Развитие исследовательских умений как средство формирования личностных результатов учеников младшего школьного возраста
статья (4 класс) по теме

Любовь Николаевна Ковкова

Проблемный семинар. Лекционно - практическое занятие  для творческой группы учителей начальной школы.

Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся  в рамках реализации системно – деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

13.12.2011г.

Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.

(2 часа)

Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся  в рамках реализации системно – деятельностного подхода.

Учебные задачи:

  1. научить оценивать трудность заданий, направленных на развитие у детей способности наблюдать и классифицировать понятия;
  2. сопоставлять содержание и структуру учебных заданий с проверяемыми универсальными учебными навыками и личностными УУД;
  3. конструировать учебные задания, направленные на развитие у учащихся наблюдательности и способности выделять необходимую информацию;
  4. сформировать представление у слушателей, что экскурсия является эффективным  способом стимулирования поисковой деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время;

Оборудование:

  1. книга А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников»;
  2. рабочая тетрадь факультативного курса «Я исследователь»;
  3. тематическая презентация.

Требования к оборудованию в учебной аудитории:

  1. проектор мультимедиа;
  2. колонки для воспроизведения звуковых эффектов учебных фильмов;
  3. доска для фиксирования записей.

Особенности работы с тематической презентацией и сопровождающим ее комментарием (конспектом)

  1. Конспект разделен на отдельные тематические части, соответствующие слайдам презентации.
  2. В первой строке каждой части указан порядковый номер слайда. Если указано, что слайд управляется щелчком мыши, необходимо предварительно просмотреть особенности анимации слайда, соотнести его структуру с конспектом.

Должна признаться, что задача, которая стоит сейчас передо мной, куда труднее, чем преждние.

Мне предстоит делиться размышлениями на тему, которую не хотелось бы ни упрощать, ни превращать в эффектные заявления, хотелось, чтобы сегодня получилась не парадная речь, а  развернутое изложение моих рабочих мыслей о развитии исследовательских умений на основе реализации системно – деятельностного подхода.

Тема современной школы для меня имеет два уровня осмысления.

Рассмотрим оба уровня.

Первый – глобальный, определяющий какие изменения происходят в жизни общества и к чему они приводят современную школу.

И, второй,- личностный, определяющий возможность и необходимость изменения в самих субъектах образования: учащихся и учителе.

Невольно обратила внимание на интересную мысль, высказанную в своем видео-выступлении руководителем департамента государственной политики в сфере образования: «Важнейшим приоритетом является желание детей и родителей учиться в нормальной школе, у нормальных учителей, в нормальных условиях».

    Странная, на первый взгляд, мысль.

Разве мы  раньше не воспитывали человека, не учили ученика? 

Да, учили. Да, воспитывали.

Но, почему же тогда, в нашей стране в последние полстолетия 20 века было уничтожено 75% культурных ценностей, почему стало процветать бездушие и хамство? Почему так трудно порой найти искорки доброты и милосердия в наших детях, почему они равнодушны к старикам, а родители отказываются от детей?

Что  мы  делали не так? Что  потеряли? Что упустили, если рушится основной институт нашего общества.

Современная эпоха – это время  информационной цивилизации, а она требует  формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирования новой идеи самой человеческой жизни.

Вот почему сегодня в образовании необходимо изменить его философско-методологическую  основу.

Являясь приоритетным направлением общественного развития,  оно должно стать ориентированным на интересы государства, социума, на интересы личности.

Мне очень близко то, что в проекте стандартов второго поколения цели современного образования выглядят не глаголами в повелительном наклонении: «Научить, развить, внедрить, воспитать», а некими ориентирами, к которым хочется стремиться.

Чему же надо учить?

Прежде всего – социальным и метадпредметным компетентностям, позволяющим реализовать себя в любых обстоятельствах наилучшим образом. Но ведь и о развитиии личности забывать нельзя. Это выходит сегодня на первый план.

Каковы же средства  достижения этих главных умений нынешнего века?

Школа настоящего, - это школа, где технологии учителя создают сами, проектируя образовательные процессы «от ребенка», от его потребностей, мотивов, возможностей, способностей.

Надо сказать, что  общество всегда предъявляло высокие требования к учителю. Изменения, происходящие в последние годы, по требовали еще более качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональном поле, углубления оперативности   и открытости учителя.

Я убеждена, что в качестве основного фактора обновления системы образования,  и сегодня и завтра, будет выступать личность учителя,  с ярко выраженной индивидуальностью, с  правом на выбор технологии обучения и ответственностью за результаты развития личности ученика.

В структуре личности  всегда гармонично сочетаются научные и социальные интересы и потреб ности,  требовательность к себе, самокритичность.

Вот почему братья Стругацкие писали: «Мастером не трудно стать, трудно им оставаться»…

И, все- таки, школа – это, прежде всего,  урок.

Говорят, что урок – это  театр двух актеров, учителя и ученика. Он, подобно спектаклю, имеет несколько запрограммированных дебютов, которые волей участников перерастают в бесконечное количество импровизированных продолжений.

 Но на современном уроке должны творить  оба субъекта педагогического процесса, и, именно от учителя напрямую зависит творческое озарение ученика. Как затронуть тонкие струны детских душ, чтобы зазвучали они как единая мелодия, чтобы получился не просто спектакль – а Урок?...

Как добиться того, чтобы это творческое озарение, основанное на знании, пришло?  Как происходит рождение учениками личного образовательного продукта?

Мне, как учителю,  путь видится один — создать на уроке ту среду, ту плоскость, в которой наиболее полно сможет раскрыться поисковый потенциал ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.

Но интеллект — это всего лишь потенциал, а вот умение мыслить — способность его реализовывать. Поэтому задача учителя  заключается  в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка,  использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа.

Именно технологии «думания» и «творения» должны обучаться ученики на уроках в современной школе. 

Вот если это получится,  мы будем иметь дело с ребенком, не просто желающим обладать большим запасом знаний, но заглядывающим за познавательный горизонт. То, что я не знаю – загадка, значит, это интересно…

защита исследования (приложение №1)

 Как  часто учителю приходится брать  на себя роль переводчика, когда видишь, что мысль ученика бьется в тенетах не до конца осознанных мыслей: не найдя точных словесных определений, мысль ученика то становится пугливой, то почти умирает. Учитель обязан угадывать чутьем, что он хочет сказать, стремиться не дать погибнуть слову, мысли, мечте…

Ведь  дети 21 века – это дети, проживающие свою пору становления в период кризиса, обострения многих социальных противоречий.

Не случайно, в биологии есть понятие о двух видах естественного отбора – стабилизирующем, закрепляющим средние признаки, отбирающим наиболее приспособленных и движущем,  дающим право на жизнь «разным», отклоняющимся от средней линии как в одну, так и в другую стороны. Это и есть основа для разнообразия признаков внутри вида.

Мне современные дети напоминают результаты движущего отбора – они такие разные, по-своему интересные, зачастую непредсказуемые, иногда агрессивные в своем стремлении выжить, часто беззащитные перед средой.

Мы же с вами – поколение стабилизирующего отбора, выросшие во времена застоя, привыкшие к стабильности и постоянству.

Как же нам не просто понять их, а еще и учить, тех, кто очертя голову бросается в омут непознанных ощущений.

Чему мы можем научить их, аборигенов компьютерного мира, в котором мы эмигранты?

Что мы можем дать им? Пожалуй, только одно – научить созидать, а не разрушать тот мир, в котором мы живем.

А созидательная направленность личности выстраивается в процессе развития у детей мотивации к познанию, начинается с желания творить, создавать новое, искать, исследовать. Именно этому ощущению счастья от самого поиска знаний нужно научить своих учеников, привить им потребность в новых впечатлениях, потребность в разрешении противоречий, потребность в созидании...

Сегодня я хотела бы продемонстрировать приемы исследовательской деятельности учащихся во время проведения занятия факультативного курса «Я исследователь».

Мастер-класс

Приложение№2

В ходе исследовательского обучения дети приобретают уникальный опыт работы с информацией, направленный на её поиск, преобразование и представление в ином виде. Поэтому если учащиеся не освоят это направление деятельности на самом раннем этапе школьного обучения вместе с навыками чтения, письма и счета, говорить об успешности дальнейшей учебы нельзя.                               (гиперссылка)

Знания не даются ученику в готовом виде, новое знание ученики открывают самостоятельно через создание коллизий, сталкивание мнений, различных точек зрения учеников. Только в ходе поисковой деятельности ребенок может достигнуть своего оптимального общего развития наиболее естественным путем.

Элберт Грин Хаббард считал, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». 

А духовность, нравственность – спросите вы меня?

Но ведь это тоже признаки интеллекта? Только «правильно устроенный» мозг, по словам Грасиана-и-Моралеса, позволяет все время помнить о своем не внешнем, внутреннем облике.   «Все время проверяй себя, насколько ты тверд в благоразумии», говорил он.

Мне кажется, несмотря на всю провозглашенную технологичность современной школы, основной идеей была и остается идея взращивания Человека интеллекта, Человека культуры в стремительно глобализующемся современном мире.

Именно этому будут учить учителя 21 века учеников 21 века. Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем!

Психологический практикум

На протяжении многих лет критерием успеха человека являются внешние признаки. Они меняются с течением времени. Если раньше признаком  успеха была большая борода – так как немногие готовы были платить за нее налог или крупное телосложение (вспомните рубенсовских дам), то какие признаки существуют сейчас. На что обращают внимание окружающие, чтобы составить свое представление о вашей успешности и благополучии. Здесь перечислены немногие признаки, которые в современном обществе признаются за успешность.

Первый признак успешности – это человек следит за своим здоровьем. Да-да, именно успешные люди могут себе позволить сходить три-четыре раза в неделю на тренировку, побаловать себя различными спа-процедурами, встретиться с друзьями в бане.

Второй признак – это престижная работа или высокий социальный статус. Ведь практически все эти люди излучают уверенность в себе, несут ответственность за свои действия и поступки.

Третий признак – это красивый и надежный дом, квартира. В престижном районе с элитной планировкой. Такая недвижимость относятся к элитному классу в силу своих качественных характеристик: отделка, уникальный дизайн, размер, планировка, которую может позволить себе только успешный человек. Люди, которые добились успеха, хотят не только жить в престижном районе и в комфортных условиях, для них большое значение имеет имиджевая составляющая самого здания.

Четвертый – наличие представительского или элитного автомобиля. Но данный автомобиль у дверей вашего дома или офиса означает не только наличие денежных средств, но и показывает ваш социальный статут. Человек, который выходит из данного автомобиля заслуживает, как минимум, пристального внимания…

Дорогая одежда и аксессуары также можно отнести к внешним признакам успешности. Это картины, скульптуры и другие произведения искусства,  наличие платиновых или золотых изделий (у мужчин, например, это часы или запонки), дорогая обувь и ремни.

Шестым признаком можно назвать наличие престижного телефона, ноутбука и других средств связи и телефонии.

Еще один признак, как ни банально звучит, но это аромат. Аромат туалетной воды и духов. Аромат дорогих сигар или сигарилл. Аромат – это инструмент создания имиджа, это атрибут, без которого образ современного и успешного человека был бы неполным.

Восьмым признаком можно назвать речь. Успешный человек всегда говорит твердо и уверенно.

Ну, вот я и рассказала о некоторых признаках внешней успешности в данный период развития человечества. Это, конечно, далеко не полный и не всеобъемлющий перечень. Кстати, важно отметить, что успешный человек – это еще и активный человек, имеющий и ценящий свое мнение. A как думаете Вы по этому поводу?

В современном обществе слово успех звучит как волшебное и открывающее любые двери. Успешный человек – это человек, который имеет то, что он хочет иметь – это счастливый человек. Но это счастье идёт изнутри, не может случится так, что установка «вот я поменяю работу или партнёра или построю дом» даст нам ощущение счастья.

Чтобы достигать успеха и жить, осуществляя свои желания, необходимо иметь цели долгосрочные и краткосрочные, помогающие достичь её. Необходимо окружить себя успешными людьми. Но состояние успеха – это состояние души. Определение успеха является личным для каждого. Однако, большинство людей включает следующее в определение успеха:

  1. мечта жизни
  2. жить каждый день с удовольствием
  3. наличие истинного богатства; то есть, знание, что вы имеете больше, чем нуждаетесь
  4. положительно влиять на жизни других в некотором роде
  5. ощущение счастья
  6. наличие любимых с кем, разделять все это.

Как же достичь того успеха, который позволит почувствовать душевный комфорт и равновесие. В понятие успех включено всё бытиё человека, нельзя быть успешным в бизнесе и вместе с тем неудовлетворённым личной жизнью. Успех – это гармоничное развитие всех осей жизненного колеса: работа, здоровье, друзья, близкие, отдых, духовный рост, увлечения – получение удовольствия и радости от всех этих составляющих и есть успех, то есть это образ жизни.

Желание быть успешным – это естественное желание человека, как же можно прийти к состоянию успеха и счастья. Существует много теорий, написано много книг по достижению успеха, можно потеряться в море информации. Но есть несколько общих моментов, которые мы поможем вам понять и, если у вас будет желание попробовать на практике. Вот желание – это один из главных критериев достижения успеха.

Быть, делать, иметь. Если вы внутри себя удовлетворены, в своём сознании и чувствуете себя гармонично, но вы и будете делать то, чтобы поддерживать это состояние. Когда вы желаете чего-то большего и не принимаете того, что вы имеете, возникает неудовлетворение своей жизнью и энергия развития тает.

Очень важно двигаться вперёд, но принимать и уважать то, что вы имеете в данный момент.

Для достижения успеха очень важно внимание к людям, к тем, кто вас окружает и поддерживает вас в достижении цели.

Вы должны чётко представлять и видеть свою цель. Цель должна иметь положительное намерение. Сконцентрируйтесь на выгодах той цели, которую вы хотите достигнуть, а не на препятствиях, которые могут возникать при движении к ней. На определение своей цели можно потратить достаточно времени для того, чтобы она была вам настолько понятна, прописана для вас, видны все инструменты для её достижения и все препятствия, встающие на вашем пути, что то, что вы её достигнете, не вызывало у вас никакого сомнения.

При движении к своей цели важно начать, и просто двигаться шаг за шагом, не пугаясь грандиозности своих замыслов, просто встать на первую ступеньку лестницы и начать подъём.

Цель должна быть измерима, то есть, ограничена определённым сроком. Именно это позволяет отводить на достижение цели столько времени, сколько следует и это позволит вам действовать чётко и творчески. Не стоит относиться к временным рамкам как к жёстким ограничениям, если у вас изменились обстоятельства вы вправе, как хозяин своего времени изменить сроки, но не злоупотреблять постоянным передвижением времени достижения цели. Мы не можем остановить время или полностью изменить это, но мы можем использовать это в наших интересах.

Для того, чтобы стать успешным необходимо позитивное мышление. Даже просыпаясь утром и наблюдая холодное, пасмурное осеннее небо, важно заметить великолепные краски жёлтых листьев, изменения, которые дарит нам природа. И так всегда, чтобы ни случилось в жизни, всегда есть положительный момент. Положительная мысль и положительное эмоциональное отношение к ней могут надолго зарядить вас энергией, что позволит двигаться к поставленной цели. Важно чётко представлять те картины нашего будущего, в которых мы видим себя успешными. Это отличается от мечты об успехе, так как у нас уже есть чётко разработанный план, прописаны шаги, и мы осознаём и знаем, какие препятствия могут возникнуть на пути.

Есть одна вещь, которая поможет нам чувствовать себя успешными. Научиться быть счастливыми «здесь и сейчас» и желать, действовать и двигаться вперёд, используя уже имеющиеся возможности.

Какими мы хотим себя видеть, именно мы, а не окружающие нас люди – в процессе ответа на этот вопрос мы можем заново прожить нашу жизнь, начиная с детского сада и заканчивая нынешней работой. Всё ли, что мы делали в этой жизни, соответствовало нашим желаниям или большую часть мы делали, потому что «должны» и этот долг продолжаем платить. Исполняйте свои желания, включайте в свои желания окружающих, но чётко осознавайте, всё, что вы делаете и будете делать в вашей жизни вы делаете по своему желанию, а не по принуждению и тогда успех – это то, что будет сопровождать вас. Ваша успешная картина мира должна быть закреплена в вашем подсознании, для этого вам необходимо как можно чаще представлять себя успешным, причём детализировать все ключевые моменты, и вскоре эта картина успешности станет вашей повседневностью. Пробуйте сами писать свой жизненный сценарий. Представляйте главным героем не кого-то, а себя, то есть включайте себя в картину мира.

Чтобы стать успешным, необходима настойчивость и чувство ответственности. Вы берёте ответственность за свою жизнь. Постарайтесь не занижать свои желания и цели. Чем грандиознее будет ваша цель, тем захватывающе будет путешествие к ней. Вы не откроете новые земли, пока не оторвётесь от берега.

Уважайте свою индивидуальность, старайтесь создать свою формулу успеха. Иметь идеал и стремиться быть похожим на него – это замечательно, но всегда пропускайте через себя, через свои чувства, мысли и ситуации вопрос: «А как бы сделал это Он?» Многие люди хотят быть похожими на своих кумиров, подражать им теряют своё лицо, приобретая лицо своего идола. Но счастливы ли они? Если вы похожи на успешного человека, все окружающие видят в вас такового, но сами в душе вы всегда недовольны ни собой, ни своими достижениями: успешны ли вы в реальности? Состояние успеха – это состояние удовлетворения собой, своими действиями и спокойное достижение своих целей. Успех – это образ жизни, но только ваш, индивидуальный образ жизни.

Успешный человек уважает мысли, чувства и действия других людей. Это не говорит о том, что не стоит критиковать, возражать. Если вы решили, что необходима критика – критикуйте действие, а не самого человека. Учитесь искать пользу в действиях других, а не ошибки.

Запомните каждый ваш день не похож на предыдущий. Сегодня вы не такой как вчера. Если вы потерпели неудачу вчера, это не значит, что она постигнет вас сегодня и завтра. Сегодня новый день и вы лучше, чем были вчера. Сомнения и страх – плохие спутники движения к успеху; уверенность и позитивное мышление – надёжные помощники.

Если вы стремитесь к успеху, используйте свои имеющиеся знания, информационные каналы: Интернет, периодическую печать; и знания окружающих вас людей. Не бойтесь спрашивать совета и учиться у других – это только развивает.

При достижении успеха в жизни важно концентрироваться на удачах, а не на поражениях. Прежде чем устроиться на работу, приносящую финансовое и моральное удовольствие нужно пройти больше 50 собеседований и в результате, даже отказы принимать как удачу для выбора наилучшего результата.

В достижении успеха очень важно чувство благодарности. Умение благодарить других людей и признавать достижения других – возвышает. А вот постоянное сравнивание себя с другими – унижает и уничтожает индивидуальность.

Старайтесь фиксировать те шаги, которые вы предпринимаете для достижения успеха, результаты и изменения, которые происходят. Ведите колонку в своём компьютере или дневник, но старайтесь визуально видеть то, что происходит в работе над вашей целью. Начните с письменного определения цели.

Итак, подведём итог. Чтобы стать успешным следует:

  1. принимать и уважать то, что у вас есть на данный момент;
  2. важно окружать себя успешными людьми и быть внимательным к тем, кто вас окружает;
  3. необходимо ставить измеримые и достижимые цели и представлять шаги движения к ним – это один из важных критериев успеха;
  4. ориентируйтесь на свою индивидуальность;
  5. неудача, ошибка – это результат, который приближает вас к достижению цели, так же как и удача;
  6. успех – это движение, а не остановка, на которой вам надо сойти;
  7. отмечайте каждый день свои шаги к достижению цели, лучше, если вы их будете записывать;
  8. старайтесь вырабатывать у себя позитивное мышление;
  9. обучайтесь, учиться никогда не поздно;
  10. уважайте других и благодарите тех, кто помог вам словом, действием или молчанием, помогайте тем, кто помогал вам.

У нашей жизни есть свои законы, которые подвластны только чувствам, вере в справедливость и энергии разума, соблюдая эти законы, человек развивается и успех сопровождает его на протяжении всей жизни.

Удачи и любви.

Д.з. – подобрать методы и приемы, создающие «ситуацию успеха»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников на основе реализации системно – деятельностного подхода

Слайд 2

Развитие исследовательских умений как средство формирования личностных компетенций младшего школьника «Откуда берутся таланты ?» Активные методы обучения исследовательским умениям « Чем определяется успешность человека ?» Д.З. – подобрать методы и приемы, создающие «ситуацию успеха»

Слайд 3

«Важнейшим приоритетом является желание детей и родителей учиться в нормальной школе, у нормальных учителей , в нормальных условиях».

Слайд 4

« Мастером не трудно стать, трудно им оставаться»… Б ратья Стругацкие Откуда берутся таланты?

Слайд 5

Новый год

Слайд 6

Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. А между тем, все имеет свое начало.

Слайд 7

Маршрут исследования. Проблема . Тема. Цель. Задачи. Гипотеза. Эксперимент Поиск информации. Классификация данных. Выбор средств Памятка . Безопасность. Выводы. .

Слайд 8

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя… Элберт Грин Хаббард Все время проверяй себя, насколько ты тверд в благоразумии Г.Моралес

Слайд 9

мечта жизни жить каждый день с удовольствием наличие истинного богатства; то есть, знание, что вы имеете больше, чем нуждаетесь положительно влиять на жизни других в некотором роде ощущение счастья наличие любимых с кем, разделять все это.

Слайд 10

принимать и уважать то, что у вас есть на данный момент; важно окружать себя успешными людьми и быть внимательным к тем, кто вас окружает; необходимо ставить измеримые и достижимые цели и представлять шаги движения к ним – это один из важных критериев успеха; ориентируйтесь на свою индивидуальность; неудача, ошибка – это результат, который приближает вас к достижению цели, так же как и удача; успех – это движение, а не остановка, на которой вам надо сойти; отмечайте каждый день свои шаги к достижению цели, лучше, если вы их будете записывать; старайтесь вырабатывать у себя позитивное мышление; обучайтесь, учиться никогда не поздно; уважайте других и благодарите тех, кто помог вам словом, действием или молчанием, помогайте тем, кто помогал вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»

      Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...

Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...

Формирование коммуникативных УУД как средство достижения личностных результатов.

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Экономика стала очень динамичной. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войт...

Презентация опыта работы по теме «Мультимедийные технологии как средство управления деятельностью учащихся младшего школьного возраста для получения качественных образовательных результатов»

Презентация опыта работы по теме«Мультимедийные технологиикак средство управления деятельностью учащихся младшего школьного возраста для получения  качественных  образовательных результ...

ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.

ПР 5. Задания на формирование личностных результатовЗадание ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатовЗадание...


 

Комментарии

Фаловская Евгения Олеговна

Большое спасибо. Очень интересная информация.