Воспитательная система "Ступеньки успеха"
методическая разработка (1 класс) на тему

Корнилова Евгения Юрьевна

Краткое содержание воспитательной системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stupenki_uspeha._kratkoe_soderzhanie.docx126.75 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Лысковского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №2 г.Лысково

                                                                                                                                    СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора

_______Якимова Т.В. 

                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА

«Ступеньки успеха»

возраст детей – с 6,5 лет

программа рассчитана на 4 года

автор-составитель программы:

                                                                              Корнилова Е.Ю., учитель

                                                                 начальных классов

                                                      1 категории

2017 г.

Содержание

           Введение

  1. Пояснительная записка
  2. Обоснование актуальности
  3. Цель и задачи программы
  4. Ожидаемые результаты
  5. Концептуальные основы
  6. Механизм функционирования воспитательной системы
  7. Содержание деятельности
  8. Управление
  9. Взаимодействие с социумом
  10. Изучение состояния и эффективности воспитательной системы класса
  11. Промежуточные результаты
  12. Результативность деятельности программы
  13. Список литературы

Приложение

Введение

«Нам кажется недостаточным оставить

тело и душу детей в таком состоянии,

в каком они даны природой, мы заботимся

об их воспитании и обучении, чтобы хорошее

стало много лучшим, а плохое изменилось

и стало хорошим»

Древнегреческий философ Лукиан


  Современное общество требует изменений в подходах к воспитанию детей, формах и методах для достижения цели воспитания современного, образованного, компетентного молодого человека, способного к успешной социализации и адаптации на рынке труда. Осуществляет и направляет процесс воспитания – классный руководитель, педагог – профессионал, духовный посредник между обществом, ребенком и родителем. Он является организатором системы отношений через разнообразные виды деятельности, создателем развивающей среды и морально – психологического климата.

В «Конвенции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (стандарты второго поколения) говорится о том, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающего. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной воспитательной системы.

Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

  1. Пояснительная записка

     Проблемой воспитания занимались многие педагоги прошлых лет. К. Д. Ушинский называл нравственность золотой оправой образования. В. А. Сухомлинский ставил перед собой задачу: способствовать нравственному становлению ребенка. Ш. А. Амонашвили считает, что духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

     Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Построение воспитательной системы является не только желанием классного руководителя, но объективной необходимостью. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

     Что же такое воспитательная система класса? Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющего собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующего развитию личности и коллектива.

  1. Обоснование актуальности

Современное общество ставит перед образованием новые задачи и предъявляет новые требования к воспитанию учащихся. Прежде всего, это создание условий для формирования личности, вооруженной ключевыми компетентностями – коммуникативной и информационной, способной к творчеству и самоопределению и имеющую навыки продуктивного общения.

Только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно, обеспечить целостность становления личности воспитанника. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников. Вместе с учениками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.

Каждый педагог должен быть убежден в том, что ребенок – это маленький человек, со своими переживаниями, мыслями, чувствами, со своим мироощущением. Окружающий мир дети познают чувствами. Для формирования чувств ребенка большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. А положительные эмоциональные состояния – это основа принятия самого себя, доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения. Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и зависят от методов и средств воспитания, от условий, в которых они живут – положение ребенка в семье, в школе, круг его интересов и дел. Но ребенок умеет не только чувствовать, но и думать, размышлять, анализировать. Надо научить своих воспитанников в любой ситуации находить правильный путь: этичный по отношению к себе самому и к окружающим. Другими словами находиться в гармонии со своей совестью и нравственными нормами жизни и морали.

  1. Цель и задачи программы

Цель: создание условий для развития нравственной, гармоничной, физически здоровой личности ребенка, способной к творчеству и самоопределению.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности каждого ребенка
  2. Формировать умение давать оценку своим поступкам и поступкам других
  3. Создавать условия для всестороннего развития личности: эстетического, физического, нравственного, интеллектуального.
  4. Способствовать развитию личности в классном коллективе.

  1. Ожидаемые результаты

  1. Приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира
  2. Активная жизненная позиция школьника
  3. Уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим.
  4. Позитивная динамика личностного роста учащихся.
  5. Толерантное отношение к окружающим
  6. Сформированность детского коллектива, в котором всем комфортно.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание детьми норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

  1. Концептуальные основы.

Достичь цели и задач возможно лишь опираясь на следующие принципы и подходы:

  • личностно-ориентированный подход (уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям)
  • принцип соуправления (совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход)
  • природосообразность воспитания (надо принимать ребенка таким, каков он есть)
  • принцип целостности (охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность)
  •  принцип сотрудничества (работа строится на отношениях партнерства,

уважения, доверия)

  •  деятельностный подход  (в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками)
  • культуросообразность воспитания
  • эстетизация среды жизнедеятельности и развития.

Особенностью воспитательной системы «Ступеньки успеха»  является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.

C:\Users\Пользователь\Desktop\взаимодействие.jpg

Сроки и этапы реализации программы

Настоящая программа рассчитана на 4 года с первого по четвертый класс.

Этапы реализации программы:

I этап – этап проектирования (1 класс) – 2017 – 2018 уч. год

- изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов, потребностей

- изучение запросов родителей

- формирование единого воспитательного пространства

- определение перспектив жизнедеятельности класса

- закладывание основ проектной деятельности

II этап – этап становления системы (2 класс) – 2018 – 2019 уч. год

- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества

- создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики

- укрепление межличностных отношений

- развитие традиций класса на основе коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структуры системы

III этап – этап стабильного функционирования (3 – 4 класс) – 2019 – 2020, 2020-2021 уч. годы

- развитие самоуправления в классе

- интеграция учебной и внеучебной деятельности

- школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью

- возрастает роль самоуправления и саморегуляции

IV этап – этап завершения функционирования системы (конец 4 класса)

 – переход в среднее звено, смена классного руководителя

- опыт всего лучшего в жизнедеятельности класса становится достоянием школы, нового классного руководителя

Список литературы

  1. К.Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000
  2. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
  3. Л.Г.Федоренко. Секреты общения.-С-Пб.,2003.
  4. 3агре6ина Г.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России., Москва «Просвещение»,2009г
  6.  Ожегов С.И. ,Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка/Российская АН.; Российский фонд школы;- 2-е изд., испр. и доп.- М.:АЗЪ,1994-928с.-ISBN
  7.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010.
  8.  Цветкова И. В. Как составить и успешно реализовать программу воспитания: Методическое пособие. – М., 2003.
  9. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/Под ред. Е. Н. Степанова. - М.,ТЦ Сфера, 2005.
  10.  Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И. С. Артюховой. – М., ВАКО, 2005
  11. Рожков М. И. Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.:ГИЦ Владос, 2001.
  12. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.:2001.
  13. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №5, 2008.
  14.  Научно-методический журнал «Классный руководитель» №3, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности

Выступление на педсовете на тему:"Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности"(из опыта работы)....

Система воспитательной работы "Искорки успеха"

Главная задача педагога - раскрыть в каждом ребёнке способности, выявить элементы творчества, активизировать стремление идти вперёд. В основе системы воспитательной работы лежит целостный подход, кото...

Организация ситуации успеха в воспитательной деятельности.

В теоритической части доклада даны понятия учебно - воспительной ситуации и ее видов....

Создание ситуации успеха в учебно - воспитательном процессе младшего школьника

Отражены технологические приемы и методы работы учителя с младшими школьниками по созданию ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности....

педагогический проект "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника"

В новой школе необходимо использовать активные методы обучения, изменить подход к отметке и системе оценивания знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание н...

Программа воспитательной работы "На пути к успеху"

Программа воспитательной работы в  начальной  школе....