Система работы. Развитие самостоятельных умений - как путь к личностному росту обучаемых.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Бушуева Татьяна Геннадьевна

Работа содержит теоретический и практический материал по развитию самостоятельности у обучаемых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestaciya_Bushuevoy_1.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школас углублённым изучением отдельных предметов №10» г. Нефтеюганска,

Тюменской области

Развитие самостоятельных умений – как путь к личностному росту обучаемых

Бушуева Татьяна Геннадьевна,

учитель начальных классов

2010 год

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Д.Медведев

             1. Актуальность проблематики темы исследования.

             Для меня заявленная тема является одной из основополагающих в моей педагогической деятельности. Почему?

        Фактическое отсутствие целенаправленной работы по формированию познавательной самостоятельности именно в младшем школьном возрасте приводит к снижению мотивации обучения и затрудняет развитие креативных качеств личности в дальнейшем. Поэтому выбранная мною тема имеет глубокий смысл в решении проблемы развития познавательной самостоятельности младших школьников как основополагающей доминанты личностного роста обучающихся.        

Во - первых, учебная самостоятельность - ключевая компетентность, которая определяет новое качество содержания современного образования и обеспечивает успешность образовательных результатов на всех последующих ступенях обучения. Это значит, что я организую так процесс, чтобы научить детей хотеть учиться.

        Во – вторых, учебная самостоятельность  предполагает поиск учеником способов действий решения проблемы в новых нестандартных ситуациях, поэтому основная цель обучения - организовать так учебную деятельность, чтобы каждый ученик мог овладеть набором универсальных способов деятельности (УУД).

        В - третьих,  загляните в историю педагогики. А. Дистервег и К.Д.Ушинский основным принципом дидактической системы ставили самостоятельность: «Наставник  помогает ученику учиться бороться с трудностями постижения той или иной науки, руководит этим самостоятельным трудом…”

        В-четвертых, самостоятельность ума - один из главных критериев оценки человека  в эпоху постоянно увеличивающегося информационного потока, когда он должен быть готов к самостоятельной оценке ситуации, самостоятельному принятию решения. Сегодня, как никогда, в стране ощущается дефицит специалистов, способных глубоко и самостоятельно мыслить. Кто, как не мы?

       2. Предмет и объект изучения.

Ребенок,  в  первый  раз   переступающий   порог   школы,   не   может   ещё самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах  еще  планировать свои  действия,  корректировать  их  осуществление,  соотносить   полученный результат с поставленной целью.

    В  процессе  обучения  он  должен  достичь  определенного  достаточно высокого уровня самостоятельности,  открывающего  возможность  справиться  с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

    Объектом  изучения является самостоятельная  деятельность  школьника.

    Предметом изучения – условия ее реализации.

Цель: сформировать у обучающихся навыки  самостоятельного владения универсальными учебными действиями

       

 3. Задачи исследования.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо  иметь в виду две тесно связанные между собой задачи:

  • развить   у   обучающихся   самостоятельность   в   познавательной деятельности, научить их  самостоятельно  овладевать  знаниями,  формировать свое  мировоззрение;
  • научить  и самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является  средством  борьбы  за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них  активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных  способностей.

  1. Научно-теоретический аспект проблемы формирования учебной самостоятельности.

К сожалению, современной наукой не исследованы до конца особенности проявления познавательной самостоятельности в младшем школьном возрасте, не изучены закономерности развития познавательной самостоятельности младших школьников, не разработан диагностическо - критериальный аппарат определения уровня познавательной самостоятельности учащихся. Поэтому решение указанного выше круга вопросов представляет собой актуальную задачу педагогических исследований для любого учителя и меня в том числе. 

        Исследования в нашей стране проводились по направлениям:

  • изучение влияния развивающих методов и приемов обучения на самостоятельность и активность школьников (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Н.И. Махмутов. И.С. Матрусов. И.С. Якиманская и др.);
  • выявление воздействия групповых и индивидуальных форм обучения на формирование самостоятельного мышления учащихся и их познавательных интересов (М.Л. Виноградова, Л.П. Доблаев, Г.И. Железовская, П.И. Липкина, И.Б. Первин, Л.А. Ростовецкая и др.):
  • совершенствование методов, принципов классификации самостоятельных работ в направлении повышения их сложности (Н.Г. Дайри, И.М. Малкина, П.И. Пидкасистый, А.В.  Усова и др.);
  • деятельностный подход в рамках развивающего обучения: под деятельностью они понимают умение школьников самостоятельно применять новые знания, которые получены учениками в готовом виде.

             Понятие “развивающее обучение” зародилось в недрах психологической науки в ходе исследований, связанных с изучением закономерностей развития ребенка (Л.Пиаже), различных уровней и типов его мышления (Л.С. Выготский, Й.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и других психических функции (А.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская и др.), в процессе создания психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко). Развивающее личностно-ориентированное обучение вошло в практику начальной школы благодаря фундаментальным экспериментальным исследованиям по проблеме взаимосвязи обучения и развития, начатым в 50-е - 60-е годы (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

  • для учащихся среднего и старшего школьного возраста и студентов вузов проблема формирования и развития познавательной самостоятельности исследована достаточно полно (Л.Г. Вяткин, И.Я. Лернер, Н.А. Половникова и др.), то этого ни в коей мере нельзя сказать о младших  школьниках;
  • не нашли должного освещения вопросы педагогического обоснования необходимости разработки механизма развития у младших школьников познавательной самостоятельности.  Системы обучения младших школьников (Л.В. Занков, В.В. Давыдов) явно нацелены на развитие учащихся. Но и в этих трудах технологические вопросы формирования и развития познавательной самостоятельности не нашли должного отражения;
  • Введение в содержание обучения учебно-познавательных задач и творческих заданий (В.В. Агеев, Г.А. Балл, Г.И. Железовская, Е.И. Мамбиц, И.Я. Лернер, Л.М. Фридман и др.)  уже на начальном этапе будет способствовать более полному устранению имеющихся пробелов в формировании и развитии познавательной самостоятельности учащихся;
  • монографические  работы,   посвящённые   проблеме   организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого,  И.А.Зимней,  показали, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:

     1 т.зр. Самостоятельная работа выполняется  без непосредственного  участия  учителя,  но  по  его  заданию,   в  специально предоставленное для этого время, при этом  учащиеся,  сознательно  стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и  выражая  в  той  или иной форме результат   умственных  или  физических  (либо  тех   и  других вместе) действий.

     2 т.зр. Самостоятельная работа целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим  объектом в совокупности  выполняемых  действий  и  корригируемая  им  по  процессу  и результату деятельность.

        Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся

     При  построении  системы  самостоятельных  работ  в  качестве  дидактических требований выдвинуты следующие:

  • Система самостоятельных работ должна  способствовать  приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний, развитию  у  них  познавательных  способностей,   формированию   умения  самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять  их  на практике.
  • Система должна удовлетворять принципам  доступности  и  систематичности,   связи   теории   с практикой, сознательной и творческой активности, принципу  обучения  на высоком научном уровне.
  • Входящие в систему работы должны быть разнообразны по  учебной  цели  и

             содержанию, чтобы  обеспечить  формирование  у  обучающихся  разнообразных

             умений и навыков.

  • Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ

            логически вытекало  из  предыдущих  и  готовило  почву  для  выполнения

            последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются  не

           только «ближние», но и  «дальние»  связи.

         Успех  решения  этой  задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от  того, как он понимает значение и место  каждой  отдельной  работы  в  системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их  мышления  и других качеств.

                Применение  этих принципов   к   руководству   самостоятельной   работой   имеет    следующие особенности:

 1. Самостоятельная работа должна  носить  целенаправленный  характер.  Это

достигается  четкой   формулировкой   цели   работы.   Задача   учителя  заключается в том, чтобы  найти  такую  формулировку  задания,  которая  вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся  должны  ясно  представлять,  в  чем  заключается задача и каким образом будет проверяться  ее  выполнение.  Это  придает  работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и  способствует  более успешному ее выполнению.

       Недооценка указанного требования приводит  к  тому,  что  учащиеся,  не поняв цели работы, делают не то, что нужно,  или  вынуждены  в  процессе  ее выполнения  многократно  обращаться  за  разъяснением  к  учителю. Это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня  самостоятельности учащихся в работе.

       2. Самостоятельная работа  должна  быть  действительно  самостоятельной  и     побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.  Однако  здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом  этапе  обучения,  должны  быть  посильными  для  учащихся, а сами ученики — подготовлены  к  выполнению  самостоятельной работы теоретически и практически.

      3. На  первых  порах  у  учащихся  нужно  сформировать  простейшие  навыки

самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых  измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае  самостоятельной  работе учащихся  должен  предшествовать  наглядный  показ  приемов  работы  с  учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

        Самостоятельная работа,  выполненная  учащимися  после  показа  приемов

работы   учителем,   носит   характер   подражания. Она не    развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но  имеет  важное  значение  для формирования  более  сложных  навыков  и   умений,   более   высокой   формы самостоятельности,  при    которой    учащиеся  оказываются  способными разрабатывать  и  применять  свои  методы решения  задач  учебного или производственного характера.

 4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие  задания,  выполнение  которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а  требует применения  знаний   в   новой   ситуации.   Только   в   этом   случае самостоятельная   работа   способствует   формированию   инициативы   и  познавательных способностей учащихся.

 5. В организации самостоятельной  работы  необходимо  учитывать,  что  для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися  требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного  подхода  к учащимся.

     Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных  учащихся,  учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с  заданиями  на  выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений  можно свести до минимума.  Другим  дать  значительно  больше  таких  упражнений  в различных вариациях, чтобы они усвоили  новое  правило  или  новый  закон  и научились самостоятельно применять его  к  решению  учебных  задач.  Перевод такой группы учащихся  на  выполнение  более  сложных  заданий  должен  быть своевременным.  Здесь  вредна  излишняя  торопливость,   как   и   чрезмерно продолжительное «топтание на  месте»,  не  продвигающее  учащихся  вперед  в познании нового, в овладении умениями и навыками.

 6. Задания,  предлагаемые  для  самостоятельной  работы,  должны  вызывать  интерес  учащихся.   Он   достигается   новизной   выдвигаемых   задач, необычностью их содержания, раскрытием  перед  учащимися  практического значения  предлагаемой  задачи  или  метода,  которым  нужно  овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам,  в  процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

 7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и  систематически включать в учебный  процесс.  Только  при  этом  условии  у  них  будут вырабатываться твердые умения и навыки.

    Результаты  работы  в  этом  деле  оказываются  более  ощутимы,  когда привитием  навыков  самостоятельной  работы  у  школьников  занимается  весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе  на  занятиях в учебных мастерских.

 8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное

    сочетание  изложения  материала  учителем  с  самостоятельной   работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом  деле  нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой  может  замедлить темпы  изучения  программного  материала,  темпы  продвижения  учащихся вперед в познании нового.

 9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида  руководящая роль  должна  принадлежать   учителю.   Учитель   продумывает   систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный  процесс.  Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной  работы,  ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.

    Он обучает учащихся методам самоконтроля  и  осуществляет  контроль  за     качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и  учитывает  их при организации самостоятельной работы.

        Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе  учебной деятельности. От того, какова эта деятельность зависит  результат  обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности  определяется  в  значительной степени тем,  как  учитель  организует  их  учебную  деятельность.  Снижение интереса к  обучению  во  многом  зависит  от  действий  учителя.

        Например, неправильный отбор им содержания учебного материала, вызывающего  перегрузку школьников;  невладение  учителем  современными  методами  обучения   и   их оптимальным  сочетанием;  неумение   строить   отношения   с   учащимися и организовывать  взаимодействие  школьников  друг   с   другом;   особенности личности учителя.

        

    3.  Рефлексивно-оценочный этап.

      Здесь производится обобщение изученного и подведение итогов работы  по данной теме. При этом, главная  цель  этого  этапа  –  развитие  у  учащихся рефлексивной  деятельности  (самоанализа),  способностей   к   обобщению   и формирование адекватной  самооценки.  Для  обобщения  пройденного  материала могут использоваться различные методы: обобщающие уроки,  доклады  учащихся, составление по группам обобщающих схем.

       Самое трудное для учителя в  этой  системе  научиться организовывать   самостоятельную    деятельность    классного    коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли,  и,  не  подавляя инициативы, руководить  самостоятельной  работой  учащихся.  

        Как  показывает опыт, если эту систему вводить начиная с первого класса, то учащиеся  быстро осваиваются с ней и она становится для них привычной, и школьники  смогут  в полной мере испытать чувства эмоционального  удовлетворения  от  сделанного, радость победы  над  преодоленными  трудностями,  счастье  познания  нового, интересного.  Тем  самым  будет  формироваться  у  учащихся  ориентация   на переживание  таких  чувств  в  будущем,   что   приведет   к   возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе.

      Управление самостоятельной деятельностью школьников.

    Процесс   управления   должен   обеспечивать   реализацию    обучающей, воспитательной,  развивающей  функций  самостоятельной  работы на уроке и дома.

    Учащиеся испытывают потребность в  педагогическом  руководстве  в  силу несовершенства их опыта самостоятельной  познавательной  деятельности.  Даже хорошо подготовленным ученикам нужна помощь или консультация  учителя,  хотя не так часто  как  остальным.  

        На  каком  же  этапе  учащиеся  больше  всего нуждаются в педагогическом руководстве?  

        Учитель не  принимает  участия  в  выполнении задания, но он организует  деятельность  класса,  направляет  познавательный процесс,  создаёт  необходимые  условия  и  настрой,  а  это  важно, чтобы поддержать и “пробу сил” и творческие начинания учащихся, их  добровольность и самостоятельность.

        Исходя из структуры деятельности,  управление  самостоятельной  работой включает целеполагание, планирование, организацию,  корректировку  и  оценку деятельности учащихся, диагностику ее результатов.

      Педагогическое   руководство   –   это    управление    самостоятельной деятельностью  учащегося  на  этапе  ее   непосредственного   осуществления:

предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению,  мотивация

ее разрешения, контроль  и  коррекция  самостоятельных  действий  учащегося,

оценивание результатов самостоятельной работы.

      Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.

      Итак,  мы  выяснили,  что   в   процессе   управления   самостоятельной деятельностью не последнее  место  принадлежит  преподавателю,  так  как  он принимает прямое (затем косвенное)  участие  в  организации  педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:

  • дифференцированный подход к учащимся с  соблюдением  посильности

            учебных заданий;

  • планомерное   возрастание    интеллектуальных    нагрузок    и        последовательный переход к более неточным и  неполным  указаниям  по выполнению самостоятельной работы;
  • постепенное отдаление учителя и занятие  им  позиции  пассивного

            наблюдателя за процессом;

  • переход от контроля учителя к самоконтролю.

      Классификация видов самостоятельной работы учащихся

    Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу,  которая выполняется  учащимися  по заданию  и  под  контролем   учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для  этого время. При  этом  учащиеся  сознательно  стремятся  достигнуть  поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и  выражая  в  той  или  иной  форме (устный ответ, графическое построение,  описание  опытов,  расчеты  и  т.д.) результат умственных и физических действий.

    Самостоятельная  работа  предполагает  активные   умственные   действия учащихся, связанные с поисками  наиболее  рациональных  способов  выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

    В процессе обучения применяются различные виды  самостоятельной  работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения  и навыки. Все виды самостоятельной работы,  применяемые  в  учебном  процессе, можно классифицировать по различным признакам:  по  дидактической  цели,  по характеру  учебной  деятельности  учащихся,  по   содержанию,   по   степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

    Все виды самостоятельной работы по дидактической цели  можно  разделить

на пять групп:

  • приобретение  новых   знаний,   овладение   умением   самостоятельно

       приобретать знания;

  • закрепление и уточнение знаний;
  • выработка умения применять знания в решении   учебных  и  практических

       задач;

  • формирование умений и навыков практического характера;
  • формирование  творческого  характера,  умения  применять  знания   в

       усложненной ситуации.

    Каждая  из  перечисленных групп включает  в  себя   несколько   видов самостоятельной работы, поскольку  решение  одной  и  той  же  дидактической задачи может осуществляться различными  способами.  Указанные  группы  тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды  работ могут  быть  использованы  для  решения   различных   дидактических   задач.

        Например, с помощью экспериментальных,  практических  работ  достигается  не

только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых  знаний  и

выработка умения применять ранее полученные знания.

     Содержание работ при классификации по основной дидактической цели.

 1.  Приобретение  новых  знаний  и   овладение   умениями   самостоятельно     приобретать  знания  осуществляется  на  основе  работы  с   учебником,  выполнение  наблюдений  и   опытов,   работ   аналитико-вычислительного  характера.

 2. Закрепление  и  уточнение  знаний  достигается  с  помощью  специальной системы упражнений по  уточнению  признаков  понятий,  их  ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с  помощью     решения  задач  различного  вида,   решение   задач   в   общем   виде,     экспериментальных работ и т.д.

4. Формирование умений творческого  характера  достигается  при  написании   сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

    Практический опыт учителей показал, что:

 1.  Систематически  проводимая  самостоятельная  работа  (с  учебником  по  решению задач,  выполнению  наблюдений  и  опытов)  при  правильной  ее организации способствует получению учащимися более глубоких  и  прочных  знаний по сравнению с  теми,  которые  они  приобретают  при  сообщении  учителем готовых знаний.

 2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели  и

содержанию   самостоятельных    работ    способствует    развитию    их     познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

 3. При тщательно продуманной  методике  проведения  самостоятельных  работ     ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического     характера, а это в свою  очередь  оказывает  положительное  влияние  на     формирование познавательных умений и навыков.

 4. С течением  времени  при  систематической  организации  самостоятельной     работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы  по     предмету у учащихся вырабатываются  устойчивые  навыки  самостоятельной     работы.

      В результате для выполнения примерно  одинаковых  по  объему  и  степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени  по сравнению с  учащимися  таких  классов,  в  которых  самостоятельная работа совершенно  не  организуется  или  проводится  нерегулярно.  Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного  материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ  и других видов работ творческого характера.

      Самостоятельная работа необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние учащихся, самостоятельная работа необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением.  Она является необходимым условием развития мышления учащихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учебного труда. Самостоятельная работа может входить во все методы обучения, применяться на разных этапах обучения для достижения различных целей.

Виды самостоятельных работ.

В зависимости от целей от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:
обучающими, тренировочными, закрепляющими, повторительными; развивающими, творческими, контрольные.
1. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу привлечение каждого ученика к тому что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты дают себе знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны.
     Учителю необходимо знать следующие особенности обучающих самостоятельных работ: их надо составлять в основном из заданий непродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить за них плохих оценок. Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает учителю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на уроке. К самостоятельным обучающим работам можно также отнести составление примеров на изученные свойства и правила.
2. К тренировочным самостоятельным работам относятся задания на распознавание различных объектов и свойств.
     
В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, свойства тех или иных математических объектов и др.
Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, т.к. позволяет выработать основные умения и навыки тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ еще необходима помощь учителя. можно разрешить пользоваться и учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п.. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. К таким работам можно отнести выполнение заданий по разно уровневым карточкам. Сейчас такие дидактические материалы выпущены по алгебре и геометрии для всех классов. По этим карточкам учащиеся привыкают работать самостоятельно. Учителю удобнее ими пользоваться, если он соберет комплот карточек по темам. Каждый комплект может состоять из 8-10 вариантов разного уровня.
3
. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учитель определяет нужно ли еще заниматься данной темой. Примеры таких работ в изобилии встречаются в дидактическом материале.
4. Очень важны так называемые
повторительные (обзорные или тематические) работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать, познавательны ли школьники, есть ли у них необходимые знания, какие проблемы смогут затруднить изучение нового материала.
5.
Самостоятельными работами развивающего характера могут быть д./з. по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, проведение в школе дней математики и др. На уроках-то самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.
6. Большой интерес вызывают у учащихся
творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания на нахождение второго, третьего и т.д. способа решения задачи.
7.
Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. По существу разработка текстов контрольных работ должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных. Поэтому, во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков, в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.

       
ТИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
(в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности)
Воспроизводящие
Реконструктивно-вариативные
Эвристические
Творческие

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ФРОНТАЛЬНЫЕ
ГРУППОВЫЕ
         Самостоятельная работа может рассматриваться как дидактическое родство, с помощью которого учитель организует деятельность ученика на уроке и при выполнении домашнего задания, активная самостоятельная деятельность предлагает наличие у учащихся многих умений.

 Основными из них являются:
1.Работа с книгой (учебником, математическим текстом, справочниками, таблицами и.др.), работа по плану, алгоритму, предписанию.
Навыки работы учащихся по плану особенно успешно развиваются на уроках геометрии. Работа по образцу, решение задачи стандартного вида. Умение работать по образцу не приходит само собой, а требует специальных приемов работы учителя, на уроках математики можно применить карточки с пропусками для многократного использования карточки удобно вложить в полиэтиленовый пакет. Тогда учащиеся, заполняя пропуски, пишут на пленке, после проверки работы карточка вынимается из пакета и может быть использована повторно, написанное на пленке легко стирается. Классификация. систематизация учебного материала - успех самостоятельной работы нередко зависит от умения систематизировать учебный материал.
Одна из сторон самостоятельного мышления - сформированность привычки к самоконтролю и умение его проведения. Здесь учащемуся могут быть предложены различные рекомендации, они учат давать рецензию на ответ товарища, другие учат на уроке проверять решение задач по такой памятке:
а) Проверьте, правильно ли выписано условие задачи?
б) Верно ли сделан чертеж?
в) Просматривается ли логический план решения задачи?
г) Достаточно ли обоснованно решение, рационально ли оно?
д) Что вам мешало при проверке, есть ли замечании: при проверке?
е) Ваша оценка работы
ж) Работа по собственной инициативе.
         Для того, чтобы самостоятельную работу приблизить к практической деятельности, полезно проводить лабораторные работы. Их можно дифференцировать как по содержанию, так по методам выполнения- от простейших задач практического характера на .непосредственное применение знаний до серьезных исследовательских работ, связанных с конструированием и математическим моделированием. Лабораторно- практические работы развивают учащихся навык приближенных вычислении, учат пользоваться таблицами и микрокалькуляторами, справочной литературой, проводить различные измерения и построения геометрических фигур, а тем самым демонстрируют прикладной характер математики.
          Однако проведение лабораторных работ сложнее в методическом отношении, чем организация других видов самостоятельных работ. Они требуют от преподавателя большей подготовки, их проводят 2-3 раза в год. Математика как никакой другой предмет позволяет формировать нужный для самостоятельной работы навык самоконтроля за своей работой. Остановимся на специфике формирования навыков самоконтроля при проведении математических диктантов, которые желательно проводить после изучения соответствующего материал каждого пункта задачи учителю большей частью приходится составлять самому ,т.к. число задач с установкой на самоконтроль составляет менее 20% от общего числа заданий, имеющихся в учебниках и учебных пособиях по математике для средней школы. Ответы к заданиям заготавливаются заранее и по окончанию диктанта представляют их для пользования учащимся.
         При проведении диктантов учитель должен четко представлять себе результативность следующих видов работ: а) проверка диктантов только учителем; б) взаимопроверка работ соседями по парте; в) взаимопроверка работ соседями по варианту; г) самопроверка.
          Наиболее высокий % объективных оценок, как правило, бывает при взаимопроверке соседей по варианту. Самый низкий - соседей по парте, т.к. обмен работами в этом случае приводит к перемене варианта задания. Продуктивность самостоятельной работы зависит во многом от общих умений познавательной деятельности, поэтому учащихся нужно ориентировать на развитие умений обобщать, классифицировать, систематизировать и строить различные схемы изучаемого материала.
При этом целесообразно подчеркивать, что например построение таблиц, схем графиков в ходе изучения материала позволяет увеличивать объем запоминаемой информации(по сравнению с запоминаем на слух на 15-20%).

       
Организация самостоятельной работы на уроке вызывает большие трудности, здесь нельзя ограничиться фронтальными воздействиями: учителю необходимо

дифференцировать работу учащихся, 'организовывать управление ею, приблизить самостоятельную работу к реальной практической деятельности. Решение каждой их этих задач достигается с помощью учебного оборудования. Уже давно и прочно в практику школы вошли дидактические материалы," составленные по вариантам с различным уровнем трудности заданий. Управление самостоятельной работой учащихся в значительной мере можно поручить ТПО (таблицы программного обеспечения).
При этой работе облегчается управление классом со стороны учителя. Доказательство теоремы можно провести в виде структурированного текста, содержащего блоки.
К основным видам самостоятельных работ можно отнести: работа с книгой, упражнения, выполнение практических и лабораторных работ, проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения; подготовка докладов, рефератов; домашние опыты, наблюдения, техническое моделирование и конструирование.

  1. Практический аспект использования данной технологии.

Развитие самостоятельности  я начинаю  с 1 класса, т. к. считаю, что самостоятельная работа ученика является одним из эффективных средств развития личности. А чтобы сформировать самостоятельность мышления, необходимо научить ребенка выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы: последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их; применять знания в новых условиях, часто усложненных, с элементами творческого и нестандартного подхода к достижению цели; доходить до истины, не обращаясь за помощью к другим и т.п.

Развивая самостоятельность, я учу детей:

  1. осознавать и мотивировать свою учебную деятельность;
  2. внимательно воспринимать информацию;
  3. рационально запоминать (работа с памятками, алгоритмами).
  4. анализировать
  5. сравнивать;
  6. классифицировать;
  7. обобщать;
  8. систематизировать
  9. выделять главное

    10)устанавливать причинно-следственные связи.

  1. сотрудничать при решении учебных задач (объяснять, оказывать помощь и т. д.).
  2.  вести наблюдения.
  3. осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
  4. вести познавательную деятельность:

а) индивидуально,
б) в паре,
в) группе,
г) в коллективе.

  1. пользоваться:

а) учебником,
б) справочниками, словарями, энциклопедиями,
в) картотекой, каталогом,
г) техническими источниками информации.

Для этого я создаю ситуацию споров, стимулирую свободное изложение материала своими словами; признаю вариативность формулировок; использование выражений: " можно сделать вывод", "итак", "следовательно", "обобщая сказанное".

  Закономерность развития познавательной самостоятельности младших школьников я вижу в следующем: целенаправленное использование системы учебных творческих заданий обеспечивает развитие познавательной самостоятельности как интегративного качества личности, тем самым оказывая положительное воздействие на развитие каждого ребенка и коллектива класса в целом.

Систематическое введение учебных творческих заданий, разрешаемых учащимися в совместной форме, во все виды учебной деятельности (уроки, домашнее задание, контроль) при создании положительного мотивационного и эмоционального фона ведет к интенсивному развитию познавательной самостоятельности обучаемых.

При организации обучения, ведущего к развитию самостоятельности детей, я учитываю:

1.  Возраст ученика, уровень развития, имеющиеся у них знания и умения.

2. Формирование ответственности. Без ответственности самостоятельность  превращается в эгоизм и волюнтаризм. Следовательно, основой развития ответственной самостоятельности у детей, как и во взрослом мире, должны стать право и свобода:

(а) выбора и (б) принятия решений (сопровождаемые их выполнением).

3. Формирование осознанности. Осознанность выбора возможна только при наличии знания (информации) о ситуации, ее истоках и перспективах.

4. Анализ (себя, других, ситуации) и рефлексия. Здесь  целесообразнее основываться на природном интересе и любопытстве детей, и делать упор на формирование общеучебных навыков, навыков общения и внутренней мотивации – например, индивидуальные задания, задания с учетом интересов детей, опора на практику…

Поэтапно, начиная с первого класса, я учу детей работать с основными компонентами учебника, составлять простой план письменного ответа, находить нужную книгу, статью, пользоваться справочной литературой. К четвертому классу школьники уже  умеют пользоваться техническими средствами массовой информации (грамзаписи, телевидение, видеокино, компьютерной техникой). Это позволяет решить одну из задач современного образования – формировать способность человека к самостоятельному выходу за пределы собственной компетенции для поиска способов действия в новых ситуациях.

    Исходя из структуры деятельности,  в управление  самостоятельной  работой я включаю следующий комплекс методических техник обучения;

1)целеполагание, рефлексия

2)планирование, организацию,  корректировку  и  оценку деятельности обучаемых,

3)диагностику ее результатов.

4)Организацию  групповой и коллективной самостоятельной  деятельности.

5)Сочетание индивидуальной и групповой работы.

  • Индивидуальная работа позволяет каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала.
  • Технология “Портфель ученика”. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика. Умелое использование «Портфолио» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы. Данная технология позволяет увидеть развитие каждого ребёнка.

Основной смысл «портфолио» – дать возможность самому ребенку показать всё, на что он способен.

 «Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- поощрять их активность и самостоятельность;

- развивать навыки оценочной и самооценочной деятельности учащихся;
           - формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

  • Познавательный стимул.

Самостоятельная познавательная деятельность является незаменимым средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу. Характер познавательной деятельности, как известно, может быть воспроизводящим и творческим. И очень важно, как усваиваются новые знания. Давно установлено, что, если  школьники только заучивают формулировки понятий, правил и решают задачи по образцам, то очень скоро утрачивают интерес к учению.

На уроках  я не использую  готовых образцов и не делаю  упора  на количество выполняемых заданий, что не решает задач сознательного и прочного усвоения школьниками основ научных  знаний, а ведет к значительным перегрузкам школьников.  Мне удается  поддержать мотивацию обучающихся к учению благодаря отработанной системе определенных методик.  Для эффективной организации  самостоятельной   работы   школьника   я  планирую  познавательный процесс обучаемого  и  правильно  выбираю  способ решения задачи,  при  этом  большое  значение  уделяю  подборке  учебного материала.  Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке. Для  повышения  качества  обучения  особое  значение   имеет   развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся  должны понимать,  каков  смысл  изучения  предлагаемого  материала.   Более   того, современные  школьники  вправе  желать,  чтобы  учебная  деятельность   была интересной, давала удовлетворение.

Свою роль учителя в формировании учебной самостоятельности обучающихся я путем проб и ошибок определяю следующим образом.

Самоконтроль и самооценка.

  1. Карта наблюдений формирования контрольно – оценочной самостоятельности учащихся.
  2. Рефлективная карта учебной самостоятельности ученика – навыки самооценки и самоконтроля.
  3. Карта наблюдений коммуникативного взаимодействия участников образовательного процесса.
  4. Рефлективная карта самооценки позиции партнёрства и продуктивности диалогового взаимодействия.

Самооценка.

  • В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.
  • Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.
  • В 3 классе школьник может определить соответствие  своих знаний заявленному уровню и определить те критерии, которым он не смог соответствовать в тои или ином виде деятельности. Ученик по тексту работы может определить, сформированность каких умений проверяет эта работа, подобрать  материал для отработки тех умений, уровень оценки которых не соответствует высокому. После анализа работы он может сам построить индивидуальный график работы над ошибками.
  • Четвероклассники имеют возможность видеть свой «рост», что говорит о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности ребенка.

Формируя у детей самостоятельность, я развиваю следующие показатели, по которым прослеживаю динамику развития:

  1. интерес к учению;
  2. поиск познавательной деятельности;
  3. развитие общения друг с другом;
  4. взаимообучение и самообучение;
  5. любовь к родному языку.

Выделение  самостоятельной  работы обучающихся в отдельный компонент образовательной области  позволяет решить вопрос с домашними заданиями, сделав эту работу системной, индивидуализированной и дифференцированной, где объем, ритм и темп работы выбирает сам школьник.

Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.

Дифференциация письменных самостоятельных работ.

Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся. Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий. Трехвариантные задания по степени трудности (облегченной, средней и повышенной).

  1. Общие для всего класса задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности
  2. Индивидуальные дифференцированные задания.
  3. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.
  4. Равноценные двух вариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей трудности.
  5. Общие практические задания с указанием минимального и максимального количества задач или примеров для обязательного выполнения.
  6. Индивидуально-групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

Для воспитания самокритичности нужно воспитывать не только правильное критическое отношение к результатам познавательной деятельности, но и формировать у учащихся некоторые конкретные критерии правильности выполняемых заданий, критерии, позволяющие учащимся самостоятельно находить ошибки в проводимых ими решениях. К таким критериям можно отнести:

  1. Соотношение результата с действительностью.
  2. Соотнесение полученного результата с данными условиями в задаче и сравнение его с первоначально ожидаемым результатом, это проверка просто из соображений здравого смысла.
  3. Проведение выкладок в обратном порядке.
  4. Исследование ответа в предельных ситуациях, так как часто предельные значения могут отчетливо показать неправильность полученных формул.
  5. Решение задачи другим способом и сравнение полученных результатов.
  6. Проверка хода решения задачи с обращением внимания на следующие моменты:

- все ли условия задачи использованы,

- не использованы ли для решения предпосылки, не вытекающие непосредственно из условий задачи,

- обоснованы ли все ссылки в решении и сделанные преобразования, в частности обеспечена ли равносильность выкладок,

- верны ли логические переходы.

Умение самостоятельно работать на уроках русского языка.

         Выявление уровня учащихся самостоятельно работать на уроках позволяет точно определить, владеет ли каждый ученик класса способами и приемами самостоятельной работы, установить причины низкого уровня умения самостоятельной деятельности у определённых учащихся, наметить способы обучения учащихся приемами самостоятельной работы.

        Для этого используются следующие методы:

1.     Наблюдение за работой учащихся:

а) умеют ли выполнять самостоятельную работу;

б) как выполняют работу: полностью или частично, собрано или отвлекаются, верно или неверно;

в) соблюдают ли последовательность в работе

г) как преодолевают затруднения при выполнении самостоятельной работы ( ищут ответ в учебнике; обращаются к аналогичной работе, выполненной ранее; обращаются за помощью к учителю, к товарищу. Бросают работу не выполнив задание др.)

д) какова скорость выполнения работы

2. Анализ самостоятельных работ учащихся различных типов и по различным темам программы русского языка( как справился ученик с работой: полностью  или частично, безошибочно или с ошибками, характер и анализ ошибок).

3. Анализ и поведение учащихся в период выполнения самостоятельной работы, а также причины невыполнения или плохого выполнения самостоятельной работы.

При этом учитываю  следующее:

а) отсутствие знаний у ученика по данному материалу или фрагментарность знаний;

б) отсутствие умений и навыков учебного труда;

г) отсутствие определенного уровня работоспособности, быстрая утомляемость;

д) неправильная организация самостоятельной работы, методические ошибки учителя;

е) разнообразные отрицательные влияния на ученика в течении урока.

          Проверка осуществлялась в четыре этапа. Для всех учащихся устанавливалось одинаковое время выполнения самостоятельной работы. Каждая работа проводилась при обязательном соблюдении следующих условий:

1.     Повторение правил, на которые проводилась данная практическая работа.

2.     Словарная работа.

3.     Анализ содержания выполняемого упражнения.

4.     Определение этапов последовательного выполнения работы.

5.     Инструктаж учителя по видам заданий.

 На первом этапе была предложена работа по образцу.

На втором этапе – реконструктивно-вариативного типа.

 Третий этап –творческий ( изложение)

Завершающим этапом проверки явилась самостоятельная работа частично-поискового типа.

Исследовательская работа, самостоятельный поиск.

Важно уметь   перевести учебную задачу в исследовательскую, экспериментальную.

Частично-поисковый метод позволяет приблизить обучаемых к самостоятельному решению проблем. Реализация его даёт мне возможность учить детей выполнению отдельных этапов исследования. Я сама формулирую задание для школьников, даю им логику и методику поиска на всех этапах решения, но само решение, само исследование учащиеся проводят самостоятельно.

В 4 классе дети принимают участие в научно-практических конференциях по окружающему миру, русскому языку, родословию.

«Может ли живое существо жить без воздуха»,

«Имеет ли воздух вес»,

«Моё родословие»,

«Жаргонизмы в речи школьников».

     Систематическая работа по выполнению заданий, о которых говорилось выше, оказывает существенное влияние на развитие творческого подхода к ним, способствует проявлению индивидуальных особенностей ученика и тем самым формирует самостоятельность как черту личности, помогает ученику поверить в свои возможности и совершенствовать их.

Задания надо усложнять. Это способствует продвижению в развитии каждого ученика. Целенаправленная, систематическая работа всегда дает  результаты, возможность подняться на ступеньку выше в своих знаниях.

С первого класса мои ученики  участвуют в учебных проектах, а со второго класса – в исследовательских. Два ученика моего класса  в 2006/2007 учебном году получили грамоты как самые маленькие участники школьной научно – практической  конференции «Юный исследователь XXI века». Самое активное участие принимала в исследовательской работе Зименкова Анастасия. Темы ее работ: «Имеет ли вес воздух», «Жаргонизмы в речи учеников начальной школы», «Моё родословие». За работу «Моё родословие» Настя получила диплом лауреата Всероссийского детского конкурса «Первые шаги в науке».

В рамках внеклассной работы я разработала спецкурс по русскому языку «Весёлая грамматика», который  помогает развивать у ребёнка речевой аппарат, а главное помогает ему почувствовать, что он умелый и талантливый. Во время работы я создаю атмосферу доброжелательности, искренности, в которой ребенок сможет познать себя и других.  Ведение внеурочной работы позволяет мне успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся; развивает у них самостоятельность.

Активная самостоятельная работа – это непременное условие сознательного и прочного усвоения материала по всем дисциплинам.

В отличие от традиционных методик обучения организация хода познания нового в развивающих классах идет не от учителя, а ученик становится соавтором, союзником педагога: он сам добывает знания.

Применяемые виды самостоятельной работы позволяют более успешно учиться детям в среднем звене, так как материал 5 класса в большей степени ориентирован на  увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей. Значительно увеличатся объемы и способы фиксации учащимися процесса и результатов рассуждений, наблюдений и других видов самостоятельной деятельности.

Поэтому при выходе из начальной школы дети должны быть приучены к самостоятельному учебному труду.

Сформированные навыки самостоятельной работы пригодились моим выпускникам.

 Результаты олимпиад обучающихся 5 и 1 классов.

ФИ обучающегося

Олимпиада

Место в школе

Место в городе

Гуров Роман -5класс

«Русский медвежонок»

1

Гуров Роман-5класс

английский

1

Гуров Роман-5класс

информатика

2

Гуров Роман-5класс

Математика- «Кенгуру»

1

Промоторов Владислав

-5класс

«Русский Медвежонок»

1

Шамонова Ксения-5класс

«Русский Медвежонок»

2

Шарипов Артём-5класс

история

3

Некрасов Кирилл – 1 класс

Акробатика (прыжки)

1

Вяткин Антон -1 класс

Акробатика (прыжки)

2

Бахтина Татьяна –

1 класс

Конкурс рисунков «За пером жар – птицы»

1

6.Эффективность применения данной технологии в системе работы.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Только при этом условии у  обучаемых вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принципы доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.

Это достигается четкой формулировкой цели работы.

  1. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.

 Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

  1. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. (Выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
  2. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
  3. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.
  4. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.
  5. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.
  6. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
  7. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого виды руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методами самоконтроля и осуществляет контроль за качеством ее, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

В результате такой работы развиваются у обучаемых личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

И только так организованная система самостоятельных работ может позволить достаточно эффективно решать проблемы личностного развития обучаемых.

Результаты моей работы.

«Эрудит-марафон учащихся» конкурс Специалистов

(по основным наукам)

Учебный год

ФИО

Предмет

Место в регионе

2008/2009

Гуров Роман

Литература

1

2009/2010

Улитина Юлия

Окр. мир

1

Зыгин Михаил

математика

1

Улитина Юлия

литература

1

Международный математический конкурс «Кенгуру»

Учебный год

ФИО

Место в школе

Место в регионе

2007/2008

Гуров Роман

1

3

        

Анализ деятельности за последние 3 года

Год

Срезы департамента образования (русский язык)

Успеваемость

Качество

2007-2008

нет

нет

нет

2008-2009

Диктант

Грамматические задания

95%

100%

79%

95%

2009-2010

 Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО - Югры

100%

87%

Год

Срезы департамента образования(математика)

Успеваемость

Качество

2007-2008

нет

нет

нет

2008-2009

Диагностическая работа

100%

90%

2009-2010

 Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО - Югры

96%

82%

Учебный год

Класс

Успеваемость

Качество

2007-2008

3

100%

90%

2008-2009

4

100%

90%

2009-2010

5

100%

75%

2 ученика:Зыгин Михаил и Дьякова Марина участвовали в городском конкурсе по «Родословию» и получили грамоты Департамента образования.

Ученица 2Бкласса Ахметова Арина заняла первое место в городском конкурсе «Горожаночка». (2010год)

Литература

1. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной  деятельности”

// Открыт. школа. – 1998. - №2

2. Ёсипов  Б.П.  “Самостоятельная  работа  учащихся  на  уроках”.  –  М.:

    Учпедгиз, 1961.

3. Журнал «Начальная школа» №1 2002г., Новикова Л.И. «Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения»

4. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” –

Л: -1982.

5. Журнал «Начальная школа» №3 2009г,  - Пакулина С.А., Савушкина Т.П. «Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников».

6. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.

7.  Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения  обобщёнными  способами самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.

8. Ксензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии». М. 2001 год.

9. Лизинский В.М. «Приемы и формы в учебной деятельности» М. 2002 год.

10. Нильсон О.А. “Теория и  практика  самостоятельной  работы  учащихся”  - Тал., 1976.

11. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.

12. Пидкасистый  П.И.,  Горячев  Б.В.   “Процесс   обучения   в   условиях

    демократизации и гуманизации школы.” — М, 1991.

13. Пидкасистый   П.И.   “Самостоятельная   познавательная   деятельность

школьников в обучении.” — М, 1980.

14. Подласый И.П.  “Педагогика” - М., 1996.

15. Сухомлинский В.А. “О воспитании.” — М.: Политиздат, 1973.

16. Столяренко Л.Д.  “Педагогика” - Ростов, 2000.

17. Харламов И.Ф.  “Педагогика” - Мн., 2002.

18.Шелехова Л.В. «Сюжетные задачи по математике в начальной школе». Библиотечка «Первого сентября» Серия «Начальная школа» Выпуск 1 (13) Москва, Чистые пруды, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских умений как средство формирования личностных результатов учеников младшего школьного возраста

Проблемный семинар. Лекционно - практическое занятие  для творческой группы учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятель...

Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении

Система работы по формированию умения ракрывать основную мысль в сочинении...

Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.

Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...

Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении

Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении должна представлять собой систему по формированию целого комплекса частных умений, в которой умение раскрывать основную мысл...

Развитие самостоятельной познавательной деятельности путем использования проблемного обучения в начальной школе

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет мне формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе....

Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении

Рекомендации для педагогов по формированию у учащихся умения раскрывать основную мысль в сочинении...

Самостоятельная работа по физической культуре, как путь к личностному росту

Самостоятельная работа по физической культуре, как путь к личностному росту...