Тематическое планирование занятий клуба «Занимательная математика»
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Ильясова Галина Викторовна

Тематическое планирование занятий клуба «Занимательная математика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativa_zanimatelnaya_matematika_1_klass.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

    

Тематическое планирование занятий клуба «Занимательная математика»

Пояснительная записка

 Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более ycпешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть: факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных  универсальных учебных действий.

Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного  поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика факультатива.

Факультатив «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности Программа предусматривает включение задач и заданий трудность определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности

 В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу- это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.

Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию  подвижной деятельности учащихся , которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др.: Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах  постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между  командами.

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе – 32 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты факультативного курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубикам «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга: и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений) работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения использовать критерии для обоснования своего суждения.

 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. 3адачи с  недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и  задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и  оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

 «Математика и Конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуаций. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

 Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вниз»,»вверх» Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→1↓,   указывающие направление движения. Проведение линии по заданному (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным  контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление  и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по oбразцу , по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения - работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный конструктор.

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник». «Строитель» и др. из электронного учебного пособия: «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др. указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции .

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Дата проведения

1.

Математика - это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха»  («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3x3 клетки).

4.09

2.

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части: с частично заданным разбиением на части: без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

11.09

3.

Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму ). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

18.09

4.

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

25.09

5.

Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части: без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

2.10

6.

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

9.10

7.

Праздник числа 10

Игры «Задумай число». «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

16.10

8.

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части: без заданного разбиения Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

23.10

9.

Игра- соревнование «Веселый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от I до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

6.11

10.

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого; два кубика). Взаимный контроль.

13.11

11.

ЛЕГО – конструкторы.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями.

20.11

12.

ЛЕГО – конструкторы.

Алгоритмы построения конструкций. Выполнение постройки по собственном} замыслу.

27.11

13.

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

4.12

14.

Математические игры

        Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

11.12

15.

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

18.12

16.

«Спичечный» конструктор

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

25.12

I7.

Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

15.01

18.

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре.

22.01

19.

Математические игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах I0», «Сложение в пределах 20»: «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

29.01

20.

Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

5.02

21.

Математическая карусель.

«Конструкторы». «Математические головоломки».

12.02

22.

Математическая карусель.

Занимательные задачи.

26.02

23.

Уголки.

Составление фигур из 4. 5. 6. 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

5.03

24.

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

12.03

25.

Конструирование фигур из деталей танграма.

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

19.03

26.

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3. 4, 5. 6. 7. а на гранях второго - числа 4, 5. 6. 7. 8 Взаимный контроль.

2.04

27.

Математическое путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий - вычитает 3, а четвертый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10-3 = 7; 7 + 2 = 9; 9-3 = 6; 6 + 5 -11

2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т.д.

9.04

28.

Математические игры.

«Волшебная палочка». «Лучший лодочник». «Гонки с зонтиками».

16.04

29.

Секреты задач.

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

23.04

30.

Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

30.04

31.

Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

7.05

32.

Математические игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»: «Вычитание в пределах 20».

21.05

                

                

Материально-техническое обеспечение

Литература для учителя

  1.  Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
  4. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
  5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  6. Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
  7. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  9. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
  10. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г
  11. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

12.Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.

13. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

  1. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001
  2. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,  Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
  3. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М., 2006.
  4. Cухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. -СПб.: Союз, 2001.
  5.  Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. - М.: ACT, 2006.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php   —   Математика. Математический мир.

    2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

Оборудование

  1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
  2. Комплекты карточек с числами: 1)0, 1,2, 3,4, ...,9(10);

2)10, 20, 30,40, ...,90; 3)100, 200,300,400, ...,900.

  1. «Математический веер» с цифрами и знаками.
  2. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
  1. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

6.Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние на одной стороне — задание, на другой — ответ.

  1. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
  2. Набор «Геометрические тела».
  1. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100» «Умножение», «Деление» и др.
  2. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

11.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, С. А. Анютина, СМ. Разуваева,

К..М. Тихомирова. - М.: ВАРСОН, 2010.

  1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова,  А.С. Анютина, СИ. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : BAPCOI 2011

                

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование занятий "Клуба юных знатоков: мыслим - творим - исследуем!"

Данное КТП составлено в соответствии с представленной программой Клуба юных знатоков....

Тематическое планирование занятий кружка "Мир занимательной математики"

Планирование содержит пояснительную записку и темы занятий кружка...

календарно-тематическое планирование по предмету занимательная математика в 4 классе общеобразовательной школы

Авторская разработка календарно-тем атическое планирование по предмету занимательная математика в 4 классе была составлена учителем начальных классов ОКУ "Санаторная школа-интернат города Калининска "...

Календарно- тематическое планирование по курсу "Занимательная математика" 3 класс

Календарно- тематическое планирование по курсу "Занимательная математика" 3класс...

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 1 класс

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 1 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу "Занимательная математика"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу "Занимательная математика"...

Календарно-тематическое планирование кружка по занимательной математике в 3 классе

Основная цель работы Развитие математического образа мышления, формирование мыслительных процессов, логического мышления и творческой деятельности,  овладение учащимися важными лог...