Программа воспитательной работы «Ступеньки» для обучающихся 1-4 классов
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Малыхина Елена Николаевна

Программа предназначена для классных руководителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_progr._vospit_rab.docx75.36 КБ

Предварительный просмотр:

 

МКОУ «Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа»

Горшеченского района Курской области

Рекомендована к использованию

педсоветом школы

Протокол от _________

№ _____

«Утверждаю»

Приказ от _________

№ ____

Подпись директора ________________

                                                                                   /Сидорова Т.М./

Программа воспитательной работы

«Ступеньки»

для обучающихся 1-4 классов

классного руководителя Малыхиной Елены Николаевны

с. Средние Апочки

2016г.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа воспитательной работы

«Ступеньки»

Назначение программы

Программа является организационной основой развития и воспитания классного коллектива

Основание для разработки программы

Закон «Об образовании»

Конвенция о правах ребёнка

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»

ФГОС

Разработал программу

Учитель начальных классов МКОУ «Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа» Горшеченского района Курской области Малыхина Елена Николаевна

Цель программы

Создание условий для самореализации творческой личности через организацию КТД и совместную деятельности взрослых и детей.

 Основные задачи

  • -изучение личностных качеств учащихся, складывающихся отношений в классном коллективе; содействие формированию дружного классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды;
  • -создание максимума условий для физического,           интеллектуального,  нравственного и духовного  саморазвития учащегося;
  • -создание условий для КТД (коллективной творческой деятельности), развитие творческих способностей учащихся;
  • -профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся, улучшение психологического климата в классном коллективе;
  • -обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка;
  • -развитие взаимоотношений с родителями учащихся, организация совместной деятельности в процессе воспитания.

Принципы   реализации               программы

  • 1)принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  • личностно-ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
  • 2)принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
  • 3)деятельностный подход – включение детей в социально значимые проекты;
  • 4)принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
  • 5)принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Сроки и место реализации программы.

  Сроки реализации программы: 2016 – 2020уч.г. 

Место реализации программы: МКОУ «Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа» Горшеченского района Курской области

Контингент учащихся

Учащиеся 1 – 4 классов

Перечень основных направлений  программы

  1. Нравственность
  2. Гражданственность
  3. Интеллект
  4. Здоровье
  5. Семья
  6. Досуг

Методы и формы работы с классным коллективом

  • беседы и наблюдения;
  • тематические классные часы;
  • тематические праздники и вечера;
  • экскурсии;
  • конкурсы;
  • игры, соревнования;
  • родительские собрания в различных формах.

Ожидаемые результаты

К концу 4 класса ученики видятся личностью:

-духовной;

  • -активной и инициативной;
  • -творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
  • -способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных ценностей;
  • -способной к саморазвитию, самовоспитанию;
  • -свободно владеющей всеми видами общения;
  • -коммуникативной.

К концу 4 класса классный коллектив представляется как:

  • коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении,  взаимопонимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
  • коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.

 Контроль за исполнением программы

Контроль за исполнением программы  осуществляет администрация школы (заместитель директора по воспитательной работе)

Актуальность программы

     Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать   в ребёнке заложенные природой задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.

Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностно-нравственных качеств, для саморазвития и самореализации личности учащихся.

Задачи:

- воспитывать у школьников желание самосовершенствоваться, волевые и нравственные качества, чувство дружбы;

- создать условия для оздоровления, сохранения и поддержания здоровья учащихся;

- сплотить классный коллектив;

- развивать творческие способности обучающихся через совместную деятельность;  

- формировать здоровый образ жизни;

- прививать навыки культуры поведения, навыки самообслуживания

- привлечение родителей к участию во внеклассной и школьной деятельности

- воспитание любви к семье, школе, родному краю.

Концепция воспитательной программы

Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.

Ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.

Педагогические принципы и подходы

Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Принцип

Характеристика принципа

Гуманистический

Отношение педагога к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект — субъективных отношениях

Природосообразности

Воспитание учащихся сообразно их полу, возрасту: формирование у них ответственности за развитие самих себя, за действия и поведение

Культуросообразности

Воспитание на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Личностно-ориентированного воспитания

В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Эффективности социального взаимодействия

Формирования навыков социальной адаптации, самореализации.

Успешности

Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Комплексного подхода

Позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

Деятельный подход

Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Целостный подход

Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Методы работы: научно-исследовательский, метод проектов, коммуникативный, личностно-ориентированный,  метод креативного мышления, репродуктивный.

Формы работы: классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы, представления, выступления, фестивали; дискуссии, круглые столы, конференции; встречи с интересными людьми, клубы по интересам

Основные направления воспитательной работы

Направление

Цели и задачи

Формы проведения

Нравственность

Формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания, умения  отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни, формирование норм поведения. Воспитание высоких моральных качеств и чувства долга.

  • тематические классные часы;
  • цикл бесед «Уроки нравственности»;
  • экскурсии, поездки
  • изучение нравственного наследия страны

Гражданственность

Формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного  осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

  • тематические классные часы
  • встречи с представителями правовых структур;
  • конкурсы, викторины по правовой тематике

Интеллект

Изучение и развитие интересов, любознательности и интеллектуальных способностей учащихся. Создание условий для формирования мотивации учения в урочной и внеклассной деятельности. Развитие учебных интересов и умений учащихся.

Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом.

  • участие в конкурсах;
  • проведение викторин, предметных олимпиад;
  • проведение интеллектуальных боёв

Здоровье

Сотрудничество с медицинским персоналом школы, учителем физкультуры, психологической службой с  целью изучения состояния физического и психического здоровья школьников. Создание необходимых условий для полноценного физического и психического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию.

  • конкурсы, соревнования;
  • спортивные викторины;
  • совместные с родителями походы, спортивные соревнования;
  • классные часы по спортивной тематике 

Семья

Изучение семей учащихся. Сотрудничество с психологической службой школы. Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

  • тематические классные часы;
  • родительские собрания;
  • мероприятия походы, экскурсии с участием родителей;
  • консультации для род.

Досуг

Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса, школы. Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам, стремления к интересному  и полезному время провождению. Средствами внеклассных мероприятий демонстрация интересов и достижений учащихся, их таланта и творческих способностей. Привлечение родителей класса к совместному с учащимися время провождению.

  • празднование памятных дат в жизни учащихся;
  • посещение шк. музея;
  • организация классных выставок;
  • совместные с родителями праздники

Сроки и этапы реализации программы

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

I этап  (1 класс)

Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности,  необходимо:

  • обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;
  • обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
  • создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка;
  • нацеливать детей на успех через сотрудничество, личное старание и труд;
  • формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
  • использовать разнообразные формы организации работы с детьми;
  • привлечь родителей к реализации данной программы.

II этап  (2класс)

Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:

  • создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности;
  • воспитывать коммуникативную культуру школьника;
  • нацеливать детей на успех через сотрудничество, личное старание и труд;
  • формировать у детей способности стремиться к здоровому образу   жизни. 

III этап  (3класс)

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:

  • совершенствовать познавательную активность учащихся;
  • нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
  • воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора; 
  • создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;
  • формировать организационно-деятельностные умения учащихся.

IV этап  (4класс)

Основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:

  • обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;
  • поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;
  • обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.

Содержание программы

1 класс

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Нравственность

показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей, формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего

«День Учителя».

«Вежливые слова»

«Покормите птиц зимой»

«Без друга в жизни туго»

«Чудо земли – хлеб»

«Да здравствует вежливость и доброта»

Изготовление поздравительных открыток фотовыставка беседа изготовление кормушек рейды «Проверь кормушку»

Гражданственность

создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и себе в нем

«Ты ученик»

«Мое поручение»

«Мои сверстники и друзья»

- День освобождения с. Средние Апочки от немецко-фашистских захватчиков.

«Будь природе другом»

«Что я знаю о войне»

Линейка памяти, посвященная Дню Победы.

тематические классные часы

конкурсы викторины встречи с интересными людьми

Интеллект

формировать любознательность, интерес к знаниям.

Игра- путешествие по русским народным сказкам.

«В мире загадок»

Игра «Умники и умницы»

игра-викторина

конкурсы

Здоровье

формировать понимание значимости здорового образа жизни

«Режим дня»,

«Путь в страну Здоровья»,

«Красный, желтый, зеленый»- правила поведения на улице.

«Веселые старты»

«Школа светофорных наук»

«Осторожно, огонь!»

конкурс рисунков беседы о режиме дня спортивные праздники

Семья

формировать нравственную культуру семьи, направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей

«Семейные традиции»

«Как трудится моя семья»

беседы

создание альбомов выставка рисунков

Досуг

создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

«Здравствуй, осень!»

«Наш веселый Новый год»

«Дорогие и любимые. Праздник бабушек и мам»

Предновогодняя ярмарка

«Прощай, азбука»

День матери.

праздник

концерт инсценирование

походы

экскурсии

2 класс

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Нравственность

создавать условия для творческой самореализации обучающихся,

приобщать к традициям школьного коллектива

«Честность - прежде всего» «Культура речи»»

 «Помоги другу»

«Уважай старших»

«День птиц»

«Правила поведения в общественных местах»

Творческий конкурс

создание классного журнала

акция

Гражданственность

создание условий для социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и себе в нем

«С чего начинается Родина?»

«Никто не забыт, ничто не забыто»

«Права и обязанности» «Символика России»

«Кем быть?»

тематические классные часы

викторины встречи с интересными людьми

Интеллект

знакомить с общественно-политической жизнью страны, приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям

«Все обо всем на свете»

«Мой ум»

«Развивай свою память»

«День Наума Грамотника»

интеллектуальные конкурсы

викторины

игры-путешествия

Здоровье

формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

«Полезные привычки»  «Веселые старты»

«Расти здоровым»

Беседы по ПДД

викторина соревнование в параллели классов спортивный праздник

конкурс плакатов

Семья

воспитывать уважение к членам своей семьи, уважение к семейным традициям

«Фотографии моей семьи»

беседы

конкурсы родительские собрания

Досуг

создавать условия для проявления творческой индивидуальности, воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

«Здравствуй, осень золотая!»

«А, ну-ка, мальчики»

«А, ну-ка, девочки»

«Здравствуй, здравствуй, Новый год»

«Игрушечный город»

конкурс -викторина конкурсная программа походы

экскурсии

3 класс

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Нравственность

формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, формировать понимание значимости исторического прошлого, создавать атмосферу взаимной заинтересованности.

«Услышать сердце человека»

«Правила хорошего тона»»

Я и мои друзья» «Имею право. Мои права»

«Спешите делать добро»

конкурс стихов коллаж дискуссия

игры

акции

Гражданственность

формирование знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного   осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него

«Что такое ответственность»

«День народного единства»

«Россия, Русь… Храни себя, храни!»

«Экологическая тропа»

«Этот праздник со слезами на глазах»

тематические классные часы

викторины

акции

Интеллект

приобщать детей к разнообразной творческой деятельности, формировать потребность в самообразовании.

«Космические дали» «Познай самого себя»

«Кто хочет на загадки находить отгадки?»

«Следствие ведут знатоки»

«В мире очевидного и невероятного»

турниры

игры

диспуты

Здоровье

Формировать способности управлять своим здоровьем

«Опасные и безопасные ситуации» «Скажем: «НЕТ» вредным привычкам»

«Твое здоровье»

Беседы по ПДД

театрализация беседы

круглый стол

Семья

Совершенствовать семейное воспитание на примерах традиций семьи, продолжать формировать у родителей культуру принадлежности к школьному образовательно - воспитательному процессу.

«Как трудится моя семья»

«Загляните в семейный альбом»

«День матери»

беседы индивидуальные и тематические консультации дни творчества помощь в организации и проведении внеклассных дел.

Досуг

формировать желание проявлять творческую инициативу

«Осенние посиделки»,  «Рыцарский турнир»,

«Новый год»

День Учителя»

Неделя детской книги»

акция добра праздник представление изготовление игрушек украшение комнат и класса

4 класс

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Нравственность

формировать желание активно преобразовывать действительность, обучать пониманию смысла человеческого существования. Развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны

«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»

 «Праздник дружбы»

«Чем богат наш край»

«О бескорыстии и дружбе»

«Поговорим об этикете»

обыгрывание ситуации беседы

трудовые десанты и акции

игры-путешествия поисковая работа, акции

Гражданственность

формирование знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного   осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него

«Я люблю тебя, Россия»

 «Школьные правила, надо ли их выполнять»

 «Декларация прав ребенка»

«Поклонимся великим тем годам»

«День народного единства»

тематические классные часы

викторины

акции

Интеллект

создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

«Хочу все знать»

«Что? Где? Когда?»

«Три клада у природы есть»

«Хорошая книга- мой спутник, мой друг»

турниры конкурсы игры КВН НПК

Здоровье

формировать умение анализировать и нести ответственность за свое здоровье

«Как помочь сохранить себе здоровье»

«Умеем ли мы правильно питаться»

«О простуде и гриппе»

Беседы по ПДД

устный журнал беседы

кросс

игра-путешествие

Семья

вовлекать родителей в учебно - воспитательный процесс

«Книги мы семьей читаем»

« Режим дня»

 «Компьютер, телевизор и воспитание ребенка» «Всей семьей на старт»

беседы тестирование семейная спартакиада индивидуальные и тематические консультации тренинги

Досуг

учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности.

«Осенняя катавасия», «Защитники Отечества», «Как трудно быть мамой», «На волшебном поезде»

«Прощай, начальная школа»

КВН конкурсная программа встречи с интересными людьми

Прогнозируемые результаты

  1. Развитие органов классного ученического самоуправления.
  2. Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся.
  3. Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
  4. Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
  5. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
  6. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.

Критерии оценки

Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:

  1. Уровень сформированности классного коллектива.
  2. Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
  3. Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
  4. Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
  5. Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

                                                               Диагностические средства

 Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств: наблюдений, анкетирования, тестов.

  1. Заполнение социального паспорта класса, семьи.
  2. Оценка уровня комфортности учащихся.
  3. Оценка удовлетворенности школьной жизнью учащихся.
  4. «Психологический климат классного коллектива»  (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев).
  5. «Сформированность основных нравственных качеств личности» (Капустин Н.П.)
  6. «Диагностика уровня воспитанности учащихся» (Капустин Н.П.)

Изучение эффективности воспитательной работы

с классным коллективом.

 Для определения эффективности воспитательной работы с  учащимися использую различные диагностические методики.

Классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения ребят, их взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого можно воспользоваться следующими психолого – педагогическими  методиками изучения личности младшего школьника.

Задачи диагностики:

- определить уровни развития ребёнка;

- обнаружить изменения в лучшую или худшую сторону;

- увидеть норму или отклонения;

- проанализировать полученные факты;

- установить причины изменений;

- выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Отбирая диагностические методики, классный руководитель должен руководствоваться следующими критериями:

- возраст учащихся;

- особенности формирования детского коллектива;

- готовность учащихся к диагностическому исследованию;

- степень взаимодействия учащихся и педагога.

Виды диагностических методик:

  1. Метод беседы: изучение индивидуальных особенностей ребёнка, его интеллектуальной и личностной сферы.
  2. Метод наблюдения: изучение участия ребёнка в конкретном виде деятельности.
  3. Опросник: изучение мотивации действий учащихся, интересов конкретного ребёнка или группы класса в целом; уровеня тревожности учащихся класса.
  4. Проектные тесты: изучение отношений учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
  5. Анкеты: дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нём.
  6. Графические и рисуночные тесты: позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействия с педагогами и родителями.
  7. Сочинения: изучение интеллектуальных умений учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущения ребёнка.

Диагностика   оценки привлекательности классного коллектива”

(7-10 лет).

       Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей.

         Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.

      Для изучения привлекательности классного коллектива можно использовать

“ Методику оценки привлекательности классного коллектива” (7-10 лет).

Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:

Ответ

  • “а” - 5 баллов,
  • “б” - 4 балла,
  • “в” - 3 балла,
  • “г” - 2 балла,
  • “д” - 1 балл,
  • “е” - 0 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.

Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;

б) Участвую в большинстве видов деятельности;

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;

д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;

е) Не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

а) Да, очень хотел бы перейти;

б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;

в) Не вижу никакой разницы;

г) Скорее всего, остался бы в своем классе;

д) Очень хотел бы остаться в своем классе;

е) Не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

5. Какого отношение учеников к учебе в классе?

а) Лучше, чем любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже ,чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

  • 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива

( 5 человек)

  • 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка. ( 10 человек)
  • 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем

 ( 4 человека)

  • 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре ( 0 человек)

2. Анкета « Оценка уровня школьной мотивации»

Детям предлагается ответить (а педагогам с их слов записать) ответы на 10 вопросов, которые оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).

Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень 
- нравится 
- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? 
- чаще хочется остаться дома 
- бывает по-разному 
- иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

- не знаю 
- остался бы дома 
- пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится 
- бывает по-разному 
- нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы 
- не хотел бы 
- не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю 
- не хотел бы 
- хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто 
- редко 
- не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю 
- хотел бы 
- не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

- мало 
- много 
- нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся 
- не очень 
- не нравятся

 

                       Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1) 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. ( 5 человек)

2) 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой ( 10 человек)

3)  15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4) 10 -14 баллов - низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5) Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.            

Для сплочения детского коллектива, формирования положительной эмоциональной сферы в общении, для того, чтобы поближе узнать ребёнка в неформальной обстановке, можно использовать в своей работе различные игры и тренинги :

- «Полёт на МАРС»

Условия игры: в полёт можно взять только один неодушевлённый предмет, один одушевлённый предмет и памятную вещь.

- «Подарок»

Условия игры: это должно стать традицией в классном коллективе: на День рождения каждому однокласснику готовятся небольшие подарки (творческие или своими руками) и вручаются с пожеланиями; если подарок не приготовлен, то он может быть импровизированным.

- Игра с мячом

Условия игры:  дети стоят в кругу; нужно передать мяч и сказать комплимент или слова одобрения рядом стоящему однокласснику.

- «Продолжи фразу…»

-Я не люблю., когда…

- Я люблю, когда…

- Мне радостно, когда…

- Мне грустно, когда…

- «Солнечный лучик»

Условия игры: ребята рисуют солнышко и столько лучиков, скольким бы детям они хотели бы их подарить; затем лучики отрываются и дарятся с объяснением: почему подарил этому человеку и за что.

- «Паровозик»

Условия игры: выбирается «машинист». Все остальные дети становятся «вагончиками» друг за другом; их задача двигаться за «машинистом», не нарушать движения и никого не потерять.

Работа с родителями

Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого педагога. Самое главное, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает литовский педагог Вильма  Сикорските - Войшнене: «Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться».

Цель: содействие  возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания; помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей; помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.

Задачи:

  1. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.
  2. Просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно – нравственных основ семейного воспитания.
  3. Помощь родителям в изучении и осознании особенностей        своего ребенка и своей         семьи.
  4. Помощь родителям в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.


Тематика родительских собраний

                                                             1 класс

Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Первый раз – в первый класс»

 

  1. Организовать семейный праздник – начало учебного года
  2. Познакомить родителей с расписанием учебных занятий и требованиями к ним.

3. Выборы родительского комитета

торжественное собрание

«Трудности адаптации первоклассников к школе»

1. Познакомить  родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения.

2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 1 кл.

3.Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов

информационно-аналитическая беседа 

«Поговорите со мною, родители»

  1. Показать важность необходимости общения ребенка с родителями
  2. Подвести к осознанию родителями роли общения в развитии и становлении личности ребенка

тренинг

«Родителям о внимании и внимательности»

Показать  родителям важность и значимость проблемы.

2.Ознакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников.

творческая лаборатория родителей

«Самооценка младшего школьника»

  1. Ознакомить   родителей с результатами  исследования

2.Рассказать о способах развития положительной самооценки детей 

информационно-аналитическая беседа

 


                                                                  2 класс

Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Мы - второклассники»

  1. Организовать семейный праздник – начало учебного года
  2. Познакомить родителей с расписанием учебных занятий и требованиями к ним.
  3. Выборы родительского комитета

торжественное собрание

«Садимся за уроки»

  1. Познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий.
  2. Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.

собрание - консультация

«Школьные трудности» или как помочь своему ребенку»

  1. Познакомить родителей с причинами возникновения трудностей при обучении детей письму и чтению в начальной школе.
    2. Проанализировать школьные трудности у леворуких, медлительных и гиперактивных учеников.
    3. Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.

родительский лекторий

«Как научить ребенка стать самостоятельным»»

  1. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.
  2. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
  3. Повысить контроль со стороны родителей за подготовкой домашних заданий.

информационно-аналитическая беседа 


                                                                   3 класс

Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Мы - третьеклассники»

  1. Организовать семейный праздник – начало учебного года
  2. Познакомить родителей с расписанием учебных занятий и требованиями к ним
  3. Выборы родительского комитета

торжественное собрание

«Знаете ли вы своего ребёнка»

  1. Обобщить  знания родителей об индивидуальных особенностях подростков
  2. Обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей

собрание с элементами тренинга

«Если ваш ребёнок не хочет учиться»

  1. разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком, потерявшим интерес к обучению;
  2. повысить психологическую грамотность родителей путем создания  алгоритма поведения родителей  в «трудных ситуациях».

деловая игра

«О роли семьи в трудовом воспитании  младших школьников»

Формировать  у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье

 

родительско-ученический капустник

 


4 класс

Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

 «Мы – четвероклассники»

  1. Организовать семейный праздник – начало учебного года
  2. Познакомить родителей с расписанием учебных занятий и требованиями к ним.
  3. Выборы родительского комитета

 семейный праздник

 

 

 «Особенности организации учебного труда в 4 классе»

1. Познакомить  родителей с учебными задачами на новый учебный год.

2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 4 кл.

3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов

 информационно-аналитическая беседа

 

 

 «Наши трудные дети»

  1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.

2.  Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными детьми.

 круглый стол

 «Значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка»

 1. оказать родителям результаты работы памяти (и логического мышления) учащихся класса в учебной деятельности.

2. Показать родителям методы и приемы  развития памяти  детей.

 

 занятие в школе интеллектуального развития ребенка

 

 

«Авторитет! Как завоевать, а не потерять»

Формировать у родителей психолого-педагогические знания о ложных и истинных типах родительского авторитета.

 дискуссионный клуб

 

 

Литература

  1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2010.
  2. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2007.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.1-4 класс. - М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе "Ступеньки роста" 1-4 класс

Данная программа была разработана учителем начальных классов Белозеровой Еленой Владимировной, принята на МО учителей начальных классов ЦО №491, согласована с кафедрой воспитательной работы ЮВОУО. Про...

Программа воспитательной работы "Ступеньки"

Авторская программа воспитательной работы с младшими школьниками разработана на четыре года.В программе выделены направлениядеятельности, описано содержание программы....

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"

Программа содержит основные разделы воспитательной работы и план мероприятий....

Программа воспитательной работы "Ступенька успеха"

Программа воспитательной работы "Ступенька успеха"...