнку в приготовлении д/з»         / сентябрь/

2. «Первые школьные отметки»         / ноябрь/

3. «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка»        /февраль/

4. «Ребёнок и телевизионный экран»        /апрель/

                                             

                                                                    Работа с детьми «группы риска»

  Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми,  перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую - все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.

 При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я пытаюсь найти ответы на такие вопросы:

 -  Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?

 - Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?

 -  Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть  самостоятельно?

 -  Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?

 -  Какую помощь может оказать общественность?

 -  Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?

 -  Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?

 Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с детьми «группы риска»:

·       посещение семей;

·        индивидуальные беседы  с детьми и родителями;

·        привлечение к беседам социального педагога,  участкового инспектора, администрацию школы;

·        работа школьного  Совета  профилактики правонарушений;

·        привлечение  учащихся к посещению объединений дополнительного образования. 

                                                               

                                                                       Семьи «группы риска»

Фамилия, имя уч-ся

Фамилия, имя, отчество родителей

        Причина

                                                                                                                                                                                                             Утверждаю:

Заместитель директора по ВР

_________________________

 «_____» _______________201__ года

План

индивидуальной воспитательно-профилактической работы

с обучающим (ей) ся 2 «А» класса        ФИО уч-ся

№п\п

Основные виды деятельности

Сроки

Ответственные

Дата фактически

1        

Взаимодействие со специалистами и другими педагогами ОУ (психолог, социальный педагог, воспитатель и др.)

Отслеживание посещаемости и пробелов в знаниях, умениях и навыках учащейся

Систематически

Учитель

 Соц. педагог

По окончании каждой доли подсчёт пропусков уроков, успеваемости и сообщение родителям (08.10)

Посещение квартиры  учащейся

Один раз в долю

Классный руководитель

Соц. педагог

11.10. Посещение учащихся на дому, тщательное обследование жилищно-бытовых условий семьи. Изучение и анализ причин неблагополучия, проблем в семье, ребенка.

2        

Учебно-воспитательная деятельность (учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и др.)

Изучение интересов и способностей учащейся

В течение года

Классный руководитель

19.09.Кто я. Какой я.

/анкетирование/

Организация отдыха в сезонных оздоровительных лагерях

В период каникул

Классный руководитель

Нач. лагеря

Организация внеурочной деятельности учащейся через работу кружков

В течение года

Классный руководитель

Руководители кружков

«Ритмическая мозаика» (понед.),

«Цветной мир» (понед.),

«Народные игры и праздники» (среда),

«Решай, смекай, отгадывай» (четв.),

 «Социальное направление» (пятн.).

                                

Беседы с учителями - предметниками и руководителями кружков по поводу поведения на занятиях, успеваемости

По мере необходимости

Классный руководитель

3        

Работа с семьей

Индивидуальные консультации с детьми по профилактике безнадзорности и правонарушениям

В течение года

Классный руководитель

Соц. педагог

10.09.Правила в школе нужны, правила в школе важны

Индивидуальные консультации с родителями

В течение года

Классный руководитель

 Сентябрь.  Составление социальных паспортов семей.  Выявление детей и семей, находящихся в группе социального риска.

08.09. «Готовность к учебному году»

Посещение квартиры  учащейся

Один раз в долю

Классный руководитель

Соц. педагог

11.10. Посещение учащихся на дому, тщательное обследование жилищно-бытовых условий семьи. Изучение и анализ причин неблагополучия, проблем в семье, ребенка.

Родительские собрания

Один раз в долю

Классный руководитель

Соц. педагог

Психолог

20.09. « Как помогать ребёнку в приготовлении д/з»

4        

Совместная деятельность со специалистами других учреждений и служб профилактики (ПДН, КДН, опека и попечительство, учреждения доп. образования, спорта, культуры, социозащитные учреждения и др.)

В течение года

Классный руководитель

специалисты учреждений доп. образования

Классный руководитель ________________________________/ Л.А. Коноплёва

Индивидуальная работа с семьями учащихся 2 «А» класса

Дата

Формы организации работы

Результат

                                        Родительские собрания

Дата

Тема

Цель

20.09.2012

 «Как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий»

На родительском собрании помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания детей

14.11.2012

«Первые школьные отметки»

07.02.2013

«Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка»

Диагностика семей и учащихся

Дата

Диагностика

Результат

Сентябрь

Диагностика  «Кто я? Какой я?»

Определение уровня развития коллектива

Октябрь

Диагностическая методика «Космическое путешествие»

Выявление лидера в классе, выборы командира

Ноябрь

«Знаете ли вы своего ребёнка?» /анкета/

Цель: изучение характера учащихся

Декабрь

Психологический тренинг «Солнце, дождик, тучки»

Цель: определение самочувствия дома, в классе, с друзьями

Январь

Методика «Незаконченные предложения»

Определение взаимоотношений родителей и учащихся

Февраль

Рисуночный тест «День рождения в моей семье»

Цель: выявление противоречии в организации жизни семьи

Март

Составление родословной своей семьи

Цель: родители и дети в совместной деятельности

Апрель

Презентация «Моя семья»

Выявление интересов семьи,  традиций, новинок семейного воспитания

Май

Диагностика удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью /диагностика/

Цель: определение результата воспитательной работы, для определения целей и задач на новый уч. год

Совместная профилактическая деятельность с другими учреждениями

Мероприятие

Учреждение

Призёр в районном фестивале «Творчество юных за безопасность дорожного движения» (рисунок)

ГИБДД

Городской фестиваль «Детства добрая страна»

( 1 призёр в конкурсе стихов, 2 призёра в конкурсе рисунков)

Детская библиотека

Районный конкурс «На моей кормушке» (победитель)

Музей

Все дети занимаются в кружках ДДТ и ШИ

Весь год

                   Участие родителей в коллективных творческих делах класса

Мероприятие

Дата

Праздник знаний «Вот и лето пролетело…»

1сентября

Конкурс «На моей кормушке»

октябрь

«Мой день рождения осенью» /Празднично-игровая программа/

16 ноября

«Здравствуй праздник, Новый год!»

/празднично-игровая программа/

декабрь

Коллективная игра-исследование «Украшаем класс к Новому году»

декабрь

«Лучшая новогодняя стенгазета» /конкурс семейных стенгазет/

24-30.12.

Презентация проекта «Профессии»

25 января

День зимних именинников. /Празднично-игровая программа/

февраль

Семейный праздник «Когда все вместе»

5 марта

«Перелистывая страницы учебного года» /совместный праздник с родителями и детьми/

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе "Ступеньки роста" 1-4 класс

Данная программа была разработана учителем начальных классов Белозеровой Еленой Владимировной, принята на МО учителей начальных классов ЦО №491, согласована с кафедрой воспитательной работы ЮВОУО. Про...

воспитательная программа "ОТ СТУПЕНЬКИ К СТУПЕНЬКАМ"

В современной России особенно остро встают проблемы, связанные с падением нравственности среди молодежи, утраты духовных ценностей, моральных  и нравственных принципов. Общество не перестало нужд...

Программа воспитательной работы "Ступеньки"

Авторская программа воспитательной работы с младшими школьниками разработана на четыре года.В программе выделены направлениядеятельности, описано содержание программы....

Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"

Программа содержит основные разделы воспитательной работы и план мероприятий....

Программа воспитательной работы «Ступеньки» для обучающихся 1-4 классов

Программа предназначена для классных руководителей начальных классов...

Воспитательная система "Ступеньки успеха"

Краткое содержание воспитательной системы...

Воспитательная программа "Ступеньки роста"

Воспитательная программа для 3а класса....