Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"
рабочая программа (3 класс) на тему

Горынцева Любовь Петровна

Программа содержит основные разделы воспитательной работы и план мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vosp._raboty_goryntseva_l.p.doc324.5 КБ
PDF icon plan_meropriyatiy.pdf302.77 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

           УТВЕРЖДАЮ                              СОГЛАСОВАНО

          ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                              ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР

          ________/А.В. Алисеевич/                              _______/Н.Э. Алтынбаева/

        

                

        

        

Введение

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке,  пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки  «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности,  способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • заботу о благосостоянии многонационального  народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • духовную, культурную и социальную преемственность  поколений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм –  любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  •  человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

          Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.


Цели, задачи и принципы

воспитательной системы класса

      Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к условиям новой жизни: коллективу. Требованиям и обязанностям. Особенность ребенка младшего школьного возраста заключается в неумении осознать свои трудности, переживания, причины их появления. Все это обуславливает гнев, страх, обиду ребенка. В этот период школьной жизни он остро нуждается в педагогической поддержке, атмосфере доброжелательности, заботы и внимания. Именно с формированием помогающих отношений в классном коллективе должны быть связаны цель, задачи и принципы функционирования воспитательной системы.

      Цель воспитательной системы – на основе создания атмосферы комфортности, защищенности и творческого содружества в совместной жизнедеятельности содействовать проявлению задатков и развитию способностей  детей.

      Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Создавать необходимые условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения младшего школьника.

2) Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности  детей, поддерживать и обеспечивать её становление.

3) Пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и самоуважения.

4) Способствовать формированию основ культуры и построения межличностных отношений.

      Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное  самоопределение через осознание таких ценностей:

- свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);

- оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен);

- требовательность к себе (путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);

- любознательность (стремление все знать и всему научиться; познавая мир, познавай и самого себя);

- самопризнание (способствует эмоциональной  уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);

- человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);

- веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и труд, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение);

- сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).

Этапы построения воспитательной системы

и их краткая характеристика

               I этап – «Первые шаги»

       В 1 классе  учитель начинает работать с еще не организованной группой детей. Главная задача – помочь им безболезненно адаптироваться к школьной жизни. Учитель и ученики делают первые шаги навстречу друг к другу, первые шаги по сплочению классного коллектива.

               II этап – «Вместе весело шагать»

       Во 2 классе устанавливаются более тесные контакты между учениками, учителем и родителями. Коллективные творческие дела, организация самоуправления способствуют формированию классного сообщества. «Вместе весело шагать!» – под таким девизом строится жизнедеятельность и воспитательная работа в классе.

               III этап – «Там на неведомых дорожках»

       В 3 классе ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъектную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Активно исследуется и осваивается образовательное пространство школы и окружающего социума. «Там на неведомых дорожках» (кружки, секции, библиотеки, музыкальные школы т.д.)  ученики удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении.

                IV этап – «Поход в мир своего  «Я»

       В 4 классе ребенок попадает в специфическое положение, которое можно охарактеризовать как «Я в центре мира». Он начинает интересоваться самим собой: какой я по сравнению с другими? В чем я смогу себя проявить? У детей появляется желание понять себя. Поэтому у десятилетнего ребенка приоритетным видом деятельности становится познавательно-игровая деятельность по самопознанию.

Изучение эффективности воспитательной системы

       Чтобы измерить эффективность функционирования воспитательной системы, необходимо избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению целевых ориентиров.

  1. Развитость познавательного потенциала ребенка.
  2. Нравственная направленность  личности.
  3. Сформированность у учащихся первоначальных умений самопознания, самореализации, самоутверждения.
  4. Креативность ребенка.
  5. Удовлетворенность ученика самим собой и жизнедеятельностью в классном коллективе.

Диагностика воспитательной системы

3 класс

№ п/п

Предмет диагностики

Методы исследования

Время изучения

1

Выявление мотивов учебной деятельности

Опросник исследования мотивов познавательной деятельности

октябрь

2

Концентрация и устойчивость внимания

Корректурная труба

ноябрь

3

Состояние межличностных отношений в классе

Социометрия

декабрь

4

Эмоциональное самочувствие учащихся

Методика диагностики эмоционально-психологического климата  (Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева)

февраль

7

Изучение удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в классе

Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева

апрель

4 класс

№ п/п

Предмет диагностики

Методы исследования

Время изучения

1

Отношение к отметкам

Методика «Как ты относишься к отметкам»

 А. Герасимова

октябрь

2

Развитие личностных качеств учащихся

Методика «Инакость» А. Герасимова

декабрь

3

Креативность учеников

Краткий тест П. Торренса

январь

4

Дружба в жизни учащихся

Методика «Дружить нужно уметь»

А. Герасимова

январь

5

Нравственная воспитанность учащихся

Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой, адаптирована В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым

февраль

6

Изучение уровня развития мыслительных операций

Тест Р. Кеттелла

март

7

Изучение удовлетворенности школьной жизнью

Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева

апрель

Циклограмма

работы классного руководителя

Ежедневно:

Организация дежурства в классном кабинете.

Организация питания учащихся.

Индивидуальная работа с учащимися.

Работа с классным журналом.

Консультации для родителей.

Еженедельно:

Проверка дневников учащихся.

Организация дежурства по школе.

Работа с активом класса.

Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

Встречи с родителями учащихся.

Проведение мероприятий (по плану).

Ежемесячно:

Аналитико-диагностическая работа.

Консультации с социально-психологической службой школы.

Раз в четверть:

Анализ выполнения плана работы за четверть, корректировка плана.

Оформление классного журнала по итогам четверти.

Проведение родительского собрания.

Заседание методического объединения.

Генеральная уборка класса.

Раз в год:

Проведение открытого мероприятия.

Оформление личных дел учащихся.

Анализ воспитательной работы в классе за прошедший год.

 

Циклограмма рабочего времени

классного руководителя

Дни недели

Организаторские мероприятия

Методические мероприятия

Профилактические мероприятия

Понедельник

Работа с классным и электронным журналами.

Организация дежурства по классу. Организация питания учащихся.

Проведение классного  часа

Индивидуальная помощь учащимся.

Индивидуальные беседы с учащимися.

Вторник

Организация дежурства по школе, по классу.

Работа с классным и электронным журналами

Организация питания учащихся.

Индивидуальная помощь учащимся.

Индивидуальные беседы с учащимися.

Среда

Организация дежурства по классу.

Работа с активом класса. Работа с классным и электронным журналами.

Организация питания учащихся.

Подготовка, репетиции к внеклассным мероприятиям.

Индивидуальная помощь учащимся.

Индивидуальные беседы с учащимися.

Четверг

Организация дежурства по классу.

Работа с классным и электронным журналами.

Индивидуальные, групповые консультации для родителей

Организация питания учащихся.

Проведение родительских собраний

(по плану)

Посещение уроков английского языка, беседа с учителями-предметниками.

Индивидуальная помощь учащимся.

Индивидуальные беседы с учащимися.

Пятница

Организация дежурства по классу.

Работа с классным и электронным журналами.

Организация питания учащихся.

Подготовка, репетиции к внеклассным мероприятиям.

Беседы с учителями-предметниками по итогам недели, с руководителями кружков.

Суббота

Проверка дневников.

Работа с классным и электронным журналами.

Индивидуальные, групповые консультации для родителей

Организация питания учащихся.

Участие в общешкольных мероприятиях

(по плану)

Индивидуальные беседы с учащимися по итогам недели.

Контроль успеваемости за неделю.

Воскресенье

Клуб выходного дня (КВД)

Проведение коллективных творческих дел

(по плану)

Цели и задачи

воспитательной деятельности
на 2015-2016 уч. год

          Цель: 

формировать у обучающихся ценностное отношение к семье, школе, друзьям, окружающим людям через учебную и внеурочную  деятельность.

Задачи: 

  • Социальные - стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, проявлению внутренней позиции  и формированию навыков внутренней позиции, реализация  ФГОС через внеурочную учебную   деятельность   и программу воспитательной работы школы.
  • Диагностические – продолжить изучение личностных качеств учащихся, отношений в классном коллективе;
  • Воспитательные - содействовать формированию  классного коллектива и созданию в нём нравственно-эмоциональной и благоприятной среды для дальнейшего развития обучающихся;

раскрыть творческий  и интеллектуальный потенциал учащихся через участие  в конкурсах, внеклассных мероприятиях;

способствовать формированию дисциплинированности, воспитанности, внимательного отношения друг к другу, родителям, окружающим;

  • Здоровьесберегающие - способствовать формированию здорового образа жизни.

         Сущность воспитательной работы класса характеризуют ключевые понятия: «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «толерантность», «творчество», «активность», «коллектив».

         М. Метерлинк напоминает нам устами сказочного героя, что  «ребенка с пустыми руками на Землю не пускают…» Он приходит в мир с особой миссией, в нужное для этого мира время. Помочь ему раскрыть  и постичь себя, а не превратить его в зеркальное отражение окружающих взрослых – задача педагога.

Основные направления воспитательной деятельности

Направления

Поставленные задачи

Формы работы

Сформированные компетентности

Нравственность, духовность  как основа личности. (гражданско-правовое и патриотическое  воспитание, семейное

воспитание)

«Наша классная семья»

- Формирование гуманистических отношений к окружающему миру.

- Приобщение к

 общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.

- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

- Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения.

- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. - Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.

- Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;

- Овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества.

  - Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;

- Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.

Тематические классные часы по нравственной и патриотической тематике; организация экскурсий в музей с целью знакомства с историческим и культурным наследием села, района, округа; тренинги; организация социально-значимых дел, КТД, празднование памятных дат. Родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями и обучающимися, тематические классные часы, совместные мероприятия с участием детей и родителей.

Внеурочная деятельность:

занятия в объединении «Праздники, традиции и обычаи народов России»

- Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений между этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к традиционным религиям;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- знание традиций гимназии, бережное отношение к ним. Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;

- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной  коммуникации;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища

- начальные представления  об

этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи , бережное отношение к ним.

Формирование ценности здорового и безопасного  образа жизни.

Экологическое воспитание

«Здоровым будешь – всё добудешь»

- Формирование стремления к здоровому образу жизни.

 - Усвоение правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

- Формирование негативного отношения к вредным привычкам и устойчивых навыков здорового образа жизни.

- Формирование основ

экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Тематические классные часы, профилактические беседы, спортивные соревнования, встречи со специалистами, проведение инструктивных и тренировочных занятий по отработке навыков безопасного поведения.

Внеурочная деятельность:

занятия в объединениях

«Я – пассажир и пешеход», «Разговор о правильном питании», «Белая ладья», «Подвижные игры», «Мини-футбол», «Танцы»

  • Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровье сберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. 
  • Ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Личностное и интеллектуальное саморазвитие.   Профессиональное самоопределение

«Я познаю себя»

- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образователь-ной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

- Развитие самооценки, рефлексии.

- Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.

- Развитие познавательных способностей.

Внеурочная деятельность по предметам

Интеллектуальные игры, олимпиады, исследовательские проекты.

Тренинги, анкетирование, беседы, использование Интернет-ресурсов

Внеурочная деятельность:

занятия в объединении «Юным умникам и умницам»», «Занимательный английский», «Робототехника»

  • Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Эстетическое и культурное развитие.

«Я, ты, он, она – вместе целая страна»

- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

- Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным  критериям.

- Воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного.

- Осознание важности семьи в жизни человека и обществе, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

- Просвещение родителей и детей в осознании ценности семьи как основополагающей ячейки общества, формирующей общепринятые ценности и нормы.

- Повышение роли и авторитета семьи.

Посещение культурных центров города, области,

 КВН, классные часы, праздники,

Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов.

Внеурочная деятельность:

занятия в объединении «Радуга», «Шалуны», «Чудеса из бумаги», «Мастерица»

  • Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Внеурочная деятельность обучающихся

Цель : развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время; создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных   программ , реализуемых во внеурочное время.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
  • продолжать выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказывать помощь в поисках «себя»;
  • создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширять рамки общения с социумом;
  • воспитывать культуру досуговой  деятельности обучающихся.

         Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Направление

Цель и задачи

Прогнозируемый результат

Духовно-нравственное: «Праздники, традиции и обычаи народов России»

Цель программы:     привитие учащимся первых классов элементарных понятий добра и зла, понятий справедливости, нравственности и морали.

Задачи программы:

- способствовать формированию навыков поведения в обществе,

- способствовать воспитанию чувства коллективизма,

- способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;

- способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Ожидаемые предметные результаты:

обогащение личного опыта общения детей;

ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Должен знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой

Ученик должен усвоить сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.

Должен знать, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт. Знать состав своей семьи и уметь с ними общаться.

применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;

овладеть основами вежливого обращения и знакомства с людьми;

согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;

овладеть культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;

овладеть культурой разговора, искусством спора;

использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.

Научно-познавательное «Юным умникам и умницам»», «Занимательный английский», «Робототехника»

Цель программы:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи программы:

Обучающие:

- развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

-  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать  смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности

Личностные результаты:

1.Осознавать роль языка и речи в жизни людей;

2. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

3.Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

4.Высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

1.Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

2.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

3.Учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

1.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

2.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

1.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

2.Слушать и понимать речь других;

3.Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Спортивно-оздоровительное:

«Я – пассажир и пешеход», «Разговор о правильном питании»,

«Белая ладья», «Подвижные игры», «Мини-футбол», «Танцы»

Основная  цель:

Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи программы:

- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

- Профилактика вредных привычек.

- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Универсальные компетенции

1.Умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);

2.Умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;

3.Умение доносить информацию по здоровье сберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты

1.Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

2.Проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;

Метапредметные результаты

1.Характеристика личного и общественного здоровья как социально-культурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

2.Обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;

3.Планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования своего здоровья во всех его проявлениях;

4.Управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

Общекультурное:  «Радуга», «Шалуны», «Чудеса из бумаги», «Мастерица»

Основная цель: 

Развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Задачи программы

- Через практические занятия помочь учащимся развивать координацию движений, глазомер, мелкую моторику рук; наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное;

- Приучать к самостоятельности, к аккуратности, к внимательности;

- Способствовать пробуждению интереса к творческому поиску;

- Воспитывать эстетический и художественный вкус

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

Индивидуальная работа с обучающимися

Этапы  индивидуальной работы:

  • 1 этап: диагностические исследования личности ребенка, определение направлений совместной деятельности.
  • 2 этап: вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приемов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психическое состояние и действия обучающихся.
  • 3 этап: проектирование развития ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника.
  • 4 этап: дальнейшее изучение возможностей, продвижение обучающегося на пути собственного развития, проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.
  • 5 этап: корректирование.

Фамилия, имя

Основные задачи

Помочь приобрести новых друзей среди одноклассников, развивать доброжелательное отношение к окружающим, умение дружить и принимать правила микро группы

Развивать уверенность в своих учебных способностях, интерес к познанию

Развивать уверенность в себе, способствовать повышению самооценки

Развивать умение ставить перед собой цели и достигать их

Развивать нравственные качества, способствовать вовлечению в общие дела, развивать интерес к учебе

Развивать умение дружить и принимать правила микро группы, способствовать соблюдению норм поведения

Развивать способность анализировать свою работу, адекватно оценивать ее

Работа с родителями

Основные направления:

  • Составление характеристик семей обучающихся (согласно мониторингу развития класса).
  • Организация диагностической работы по изучению семей.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей  (согласно плану проведения   родительских собраний)
  • Работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
  • Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
  • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и предупреждении негативных проявлений у детей.
  • Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении школой, организации учебно-воспитательного процесса, помощь  в организации деятельности Совета школы.
  • Активное включение в работу с семьей педагогов-психологов, социального педагога, логопеда.
  • Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
  • Разработка тематического наглядного материала и оформления по работе с семьей.

Формы работы:

  • Родительские собрания
  • Групповые консультации по типичным проблемным ситуациям
  • Индивидуальные консультации
  • Внеклассные мероприятия, проводимые с участием родителей
  • Работа с родительским комитетом
  • Ведение документации по работе с семьей

Родительский комитет:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

План работы с родителями

Время проведения

Мероприятие

Сентябрь

Родительский практикум «В семье третьеклассник» (инд. встречи)

Анкетирование родителей

Индивидуальные консультации

Встреча с психологом, логопедом, учителями-предметниками, работающими с классом.

Октябрь

Родительское собрание  «Как обеспечить безопасность детей» (выступление детей  перед родителями на тему ПДД  «Берегите нас!»)

Проверка учебников родительским комитетом

Клуб выходного дня  «День именинника»

Ноябрь

Индивидуальные консультации

КТД «Есть светлый на Земле приют» (День Матери)

Клуб выходного дня «Папа, мама, я – спортивная семья».

Декабрь

Родительское собрание «Роль родительского авторитета в воспитании ребенка»

КВД «Мастерская Деда Мороза»

КТД  «Встреча с Дедом Морозом» (елка в классе)

Январь

Родительский практикум «Узнать можно лишь тогда, когда учишься…»

Индивидуальные консультации

Встречи с психологом,  учителями-предметниками, работающими с классом.

Клуб выходного дня «День именинника».

Февраль

Родительское собрание «Человеком быть совсем не просто, или как воспитывать в детях нравственные качества»

Участие в МВПР

КВД «Лыжная вылазка»

КТД «Праздник пап и мальчиков»

Март

Родительский практикум «Как воспитать полезные привычки»

Индивидуальные консультации

КТД «Праздник мам и девочек»

КВД «Катание на санках, лыжах»

Апрель

Родительское собрание «Трудовое воспитание в вашей семье»

Профилактическая и коррекционная работа с семьями.

КВД «День именинника»

Май

Индивидуальная работа

Встреча с психологом, логопедом

Проверка учебников родительским комитетом

Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей...»

КТД «До свидания, третий класс!»

Формирование классного коллектива

1.Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Формирование традиций в классном коллективе.

3. Организация дежурства в классе.

4. Контроль за выполнением детьми поручений.

5. Проведение коллективных творческих дел (КТД)

и клубов выходного дня (КВД).

Структура ученического самоуправления

Класс:  

                  Наш девиз: 

                  Лидер класса: 

  • 1 группа
  • 2 группа  
  • 3 группа
  • 4 группа

Наши поручения:

  • Учебный сектор
  • Спортивный сектор
  • Досуговый сектор
  • Сектор здоровья
  • Сектор связи с библиотекой


Предварительный просмотр: